Вокальная азбука
методическая разработка на тему
Материал является учебным пособием начинающему педагогу-вокалисту. Со времен самых древних цивиллизаций человечества людям известна целительная сила отдельных звуков и звукосочетаний , произносимых собственным голосом. Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиции музыкотерапии (т.е. не столько в плане их произнесения, сколько в плане их "пропевания"), то с учетом открытий современной науки в этой специфической области рекомендованна вокалотерапия. Рассмотренно четыре стадии развития детского голоса от 7 до 18 лет. Выявлены основые свойства певческого голоса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vokalnaya_azbuka.pptx | 268.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Звукотерапия Со времен самых древних цивилизаций человечества людям известна целительная сила отдельных звуков и звукосочетаний, произносимых собственным голосом. Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетание с позиции музыкотерапии (т.е. не столько в плане их произнесений, сколько в плане их « пропевания »), то с учетом открытий современной науки, рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими: гласные звуки (кроме звуков «Е» и «Ё»): «А» – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь; «И» - лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает нос»; «О» – оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем; «У» – улучшает дыхание, стимулирует и гармонизует работу почек, мочевого пузыря; «Ы» – улучшает работу головного мозга; «Э» – улучшает работу головного мозга;
Звукосочетание: «ОМ» - снижает кровеное давление; «АЙ», «ПА» – снижают боли в сердце; «АП», «АМ», «АТ», «ИТ», «УТ» – исправляют дефекты речи; «УХ», «ОХ», «АХ» - стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии. Научно доказанно целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласных звуков (возможно, кому-то для больший пользы удается даже их пропеть); «В», «Н», «М» – улучшают работу головного мозга; «К», «Щ» – лечат уши; «Х» – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание; «Ч» – улучшает дыхание; «Ц» – лечит кишечник, сердце, легкие; «М» – лечит сердечные заболевания; «Ш» - лечит печень.
Четыре стадии развития детского голоса 7-10 лет – младший домутационный возраст. Голоса мальчиков и девочек однородны и почти все являются дисконтами. Им свойственно головное резонирование , легкий фальцет при котором вибрируют только края голосовых связок. Диапазон ограничен звуками до¹- ре² (высокие), до¹-си ¹ (низкие). Наиболее удобные звуки ми¹-ля ¹. Звук очень неровен. Гласные звуки звучат пестро. Задача педагога – добиться более ровного звучания гласных звуков на протяжении небольшого диапазона. 10 – 13 лет – старший домутационный возраст. К 11-ти годам в голосах детей, особенно у мальчиков появляются признаки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки более углубленным дыханием, голос начинает звучать более плотно и насыщенно. Легкие и звонкие дисконты имеют диапазон до¹-соль ², альты звучат плотно с оттенком металла и имеют диапазон си (малой) – до². В этом возрасте в диапазоне детских голосов как и у взрослых, различают три регистра: - головной - смешанный - центральный - грудной У девочек преобладает звучание головного регистра, и явного различия в тембре сопрано и альтов не наблюдается.
Основную часть диапазона составляет центральный регистр. Диапазон голосов некоторых детей может быть шире, чем указанно выше. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственые взрослому голосу. У дисконтов исчезает полетность и подвижность. Альты звучат массивнее. 13 – 15 лет – мутационный (переходный) период. Он совпадает с периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно, у других – более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна – от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он продолжается обычно быстрее и без резких изменений голоса. В этот период очень важно услышать начало мутации и при первых ее признаках принять меры предосторожности: чаще прослушивать голоса детей и во время реагировать на все изменения голоса. Вокальные упражнения, работу над техникой рекомендуется не останавливать, учитывая особенности каждого голоса, и работая в возможностях диапазона ученика. Как показала практика, ученики не теряют технику исполнения, если занимались до мутации.
16 – 18 лет – юношеский возраст. Послемутационный период. Становление голоса взрослого человека. Важно соблюдать «санитарные» правила пения, не допускать форсированного звука, весьма осторожно расширять диапазон. Крикливое пение может нанести большой вред нежным неокрепшим связкам. Начинать развивать голос нужно постепенно с примарных звуков, обычно они находятся в середине диапазона певца, постепенно расширяя вверх и вниз, не прибегая к лишним усилиям и напряжению, осторожно и постепенно. Такой метод расширения диапазона определяют как метод концентрического развития голоса. Его основоположником был М.И.Глинка. Для определения детского голоса нужно выявить: - тембр - примарные звуки -переходные регистровые тоны - диапазон -способность выдерживать тесситуру Основные свойства певческого голоса. 1. Звуковысотный диапазон. 2.Динамический диапазон на различной высоте голоса. 3. Плавные регистровые переходы. 4. Ровность на различных гласных. 5. Степень напряжённости. 6. Вокальная позиция. 7. Качество дикции: разборчивость, осмысленность, грамматность . 8. Тембр: богатство обертонами, качество вибрато, полетность и звонкость. 9. Выразительность исполнения. Для обучения необходимо: - наличие удовлетворительных вокальных и музыкальных данных: певческий голос, музыкальный слух, память, чувство ритма, отсутствие речевых дефектов; - здоровый голосовой аппарат
Перед началом обучения педагог должен проверить: - ритм; -диапазон голоса; - музыкально-вокальные данные; - прослушать вокальное произведение (народные песни, произведение современного композитора); - прочитать стихотворение, скороговорку, прозу. Педагог развивает у ученика: - общий культурный и музыкальный уровень; - профессиональные певческие навыки; - устойчивое дыхание на опоре; - ровное звучание на протяжении всего диапазона голоса; - высокую вокальную позицию и точное интонирование; - дикционные навыки, чёткую и ясную артикуляцию; - орфоэпические навыки в разговорной и певческой речи; - выразительность исполнения. В работе над вокальным произведением необходимо: - учитывать степень вокально-музыкальной подготовки учащегося; - подбирать репертуар по степени трудности в каждом отдельном случае; - составлять концертный репертуар из произведений, пройденных с педагогом.
Краткий вокальный словарь Детский голос: вследствие малых размеров голосового аппарата сильно отличается от голоса взрослых. Общий характер детских певческих голосов (независимо от возраста детей) – мягкость, «серебристое» головное звучание, фальцетное (головное) звукообразование и ограниченность силы звука. Основными правилами работы с детскими голосами является строгое выдерживание естественного для данного возраста диапазона, мягкое, свободное от зажимов и форсировки пение, ограниченная динамика, подбор репертуара, доступного по образному содержанию и эмоциям, непродолжительность и систематичность занятий. Резонатор: в голосовом аппарате – полости, резонирующие на возникающей голосовой щели звук и предающий ему силу и тембр. Резонанс возникает при совпадении частоты собственного тона с частотой звука. У певцов различают верхний (головной) и нижний (грудной) резонаторы. Фальцет: (ит. Falsetto , ложный) – способ формирования высоких звуков, а также верхний регистр мужского певческого голоса, характеризующийся слабым звучанием и бедностью тембра (вследствие уменьшения количества обертонов). При формировании фальцета используется головное резонирование .
Вибрато: (ит. Vibrato , колебание) – периодическое изменение звука по высоте, силе и тембру. Вибрато придает голосу теплоту, льющийся характер, участвует в создании индивидуального тембра. Дискант: (лат. discantus ) – высокий детский певческий голос с диапазоном до¹-соль ². Звучание дисканта отличается чистотой, звонкостью и серебристостью. Диапазон: (греч. dia pason , через все струны) – звуковой объем голоса от самого нижнего до самого верхнего звука. При правильной методике развития голоса. Диапазон может быть увеличен как вверх, так и вниз. Регистр: (лат. registrum , список, перечень) – ряд звуков голоса, извлекаемых одним и тем же способом и однородных по тембру. В зависимости от преимущественного использования грудного или головного резонаторов, различают грудной, головной и смешанный регистры.
Альты: (лат. altus , высокий) – низкий детский голос, с диапазоном ля (соль малой) – ми². Звучание этого голоса грудное с металлическим оттенком. Альты – название партии в хоре, исполняемой низкими детскими голосами. Сопрано: (ит. Sopra , над, выше) – высокий женский голос с диапазоном до¹ - до³. Высокий детский голос (дисконт). Тесситура: самая высокая партия в хоре (ит. tessitura , ткань) – звуковысотное расположение мелодии по отношению к диапазону конкретного голоса, без учета предельно низких и высоких звуков голоса. Обертон: призвуки, расположенные выше основного тона, по которому определяется высота звука. Позиция звука: термин, употребляемый в вокальной педагогике для выражения влияния тембра на восприятие высоты звука. Различают высокую и низкую позицию.
Полетность : свойство правильно поставленного певческого голоса быть хорошо слышимым в зале. Полетность зависит от наличия в тембре голоса высокой певческой форманты, особенно хорошо воспринимаемой слухом. Форманта: группа усиленных обертонов, формирующих специфический тембр голоса. Мутация: (лат. mutatio , изменение, перемена) – переход детского голоса в голос взрослого. Орфоэпия: (греч. orthos , правильный, epos – речь) – правильное литературное произношение текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
вокальная работа в школьной вокальной студии
практический мастер-класс...
Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»
В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...
Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»
В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...
Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»
В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...
Методическое пособие для педагогов вокально-эстрадных объединений по теме «Вокальные упражнения»
В работе даются теоретические основы работы с вокалистом над вокальными упражнениями. Для педагогов не имеющих музыкального образования и опыта работы описывается методика работы над правильностью исп...
Вокальная импровизация на занятиях вокального ансамбля
Вокальная импровизация как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях вокального ансамбля...
Вокальная азбука
Азбука бывает разной – языковой, цифровой, электронной, а что такое «вокальная» азбука? Об этом ученики 2 класса узнали в музыкальной игре «Вокальная азбука»....