Вокальная азбука
план-конспект занятия по музыке по теме

Емельянова Ирина Петровна

Азбука бывает разной – языковой, цифровой, электронной, а что такое «вокальная» азбука? Об этом ученики 2 класса узнали в музыкальной игре «Вокальная азбука».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vokalnaya_azbuka_otkr.zanyatie_kruzhka.docx26.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель занятия: познакомить с основами вокального искусства.

Задачи: 1. Познакомить с устройством и работой голосового аппарата (дыхательный аппарат, артикуляционный аппарат, резонаторы).

2.  Освоить вокальные упражнения для начинающих певцов.

3. Начать разучивание песни Геннадия Гладкова «Муха в бане».

                                          План занятия

1.Знакомство с правилами поведения на занятии.

2.Беседа о правилах гигиены и охраны певческого голоса.

3.Певческая позиция во время пения.

4.Знакомство с особенностями певческого дыхания, правилами дыхания во время пения. Дыхательная гимнастика Э. Чарели.

5.Знакомство с понятием артикуляция. Артикуляционный массаж В. Емельянова.

6.Знакомство с понятием резонаторы.

7.Освоение вокальных упражнений для начинающих певцов.

8.Разучивание песни Геннадия Гладкова «Муха в бане».

          

                                      Ход занятия

Слайд №1 Организационный момент: приветствие «Добрый день!», знакомство.

Ребята, сегодня мы с вами проведём открытое занятие «Вокальная азбука».

Кто из вас знает, что такое вокал?  (Ответы детей)

Слайд №2  Что такое вокал?

С итальянского языка vocale означает голосовое пение. Вокальное искусство – это мастерство владения певческим голосом. Сегодня мы с вами попытаемся сделать первые шаги в освоении вокальной азбуки. Будем учиться правильно и красиво петь.

                Правила поведения на занятии:

1.На занятии должна быть тишина, потому, что лишние звуки мешают красиво петь.

2.Чтобы спросить, или ответить на вопрос, нужно поднят

                      Беседа о значении голоса и его охране

Человек наделён от природы чудесным даром – голосом. Голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать своё отношение к различным явлениям жизни.  Голос – бесценное богатство – его надо уметь беречь и  развивать.  Что такое голос?

У нас в горле есть голосовые складки. Когда они смыкаются, возникает звук. А если не беречь голос, напрягать его громкой болтовнёй, есть мороженое после горячего чая или после долгого бегания складки воспаляются и голос становиться грубым и сиплым. Занятия пением помогают укреплять голосовые складки – связки, способствуют развитию и охране голоса. Тем, кто решил укреплять и развивать свой голос, занимаясь пением, надо запомнить следующие правила о том, как беречь голос.

                                     Как беречь голос:

1. Никогда не кричать;

2. Не пить холодную воду из под крана, особенно сразу после пения;

3. Не есть семечки (от семечек голос становится сиплым);

4. Если простыл – молчать.

(Памятку о том, как беречь голос, вы, ребята, получите в конце занятия.)

         Как правильно держать «корпус» - тело во время пения?

                                     Певческая позиция:

1. Сидеть на половинке стула, с опорой ног на полу;

2. Сидеть дальше друг от друга;

3. При пении (сидя или стоя) спина должна быть прямой, плечи опущены, подбородок опущен.

Чтобы научиться петь, нужно  правильно дышать во время пения.

             Знакомство с особенностями певческого дыхания

Слайд №3  Строение органов дыхания

   Воздух попадает во время вдоха через нос, или рот. Дальше он проходит через гортань, где находятся связки, трахею и попадают в лёгкие, которые состоят из бронхов. Лёгкие опираются на нижние рёбра.  Давайте провёдем линию от одного ребра до другого. Нащупайте нижние рёбра и проведите прямую линию, эта линия называется диафрагма – это опора певческого дыхания. Когда делаем вдох -  нижние рёбра расширяются. Получается, что воздуха  при таком дыхании поступает  больше, чем при поверхностном вдохе верхушкой лёгкого.

Диафрагмальное дыхание – это основа певческого дыхания. Эго называют ещё «брюшным», то есть  живот как бы надувается и спускается.

Поучимся правильно  дышать во время пения.

Слайд № 4  Правила певческого дыхания

  1.  Выдохнуть воздух.
  2.  Закрыть рот и вдохнуть  через нос (плечи не поднимать!).
  3.  Задержать дыхание.
  4.  Во время пения удерживать расширенное состояние грудной клетки.

Разучим упражнение, в котором закрепим правила певческого дыхания и научимся дышать носом, а выдыхать ртом, при этом следим за тем, чтобы нижние рёбра раздвигались.

                  «Наши плечи неподвижны,

                    Носом дышим еле слышно

                    Вдох – дыханье задержать

                    И спокойно выдыхать»

Сделаем упражнения на активизацию носового вдоха.    

                  

                    Дыхательная гимнастика Э.Чарели

                              Упр. №1

Погладить нос (боковые его части)

От кончика к переносице – вдох.

На выдохе – постукивать по ноздрям. (5 раз)

                                  Упр.№2

 По руке дирижёра:

Короткий вдох и длинный замедленный выдох со счётом: 1,2, 3, 4,5.

                                    Упр.№3

   Короткий вдох при раздвижении нижних рёбер (контроль движений, положить ладони рук на нижние рёбра), выдох длинный на «ш» или «с» со счётом.  Вдох и выдох делать обязательно носом.

       Сделаем  точечный массаж: массаж гайморовых пазух будем делать указательным и средним пальцем по 9 раз по часовой стрелке и против часовой стрелки, сопровождая действия звуками «гм», «дм». Это массаж для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, гриппа.

                                      Упр.№4

Энергично произносить  (п - б, п - б)

Укрепляет мышцы губ.

                                       Упр.№5

Энергично произносить (т - д, т - д)

Укрепляет мышцы языка.

Слайд № 5  Артикуляция

                                   Артикуляция  

Тот, кто хочет лучше всех петь, должен научиться открывать рот.

Активная работа рта, нижней челюсти, губ, языка, щёк в речи и в пении называется – артикуляция.

                          Правила артикуляции

  1.  Ртом резко очёркивать гласные: А- Е – И – О – У
  2.  Низко опускать челюсть: О – У
  3.  Стараться петь на улыбке: А – Е – И.

              

        

          Артикуляционная гимнастика В.Емельянова

1.Слегка прикусите зубами кончик языка (4 раза).

2.Сделайте языком круговое движение между губами. Тоже – в противоположном направлении («Чистка зубов»).

3.Достаньте  языком нёбо (4 раза).

4.Пощёлкайте языком, попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие звуки – щелчки.

5.Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загорелось».

6.Три пальца сложены вместе. Ладонь повёрнута к себе. Пальцы вставляются в рот вертикально и в этом положении произносятся гласные:

А – Э – Ы – О – У. (Цель – ощущение сильно открытого рта и произношение гласных при неподвижной челюсти).

                                Резонаторы

        

Слайд №6  Грудной резонатор

     

Положите ладонь себе на грудь и ещё раз проговорите гласные (А – Э – Ы -  О – У, как будто рот находится в груди. Вы почувствовали, что голос зазвучал громко, как у взрослых – это грудной резонатор – усилитель звука –   им мы будем петь низкие звуки, это потому что в груди находится дыхательная трубка, трахея, а в ней целый столб воздуха, и если говорить «через неё», то воздух раскачивается и усиливает звук. Споём распевку:  «Дон, дон, дон  загорелся Кошкин дом» с ощущением грудного резонатора.

   

 Слайд №7  Головной резонатор     

  

Кто из вас слышал, как лает собачка, или лягушку, громко квакающую, можно услышать за километр. Не знаете в чём секрет? У них есть усилители звука. Как называются усилители звука? Резонаторы. Они находятся в горлышке, в носу, во лбу, то есть в голове. Чтобы их включить, и собаки, и кошки приподнимают верхнюю губу и сморщивают нос, и обязательно толкают воздух низом живота. Попробуйте, как чайки спеть на «а».

У людей тоже есть головные резонаторы. Когда хорошие певцы поют, они как будто в горлышке и в носу поднимают занавеску и звук усиливается, становится звонким, светлым.

Итак, откроем хорошо рот, сделаем зевок, поднимем верхнюю губу, и толкнём животом воздух.

Споём вокальное упражнение: «Солнышко, выгляни скорей»  (соль – ми – до, соль – фа – ми – ре – до).

 

Споём  вокальное упражнение на соединение грудного и головного резонаторов:  « Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик».                                                                                                                                                                

 (До - до – соль – соль, до – до – соль – соль – 2 раза).

 

Валеологическая пауза: под музыку вальса поднимите руки вверх и медленно опустите. Повторить несколько раз.          

                  

                   Знакомство с музыкой Геннадия Гладкова

    

           Сейчас,  ребята, я вам наиграю ваши любимые мелодии, и вы попробуете ответить на мой вопрос, кто написал эту музыку?

(Звучат мелодии из м/ф «Бременские музыканты», «Приключения Маши и Вити», к/ф «Обыкновенное чудо»).

(Ученики отвечают, если затрудняются, учитель называет  фамилию композитора).

Эту музыку написал замечательный композитор Геннадий Гладков. Ему недавно исполнилось 75 лет.

Слайд №8 Композитор Геннадий Гладков

Слайд №9 Коллаж из его произведений

             

Сегодня мы с вами начнём разучивание песни Геннадия Гладкова «Муха в бане».

Слайд №10 Текст песни «Муха в бане»

  1.  Чтение текста песни.
  2.  Исполнение песни педагогом.
  3.  Беседа о содержании песни.  Какие герои в этой песне? ( Муха, таракан, пчела, муравей, кузнечики).
  4.  Оставили насекомые муху в беде? Может быть такая ситуация в мире людей? Как люди должны поступать, если нужна их помощь?

                          Разучивание песни «Муха в бане»

1.Обратить внимание на формирование первых четырёх  звуков «ре» I октавы – обязательно в грудном резонаторе. Поработать над унисоном, чистотой интонации.

2.Следующий звук «соль» уже формируется в головном резонаторе. Гласную букву «и», в слове «прилетела», собираем на верхней губе и чуть округляем, ближе к «ы».

3. На слове «попариться» - 1 слог «по» - формируем на «зевке» в головном резонаторе.

4.Следующая работа ведётся над  осознанным плавным соединением резонаторов, мелодическим рисунком и акцентами (ударениями в песне).

5.Разучиваем на этом занятии часть песни, предположительно до слов: «Ребро вывихнула…», с подключением  трещотки, треугольника.

                Подведение итогов открытого занятия

Ребята, вспомните, пожалуйста, как называлось наше занятие?

Вокальная азбука! Какие буквы мы сегодня с вами разучили в нашей необычной, вокальной азбуке? Давайте вспомним.

Д – дыхание. А – артикуляция. Р – резонаторы. Какое получилось слово? ДАР! Это три вокальных кита, три основы вокального искусства.

Умелое использование этих «китов» поможет вам научиться петь и доставлять радость пением и себе, и окружающим людям.

И в конце нашего занятия, я предлагаю вам дружно и с настроением исполнить песню Геннадия Гладкова из мультфильма «Бременские музыканты».

Слайд №11 Слова песни «Ничего на свете, лучше нету.»

Спасибо за работу! Получите памятки об охране голоса.

При ларингитах  - поражается не только слизистая оболочка, но и голосовые  складки, наблюдается их несмыкание. Простудные ларингиты быстро проходят, но не  смыкание складок после них может затянуться. Всякое заболевание  носа или глотки не проходит бесследно для гортани. Она в той или иной степени вовлекается в болезненный процесс. Острые заболевания миндалин в обыденной жизни называют ангинами. Острые и нечастые ангины быстро излечиваются и не оставляют следа. Но ангины хронические, часто повторяющиеся, или так называемые хронические и тонзиллиты, не проходят бесследно для всего организма и для гортани в частности.  При них слизистая оболочка находится почти постоянно в воспалённом состоянии, в это воспаление вовлекается и гортань. В случае  безрезультатного длительного лечения больные миндалины удаляют оперативным путём.  Очень неблагоприятны для головых складок все простудные заболевания дыхательных путей, сопровождающиеся  кашлем. Сам по себе этот симптом несерьезен. Но кашель связан с сильными выдыхательными  толчками на голосовые складки,  с их травмированием.  Поэтому даже небольшой кашель может  ухудшить звучание  голоса. А после сильного приступообразного кашля, особенно без мокроты, голос может надолго потерять свою звучность.

Рекомендации при простудных заболеваниях: как беречь голосовой аппарат от заболеваний.

-  Во время болезни пить как можно больше тёплого питья.

- Есть манную кашу на чистом молоке со сливочным маслом.

- Делать компрессы на горло: а) из смеси водки с растительным маслом; б) из медовой лепёшки; - полоскать раствором соли, соды, йода.

- Для дезинфекции полоскать раствором ромашки и шалфея.

-Обязательно по назначению врача пить отхаркивающие сиропы.

- При сильном простудном кашле хорошо делать картофельные, масляные, эвкалиптовые ингаляции, сделать раствор редьки с мёдом. Очень хорошо настоять в молоке инжир и выпить.

 Самое главное – закрыть рот и молчать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»

В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...

Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»

В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...

Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»

В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...

Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»

В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...

Вокальная импровизация на занятиях вокального ансамбля

Вокальная импровизация как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях вокального ансамбля...

Вокальная азбука

Материал является учебным пособием начинающему педагогу-вокалисту. Со времен самых древних цивиллизаций человечества людям известна целительная сила отдельных звуков и звукосочетаний , произносимых со...