Разработка открытого урока «Аспекты работы по формированию навыков исполнения основных штрихов – деташе, легато»
методическая разработка по музыке по теме
«Аспекты работы по формированию навыков исполнения основных штрихов – деташе, легато» 7класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_baymuhametovoy_rimmoy.docx | 348.26 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Разработка открытого урока
На тему: «Аспекты работы по формированию навыков исполнения основных штрихов – деташе, легато»
Баймухаметова Римма 7 класс
Преподаватель
по классу скрипки
Татьяна Геннадьевна
Мальцева
КОГАЛЫМ 2013 г
Дата: 12.04.13 г
Тема: «Аспекты работы по формированию навыков исполнения основных штрихов – деташе, легато»
Цель: «Применение различных форм работы для формирования штрихов – деташе, легато»
Задачи урока:
- обучающие: отработать разные виды деташе и знать способы исполнения, формировать навык концертного легато, добиваясь выразительности и певучести в легато используя различные приёмы и методы;
- развивающие: развить навык самоконтроля и самоанализа к закреплению важных игровых навыков в штрихах, умение вести диалог, интерес к изучаемому материалу; постоянный слуховой контроль;
- воспитывающие: воспитание активного внимания как на уроке, так и в самостоятельной работе, эмоциональной отзывчивости к рабочему репертуару.
Тип: «Закрепление знаний, навыков и умений»
Форма – индивидуальная
Технологии: педагогическая, здоровьесберегающая - активного обучения.
Принципы: научность, связь теории с практикой, систематичность и последовательность, доступность, прочность, сознательность, активность.
Методы: проблемно-поисковый, собственный показ «Делай как я», мозговая атака, закрепление изученного материала, выработка практических умений. Демонстрация, объяснение, беседа, создание ситуации успеха, эмоционального стимулирования, поощрение и порицание, постановка системы перспективы, развитие познавательного интереса, формирование ответственности и обязательности.
Средства обучения и оборудование: фортепиано, скрипка, смычок, канифоль, пульт. Наглядные пособия, сборники. Аудио магнитофон, компакт диск.
Соблюдение на уроке гигиенических и эстетических условий, соблюдение техники безопасности.
Структура урока:
- Организационный момент
Направлен на:
1.Проверку готовности к уроку
2.Сообщение темы и плана урока
3.Концентрацию внимания на ключевые моменты урока
4.Настрой на успешный результат
- Этап подготовки
Направлен на:
1.Рефлексию знаний о штрихах легато, деташе
2.Подготовительные упражнения: легато - «дыхание смычка», деташе - «разновидности деташе».
- Усвоение новых знаний:
Направлен на:
1.Формирование разных видов деташе, в сочетании с штрихом легато - Ж.Э. Фиокко «Аллегро»;
2.Формирование навыка концертного легато - .Р.Глиэр «Романс»
- Физминутка
Направлена на:
1.Стимулирование кровообращения и улучшения общего мышечного тонуса – упражнение «Позвоночник»
- Закрепление новых знаний:
Направлен на:
1.Закрепление и применение новых знаний
Ж.Э. Фиокко «Аллегро»
Р.Глиэр «Романс»
- Заключительный этап
1.Рефлексия
VII. Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Сегодня Римма особенный урок, у нас будут присутствовать гости. Тема урока «Аспекты работы по формированию навыков исполнения основных штрихов – деташе, легато». На уроке мы будем продолжать отрабатывать упражнения «Дыхание смычка» и «разные виды деташе» помогающие раскрепостить и подготовить наши мышцы к определённой работе. В «Романсе» углубимся в работу над концертным легато. В «Аллегро» продолжим формирование разных видов штриха деташе. Поэтому постарайся быть более собранной внимательной, аккуратной и трудолюбивой на протяжении всего урока.
II.Этап подготовки
Упражнение «дыхание смычка» - способствует формированию певучего легато. Добиваемся гибкости в кисти при смене смычка и струн, следим за поведением смычка на струне, контролируем вес руки в разных частях смычка. В верхней и нижней половине – четверть, целым – половинка. Учимся чувствовать контакт волоса со струной, активность в локтевом суставе, воспитываем ухо, оно должно желать слышать только красивый звук. Добивайся ровного, непрерывного звучания «бесконечный смычок»
Предлагаю проучить виды деташе не по открытым струнам, а использовать фрагменты из «Аллегро» Первый вид - певучее, плавное, в какой части смычка? С динамическим контрастом. Что меняется при изменении нюанса? (степень нажима, отрезок, скорость) Смена смычка какая будет? Плавная. Всегда помни, что ухо главный судья звука. Второй вид – акцентированное (маркированное) с подчёркиванием, без остановки. Что добавится? Лёгкая атака. Смена какая будет? Чёткая и определённая. Какой фрагмент проучим? Третий вид – быстрое с отделение звуков «баховское деташе». Добиваемся лёгкости мышечной, штрих как бы из струны. Четвёртый вид – декламационное деташе. Добиваемся чёткой, ясной атаки в начале каждого звука и ставим цель «выпевать» и «проговаривать» звуки. Сколько в восьмой шестнадцатых? Проучим завершающие мотивы. Выразительность за счёт чего? Вибрация. Ещё. Активность правой руки, скорость.
III.Основной этап - усвоение новых знаний и умений.
«Аллегро». Проверим домашнюю работу, но предварительно скажи какие задачи перед собой ты дома ставила. Добивалась хорошего звука в деташе. В разных темпах старалась пропевать шестнадцатые. Работала над динамикой. Слушала запись перед занятием. Хорошо. Так как автор Ж. Фиокко барочной эпохи расскажи немного о нём? Римма, какие ты знаешь особенности барочной музыки? Величие, энергия крупных линий. Порядок, ясность сменяются приятным разнообразием мелодического рисунка, штриха, нарядной чувствительностью экспрессии.
Какой вид штриха здесь доминирует? – «Певучее деташе. Давай сегодня проучим в рабочем темпе, сконцентрируем внимание на исполнении деташе, легато, их чередование в разных нюансах форте и пиано и остановимся на декламационном деташе в кульминационных моментах. Отработаем начало и завершение фраз и предложений. Исполни пожалуйста… раздел. Что получилось и не получилось?.Слушаем запись делаем сравнительный анализ по штрихам, фразировке, динамике. Чего у тебя не хватает? Притёртого деташе, плотности. Отчего зависит плотность? Контакт трости со смычком и контроль уха. Обязательно пропой две шестнадцатые в затактовой ноте. Добивайся штриховой мягкости в любом нюансе, нюанс не должен влиять на качество звука (один образ близко и далеко). Плотность указательного в грамуличках регулируешь и постоянно слушаешь и старайся быть как можно требовательной к себе, будь всегда не довольна собой пока не услышишь нужный результат. Совершенствуй нет предела. Далее смена струн – мягкость кисти. От чего может происходить небольшое зажатие кисти? Большой палец, плечевой сустав. Есть легато? Да, но в малых порциях, этот штрих придаёт певучесть теме мягкость. Поработаем над певучим разделом.
Двигаемся дальше, продолжаем отрабатывать концертное легато. Что такое кантилена? Кантилена, певучесть, мелодичность – да, то чем сильна скрипка (слова Д. Ойстраха) Продолжаем формировать этот штрих. Слово концертность что для тебя значит? Ярко…Верно. В чем отличие легато от концертного? Концертное требует выделение лидирующей ноты или группы нот. Так как «Романс» написан Р. Глиэром, расскажи немного о нём…. Концентрируй ухо и будь требовательна даже в самых мелочах. Исполни. Получилось концертное? Нет. Получилось обыкновенное, а нам нужно концертное. Почему не получилось? …. Мотив идёт к какой ноте? … Нота не выразительна, почему? Потому что в предыдущей лиге не всё пропевалось до конца и лидирующая нотка была не выразительна. Пробуем ещё раз. Хорошо, сделали скорость, добавим тембровую окраску и помни в каждом интонационном мотиве есть характер. (1 интервал квинта - спокойный, 2 интервал ум5 и м2 – напряжение, тревога, 3 интервал м7 не комфортность чувствуется но мягко, ч5 – на соль мужественно, виолончельно. На ре звучание гобоя, на ля светло, радостно. И вот дошли до кульминационного раздела мелодия спускается по каким интервалам? «полутоны». Вот этот спуск как раз максимально показывает внутреннее эмоциональное напряжение. На ми звонко. Серебристо, кульминационно. Какой образ рисуешь? Лебединая верность. Тебе понравился видеофрагмент.
Обозначим задачи:
- передать лебединую верность в музыке
- концертное легато
-рабочий темп
-слуховой контроль
-смысловая значимость каждого интервала в начале раздела и в кульминации
-тембр
-характер
IV.Физминутка
Упражнение «Позвоночник»
V.Закрепление новых знаний
Многозадачность конечно, но ты постарайся выполнить их по максимуму. Проанализируй своё исполнение.
Исполнение «Аллегро», «Романс»
Довольно интересное исполнение, есть приятные моменты.
VI.Заключительный этап
Рефлексия
- чему ты научилась на уроке?
- над чем тебе сегодня было очень интересно работать?
VII.Домашнее задание
- Дома чередуешь рабочий и концертный темп
- по нотам и наизусть
- сначала подумай какой звук ты сама хочешь услышать, только потом учи.
Наш урок закончен.
Самоанализ урока
Вашему вниманию был предоставлен урок по теме «Аспекты работы по формированию навыков исполнения основных штрихов – деташе, легато». Выбранная тема является актуальной на сегодняшний день в скрипичной педагогике. От штриха зависит и характер звучания и музыкальная артикуляция и многие другие наиважнейшие элементы музыкального произведения. Проблемы в штриховой техники я стараюсь ставить во главу угла в работе на уроках. От того как слышит тот или иной штрих сам преподаватель, зависит многое. Я стараюсь слушать много музыки разных исполнителей. Консультируюсь у преподавателей на отделе, на мастер классах.
Цель урока: «Применение различных форм работы для формирования штрихов – деташе, легато. Запланированные задачи способствовали достижению поставленной цели. Задачи выполнялись при помощи различных форм работы. Я приветствую объяснение, собственный показ, а от ученика требую самоанализ. Чередование труда и отдыха давали возможность лучше закрепить, осмыслить материал, отсутствовали перегрузки. На уроке присутствовали формы психологической комфортности – это улыбка, шутка. У Риммы средние данные, но трудолюбива. Хочется отметить положительный момент, что Римма на протяжении всего урока была собрана, внимательна, увлечённо и с интересом работала. Время было распределено рационально. Главным для меня на уроке – это заинтересовать ученицу, потому что многозадачность – это не лёгкая задача и если на уроке нет активного интереса, то ученик осознанно, с понимание, увлечённо трудиться не будет. А значит и результата не будет. На следующем уроке будет продолжена работа над качеством деташе, концертное легато.
Спасибо за внимание!
Я готова выслушать ваши пожелания и замечания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка открытого урока " Поиск работы - тоже работа" для 10 класса
поиск работы - действительно тоже работа.Необходимо знать как вести себя на собеседовании, уметь правильно написать резюме и заявление о приеме на работу. Знать особенности стиля официальной пис...
Метадическая разработка открытого урока вокала. Тема:«Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках вокала».
- обеспечить формирование у учащегося знание об особенностях работы голосового аппарата; - обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе работы на уроке; - создать условия для развити...
Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе.
Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе....
Разработка открытого урока "Практическая работа «Шаблоны, добавление слайдов, демонстрация и управление показом»"
Представлен материал открытого урока по работе с мастером презентаций PowerPoint....
Разработка открытого урока по фортепиано (конспект урока) на тему: "«Штрихи, как средства музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения»
Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения....
Работа над штрихами деташе, легато в классе игил
методическая работа...
Методическая разработка открытого урока : «Развитие навыков игры на трубе различными штрихами»
Цель урока: Формирование у учащегося навыков грамотного использования средств музыкальной выразительности при изучении музыкального произведения. И развитие исполнительских навыков игры на трубе на на...