Музыка - персонаж басни.
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме
Урок в 5 классе рамках темы "Что было бы с литературой, если бы не было музыки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_-_personazh_basni.doc | 80 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА В V КЛАССЕ
«Что стало бы с литературой, если бы не было музыки. Музыка – герой басен»
ЦЕЛЬ:
- продолжить формирование понятий о связи музыки и литературы в на примере басни И.Крылова «Квартет».
ЗАДАЧИ:
- познакомить с творчеством и музыкой великого русского композитора А.П.Бородина, литературным жанром басни, русским баснописцем – И.А.Крыловым; Усвоить термины «квартет», «ноктюрн»
- развивать механизмы творческого мышления: воображение, фантазия, цельность восприятия, способность к открытию, развитию музыкальных способностей, чувство ритма, ладового слуха, эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.
- развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;
- воспитывать творческую личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства;
Тип урока: комбинированный
Виды деятельности:
- беседа;
- слушание музыки;
- вокальная работа;
- решение проблемных ситуаций
- выполнение творческих заданий;
- пение;
Методы обучения:
- метод музыкального обобщения;
- наглядно-слуховой;
- игровой метод;
- метод опережения и возвращения назад;
- стимулирование творческой деятельности через создание проблемной ситуации;
Оборудование: компьютер, проектор, экран, фортепиано, музыкальный центр.
Программное обеспечение: компьютерная презентация, CD записи, компьютерная программа «Музыкальные инструменты»
Музыкальный материал урока: Я. Дубравин «Всюду музыка живет», А. Бородин «Квартет» № 2 – III часть, норвежская народная песня “Волшебный смычок”, И. А. Крылов басня «Квартет», фрагменты звучания струнных инструментов из программы «Музыкальные инструменты»
Дополнительный материал: нотный пример для работы над двухголосием в песне «Волшебный смычок»
ХОД УРОКА.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
1.Вход в класс под звучание песни «Всюду музыка живет» муз. В.Суслова, сл. Я.Дубравина.
2.Музыкальное приветствие. Исполнение припева песни «Всюду музыка живет».
Учитель: Ребята, сегодняшний урок мы с вами начали с замечательной песни, которая очень хорошо объясняет нам, что же такое музыка?
II АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Учитель : Да, действительно, музыка живет вокруг нас, так же как и красота. Нужно лишь научиться слышать музыку в окружающем мире, видеть красоту рядом с нами. И жизнь заиграет яркими красками! А сегодня мы с вами продолжим работу по разучиванию этой песни, для того чтобы наше исполнение было по-настоящему красивым, и радовало всех нас и наших слушателей!
3. Вокально-хоровая работа (изображение на экране текст песни)
- Работа над певучим исполнением куплета.
- Использование пластического интонирования
- .Работа над фразировкой, повторение понятия «кульминация»
- Работа над разнохарактерностью исполнения куплета и припева.
III ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.ЗНАКОМСТВО С ЖАНРОМ БАСНИ.
4. Учитель: Всюду музыка живет! На предыдущих уроках мы с вами выяснили, как музыка живет в сказках и рассказах. А сегодня музыка приведет нас в другой литературный жанр, а название его придется отгадать вам! Прошу вас, ребята, продолжить крылатые выражения, которые вы когда-нибудь слышали или хорошо знаете:
(изображение на экране)
- Спой, светик, не …
- Ты все пела? Это дело…
- Да только воз …
- Кукушка хвалит петуха…
- Ах, Моська,…
Учитель: так как же называются литературные произведение, фразы из которых стали такими знакомыми? Кто автор этих строк?
Да, действительно. это Иван Андреевич Крылов, великий русский баснописец. Его портрет перед вами.
(изображение на экране)
Поэт М. Исаковский писал:
«Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.»
Учитель: Сегодня мы с вами послушаем одну из самых известных басен Крылова. Эта басня называется «Квартет». Квартет – ансамбль из четырех музыкантов. Квартеты бывают разных составов, например, из медных или деревянных духовых инструментов, существуют даже вокальные квартеты. Но важно, чтобы все тембры подходили друг другу. Какие же инструменты уживаются лучше всего? Ответ на этот вопрос мы найдем в басне.
(слушание басни)
Учитель: Сколько зверей в этой басне? Можно ли назвать это музыкой? На каких инструментах играли звери? (скрипки, альт, бас-виолончель)
(На экране изображение инструментов симфонического оркестра.)
Учитель: А как рассаживались горе – музыканты? Мартышка первая предложила «музыкантам» поменяться местами. Вероятно, она где-то слышала, что надо как-то по-особенному садиться. Действительно, чтобы квартет лучше звучал и музыканты хорошо слышали друг друга, надо садиться следующим образом
(на экране изображение струнного квартета)
ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ЗНАКОМСТВО С ЖАНРОМ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО КВАРТЕТА.
Учитель: (Настоящий струнный квартет обычно располагается так: первая и вторая скрипки помещаются рядом, альт напротив первой скрипки, а рядом с ним виолончель. При таком расположении инструментов и квартет звучит лучше всего, и музыканты хорошо слышат друг друга, а это очень важно для хорошего исполнения музыки).
А вот так изобразил «Квартет» Крылова творческий коллектив графиков и живописцев, который называется «Кукрыниксы». Название своей группе художники дали по первым слогам своих фамилий: КУПРИЯНОВ, КРЫЛОВ. СОКОЛОВ.
( на экране изображение рисунка )
Учитель: Почему звери изображены такими непривлекательными? Что хотели этим сказать художники? Обратите внимание, что ни один зверь не держит правильно инструмент. Почему? В чем же смысл басни?
( на экране - «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье!»)
Учитель:Кто же был настоящим музыкантом в басне? И не только соловей. Сам Крылов, великий баснописец, был очень хорошим музыкантом, и любил играть в квартете. Современники вспоминают, что обычно он брал на себя партию альта. И хотя этот инструмент нельзя назвать главным, ведущим в этом составе, все же именно Крылов часто оказывался руководителем квартета. К его чутким, верным замечаниям нельзя было не прислушаться, его тонкому музыкальному вкусу нельзя было не доверять.А ещё один замечательный композитор А. П. Бородин написал струнный квартет, который является жемчужиной русской классики.
(на экране портрет и биографические данные А.П. Бородина)
5.Для известного русского композитора и музыканта А.П. Бородина музыка не была его основной профессией. Он прославил и русскую музыку, и русскую науку, потому что был талантливым учёным-химиком. Музыка и химия нераздельно господствовали в его душе, и не покидала его даже во время лекций. Иногда на доске вместе с формулами он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий. Склонившись над научной работой, он обязательно что-нибудь напевал. А иногда, покинув лабораторию, химик превращался в музыканта, и неслись по коридору стройные и чудесные звуки его волшебной музыки.
Учитель: Прежде чем послушать музыкальное произведение, вспомним, какие инструменты входят в состав струнного квартета
( На экране изображение струнного квартета)
Учитель: Послушаем звучание скрипки и виолончели . В чём схожесть и разница этих инструментов ?
(слушание звучания скрипки и виолончели)
Мы с вами сейчас послушаем фрагмент ноктюрна
(изображение на экране: Ноктюрн (от французского – ночной) – напевная лирическая пьеса печального, мечтательного характера. Произведение, музыка которого создает образ ночи.)
Учитель: Как звучала музыка? Образ какой ночи создал композитор? Звучание, каких музыкальных инструментов вы услышали? Кто исполнял эту музыку? Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни?
Учитель: Сейчас мы еще раз послушаем замечательное звучание квартета. Вот как об этой музыке написала Галина Левашова, в своей книге «Музыка и музыканты»
«Вторая скрипка и альт сыграли вступление, и не успел ещё отзвучать и затихнуть второй аккорд, как запел глубокий, густой, как цвет чёрного бархата, голос виолончели. Медленно плывёт мелодия, полная какой-то особой, ночной красоты. Она так прекрасна, что мы забываем обо всём. В этой мелодии и тихая задумчивость. И страстность, и ночная глубина, и волнующий ночной покой. Замер, как бы растворился в ночи голос виолончели, и та же мелодия родилась в высоком, звенящем голосе скрипок. Кажется, что её окутало серебристое сияние луны, осветило призрачным голубоватым светом. Вас покорила, взяла в плен красота этой мелодии. Снова и снова она повторяется. Меняется только её сопровождение, то спокойное, то взволнованное, почти тревожное. Перекликаются голоса. Какую-то часть спела скрипка, а продолжает её виолончель. Иногда, словно робея, пробует спеть кусочек мелодии альт, и снова разливаются бархатный голос виолончели и серебристый – скрипки. Это как игра света и тени, когда облака, бегущие по ночному небу, то скрывают луну, и тогда всё погружается во мрак, то проплывают мимо, и снова серебристый холодный свет мерцает на листьях деревьев, на дорожках ночного сада. Но вот в последний раз, прощальным приветом звучат отголоски красавицы мелодии, и замирающий протяжный аккорд заканчивает одно из великих созданий А. Бородина – ноктюрн Второго концерта
Учитель: Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? Какими качествами нужно обладать, чтобы написать и исполнить такую замечательную музыку?
- Музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением, талантом.
IV ТВОРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Учитель: В руках настоящих музыкантов струнные инструменты звучит ярко, выразительно и увлекательно. И царица в этом квартете, конечно, скрипка.
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив
Его выводит … (скрипка)
Учитель: Мы с вами работали над песней, в которой скрипка – волшебный инструмент.
- Песня “Волшебный смычок”.
Учитель: Кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему?
- Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему одному. В песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища.
- Вокально-хоровая работа над норвежской народной песней «Волшебный смычок»
- Работа над интонацией
- Работа над дикцией
- Работа над двухголосием по нотному примеру
- Исполнение по ролям, по группам. Работа над выразительностью исполнения.
V. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- – Что нового вы сегодня узнали?
- Как называется жанр литературы, для которого характерна краткая форма, действующие лица – животные и птицы, высмеиваются пороки?
- Назовите фамилию великого русского баснописца -
- Коллектив, состоящий из четырёх исполнителей – это
- Назовите автора струнного квартета
- Состав струнного квартета
VI. ИТОГ УРОКА
Учитель: И в заключении нашего урока давайте подведём итог:
Какая взаимосвязь между музыкой и литературой?
Какую же роль играет музыка в литературе?
- Музыка обогащает литературу.
- Музыка часто звучит не только в стихах и сказках, но и в баснях.
- Язык слов и язык музыки помогают нам раскрывать смысл содержания произведения, а также воздействуют на ум и чувства.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подготовить примеры басен, в которых «звучит» музыка.
VIII. ОЦЕНИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ, МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОЩАНИЕ,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок музыки в 6 классе "Музыка в баснях и сказках - главное действующее лицо"
конспект урока в 6 классе "Музыка в баснях и сказках - главное действующее лицо ". Цель: научить учащихся понимать, что музыка может быть "главным действующим лицом в баснях"...
Музыка в басне
Урок музыки в 5 классе в рамках темы четверти "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?". В ходе урока учащиеся знакомятся с творчеством русского баснописца И.А.Крылова и русского композито...
Музыка в баснях И.А.Крылова
В уроке ярко прослеживается взаимодействие трёх видов искусства: литературы, музыки. изобразительного искусства...
Урок музыки в 5 классе с презентацией "Музыка в баснях И.А.Крылова"
Тема урока: Музыка в баснях И.А.Крылова.Цель урока: вместе с учащимися выяснить, каким образом музыка играет...
Урок музыки в 5 классе "Музыка и басни"
Уроки музыки в 5 классе раскрывают взаимодействие видов искусств. Отвечая на вопрос «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?», пятиклассники знакомятся с литературными произведениями о муз...
Презентация к уроку музыки "Музыка в баснях"
Презентация к уроку музыки "Музыка в баснях"...