Богатырские образы в искусстве
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Богатырские образы в искусстве.
ЦЕЛИ:
- Показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию богатырских образов.
- Развивать певческие навыки, умение слушать музыку.
- Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину, интерес к разным видам искусства.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
А) Работа по карточкам (3 человека).
1 – Что такое динамика?
2 – Что мы называем темпом?
3 – Что такое ритм?
Б) Выставка рисунков (домашнее задание).
Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили о сказочном персонаже Бабе-Яге. Дома вы должны были нарисовать ее. Вы устроили целую выставку с ее изображением Бабы-Яги. Кто расскажет о своей иллюстрации?
Какая работа вам понравилась больше всех? Почему?
В) Средства музыкальной выразительности.
- Молодцы, ребята! Все работы очень интересны по-своему. Хороший сюрприз вы приготовили для меня. А я тоже вам приготовила сюрприз. Посмотрите на доску. Перед вами ритмический рисунок песни.
- А что такое ритм, скажет … (работа с карточкой №3).
- Давайте воспроизведем ритм этой песни при помощи хлопков.
- Кто узнал эту песню?
- А теперь давайте ее споем.
(Дети встают и поют песню с движениями.)
- В каком темпе мы исполнили эту песню?
- А что такое темп? (карточка №2)
- Что такое динамика? (карточка № 1)
- В какой динамике прозвучала песня?
- Благодаря этим музыкальным средствам, какой у нас получился образ Бабы-Яги? (Шутливый, веселый, задорный).
- Сообщение темы и цели урока.
(Подготовлена презентация к уроку).
Слайд 1.
- Ребята! Посмотрите на экран. Что вы видите? Как назван этот памятник? Где он установлен? (Памятник «Непокоренный». Находится этот памятник в городе Кызыле на пересечении улиц Комсомольская и Щетинкина-Кравченко, установлен в 1996 г. в память о жертвах политических репрессий, автор – Товарищтай Ондар).
Слайды 2-6.
- Что вы заметили общего в этих иллюстрациях? ( На них изображены воины, богатыри).
- Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О богатырях-защитниках).
- А каким, по-вашему, должен быть богатырь-защитник? (Сильный, смелый, мужественный, отважный).
Слайд 7.
Правильно, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о богатырях и о богатырских образах в искусстве.
- Работа над новым материалом.
Учитель: Какие виды искусства вы знаете? (Кино, литература, театр, изобразительное искусство, музыка).
Слайд 8.
Итак, сегодня мы познакомимся с богатырскими образами в
- Изобразительном искусстве
- Литературе
- Музыке
Слайд 9 «Богатыри» В. Васнецов.
Учитель: Кто изображен на этой картине?
Ученик 1. На картине изображены три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Слайд 10.
Ученик 2. В центре – Илья Муромец. Он – старый казак, вольный человек, сильный телом и душой.
Слайд 11.
Ученик 3. Слева – Добрыня Никитич. Он добрый, великодушный, поэтому его так и назвали – Добрыня. Он умный, рассудительный, спокойный и выдержанный. Он может выполнить сложные поручения.
Слайд 12.
Ученик 4. Богатырь справа – Алеша Попович. Он ловок и хитер, молодой красавец, смел и отважен, певец и гусляр.
Слайд 13 «Богатыри» В. Васнецов.
Учитель: Кто может назвать художника этой картины?
Ученик 5. Написал картину «Богатыри» Виктор Михайлович Васнецов (1898 г.).
Художник показал на картине, как богатыри примечают в поле: нет ли где врага, не обижают ли где кого?
Учитель. Таким образом, богатыри олицетворяют такие качества: Илья – силу, Добрыня – ум, Алеша – ловкость и смелость, которые помогали защищать свой народ.
- Какой вывод можно сделать из сказанного?
ВЫВОД: Художник может показать богатырские образы в изобразительном искусстве.
Чтобы создать эту картину, Васнецову пришлось прочитать множество былин, в которых прославлялись богатыри и рассказывалось о совершенных ими подвигах.
Звучит музыка (гусли).
Под славным городом под Киевом
Стояла застава богатырская.
На заставе был богатырь:
«Илья, Илья Муромец – сын Иванович…
А и конь под Ильёй словно лютый зверь,
А сам на коне, как ясен сокол…!
А и был на заставе Добрыня Никитич млад…,
Что из красна города из Ростова.
А Алешенька – он наровчат был,
Он наровчат-то, да увёртлив ведь,
А и в та поры он догадлив был…»
Учитель. А какие литературные произведения о богатырях вы знаете, ребята? (Былины о Микуле Селяниновиче и др.)
- Какие подвиги совершали богатыри? (Стояли на заставе богатырской, пахали землю и кормили народ, защищали и охраняли землю и сылы брали от земли).
- Какой вывод можно сделать из сказанного?
ВЫВОД: О богатырях написано много литературных произведений.
Когда Васнецов закончил свою картину «Богатыри», он говорил, что ему хотелось, чтобы картина «зазвучала как музыка…». И вот она зазвучала в «Богатырской симфонии» Александра Порфирьевича Бородина.
Слайд 14.
Портрет А.П. Бородина.
Учитель. А что такое симфония, как вы думаете? (Музыкальное произведение).
Слайд 15.
Симфония (от греческого - созвучие) –
вид музыкального произведения для оркестра.
- Это один из наиболее почетных музыкальных жанров. И не случайно богатырскую тему автор изложил в такой сложной и благородной музыкальной форме.
(Прослушивание отрывка из «Богатырской симфонии» А.П. Бородина).
- Какие образы возникли у вас при прослушивании симфонии? Почему?
- Какие музыкальные средства использовал композитор для создания богатырских образов? (Громкость, динамика, темп).
- Какие чувства вызвала эта музыка?
- Кто сделает вывод из сказанного?
ВЫВОД: Богатырские образы может создать музыка.
- Повторение пройденного в пении.
- А вы знаете песни о богатырях – сильных, мужественных людях, защитниках Отечества? («Солдатушки – бравы ребятушки», «Бравые солдаты»).
Пение песен по выбору детей.
- Обобщение.
- Ребята, а в наше время есть богатыри?
Слайд 16.
- А вот этих людей можно назвать богатырями? Почему? (Защищали Родину в годы ВОВ, многие из них не вернулись).
- Давайте споем песню «Облака» слова и музыка Егорова, посвященную воинам, не пришедшим с войны.
Исполняется песня Егорова «Облака».
Слайд 17.
- Не перевелись еще на Руси богатыри – добры молодцы! Они не только представляют нашу страну на международных соревнованиях, олимпиадах, прославляют ее своими победами, но и каждый день трудятся на благо своей Родины!
- Итог урока.
- Давайте подведем итоги нашего занятия. О чем мы говорили сегодня на уроке? (Сегодня мы познакомились с богатырскими образами в
- Изобразительном искусстве
- Литературе
- Музыке)
- Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали! Я вами очень довольна! (Оценки).
- Домашнее задание.
Нарисовать рисунок к «Богатырской симфонии» А.П. Бородина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Богатырские образы в искусстве»
Урок музыки для 5 класса...
"Богатырские образы в искусстве" (5 класс)
Конспект медиаурока с презентацией...
урок на конкурс "Учитель года -2012" в 5 классе по теме "Богатырские образы в искусстве"
Урок проводился в 5 классе (21 ученик). Составлен по программе «Музыка 1-8 классы» под руководством Д.Б. Кабалевского; примерной программе основного общего образования «Искусство». Используемый УМК - ...
Презентация "Богатырские образы в искусстве" 5 класс
к уроку в 5 классе....
Презентация "Богатырские образы в музыке"
Творчество А.П. Бородина...
Богатырские образы
Презентация для урока музыки в 5 классе...
Презентация к уроку музыки 5 класс "Богатырские образы в музыке "
Герои русских былин.отважные, доблесные воины, совершающие воинские подвиги. Люди большой силы. стойкости, отваги и мужества....