"Богатырские образы в искусстве" (5 класс)
план-конспект урока (музыка, 5 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Упорова Ирина Александровна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 79»
Пермский край, г. Пермь
«БОГАТЫРСКИЕ ОБРАЗЫ В ИСКУССТВЕ»
(5 класс)
Цель – познать окружающий мир через различные виды искусства: музыку, живопись, литературу (показать, как музыка и изобразительное искусство различными путям идут к созданию богатырских образов). Продолжение работы по формированию следующих компетенций: гражданственности, личностного самосовершенствования, творческого воображения.
Задачи:
- Воспитывать слушательскую культуру в восприятии музыкальных образов.
- Учить сопоставлять музыку и живопись, и видеть их внутреннюю жизненную связь.
- Развивать интонационное мышление.
- Воспитывать патриотизм, любовь к родине.
Музыкальный материал:
- А.П. Бородин Симфония № 2 «Богатырская» (фрагмент)
- О. Митяев «Фестивальная» (собственный минус)
- Энио Мориконе «Одинокий пастух» (музыка для релаксации)
- Гр. «Цветы» и Стас Намин «Богатырская»
- Виодефрагмент из м/ф «Алеша Попович и Тугарин змей»
Дополнительный материал:
- Портрет А.П.Бородина, В.М. Васнецова
- Репродукция В.М. Васнецова «Богатыри»
Оборудование и наглядные пособия:
Нетбук, проектор, CD-проигрыватель, синтезатор
Приложения: Словарь эстетических эмоций, план разбора музыкального произведения, синквейн (схема), текст песни «Фестивальная»
Тип урока – урок углубления и расширения темы четверти (5 класс «Музыка и изобразительное искусство»).
«Нет, не перевелись ещё богатыри на земле нашей.
Не оскудела в сердцах молодецкая удаль.
Сойдемся, друзья и братья, восхвалим песней силу нашу,
силу гордую, богатырскую…»
гр. «Цветы» и Стас Намин
Ход урока:
- Оргмомент.
- Кроссворд (опрос по пройденному материалу) – Слайд № 1
А) Решение кроссворда (в ходе ответов на вопросы, учащиеся находят слово главное слово урока – Богатырь
7.Х | |||||||
Р | |||||||
А | |||||||
3.М | Б | ||||||
У | 5.К | Р | |||||
С | В | О | |||||
О | А | С | |||||
4.М | Р | 1.Ж | Р | 2.Т | Т | ||
6.Б | О | Г | А | Т | Ы | Р | Ь |
А | С | С | Д | Е | И | ||
С | К | К | Н | Т | |||
В | И | О | |||||
А | Й | С | |||||
Т | |||||||
Ь |
Слайд № 2
Б) Объявление темы и цели урока Мы продолжаем с вами познавать окружающий мир через различные виды искусства, воспитывать в себе грамотного слушателя и зрителя. Тема нашего урока «Богатырские образы в искусстве» – Слайд № 3
- Основная часть урока – слушание, и разбор музыкального произведения, и репродукции.
- Первоначальное слушание фрагмента Симфонии № 2 А.Бородина (см. музыкальное приложение, или www./mp3ostrov.com/)
- Ребятам предлагается охарактеризовать музыкальный фрагмент, используя «Словарь эстетических эмоций» (см. Приложение № 1).
в ходе обсуждения на экран выводятся общие слова – характер музыки –Слайд № 4
- Ребятам предлагается, исходя из характера музыкального фрагмента, придумать название (Ответы детей – «Богатырская»)
- Запись произведения в музыкальный дневник (1 раз в четверть проводится музыкальная викторина) – Слайд № 5
- Диалог с учащимися по произведению
- Что такое симфония? (ответы детей) – «созвучие», оркестровое произведение, состоящее из нескольких частей.
- Это симфоническое произведение написал А.П. Бородин (1833 – 1887) – русский композитор, профессор химии, практикующий врач, входил в состав «Могучей кучки».
Его вторая симфония – одно из лучших произведений русской и мировой симфонической музыки. Величественным и мощным передаёт она образ народа – Слайд № 6
Музыка Бородина полна контрастных образов то могучей силы, то душевной мягкости. Мы слышим в ней не только эпическое величие, но и чарующую красоту. Поэтому в мировой музыке А. Бородин занимает ему одному надлежащее место – богатыря русской музыки.
- Репродукция В. М. Васнецова «Богатыри»
- Ребята, а в каких ещё произведениях искусства встречается Богатырская тема (ответы детей) – Слайд № 7
- Под игру гуслей (см. музыкальное приложение или www./get.tune.net/) зачитывается текст
Под славным городом под Киевом
Стояла застава богатырская.
На заставе был богатырь:
«Илья, Илья Муромец – сын Иванович…
А и конь под Ильей, словно лютый зверь,
А сам на коне, как ясен сокол…!
А и был на заставе Добрыня Никитич млад…,
Что из красна города из Ростова.
А Алешенька – он наровчат был,
Он Наровчат-то, да увёртлив ведь,
А и в та поры он догадлив был…»
Репродукцию «Богатыри» написал В. М. Васнецов (1848 – 1926) – русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Эта работа стала для него самым важным, самым значительным этапом в жизни. Когда Васнецов завершил свою долгую и трудную работу, он говорил, что ему хотелось написать так, чтобы картина «звучала, как пелась былина, волновала, как родная песня…»
- Беседа с учащимися по репродукции, обсуждается каждый богатырь по отдельности – Слайд № 8 - 10
Картина эта о сегодняшней жизни. Со злом надо бороться! Как Илья Муромец, не убоявшийся Соловья-разбойника, как Добрыня, вступивший в бой со Змеем Горынычем, как Алёша, уничтоживший злое чудище Тугарина.
5. Индивидуальная работа в тетради - Ребята должны ответить на вопрос и сделать вывод, что объединяет эти два произведения искусства (работа в тетради). Разбор музыки по плану (см. Приложение № 2), анализ картины – Слайд № 11
(Повторное слушание музыкального фрагмента)
Бородин Симфония № 2 | Васнецов «Богатыри» |
Разбор | Анализ |
- Ответы учащихся
- Творческая работа в группах: Составить синквейн (см. Приложение № 3) на тему «Богатырь – Слайд № 12
Богатырь.
Храбрый, смелый.
Оберегает, помогает, защищает.
Стоит на страже мира и свободы.
Герой.
Слайд № 13
- Физкультминутка
Поработали мы дружно
Отдохнуть теперь нам нужно.
Дружно встанем, дружно сядем,
И закроем все глаза,
Наступает тишина.
«Одинокий пастух» (см. музыкальное приложение или www./mp3ostrov.com/)
А теперь красиво сели,
Головою повертели.
Глаза направо, в пол, налево, в потолок – 3 раза
Продолжается урок.
Испокон веков воины стояли на страже мира и свободы: Киевская Русь, война с Наполеоном, война 1941, Афганистан, Чечня…
V. Исполнение песни О. Митяева «Фестивальная» (см. Приложение № 4 (текст), музыкальное приложение (минус)) – одна из песен орлятского круга, которую ребята знают – Слайд № 14
VI. Запись домашнего задания – Слайд № 15
VII. Заключение: Богатырские образы в современном искусстве (ответы детей)
- Слушание песни в исполнении гр. «Цветы» и С. Намина
- Просмотр видеофрагмента из м/ф «Алеша Попович и Тугарин змей»
Слайд № 16, 17
VIII. Рефлексия – Слайд № 18
Список литературы и Интернет-ресурсов
1. Музыка. 5 класс: Поурочные планы по учебнику В.В. Алеева/ Автор-составитель В.М. Самигулина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 155с.
2. CD диск. Музыка. – Москва, «Просвещение», 2009
5. Видеоматериалы из файлообменника Shareman
Приложение № 1
ОБЕСПОКОЕННО ТРЕВОЖНО СМЯТЕННО ЩЕМЯЩЕ ТРЕПЕЩА С ОТЧАЯНИЕМ | ДИНАМИЧНО ТРАГИЧНО ЗЛОВЕЩЕ ХРАБРО СМЕЛО УВЕРЕННО МУЖЕСТВЕННО | ГРУЗНО ГРОМОЗДКО МОЩНО НЕУКЛЮЖЕ УГЛОВАТО ГУСТО ТЯГУЧЕ НАСЫЩЕННО | ЛАСКОВО ЛЮБОВНО РАДУШНО МЯГКО ТРОГАТЕЛЬНО ПРИВЕТЛИВО ПРИЯТНО ДОВЕРЧИВО МИЛО БЕЗЗЛОБНО | ВОЗВЫШЕННО МЕЧТАТЕЛЬНО ОДУХОТВОРЁННО СЕРДЕЧНО ЗАДУШЕВНО ТРЕПЕТНО ДУШЕВНО НАПЕВНО ЧУТКО ЛИРИЧНО ЗАВОРОЖЕННО | ВЕСЕЛО ПРАЗДНИЧНО ПРИПОДНЯТО ЗВОНКО ЗВУЧНО БЛЕСТЯЩЕ ИСКРЯСЬ БОДРО ИГРИВО БОЙКО ЖИВО ЗАДОРНО ЯРКО ЛУЧИСТО
| МИРНО БЕЗМЯТЕЖНО ДОБРОДУШНО ПРОСТО НАИВНО СВЕТЛО ПРОСТОДУШНО БЕЗЗАБОТНО ПОКОРНО ОСВЕТЛЁННО | ВЕЛИЧЕСТВЕННО ПОБЕДНО ПРИЗЫВНО ВЕЛИЧАВО ЛИКУЮЩЕ ВОСТОРЖЕННО ОПТИМИСТИЧНО |
Приложение № 2
План разбора музыкального произведения
1.Композиторская или народная?
2.Жанр музыки (песня, танец, марш, песенная, танцевальная, маршевая, опера, балет, романс, симфония…)
3.Лад музыки (мажор или минор)
4.Плавная или отрывистая (легато или стаккато)
5.Характер музыки (радостная, взволнованная, печальная…)
6. Какие голоса звучат (солист или хор)
7.Какие инструменты звучат (соло или оркестр)
8.Сколько куплетов?
9. Сколько частей?
10. Темп музыки?
Приложение № 3
Синквейн
№ строк | Вопросы | Текст |
1 | Кто? Что? (тема) | 1 существительное |
2 | Какой? Какие? | 2 прилагательных |
3 | Что делает? | 3 глагола |
4 | Что думает автор по теме? | 4, 5 слов или пословица или поговорка |
5 | Кто? Что? (Новое звучание темы – осмысление) | 1 существительное |
Приложение № 4
«Фестивальная»
Автор О. Митяев
- Изгиб гитары жёлтой ты обнимаешь нежно.
Струна осколком эха пронзит тугую высь.
Качнётся купол неба большой и звездно-снежный, /
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. / 2 раза
- Как отблеск от заката костёр меж сосен пляшет.
Ты что грустишь бродяга, а ну-ка улыбнись.
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет /
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались / 2 раза
- Но всё, же с болью в горле, мы тех сегодня вспомним,
Чьи имена, как раны на сердце запеклись.
Мечтами их и песнями мы каждый вздох наполним /
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. / 2раза
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Богатырские образы в искусстве
Урок музыки в 5 классе...
«Богатырские образы в искусстве»
Урок музыки для 5 класса...
урок на конкурс "Учитель года -2012" в 5 классе по теме "Богатырские образы в искусстве"
Урок проводился в 5 классе (21 ученик). Составлен по программе «Музыка 1-8 классы» под руководством Д.Б. Кабалевского; примерной программе основного общего образования «Искусство». Используемый УМК - ...
Презентация "Богатырские образы в искусстве" 5 класс
к уроку в 5 классе....
Презентация "Богатырские образы в музыке"
Творчество А.П. Бородина...
Богатырские образы
Презентация для урока музыки в 5 классе...
Презентация к уроку музыки 5 класс "Богатырские образы в музыке "
Герои русских былин.отважные, доблесные воины, совершающие воинские подвиги. Люди большой силы. стойкости, отваги и мужества....