«Богатырские образы в искусстве»
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок музыки и ИЗО в 5-ом классе
Тема урока «Богатырские образы в искусстве»
Цели урока:
показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию богатырских образов;
Задачи:
- развивать творческое восприятие мира, творческий подход к работе;
- совершенствовать умения самовыражения средствами изобразительного искусства;
- осуществлять межпредметные связи;
- воспитывать интерес и любовь к истории Отечества, Родине.
Музыкальный материал: А.Бородин. «Богатырская симфония». Фрагмент; А.Бородин. Романс. «Спящая княжна»; шведская народная песня «Три парня». Обработка В.Попова, русский текст К. Алемасовой. С. Никитин «Песня о маленьком трубаче». А Пахмутова «Знаете, каким он парнем был…»
Литературный ряд: былины.
Зрительный ряд: М. Врубель «Богатыри», Мартос «Памятник Минину и Пожарскому», П.Корин «Александр Невский», И. Глазунов «Два князя»
Ход урока
Я часто, когда глядел на них, явственно слышал бетховенские или баховские звуки.
В. Васнецов
Слова на доске
«На музыкальном языке живописать – значит
звуками будить в нашем сердце те или иные воспоминания,
а в нашем уме те или иные образы».
Оноре Бальзак
- Организация обучающихся на урок.
- Слушание шведской народной песни «Три парня»
- Вопросы:
- Какое настроение вызывает у вас шведская народная песня «Три парня»?
- Что выражает и изображает мелодия?
- Какие картины помогает увидеть нам песня? Опишите словами из песни.
- Можем ли мы назвать трёх парней богатырями? Почему?
- Какой должна быть музыка, чтобы мы могли представить себе богатырей?
- Слушание и анализ романса А.Бородина «Спящая княжна»
Вопросы и задания:
- Вспомните композитора, который написал эти стихи и музыку к ним.
Спит. Спит в лесу глухом,
Спит княжна волшебным сном,
Спит под кровом тёмной ночи,
Сон сковал ей крепко очи.
Спит. Спит.
Вот и лес глухой очнулся,
С диким смехом вдруг проснулся
Ведьм и леших шумный рой
И промчался над княжной.
Лишь княжна в лесу глухом,
Спит всё тем же мертвым сном,
Спит, спит
Слух прошёл, что в лес дремучий
Богатырь придет могучий,
Чары силой сокрушит,
Сон волшебный победит
И княжну освободит, освободит.
Но проходят дни за днями,
Годы идут за годами…
Ни души живой кругом,
Всё объято мертвым сном.
Так княжна в лесу глухом
Тихо спит глубоким сном;
Сон сковал ей крепко очи;
Спит она и дни, и ночи.
Спит, спит.
И никто не знает, скоро ль
Час ударит пробужденья.
- Слушание фрагмента А.Бородина «Спящая княжна»
«Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Это от того, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.
- Слушание и анализ фрагмента из 2-ой симфонии А.Бородина.
- Вопросы:
- Есть что-нибудь общее между прозвучавшей музыкой и эпизодами в романсе «Спящая княжна»?
- Как музыкальный язык симфонии передает ее русский характер?
- А.П. Бородин не дал название своей Второй симфонии. Какое название могли бы вы предложить?
- Какую картину в вашем воображении рисует музыка богатырской симфонии?
- Какая картина наиболее созвучна музыке А.П. Бородина?
(В. Васнецова «Богатыри» и И. Глазунова «Два князя»).
Произведения разных видов искусства появились независимо друг от друга. Хотя и кажется, что «Богатырская симфония» А.Бородина навеяна «Богатырями» В.М. Васнецова, но это не так, создатели этих произведений при жизни никогда не встречались. Картина В.М. Васнецова «Богатыри» была закончена в 1900 году, а
А.П. Бородин умер в 1887 году. Мы не случайно в своем восприятии объединяем эти произведения, так как они оба связаны общей идеей прославления силы и могущества нашей Родины.
Летом 1881 года В.М. Васнецов, живя в тихом подмосковном Абрамцове, решил вернуться к старому замыслу, возникшему 10 лет назад, но так и не исполненному – к картине «Богатыри».
Этот замысел никогда не покидал художника, что бы он не делал. Браться за него мастер не спешил, наверное, потому что своим тонким чутьём художника и человека, глубоко любящего Родину, предвидел, что эта работа станет самым важным, самым значительным этапом в его жизни. В суровом вятском краю, где он родился и провел детство, люди знали и рассказывали множество старинных преданий. Совсем маленьким будущий художник вслушивался в героические сказания , исторические песни, богатырские былины. Эти яркие впечатления остались с ним на всю жизнь.
Когда Васнецов завершил свою долгую и трудную работу, он говорил, что ему хотелось написать так, чтобы картина «звучала, как музыка, пелась как былина, волновала как родная песня…»
Однако, не только о далёком прошлом напоминает картина. Она о сегодняшней жизни. Все, кто ее видел, понимают, что хотел сказать художник: со злом надо бороться! Бороться так, как Илья Муромец, не убоявшийся Соловья-разбойника, как Добрыня Никитич, вступивший в бой со Змеем Горынычем, как Алёша Попович, уничтоживший злое чудовище Тугарина… Крепко сидят в седле богатыри. И мы не сомневаемся: несдобровать тем, на кого они обрушат свой справедливый гнев.
- Итог урока.
Вторая симфония А.П. Бородина – одно из лучших произведений русской и мировой симфонической музыки. Величественным и мощным передает она образ русского народа. Музыка А.П. Бородина полна контрастных и неуловимо похожих образов то могучей силы, твёрдости духа, то душевной мягкости, ласковой нежности. Так по-разному, но с огромной любовью передает композитор черты русского национального характера.
Несомненно, что в воспевании русской богатырской мощи А.П. Бородину виделось не только славное прошлое нашего народа, но его еще более славное будущее.
Это произведение было современным не только сто с лишним лет назад, когда создавалось, но и теперь, в наше время оно поражает свежестью и новизной музыкальной мысли, яркостью образов, их красотой.
В музыке А.П. Бородина мы слышим не только эпическое величие, всепобеждающую мощь и могущество, но и чарующую красоту, которые свидетельствуют о физическом и духовном могуществе, о высокой моральной силе русского человека.
Поэтому в мировой музыке А.П. Бородин занимает ему одному надлежащее место – богатыря русской музыки.
Песня, которую мы сейчас выучим, тоже посвящена героям, точнее герою, достойному звания богатыря. «Песня о маленьком трубаче» С. Никитина
Вопросы:
- Как вы понимаете заключительные слова песни: «А он, ведь он, все дело в чем, был настоящим трубачом!»?
- Соответствует ли музыкальный язык словам песни?
- Почему композитор начинает каждую фразу за тактом?
- Изменится ли характер песни, если ее исполнить в темпе марша?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Богатырские образы в искусстве
Урок музыки в 5 классе...
"Богатырские образы в искусстве" (5 класс)
Конспект медиаурока с презентацией...
урок на конкурс "Учитель года -2012" в 5 классе по теме "Богатырские образы в искусстве"
Урок проводился в 5 классе (21 ученик). Составлен по программе «Музыка 1-8 классы» под руководством Д.Б. Кабалевского; примерной программе основного общего образования «Искусство». Используемый УМК - ...
Презентация "Богатырские образы в искусстве" 5 класс
к уроку в 5 классе....
Презентация "Богатырские образы в музыке"
Творчество А.П. Бородина...
Богатырские образы
Презентация для урока музыки в 5 классе...
Презентация к уроку музыки 5 класс "Богатырские образы в музыке "
Герои русских былин.отважные, доблесные воины, совершающие воинские подвиги. Люди большой силы. стойкости, отваги и мужества....