Механизм формирования навыка подбора мелодии на слух
методическая разработка по музыке по теме
Данный материал написан на основе личного педагогического опыта преподавателя. В нём даётся обоснование эффективности использования метода подбора на слух мелодии при обучении игре на музыкальном инструменте. Материал может быть интересен преподавателям детских Школ Искусств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_kontse_80.doc | 37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Красночикойская детская школа искусств
Методическая записка:
«Механизм формирования навыка подбора мелодии на слух»
Составитель:
Преподаватель по классу
«Деревянные духовые инструменты»
Жарихин А.В
2013год
Главная цель любого учителя-воспитание полноценной личности, развитие творческих способностей ребенка, нравственных качеств, формирование знаний, умений и навыков. В музыкальной школе перед педагогом стоит очень важная задача: воспитание юного музыканта. Не нужно понимать эту задачу буквально, т.е. весь урок зубрить пьесы, гаммы и упражнения. Этим вы добьетесь только совершенствования технических навыков. Ваша задача гораздо шире -научить ребенка слышать, воспринимать и конечно играть МУЗЫКУ! Наиболее эффективным средством для достижения этого является деятельностный подход. Это широко используемый метод в современном образовании, предполагающий, что преподаватель не дает готовых знаний, а создает условия, при которых ученик сам учится добывать их. Проще говоря, вы должны научить ребенка учиться.
В конце 80-х годов прошлого столетия в музыкальных учебных заведениях нашей страны сложился устойчивый стереотип, что подбирать на слух, аккомпанировать на слух-удел музыкантов-любителей. Настоящие же музыканты, закончившие музыкальные училища должны играть с листа. Некоторые преподаватели этих заведений строго запрещали ученикам играть на слух. В итоге многие студенты, ставшие педагогами в ДШИ, упускают из виду огромные возможности в развитии музыкального слуха и музыкальной памяти ребенка, которые дает подбор на слух. Именно с этими молодыми преподавателями мне хотелось бы поделиться своим опытом в этой области.
Умение подобрать и сыграть услышанную мелодию, это важная составляющая любого музыканта. Поэтому навык подбора на слух нужно развивать с первого класса муз. школы, не забывая при этом о чтении с листа. Представьте себе весы: на одной чаше находится умение читать с листа, на другой - умение подбирать на слух. Чаши обратно –пропорциональны, соответственно чем лучше ребенок читает с листа, тем хуже подбирает на слух, и наоборот. Постарайтесь не допустить перегибов в ту или другую сторону. Нужно привести чаши в равновесие. Для этого на уроке уделяйте внимание каждому аспекту, это целесообразно и с точки зрения здоровьесберегающих технологий, так как обеспечивает смену видов деятельности на занятии. Перейдем непосредственно к механизму формирования навыка подбора мелодии на слух. Не буду оригинален, если скажу, что двигаться нужно от простого к сложному. Например сыграйте на фортепиано сначала одну ноту, допустим ноту соль, (ребенок не должен видеть клавиатуру фортепиано) и попросите ученика найти ее на своем инструменте ( саксофон, труба, баян и т. д., педагогам духовых нужно учитывать строй инструмента), для упрощения задачи можно назвать диапазон нахождения звука, например от ре до ля. Звуки играйте в регистре удобном ученику. Избегайте слишком высоких и низких нот. Когда искомый звук найден, на этой же ноте сыграйте простой ритмический рисунок, например две восьмые, две четвертные и попросите повторить. В зависимости от музыкального уровня ученика, ритмический рисунок можно усложнить. Внимательно следите, чтобы ребенок не устал, лучше всего преподносить это в форме игры-«угадайки». Эти упражнения, продолжительностью не более 5-7 минут, необходимо включать в каждый урок, так как положительного результата можно добиться только в системе. Следующий этап - интервалы. Для начала выбирайте близкие интервалы: секунда, терция, кварта. В выборе ритмического рисунка можете дать волю фантазии. Если у ребенка возникли трудности, решайте задачу постепенно- найдите первую ноту, сыграйте ее, затем найдите следующую, исполните уже два звука и т.д. Со временем ученик должен научиться подбирать не каждую ноту, а целые фразы. После этого переходите к подбору простых мелодий, например « Во саду ли в огороде», «Как поехали два брата» и др. В будущем, для разнообразия полезно играть одну и ту же мелодию в разных тональностях…
Как видите все банально и просто, на самом деле все долго и сложно. Нужно запастись терпением и ни в коем случае не торопиться. Умение воспроизвести услышанную мелодию развивает в первую очередь музыкальный и ритмический слух, музыкальную память ( чтобы сыграть подобранную мелодию, ее нужно запомнить), ориентирование в муз.иструменте и общее восприятие музыки. Главное сделайте свои занятия интересными и полезными для учеников.
Преподаватель эстрадно-духового отделения МОУ ДОД «Красночикойская Детская Школа Искусств»
А.В. Жарихин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Развитие коммуникативной компетентности у школьников с нарушенным слухом....
Навыки подбора по слуху и импровизации концертмейстера в классе хореографии.
«Способность подбирать сопровождение, аккомпанировать по слуху предполагает наличие у концертмейстера импровизационных умений» - подчеркивает в своей статье И. Крюков...
ФИЗИОЛОГИЯ СПОРТА. Нейрофизиологические основы Энергетический обмен Механизмы формирования навыков.
ФИЗИОЛОГИЯ СПОРТА. Нейрофизиологические основы Энергетический обмен Механизмы формирования навыков....
Открытый урок "Формирование и развитие навыков подбора по слуху учащихся младших классов фортепиано"
Знакомство учащихся с основными функциями лада, различными видами аккомпанемента, подбор песен в трёх тональностях. Содействие интересу к исполнительской деятельности как способу проявления творческой...
Методическая разработка Тема: Формирование навыков игры по слуху, чтения с листа и транспонирования на уроках фортепиано.
Работа имеет следующую структуру: в первой главе дается теоретическое обоснование основам обучения игре по слуху, чтению с листа и транспонированию. Раскрывается значение тональности для произве...
Рекомендации родителям по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант программы по формированию навыка одевания носков и обуви.
Рекомендации для родителей и педагогов по формированию навыков самооблуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталосстью (интеллектуальными нарушениями)....
«Методы формирования и развития навыков подбора по слуху на начальном этапе обучения учащихся в классе фортепиано»
Доклад методы развития навыков подбора по слуху в младших классах специального фортепиано на уроках музицирования....