Внеклассное мероприятие по музыке "Веселые нотки".
материал по музыке на тему
Цель: формирование музыкальной культуры, интереса к предмету «Музыка».
Задачи: воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, умения вести себя в свободном общении, играх развитие творческих способностей, опыта музицирования, хорового исполнительства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_muzyke_5.doc | 35 КБ |
klassnyy_chas_4.doc | 56.5 КБ |
urok_1.doc | 52 КБ |
urok_2.doc | 54 КБ |
urok_3.doc | 32.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по музыке "Веселые нотки".
Цель: формирование музыкальной культуры, интереса к предмету «Музыка».
Задачи: воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, умения вести себя в свободном общении, играх развитие творческих способностей, опыта музицирования, хорового исполнительства.
Музыкальный материал:
фрагменты песен из мультфильмов:
муз. Б. Савельева, сл. А. Хайт «Неприятность эту мы переживем»;
муз. В. Шаинского, сл. М. Танич . «Если с другом вышел в путь»;
муз. А. Хайт, сл. Е. Жигалкина «Большой хоровод».
Оборудование: диски с детскими песнями, караоке детских песен, проигрыватель, магнитофон.
Оформление: выставка «Рисуем музыку», шары, плакаты.
^ Предварительная подготовка: работа с ведущими мероприятия (учащимися старших классов), младший школьный хор, изготовление плакатов, жетонов в форме разноцветных ноток и подготовка исполнительских номеров.
^ Ход мероприятия:
(Перед началом праздника в зале звучат музыкальные фонограммы, детские песни.)
Учитель:
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы вас приглашаем принять участие в нашей программе «Веселые нотки». Как вы, надеюсь, догадались по названию программы, речь пойдет о музыке.
Встречайте и приветствуйте ведущего!
Ведущий:
Здравствуйте, детвора
Нам знакомиться пора.
Правда, если вам сказать
Вы меня должны узнать.
Для порядка в карнавале
В этот зал меня позвали
Я, конечно, согласился
И немедленно явился.
Я предлагаю вам разделиться на 2 команды, 4 «а» «Скрипичный ключ» и 4»б» класс «Октава», (участники команд рассаживаются за столы).
Но я пришел не один, а со своими помощниками.
(выходит Скрипичный Ключ)
Скрипичный ключ:
Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, вы все любите музыку и знаете много песен, и, наверняка, не представляете себе веселья без веселых песен. Я – Скрипичный Ключ, самый главный в музыкальной грамоте. Никак не мог усидеть дома, узнав, что сегодня у вас музыкальный праздник.
(выходит Принцесса Октава)
Принцесса Октава:
А я, принцесса Октава, приветствую всех собравшихся здесь любителей песни и музыки. Скажите, ребята, вы любите мультфильмы? (ответы детей)
А вы представляете их без детских песенок? (ответы детей)
Мы предлагаем аукцион песен из мультфильмов.
Правила поведения во время конкурсной программы: не подсказывать, выполнять задания сообща, не выкрикивать.
^ Скрипичный ключ:
Кто называет правильно мультфильм, по услышанной песни, тот получает жетон-нотку. Ну а в конце нашего мероприятия, мы выявим победившую команду по количеству ноток.
(загадывается по 5 песен одной и другой команде)
Задания для команды «Октава»:
- Антошка (из м/ф «Веселая карусель»);
- Песенка мамонтенка (из м/ф «Мамонтенок»);
- Песня Водяного (из м/ф «Летучий корабль»);
- Песенка Крокодила Гены (из м/ф «Чебурашка»);
- Голубой вагон (из м/ф «Старуха Шапокляк»).
^ Задания для команды «Скрипичный ключ»:
Облака (из м/ф «Трям – здравствуй!»);
Если добрый ты (из м/ф «Приключения Кота Леопольда»);
Чунга-Чанга (из м/ф «Катерок»);
Улыбка (из м/ф Крошка Енот»);
Колыбельная медведицы (из м/ф «Умка»).
Ведущий:
Молодцы, ребята! А сейчас я проведу с вами викторину «Знаете ли вы?»
Я буду задавать вопросы командам, по одному вопросу каждой, а за правильные ответы вы получите жетоны.
^ Вопросы команде 4 «а» класса «Октава»:
Какие ноты растут в огороде? (фа – соль)
Сколько нужно нот, чтобы сочинить песенку? (7 нот)
Какая нота присутствует в кулинарии? Без этой ноты каша будет не вкусной? (соль)
Что такое балет?
Какой известный композитор написал балет «Щелкунчик»? (П.И. Чайковский)
^ Вопросы команде 4 «б» класса «Скрипичный ключ»:
Каким ключом не открывается дверь? (нотным)
Какой ноткой вы выражаете свое хорошее настроение, дети еще называют так куклу? (ля-ля)
Какая нота любит быть первой, а в грамматике она является или предлогом или приставкой? (нота до)
Что такое оперетта?
Какой известный композитор написал оперу «Иван Сусанин»? (М. Глинка)
Скрипичный ключ:
Молодцы! Потрудились вы на славу! Разрешаю отдохнуть!
^ Музыкальная пауза:
Выступает ученица 6 «а» класса Куличкина Татьяна. Вальс ми бемоль мажор. П. И. Чайковского из детского альбома (исполняет на фортепиано).
^ Принцесса Октава:
Как хорошо выступила Татьяна. Мне даже петь захотелось! А вам? Давайте споем. Только не просто споем, а еще и посоревнуемся! Мой конкурс называется «Споемте вместе».
^ Условия конкурса: первая команда поет куплет любой песни, вторая должна подхватить и допеть ее. Та команда, участники которой не могут вспомнить куплет песни, не получают жетона, кто остался последним, те получают жетон (ребята соревнуются и получают жетоны).
Молодцы, ребята! Как много вы песенок – то знаете. А давайте мы вместе споем песню о дружбе «Если с другом вышел в путь».
Все знаете эту песню? (исполнение песни хором)
Ведущий:
Ребята, а может, мы с вами проведем еще и танцевальный конкурс? Я думаю, никто не откажется, ведь все дети любят танцевать.
Представьте, что сейчас прозвучит мелодия В. Шаинского «Улыбка». Попробуйте придумать под эту мелодию танцевальную композицию, соответственно полученному заданию.
Получите, пожалуйста, конверты с заданием и выполните его.
(команды получают по два конвертика с заданиями)
- «Я получил двойку», «Я разбил любимую мамину вазу»;
- «Я потерял ключ от квартиры», «Мне купили футбольный мяч».
Принцесса Октава:
Молодцы! На этом конкурсная программа завершена. Пока подводятся итоги конкурсов, мы послушаем выступление младшего школьного хора с песней «Большой хоровод» муз. А. Хайт, сл. Е. Жигалкина.
Учитель:
Ребята вы все активно участвовали в конкурсах, каждый из вас старался. Много песен вы знаете, молодцы. По итогам конкурсов 1 место команде …, 2 место команде … Награждение команд грамотами.
Понравилось вам мероприятие? Для чего человеку нужна музыка? (ответы детей)
^ Скрипичный ключ:
Время пришло нам проститься,
Но мы вам хотим пожелать:
Быть здоровыми всегда,
Весело смеяться
С музыкой и песнями, друзья,
Никогда не расставаться.
^ Музыкальная пауза:
Младший школьный хор исполнит песню «Неприятность эту мы переживем» муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта.
Ведущий:
От души благодарим всех за внимание
И, прощаясь, говорим вам – до свидания
Предварительный просмотр:
Классный час
Встреча с музыкой»
Учитель: Добрый день, дорогие наши гости!
Ребята! Тема нашего классного часа сегодня «Встреча с музыкой». Мы будем учиться слушать и понимать музыку.
И начинаем мы его интеллектуальной разминкой:
o Каким термином обозначается скорость исполнения музыкального произведения? /темп/
o Какой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь? /аккордеон/
o Название какого инструмента содержит два термина «громко» и «тихо»? /фортепиано/
o Какой музыкальный инструмент назван в честь древнерусского певца-сказителя? /баян/
o Большой коллектив музыкантов, руководимый дирижёром? /оркестр/
o Назовите птицу, которую называют «певцом русских полей». /жаворонок/
o Музыкальное произведение, предназначенное для организованного движения войск, массовых шествий, ходьбы? /марш/
o Графические знаки для обозначения музыкальных звуков? /ноты/
o Как называется соловьиная песня? /трель/
o Каким музыкальным инструментом владел Садко? /гусли/
o Самый большой духовой музыкальный инструмент? /орган/
o Как называют модную песенку, хит, «гвоздь» сезона? /шлягер/
o Как называется дирижёр, который руководит хором? /хормейстер/
o Какой европейский город считают родиной вальса? /Вена/
o С именем какого эстрадного певца связана жизнь популярной песни Д. Тухманова «День Победы»? /Лев Лещенко/
o Писатель Э. Успенский придумал крокодила Гену, а кто из композиторов «научил» этого персонажа петь? /В. Шаинский/
o Как называют музыканта-исполнителя, в совершенстве владеющего техникой своего инструмента? /виртуоз/
Итак…
Тихо, тихо сядем рядом,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Пляшут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
В даль бегут степные тропки
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит
И ведёт нас за собой.
/Звучит «Мелодия» из к/ф «Профессионал»/
Что заставляет душу поэта танцевать? Музыка. Что заставляет художника рисовать прекрасные картины, музыканта петь прекрасные песни? Вдохновение, которое даёт красота. Подобно тому что мы зовём музыкой в повседневной жизни, для многих архитектура – это музыка, садоводство – это музыка, фермерство – это музыка, рисование – это музыка, поэзия – это музыка. Во всех занятиях жизни, где красота является вдохновением, существует музыка.
Но среди различных искусств музыкальное искусство считается особо божественным, потому что оно является в миниатюре точной копией закона, действующего во всей вселенной. Например, если мы будем изучать себя, то обнаружим, что удары пульса и сердца, вдохи выдохи дыхания, - всё это работает в ритме. Жизнь зависит от ритмической работы всего тела. Дыхание проявляется как голос, как слово, как звук; и этот звук постоянно слышим, звук вовне и звук внутри нас самих. Это музыка. Музыка вдохновляет не только душу великого музыканта, но и каждое дитя, которое как только приходит в мир, начинает двигать своими маленькими ручками в ритме музыки. Поэтому не будет преувеличением сказать, что музыка есть язык красоты.
Ученик 1: Что тоньше слов с душою говорит?
Что так ласкает и тревожит сердце?
Конечно, музыка – её эфирный мир
Вдруг приоткроет двери…
Найти гармонию в трущобах наших душ
Ни дьяволу, ни Богу неизвестных,
Дано лишь музыке – её живой мотив
Растопит льды, разбудит в душах нежность.
И тот, кто музыку, как логарифм
Слагает, как завистливый Сальери,
Увы, не сможет полной жизни дать,
Его мелодия не станет вечной…
Она рождается, как утренний туман
У рек глубоких, полных жизни,
Она живёт, как бог, и тут, и там,
Её запишет тот, кто сердцем слышит!
Учитель: Говорить и петь древние люди начали одновременно. Потом они научились извлекать звуки из различных предметов. Появились первые, очень примитивные музыкальные инструменты.
Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку.
А слышали ли вы когда-нибудь музыку дождя, музыку ветра, музыку птичьих голосов? Музыка живёт повсюду, проявляясь в разных звуках.
Ученик 2: Ветер чуть слышно поёт,
Липа вздыхает у сада…
Чуткая музыка всюду живёт –
В шелесте трав,
В шуме дубрав
Только прислушаться надо.
Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода –
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа!
Тихие слёзы свои
Ива роняет у брода…
Трелью приветствуют ночь соловьи.
Звоном ветвей,
Песней дождей
Мир наполняет природа.
Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живёт, -
Только прислушаться надо.
Учитель: Чтобы понять и полюбить музыку, надо, прежде всего, научиться её слушать. Музыка сходна с интонацией человеческого голоса, человеческой речи. А интонацией голоса мы передаём состояние своей души, свои чувства и переживания. Даже не понимая слов, по одной только интонации речи, а также по её громкости и темпу мы можем определить, с чем к нам обращаются: с радостью или печалью, приказом или просьбой и т.д.
Так же и в музыке. «Музыка – это область чувств и настроений. Это в звуках выраженная жизнь души», - такое точное определение дал ей композитор А. Серов.
В музыке можно выразить все человеческие чувства: восторг и отчаяние, тихую радость и бурное ликование, торжество и разочарование, тревогу и надежду. «Стенографией чувств» назвал музыку Л. Толстой «От сердца – к сердцу» - сказал о ней Л. Бетховен.
Ученик 3: Из пут пространства узкого
Обыденных невзгод
Людей уносит музыка
В дерзающий полёт.
И звёзд немых сияние,
И грозный гром войны,
И с морем рек сияние,
И смутный шум весны –
Всё, всё она торопиться
В себе сроднить с людьми –
То бурей в сердце бросится,
То паузой томит,
То молниями вспенится,
Греметь заставит медь,
То арф и скрипок пленница
Ручьём начнёт звенеть.
Ища в мгновеньях вечности,
Из звуков строит свод
И самым человеческим
Нам голосом поёт.
Учитель : Научиться слушать и понимать серьёзную музыку сложно. Это процесс творческий, требующий от человека напряжения всех душевных сил.
«Музыка – могучий источник мысли».
Ученик 4: Я никогда не понимал
Искусства музыки священной
А нынче слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный.
Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносят из забвенья.
Под звуки прошлое встаёт,
И близким кажется, и ясным
То для меня мечта поёт,
И веет таинством прекрасным.
Ученик 5: Вот музыка та, под которую
Мне хочется плакать и петь
Возьмите себе оратории
И дробь барабанов, и медь.
Возьмите себе их в союзники
Легко, до скончания дней,
Меня же оставьте с музыкой,
Мы будем беседовать с ней.
Учитель : - Кто сочиняет музыку?
- Каких композиторов вы знаете?
- Как музыка приходит к нам?
- Кто исполняет музыку?
- Какие музыкальные инструменты вы знаете?
У каждого народа есть своя музыка. Музыка нашей Родины неповторима. «В ней наше славное прошлое и достойное настоящее, седая старина и современность. Русская музыка так много говорит сердцу каждого из нас потому, что в ней живёт душа народа».
/Звучит песня А. Морозова на стихи А. Поперечного «Малиновый звон»/
Ученик 6: Ты откуда, русская,
Появилась музыка?
Зародилась в поле чистом?
То ли в лесе мглистом?
В радости ли, в боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьём ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Пролетели утки.
Уронили дудки.
Пролетели гуси.
Уронили гусли.
Их порою вешнею
Нашли – не удивились.
Ну а песня?
С песней на Руси родились.
/звучит Концерт для фортепиано с оркестром №1 П.И. Чайковского/
Учитель : А сейчас вспомним величайшего русского композитора Петра Ильича Чайковского. Пожалуй нет ни одного композитора, который бы работал в стольких музыкальных жанрах, как он. Чайковский писал симфонии, оперы, балеты, симфонические поэмы, инструментальную музыку, вокальные произведения и др. он оставил огромное музыкальное наследие.
Яков Полонский посвятил Чайковскому стихотворение «Музыка».
Ученик 7: И плывут, и растут эти чудные звуки
Захватила меня их волна…
Поднялась, подняла, и неведомой муки и блаженства полна…
Их божественный лик на мгновенье
Неуловимой сверкнув красотой
Всплыл, как живое виденье,
Над этой воздушной, кристальной волной.
И отразился,
И покачнулся,
Не то улыбнулся
Не то прослезился…
Учитель : Имя этого русого композитора знакомо прежде всего по замечательным произведениям для фортепиано.
Сергей Васильевич Рахманинов очень любил свою Родину, русскую природу.
/Звучит Прелюдия до-диез минор С.В. Рахманинова/
Ученик 8: Мелодия возникла и пропала.
И вновь возникла,
И опять пропала,
Как будто из далёкого далёка
Её волнами доносили ветры.
Наверно,
Можно было бы заметить
Как ясный звук
Легко рождался в сердце
Потом бежал по нервам
К чутким пальцам,
А пальцы плавно клавишей касались,
Послушным струнам звук передавали.
И вот она, мелодия живая
Восстала страстно из небытия.
Учитель : Как самые большие реки начинаются с истока, так западноевропейская музыка начиналась с Иоганна Себастьяна Баха. Его творчество открыло дорогу великим классикам: Гайдну, Моцарту, Бетховену. Поэтому имя его близко и дорого истинным любителям музыки.
/Звучит Прелюдия и фуга ре мажор И.С. Баха/
Ученик 9: Я знаю – ты музыкой стала
Когда мне бывает невмочь
Лишь музыки острое жало
Пусть больно – но может помочь.
Приникнет, пронзит дерзновенно
Тоски застаревший комок,
И рану омоет мгновенно
Мелодии светлый поток.
Я знаю – ты музыкой стала
Невидимой, властной волной,
Она от земного причала
Меня увлекает с собой.
И чёрная немочь не душит,
И снова как в прежние дни
Врачует подбитую душу
Поющие руки твои.
Учитель : Музыкальных инструментов существует великое множество. Это и духовые – медные и деревянные, и смычковые – скрипки, виолончели, и клавишные, и ударные и др.
Королём музыкальных инструментов называют орган. Когда играет орган, у слушателя возникает ощущение, что мощь его звучания раздвигает стены просторных залов и музыка звучит откуда-то издалека, извне.
Ученик 10: Из вечности музыка вдруг раздалась,
И в бесконечность она полилась,
И хаос она на пути захватила, -
И в бездне, как вихрь, закружились светила:
Певучей струной каждый луч их дрожит,
И жизнь, пробуждённая этою дрожью,
Лишь только тому и не кажется ложью
Кто слышит порой эту музыку Божью
Кто разумом светел, в ком сердце горит.
Учитель : Инструменты могут звучать и отдельно, и в дуэте, и в квартете, и наконец, все вместе в оркестре.
Существуют оркестры духовые, симфонические, оркестры народной музыки.
Играть в ансамбле не только интересно, но и трудно. Нужно думать, представлять, чувствовать одинаково. Ведь «ансамбль» в переводе с французского означает «вместе».
Ну вот мы и подошли к кульминации нашей встречи. Сейчас для вас играет лауреат фестиваля-конкурса «Частушка Белогорья» (2002 г.), лауреат областного конкурса «Василёк» (2006 г.), дипломант международного конкурса «Гармония» (2007 г.), постоянный участник и победитель зональных конкурсов – ансамбль русских народных инструментов «Родничок» Ездоченской детской школы искусств.
И вы сами убедитесь, как хорошо музыканты понимают друг друга. А руководит ими дирижёр, преподаватель школы Наталья Георгиевна Яковлева, ведущая за собой музыкантов как капитан ведёт своё судно в бескрайнем океане, через бури и штормы, мимо коралловых рифов, минуя острова и материки.
1. В. Завальный «Интермеццо» - исполняет ансамбль «Родничок».
2. Е. Дербенко «Зимнее интермеццо» - солистка Наталья Сигарёва, аккомпанирует Ольга Притулина
3. Тарануха «Хороводная фантазия» - исполняет дуэт аккордеонистов Евгений Сомов, Алексей Гореленко.
4. Е. Дербенко «Озорная кадриль» исполняет дуэт аккордеонистов Евгений Сомов, Алексей Гореленко.
5. Тарануха «Очи чёрные» исполняет ансамбль р.н.и. «Родничок»
Растаяли в тишине последние звуки прекрасной мелодии…
Какая музыка была!
Какая музыка звучала…
Она совсем не поучала,
А лишь тихонечко звала.
Подошло к концу наше свидание с музыкой. Сегодня я хотела показать вам, светлую тропинку в мир прекрасного. Этот мир безбрежен как океан.
Впереди у вас целая жизнь. Будьте пытливы, настойчивы, любознательны. Сохраните в своих сердцах любовь к музыке, и она откроет вам свои тайны.
Всего вам доброго, дорогие друзья!
Предварительный просмотр:
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве
композиторов
СОДЕРЖАНИЕ темы: Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)
Цель: продолжить знакомство учащихся с эмоционально-образным строем русской песни.
Задачи:
· знакомство с музыкальными образами народных песен и произведениями изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов;
- формировать умение давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями;
- развивать музыкальное мышление, навыки творческого анализа музыкального произведения.
Музыкальный материал:
• народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»;
• хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;
·хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.
Оборудование: магнитофон, CDдиск, портреты М. Мусоргского, М. Глинки, раздаточный материал: текст народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно».
ХОД УРОКА
1 этап: организационный момент
Здравствуйте, ребята. Эпиграфом нашему уроку сегодня будут слова великого Александра Сергеевича Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила»:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…
Обратите внимание не тему урока: «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов» (написана на доске).
- Как вы понимаете слово ФОЛЬКЛОР?
Фолькло́р — народное творчество, чаще всего именно устное;
2 этап: повторение пройденного материала
ФОЛЬКЛОР делится на две группы — обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся:
· календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),
· семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания),
· окказиональный фольклор (песни, заговоры, исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю — например, засухи, мора скота).
Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие.
Обряды, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования.
Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)
3 этап: изучение нового материала
Из ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси
С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.
На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.
Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.
СЛУШАНИЕ: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж. Бичевской.
- Какое настроение создаёт эта песня?
- Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери)
Рассмотрим мелодический рисунок в нотах. (нотная запись мелодии на доске) Что вы видите?
Тема дочери | Тема матери | ||
взволнованное обращение дочери построено на повторяющихся нисходящих и вновь взлетающих интонациях, которые не получают завершения | Смятение, тревога, переживание, драматический накал чувств | Успокаивающие ответы матери построены на неторопливой, постепенно спускающейся мелодии, которая приводит к устою (устойчивому звучанию в тонике) | Покорность, смирение с безвыходной ситуацией |
Песня звучит напряжённо, в миноре |
- Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена?
Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников.
Рассмотрим некоторые их них.
СЛАЙД-шоу или репродукции картин: «Приготовление невесты к венцу» В. Феклистова, «Перед венцом» Фирса Журавлёва, «Сватовство майора» Павла Федотова, «Портрет молодой женщины в сарафане» П. Барбье.
- Что вы видите на этих картинах?
- Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность свой доле)
- Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?
Запишем текст песни в тетрадь и попробуем исполнить её в лицах.
ПЕНИЕ: народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»
Матушка, что во поле пыльно?
Русская народная песня
- Матушка, матушка, что во поле пыльно?
Сударыня матушка, что во поле пыльно?
- Дитятко милое, кони разыгралися.
- Матушка, матушка, на двор гости едут,
Сударыня матушка, на двор гости едут!..
- Дитятко милое, я тебя не выдам!
- Матушка, матушка, на крылечко идут,
Сударыня матушка, на крылечко идут!..
- Дитятко милое, не бойсь, не пужайся...
- Матушка, матушка, в нову горницу идут,
Сударыня матушка, в нову горницу идут!..
- Дитятко милое, я тебя не выдам!
- Матушка, матушка, за столы садятся,
Сударыня матушка, за столы садятся!
- Дитятко милое, не бойсь, не пужайся!
- Матушка, матушка, образа снимают,
Сударыня матушка... Меня благословляют...
- Дитятко милое, господь с тобою!
Сцены свадьбы в операх русских композиторов.
Свадебные хоры из опер, воссоздают народный обряд. Сегодня мы познакомимся с лирическим образом и образом величальной заздравной песни.
СЛУШАНИЕ: хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;
СЛУШАНИЕ: хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.
Сравнительный анализ этих музыкальных фрагментов запишем в таблицу.
ЛИРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ | ВЕЛИЧАЛЬНАЯ ПЕСНЯ жанр обрядового фольклора. В них прославлялись как отдельные лица, так и коллектив. |
Опера «Иван Сусанин» М. Глинки | Опера «Хованщина» М. Мусоргского |
Хор ДЕВУШЕК «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» | Хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» |
Музыка М. Глинки в духе народной песни | Народная песня, включённая в оперу |
ВЫВОД: обращение к народному творчеству помогает слушателю почувствовать национальную принадлежность музыки.
4 этап: домашнее задание
Записать в тетрадь текст русской народной песни, нарисовать к ней иллюстрацию.
5 этап: подведение итогов урока
Светлые свадебные эпизоды, воспроизведённые во многих русских операх, являются драматургически значимыми моментами в развитии действия оперы. Опера – это не отдельные номера, не концерт в костюмах, а художественно воссозданная драма жизни.
На сегодняшнем уроке мы познакомились с народной песней «Матушка…» в обработке Михаила Матвеева, народной песней «Плывёт, плывёт лебёдушка», включённой в оперу «Хованщина» Модеста Мусоргского и мелодией в народном стиле «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» Михаила Глинки.
- Существует интонационная общность этих произведений?
ВЫВОД должны сформулировать ученики: существует родственное внимание к миру, оценке всего происходящего и выражения отношения к жизни.
Спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
«Русские народные музыкальные инструменты»
Цель урока: ввести детей в мир народных музыкальных инструментов, показать их самобытность и место в жизни русского человека, познакомить с приёмами исполнительского развития в народной музыке.
Задачи:
Обучающие
1. Учить различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия.
2. Обучать навыкам исполнения музыки по несложным оркестровым партитурам используя музыкальные инструменты (ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ, ТРЕЩОТКА, РУБЕЛЬ ) .
3. Откликаться на изменение характера музыки и средств музыкальной выразительности различными приёмами игры на музыкальных инструментах.
Развивающие
1. Развивать у детей тембровый и ритмический слух, исполнительское мастерство.
2.Развивать у обучающихся второклассников осознание значимости коллективного исполнения музыки, при этом, не умаляя значения личного вклада каждого исполнителя.
3. Развивать их логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально (музыкальное лото-загадка).
Воспитательные
1.Через народное устное творчество (сказку), формировать интерес к русской музыкальной культуре.
2. Воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.
Тип урока: объяснение нового материала.
Форма урока: урок-сказка.
Используемые методы: частично - поисковый метод, метод соучастия, арттерапевтический метод (сказкатерапия).
Педагогическая технология: ИКТ.
Примечание:
урок сопровождает презентация, выполненная учителем музыки в формате
Power Point.
Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование с проектором, музыкальный центр, музыкальные шумовые инструменты (деревянные ложки, трещотка, рубель, рожок), музыкальное лото-загадка(4 комплекта).
Новые понятия: оркестр русских народных инструментов, оркестровая партитура, вариация.
Этапы урока:
1. Организационный.
Вход детей в класс под песню «Сказка» муз. А.Короткова
сл. С. Ламзина
2. Актуализация знаний.
Учитель:
Дорогие ребята! В начале нашего урока вы услышали песенку. Куда она нас с вами приглашает?
Ответы детей:…………………………………………………………………..
Учитель: Правильно! Нас приглашают в сказку, и сегодняшний урок мы проведём вместе с ней.
С древнейших времён люди любили рассказывать друг другу сказки. У каждого народа мира есть свои любимые сказочные герои, это - добрые и злые волшебники, прекрасные принцессы и храбрые принцы. Любят сказку за то, что в ней происходят всевозможные чудеса. Только в сказке простой паренёк может стать Иваном-царевичем, а Василиса Прекрасная - превратиться в лягушку. Я думаю что вы, дорогие ребята, любите и хорошо знаете русские народные сказки и их героев. Назовите, пожалуйста, известные вам русские народные сказки.
Ответы детей (дети называют названия народных сказок)…………………………………………………………………….
Слайд№1
Учитель: А вот сказку которую я вам сегодня хочу рассказать, вы не найдёте ни в одной книге сказок. Потому что, придумала её для вас я сама. И называется она так: «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами». Эта сказка поможет нам в изучении темы нашего урока: «Русские народные музыкальные инструменты».
На нашем уроке вы не только услышите сказку, но и познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а также научитесь играть на них.
3.Объяснение нового материала.
Слайд№2
Примечание:
учитель, рассказывает, ученикам сказку сопровождая свой рассказ показом презентации.
Учитель: Давно это было. Жили - поживали себе в небольшой деревушке в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.
Слайд№3
Учитель: Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе до поры до времени.
Примечание: во время рассказа учитель показывает эти музыкальные шумовые инструменты и знакомит обучающихся с их тембрами (голосами).
Учитель: Однажды в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.
Слайд№4
Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.
Примечание: этот слайд, сопровождает, музыкальное сопровождение - р.н.п. «И шли, вышли веселые», в исполнении фольклорного ансамбля «Скоморошина».
Слай№5
Учитель: В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли и балалайка.
Примечание: краткий рассказ учителя об этих народных инструментах.
Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.
Учитель: Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.
Слайд№6
Примечание: в этом слайде должно звучать музыкальное сопровождение – тембр балалайки.
«Весело живётся», - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».
«А мы, никогда дальше своей деревни не бывали», - отозвались трещотка и рубель.
Слайд№7
Примечание: в этом слайде тоже желательно использовать тембр гуслей.
Учитель: Тут в разговор вступили гусли. «За песни да за пляски весёлые любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы, своей музыкой, людям радость приносим!». «Ой!», - воскликнул рожок. «Как бы и нам, хотелось тоже всем людям радость приносить». «Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе, у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - пропели гусли и балалайка. Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.
Слайд№8
С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов.
Слайд№9
Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.
А вы, ребята, хотели бы услышать голоса музыкальных инструментов в оркестре?
Ответы детей……………………………………………………………………….
Слайд№10
Примечание: этот слайд сопровождает р.н.п. «Светит месяц» в исполнении народного оркестра. Учитель кратко рассказывает о составе народного оркестра, акцентирует внимание детей на звучании голосов музыкальных инструментов.
Учитель: А сказка наша продолжается. Не сразу научились музыкальным премудростям в оркестре рубель, ложки, трещотка. Узнали они, что все инструменты разговаривают между собой на особом языке. А называется тот язык – оркестровая партитура.
Слайд№11
Если, музыкальный инструмент не научится разговаривать и понимать этот язык, то музыка не получится красивой и ладной. Мы можем с вами сами в этом убедиться! Для этого, мне нужно несколько «музыкантов».
Примечание: учитель вызывает трех учеников и раздаёт им музыкальные инструменты: ложки, трещотку и рубель.
Учитель: Попробуйте поиграть на своих инструментах. Прислушайтесь, как звучат их голоса. (Дети играют сначала по одному на инструменте, затем все одновременно)
Учитель: У каждого инструмента в оркестре своя мелодия. Если музыкант будет играть по оркестровой партитуре свою мелодию точно, то он не будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие. Посмотрите, как выглядит партитура в записи.
Слайд№12
Примечание: учитель поясняет ученикам особенности записи музыки в партитуре на примере р.н.п. «Светит месяц». Разучивает с ребятами ритмический аккомпанемент: сначала отдельно с каждым « музыкантом», а затем, со всеми вместе.
4. Игра на музыкальных шумовых инструментах по ритмической партитуре.
Примечание: используется запись р.н.п. «Светит месяц» в исполнении певицы Лидии Руслановой и оркестра русских народных инструментов.
В исполнении музыки участвуют ученики, играющие на бубне, деревянных ложках, рубеле.
Учитель: Музыканты - народ творческий. Каждый раз, исполняя музыкальную мелодию, они старались немного изменить её, добавив в неё новые музыкальные краски. Для этого они использовали голоса ранее не звучавших инструментов, изменяли ритмическое сопровождение мелодии, исполняли её в разных регистрах.
Давайте и мы, попробуем исполнить нашу мелодию ещё раз, но по-другому, внеся в неё изменения.
Слайд №13
Учитель: Такое повторное исполнение мелодии с изменениями в музыке, называется - вариацией.
Учитель: Ребята, кому в нашем «классном оркестре» не хватило музыкальных инструментов, поддержите, пожалуйста, мелодию песни хлопками в ладоши. Мне кажется, что это, украсит нашу партитуру и сделает повторное исполнение музыки, т.е. нашу вариацию, ещё интересней. А ещё, такое исполнение придаст мелодии песни дополнительное развитие.
Примечание:
р.н.п. « Светит месяц» исполняется ещё раз с изменениями.
Добавляются «музыканты» из числа детей, изменяются ритмические партии в добавленных инструментах (трещотке и тамбурине), а ритмический рисунок мелодии песни прохлопывают ладошками учащиеся, сидящие за партами в классе.
5.Рефлексия. Закрепление полученных знаний.
Учитель: Ребята! Вы сегодня познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека, услышали их голоса, научились играть на них с использованием оркестровой партитуры. А теперь, я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых мы с вами говорили на уроке. Сделать это нам поможет музыкальное лото-загадка. На ваших партах лежит набор картинок-карточек и игровое поле. В окошках игрового поля вписаны загадки о русских музыкальных инструментах. Ваша задача правильно подобрать загадку к картинке – карточке. А потом, мы все вместе проверим, что у вас получилось.
Примечание:
идёт работа в мини- группах по 5 человек. После того как дети выполнят задание, учитель озвучивает загадки о музыкальных инструментах. Дети устно дают ответы, а потом проверяют правильность расположения карточек на своём игровом поле. Сравнивая его с изображением на слайде№18.
6.Заключительный этап.
Учитель: Ну что, проверим ваши ответы? Посмотрите на правильное расположение картинок – карточек в нашем музыкальном лото.
Слайд18.
Учитель: Наш сказочный урок подошёл к своему завершению. Сказка сегодня была весь урок с нами. Она рассказывала нам об оркестре русских народных музыкальных инструментов, учила понимать особый язык музыкальных инструментов – оркестровую партитуру. Сказка помогла вам исполнять музыку по-разному,
с вариациями, т.е. каждый раз добавляя нечто новое в её звучание.
С помощью сказки вы научились слушать и понимать музыку, быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу, и мне кажется, что мы должны сказать сказке сегодня «спасибо» за то, что она нас многому научила. А что может быть лучше, чем песня о сказке в вашем исполнении?
Исполняется песня «Сказка» на слова С. Ламзина и музыку А.Короткова.
Работа над песней:
1.повторение текста припева ;
2. интонирование мелодии припева со словами и исполнение песни в ансамбле с учителем.
Запев исполняет учитель, а припев – ученики.
Учитель: Наш урок окончен. До новых встреч со сказкой.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 1
«Сказка»
Слова Сергея Ламзина Музыка Александра Короткова
1 куплет
Я хозяйка волшебной страны,
Где веселые сказки живут.
Они ночью приходят к вам в сны,
С нетерпеньем ребята их ждут.
Припев. Сказка чудо совершает,
Сказка людям помогает.
Сказка! С нею мир добрее.
Приглашаю в сказку всех скорее!
2 куплет
Здесь волшебная лампа горит,
И летает ковер-самолет,
Под сосною сидит Айболит
И жар-птица принцессе поет.
Припев. Сказка чудо совершает,
Сказка людям помогает.
Сказка! С нею мир добрее.
Приглашаю в сказку всех скорее.
Приложение 2
|
|
|
|
|
|
|
|
Предварительный просмотр:
«Музыка в сказках Пушкина»
Цель: Сформировать представление учащихся о значениях сказок Пушкина в творчестве русских композиторов.
Задачи:
1.Воспитать любовь и интерес к Родине через творчество русских композиторов, поэтов.
2.Закрепить и углубить литературные образы созданные в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкиным и в опере Н. А. Римским-Корсаковым.
3.а) Развить умение слушать, размышлять о музыке, сравнить, сопоставлять, обобщать.
б) Развить вокально-хоровые навыки.
в) Развивать фантазию, мышление детей путём синтеза искусств (музыки, поэзии и изобразительного искусства)
Музыкальный материал:
1. «Зимний вечер» - русская народная песня.
2. Оркестровое вступление ко 2 д. Оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане ».
3. Симфоническая картина «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова.
4. «Чудо сказки» музыка В. Голикова .
Наглядно-методические пособия:
1.Портреты А. С. Пушкина.
2.Картинки с изображением музыкальных инструментов.
3.Портрет Н. А. Римского-Корсакова.
4.Репродукции картин М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» И. Билибина.
5.Текст «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
У.-Ребята, давайте вспомним о А.С. Пушкине, его няне, Арине Родионовне, с которой у него были искренние и душевные отношения. Пушкин крепко любил свою няню и написал несколько стихотворений, обращённых к ней.
У.-Вспомните произведения, посвящённые няне.
Д.-ответы детей
У.- На стихотворение «Зимний вечер»был написан романс М. Яковлевым и русская народная песня, давайте ее послушаем.
Слушание русской народной песни «Зимний вечер».
У.-Арина Радионовна пела Пушкину песни, рассказывала сказки. Она была великой сказочницей. Пушкин с её слов записывал сказки, которые потом переложил в стихи. Народную сказку «О царе Салтане» Пушкин впервые услышал от няни в годы Михайловской ссылки. И в одном из писем поэт пишет: «Что за прелесть эти сказки! - Каждая есть поэма!». И сегодняшний наш урок будет посвящён сказке А.С. Пушкина, получившей вторую жизнь в музыке.
Сказки всегда начинались одинаково. «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили-были…».
У.-А как начинаются музыкальные сказки?
Д.-Таинственно, завораживающе, торжественно.
У.-Многие сказки Пушкина получили вторую жизнь в музыке русских композиторов М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова. В 1899 году Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане». Это был год столетнего юбилея со дня рождения великого русского поэта.
У.-Сейчас мы с вами услышим, как могут начинаться музыкальные сказки-оперы.
Звучит Праздничная фанфара.
У.-Чем же открывается опера? сказка?
Д.-Опера-сказка открывается праздничными фанфарами.
У.-А какой инструмент исполнял фанфары?
Д.-Труба со своим звонким голосом.
У.-А как вы считаете, почему этот инструмент использует композитор.
Д.-Потому, что у трубы призывное звучание.
У.-Труба со своим звонким голосом, как будто призывает: «Слушайте и смотрите! Сказка начинается». Так в старину перед началом ярмарочных представлений скоморохи кричали, зазывали, привлекали народ к своим балаганам.
Сейчас мы с вами будем слушать вступление ко 2 д. оперы, а вы внимательно следитеза развитием музыки и поэтического текста.
Слушание оркестрового вступления ко 2 д. оперы.
У.-Что объединяет литературный текст и музыку?
Д.-Картина морской стихии.
У.-Что изобразила музыка?
Д.-Музыка изображает движение волн, блеск звёзд на небе, плывущую по волнам бочку, плач царицы.
У.-А какие инструменты подчёркивают изобразительность музыкальных образов. Д.-звучание струнных и деревянных духовных инструментов.
У.-А если бы вы были художниками, какую бы вы картину нарисовали?
Д.-ответы ребят
У.-Не только композиторы обращались к сказочным сюжетам, но и художники создавали свои живописные полотна к произведениям А.С. Пушкин. Посмотрите, как с помощью красок художник И. Билибин создал образ бушующего моря.
Созвучна ли она с музыкой?
Д.-Да.
У.-В каждой сказке есть чудеса, а в сказке Пушкина их целых три. Назовите их, прочитайте отрывки из сказки.
Д.-Чудо первое-белочка, второе - тридцать три богатыря, чудо третье-царевна-Лебедь. (Дети зачитывают отрывки из сказки).
У.-Последней картине оперы предшествует симфоническое вступление, которое композитор назвал «Три чуда». И у каждого чуда есть своя музыкальная тема - яркая картина, только написанная не красками, а звуками.
Послушайте, как Римский-Корсаков изображает «Три чуда».
Слушание симфонической картины «Три чуда»
При разборе обратить внимание детей как композитор использует в музыке изобразительные моменты отображающие каждое чудо.
«Во саду ли, в огороде»-можно использовать игру на музыкальных инструментах.
Микрообобщение
Исполнение песни «Чудо сказки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Веселые нотки" - сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1 класса.
Подробный сценарий внеклассного мероприятия "Веселые нотки" для учащихся 1 класса. Выполнила: Корчагина Л.И. - учитель музыки МБОУ Заветинской СОШ№1 Ростовской области....
Внеклассное мероприятие "Веселые нотки" для 1 классов
Внеклассное мероприятие по музыке для внеурочной деятельности...
Презентация к внеклассному мероприятию "Веселые нотки" для 1 классов
Мультимедийная презентация с музыкальным сопровождением...
Внеклассное мероприятие "Где живут нотки?!"
Мероприятие предназначено для учащихся 1-4 класса. Использется музыкальный материл, конкурсы, игры, чтение стихов, загадки про музыкальные инструменты....
Внеклассное мероприятие "Где живут нотки"
Цель мероприятия: развивать воображение и творческое мышление, любознательность учащихся; тренировать внимание, память; расширять кругозор; воспитывать любовь к музыке....
Внеклассное мероприятие "Где живут нотки"
Методическая разработка праздника музыки....
Внеклассное мероприятие кружка веселые нотки: "Новогодний калейдоскоп"
Внеклассное мероприятие кружка веселые нотки: "Новогодний калейдоскоп"...