Пояснительная записка
рабочая программа по музыке по теме
Данная адаптированная программа по предмету "Музыкальный инструмент" скрипка разработана на основе Примерной программы для детских школ искусств с учётом требований учебных планов нового поколения одобренной научно-методическим центром по художественному образованию Министерства культуры Р.Ф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muz.instr_.1.doc | 86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная адаптированная программа по предмету «Музыкальный инструмент» (скрипка) разработана на основе Примерной программы для детских музыкальных школ и школ искусств в 1989 году с учетом требований учебных планов нового поколения, одобренной научно-методическим центром по художественному образованию Министерства культуры РФ. Составители:
Преподаватели московских музыкальных школ: по классу скрипки и альта-М.И.Гинзбург, З.Г.Кац, М.А.Кифер (кандидат педагогических наук) .Направленность программы – общая художественно-эстетическая. Ее создание продиктовано изменениями учебных планов, нового поколения (2001-2005) послужило основанием адаптации уже существующих примерных программ.
Актуальность программы в том, что она создает условия необходимые для пересмотра подходов к процессу обучения. Создает оптимальные условия для выявления, развития, реализации творческого потенциала детей с различными способностями на всех этапах обучения.
Реализация программы опирается на следующие принципы:
- целостность процесса психологического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- систематичность и регулярность занятий;
- индивидуальный подход к ребенку;
- последовательность в овладении знаний, умений, навыков;
- достижение качественных результатов обучения;
- постепенное усложнение учебного материала с учетом возможностей ребенка.
Цели программы:
- овладение знаниями и навыками, необходимыми для формирования основ самостоятельной деятельности в сфере искусств после окончания школы;
- умение осваивать новый материал в общекультурных областях;
- формирование и развитие устойчивого интереса к самообразованию.
Задачи:
- выявление и развитие творческих способностей учащихся;
- формирование основных навыков игры на инструменте;
- воспитание интереса к самостоятельной работе во время обучения;
- формирование и развитие исполнительских качеств.
Отличительные особенности
В связи с направленностью данной адаптированной программы отличительными особенностями являются частичные изменения структуры и содержания примерной образовательной программы:
- в данной программе несколько изменены сроки промежуточной аттестации (зачетов, академических концертов) и объем годовых требований репертуара учащихся;
- в связи с появлением в учебных планах предмета «Музицирование» исключены требования включающего в ансамбле.
Возраст детей участвующих в реализации программы от 7-9 лет до 13-15 лет.
Срок реализации программы – 7 лет.
Форма занятий
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок 45 минут, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя с учеником.
Продолжительность урока:
1-2 классы –2 академических часа в неделю
3-5 классы – 2 академических часа в неделю
6-7 классы – 2 академический часа в неделю
Количество учебных недель – 36.
Ожидаемые результаты освоения данной образовательной программы:
- овладение минимум знаний, умений, навыков необходимых для исполнительской деятельности в сфере музыкального искусства;
- умение самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять произведения различных жанров и направлений;
- овладение основами музыкальной грамоты;
- овладение навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками незнакомого музыкального произведения, знаниями основных музыкальных направлений;
- формирование умений использовать знания в практической деятельности;
- формирование навыков сочинения импровизации простейших музыкальных построений;
- умение сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.
Контроль и учет успеваемости
В детской школе искусств осуществляется текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация.
Текущий контроль осуществляется регулярно – каждый 2-3 урок. На основании текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые и годовые оценки.
Промежуточная аттестация определяет уровень развития учащегося. Ее формами являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, переводные зачеты.
Экзамены проводятся в соответствии с учебными планами в 5 классе. В 7 классе, в конце учебного года проводится зачет, на котором ученик должен исполнить две разнохарактерные пьесы или 1 произведение крупной формы.
Проверка технической подготовки учащихся осуществляется педагогом во время классных занятий, на контрольных уроках или в процессе академического концерта.
Итоговая оценка учитывает результаты текущей успеваемости и результаты выступлений ученика в течение года. Учитываются выступления на школьных концертах, родительских собраниях.
Методические рекомендации
Неоднородность контингента учащихся по уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей усложняет процесс освоения традиционных образовательных программ. Для обеспечения результативного процесса необходимы дифференцированные модели обучения. Представленная адаптированная программа общей художественно-эстетической направленности позволяет формировать учебный процесс, применяя индивидуальный подход к ученику. Метод дифференцированного обучения дает возможность:
- свободно формировать учебный процесс и учебный репертуар, исходя из индивидуальных физических музыкальных, технических возможностей учащегося;
- развивать преимущественно практические навыки владения инструментом и творческие способности учащихся;
- корректировать требования по исполнению сольных программ на академических концертах и т.д.
В программе запланирована систематическая работа над всеми важнейшими видами музыкально-технического развития учащихся включая:
- изучение позиций и их соединение (переходы);
- элементарное техническое развитие;
- основные художественные навыки.
Технические возможности ученика предлагается развивать, прорабатывая отдельные элементы технических приемов, используя упражнения, гаммы, этюды. Художественный материал в программе представлен кантиленными, техническими пьесами, произведениями крупной формы.
Приступая к занятиям с начинающими учениками необходимо увязать процесс изучение первоначальной грамоты с усвоением удобной постановки корпуса, организацией всего игрового аппарата, учитывая индивидуальные особенности учащегося. В этот момент целесообразно включать в процесс обучения специальные физические упражнения на развитие координации, упражнения дозвукового периода – «Ракета», «Шлагбаум», «Кузнечик», «Шаги».
Сведения о формах и методах работы с учащимися можно получить в специальной методической литературе (см. список методической литературы Мильтонян С.О.).
В данной программе репертуар подобран так, чтобы учащемуся было легко справляться с художественно-техническими задачами:
- качественным звукоизвлечением;
- чистой интонацией;
- позиционной игрой;
- основными скрипичными штрихами;
- навыками вибрации.
Большое значение для музыкального развития учащихся имеет работа с концертмейстером, что обогащает их музыкальные представления, помогает лучше понять и усвоить содержание произведения, укрепляет интонацию и ритмическую организацию учеников.
Требования к академическим концертам,
переводным зачетам и экзаменам.
1-3 классы
Декабрь – академический концерт:
2 разнохарактерные пьесы
Май – переводной зачет:
1 – 2 –х октавная гамма, этюд, 2 пьесы
4 класс
Декабрь – академический концерт:
2 произведения малой формы или 1 произведение крупной формы
Май – переводной зачет:
2 разнохарактерных пьесы
2 –х октавная гамма, этюд.
5 класс
Декабрь – академический концерт:
2 разнохарактерные пьесы
Май – экзамен:
2 разнохарактерные пьесы и 1 произведение крупной формы
2 – 3-х октавная гамма, этюд.
6 класс
Декабрь – академический концерт:
2 разнохарактерные пьесы или 1 произведение крупной формы
Май – переводной экзамен:
2 разнохарактерные пьесы или 1 произведение крупной формы
3-х октавная гамма, этюд.
7 класс
Декабрь – академический концерт:
2 пьесы малой формы
3-х октавная гамма, этюд.
Май – выпускной зачет:
2 пьесы малой формы или произведение крупной формы.
Содержание изучаемого курса
1 класс
Развитие музыкально-слуховых представлений. Основы целесообразной постановки. Простейшие динамические, штриховые и аппликатурные обозначения. Качество звучания, интонация, ритм. Простейшие виды штрихов (деташе целым смычком и его частями, легато). Соединение струн, плавное движение смычка в его различных частях. Гаммы и трезвучия в первой октаве.
Годовые требования:
В течение года следует пройти: 4-5 гамм и трезвучий в одну и две октавы, 10-12 этюдов, 8-12 пьес.
Примерные программы для переводного зачета
I Бакланова Н. «Марш октябрят»
Бетховен Л. «Сурок»
II Калинников В. «Тень-тень»
Моцарт В. «Майская песня»
Инструктивный материал
Из сборников серии «Педагогический репертуар»
Бакланова Н. Гаммы, этюды, пьесы в 24 тональностях
Гарлицкий М. Избранные этюды, вып. 1
Родионов К. Избранные этюды, вып.1
Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке
Комаровский А. Этюды, 1 позиция
Григорян А. Школа игры на скрипке
«Юный скрипач», вып. 1
Художественный материал
Р.Н.П. «Петушок»
Магиденко М. «Пешеход»
Бакланова Н. «марш октябрят»
Потоловский Н. «Охотник»
Кабалевский Д. «Маленькая полька», «Вроде марша»
Бекман Ж. «Елочка»
Р.Н.П. «Во поле береза стояла»
У.Н.П. «Журавель»
Люлли Ж. «Песенка»
Моцарт В. «Аллегретто»
Гайдн Й. «Песня»
Моцарт В. «Майская песня»
Бетховен Л. «Сурок»
Качурбина Л.«Мишка с куклой»
2 класс
Дальнейшая работа над развитием музыкально-слуховыми представлениями. Дальнейшее изучение штрихов деташе, мартле, легато, стаккато, комбинированные штрихи. Двойные ноты (с применением открытых струн). Знакомство с позициями (I, II).
Годовые требования: 5-6 мажорных и минорных гамм, 6-8 этюдов, 8-10 пьес.
Примерные программы для переводного зачета
I Бакланова Н. «Колыбельная»
Шуман Р. «Веселый крестьянин»
II Гайдн Й. «Анданте»
Бакланова Н. «Хоровод»
Инструктивный материал
Григорян А. Начальная школа игры на скрипке
Гарлицкий М. Избранные этюды, вып. 1
Родионов К. Избранные этюды
Кайзер Г. Этюды для начинающих. 36 элементарных этюдов, т.1
«Юный скрипач», вып.1
Сборник «Избранные этюды» 1-3 класс
Художественный материал
Брамс И. «Петрушка»
Гендель Г. «Тема с вариациями»
Бакланова Н. «Романс»
Бакланова Н. «Хоровод»
Бакланова Н. «Колыбельная»
Бакланова Н. «Мазурка»
Комаровский А. «Пастушок»
Моцарт В. «Игра детей»
Шапорин «Колыбельная»
Обр. П. Чайковского «Журавель»
Гайдн Й. «Анданте»
Моцарт В. «Колыбельная»
Моцарт В. «Вальс»
Моцарт В. «Песня пастушка»
Шуберт Ф. «Вальс»
Шуман Р. «Веселый крестьянин»
Бетховен Л. «Три народных танца»
Глинка М. «Песня Вани» из оперы «Иван Сусанин»
Римский-Корсаков Н. «Песня» из оперы «Майская ночь»
3 класс
Работа над развитием музыкально-образного мышления. Продолжение работы над штрихами. Изучение I-II-III позиций и их соединений. Гаммы и арпеджио с соединением позиций. Элементарные навыки работы над вибрацией. Упражнения на развитие беглости.
Годовые требования: 5-6 мажорных и минорных гамм в I-II-III позициях, 6-8 этюдов, 6-8 пьес, произведение крупной формы.
Примерные программы для переводного зачета
I Чайковский П. «Старинная французская песенка»
Комаровский Н. «Веселая пляска»
II Ридинг О. Концерт Соль-мажор, 1 часть
Инструктивный материал
Григорян А. Гаммы и арпеджио
«Избранные этюды», 1-3 класс. Сост. Гарлицкий М., Родионов К., Фортунатов К.
Вольфарт Ф. «Избранные этюды»
Художественный материал
Пьесы:
Глинка М. «Танец» из оперы «Иван Сусанин»
Глинка М. «Полька»
Гречанинов А. «Колыбельная»
Кабалевский Д. «Старинный танец»
Леви Н.«Тарентелла»
Бетховен Л. «Немецкий танец»
Вебер К. «Хор охотников»
Россини Дж.«Хор швейцарцев» из оперы «Вильгельи Телль»
Чайковский П. «Старинная французская песенка»
Чайковский П. «Шарманщик поет»
Комаровский Н. «Веселая пляска»
Комаровский Н. «Тропинка в лесу»
Рамо Ж. «Ригодон»
Багиров З. «Романс»
Крупная форма:
Ридинг О. Концерт си-минор, 1 часть
Ридинг О. Концерт Соль-мажор, 1 часть
Гендель Г. Сонатина
4 класс
Развитие музыкально- образовательного мышления. Изучение штрихов деташе, мартле, стаккато и их соединений. Изучение первых пяти позиций: различные виды их смены. Упражнения и этюды в двойных нотах (в I позиции). Изучение двух октавных гамм и арпеджио. Навыки вибрации.
Годовые требования: 5-6 мажорных и минорных гамм, 8-10 этюдов, 6-8 пьес, 1-2 произведения крупной формы
Примерные программы для переводного зачета
I Бах Ф.И. «Весной»
Чайковский П. «Грустная песенка»
II Зейтц Ф. Концерт Соль-мажор, 1 часть
Инструктивный материал
Григорян А. Гаммы и арпеджио
«Избранные этюды» 3-5 класс
Кайзер Г. 36 элементарных этюдов 1т.
Вольфарт Ф. «Избранные этюды»
Мазас Ж. «Этюды» 1 тетр.
Художественный материал
Пьесы:
Сборник «Юный скрипач», 2вып.
Сборник «Хрестоматия для скрипки», 3-4 класс
Глиэр Р. «Ария»
Чайковский П. «Сладкая греза»
Бах Й.С. «Менуэт»
Корелли А. «Гавот»
Люлли Ж. «Гавот»
Рамо Ж. «Менуэт»
Бах В.Ф. «Весной»
Кабалевский Д. «Полька»
Рамо Ж. «Старинный французский танец»
Чайковский П. «Мазурка», «Неаполитанская песенка», «Грустная песенка»
Ребиков А. «Песня без слов»
Караев К. «Задумчивость»
Крупная форма:
Вивальди А. концерт Соль-мажор, 1 часть
Ридинг О. Концерт си-минор, 2,3 части
Бетховен Л. Сонатина Соль-мажор
Яньшинов А. «Концертино»
Бетховен Л. «Соната» до-минор
5 класс
Работа над развитием музыкально-исполнительских навыков. Работа над развитием техники левой руки (беглость). Ознакомление с VI и VII позициями. Изучение трехоктавных гамм, различные виды арпеджио. Изучение штрихов сотийе, спиккато.
Годовые требования: 5-6 двух и трехоктавных гамм, различные виды арпеджио, 6-8 этюдов, 6-8 пьес, 1-2 произведения крупной формы.
Примерные программы для экзамена
I. Кайзер Г. Этюд
Чайковский П. «Сладкая греза»
Дженкинсон Э. «Танец»
Вивальди А. Концерт Соль-мажор, 1 часть
II. Вольфарт Ф. Этюд
Перголези Дж. «Ария»
Раков Н. «Прогулки»
Зейтц Ф. Концерт Соль-мажор, 1 или 2,3 части
Инструктивный материал
«Избранные этюды» 3-5класс
Кайзер Г. Этюды соч. 20, 1 т.
Мазас Ж. «Избранные этюды», 1 т.
Донт Я. «Избранные этюды», 1 т.
«Избранные этюды» сост. Фортунатов
Художественный материал
Пьесы:
Бетховен Л. «Менуэт»
Рамо Ж. «Менуэт», «Тамбурин»
Глюк Х. «Менуэт»
Корелли А. «Гавот»
Моцарт В. «Багатель»
Брамс И. «Колыбельная»
Раков Н. «Тарантелла», «Прогулка»
Бах Й.С. «Ария»
Перголези Дж. «Ария»
Чайковский П. «Ната-вальс», «Сладкая греза»
Глинка М. «Чувство», «Простодушие»
Крупная форма:
Данкля Ж. Вариации Ре-мажор
Вивальди А. Концерт Соль-мажор, 1 часть
Вивальди А.Концерт соль-минор, 1 часть
6 класс
Дальнейшая работа над развитием музыкально-исполнительских навыков. Работа над штрихами деташе, мартле, легато, стаккато, сотийе, спикатто. Продолжение работы над развитием техники левой руки (беглость, трель). Изучение трехоктавных гамм и арпеджио.
Годовые требования: 5-6 гамм (включая повторение),6-8 этюдов, 6-8 пьес, 1-2 произведения крупной формы.
Примерные программы для переводного зачета
I. Обер П. «Тамбурин»
Чайковский П. «Колыбельная»
II. Акколаи А. Концерт ля-минор, 1 часть
Инструктивный материал
«Избранные этюды для старших классов ДМШ»
Мазас Ж. «Избранные этюды», 1 т.
Вольфарт Ф. «60 этюдов для скрипки»
Кайзер Г. Этюды соч. 20, 1 т.
Художественный материал
Пьесы:
Боккерини Л. «Менуэт»
Бах И.С. «Жига»
Обер Л. «Тамбурин»
Яньшинов А. «Прялка»
Гендель Г. «Сарабанда»
Моцарт В. «Ария»
Калинников В. «Грустная песенка»
Мендельсон Ф. «Песня без слов»
Корелли Ар. «Адажио и аллегро»
Глиэр Р. «Романс»
Бетховен Л. «Контраданс»
Люлли Ж. «Гавот»
Глюк К. «Мелодия»
Чайковский П. «Колыбельная», «Вальс»
Тартини Д. «Сарабанда»
Крупная форма:
Гендель Г. «Тема с вариациями»
Корелли Ар. Соната Ля-мажор
Комаровский А. Концерт Ля-мажор, 1 часть
Холлендер А. Концерт ля-минор
Вивальди А. Концерт ля-минор, 1 часть
7 класс
Дальнейшее усвоение музыкально-исполнительских навыков. Работа над гаммами в подвижном темпе (не менее 12-24 нот легато на смычок), арпеджио (не менее 3-9 нот легато на смычок). Работа над штрихами. Подготовка к выпускному зачету.
Годовые требования: 5-6 гамм (включая повторение), 4-5 этюдов, 6 пьес, 1-2 произведения крупной формы.
Примеры зачетного прослушивания
I. Рубинштейн Н. «Прялка»
Сен-Санс К. «Лебедь»
II. Данкля Ш. Вариации на тему Вейгеля
Инструктивный материал
Шрадик Г. Упражнения 1 т.
Григорян А. Гаммы и арпеджио
«Избранные этюды», 5-7 классы
Мазас Ф. «Избранные этюды», 1,2 т.
Донт Я. «Избранные этюды» 1 т.
Художественный материал
Пьесы:
Мострас К. «Восточный танец»
Обер П. «Престо», «Жига»
Шуман Р. «Грезы»
Гайдн Й. «Серенада»
Сен-Санс К. «Лебедь»
Чайковский П. «Песня без слов», «Осенняя песня»
Шостакович Д. «Романс»
Глиэр Р. «Романс»
Аренский А. «Незабудка»
Рубинштейн Н. «Прялка»
Глинка М. «Листок из альбома»
Шостакович Д. «Элегия»
Крупная форма:
Вивальди А. Концерт ля-минор, 2,3 части
Данкля Ш. Вариации №5 на тему Вейгеля
Данкля Ш. Вариации №3 на тему Беллини
Гендель Г. Соната №4 3,4 части
Корелли А. «Сарабанда» и «Жига»
Методическое обеспечение программы
Методические разработки:
Ткаченко ЛГ. Работа над инструктивным материалом в классе скрипки
Ткаченко Л.Г. Работа над вибрацией в младших классах
Ткаченко Л.Г Начальное обучение скрипача . Видеоиллюстрационный материал:
Сd- диски
Репертуарные списки
- Бакланова Н. Начальные упражнения, этюды и пьесы в 24 тональностях. М., 1987
- Гарлицкий М. Шаг за шагом. Методическое пособие для юных скрипачей. М., 1985
- Вольфарт Ф. 60 этюдов. Ор.45. М., 1983
- Григорян А. Гаммы и арпеджио. М., 2004
- Донт Я. Этюды. М., 1970
- Кайзер Г. 36 этюдов, тетр. 1,2. Изд. Будапешт 1975
- Мазас Ф. Этюды т.1,2. М., 1987
- Пархоменко О., Зельдис В. Школа игры на скрипке. К., 1987
- Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М., 2000
- Сборник избранных этюдов. 1-3 классы ДМШ. Вып. 1. М., 2003
- Сборник избранных этюдов. 3-5 классы ДМШ. Вып. 2. М., 1994
- Сборник избранных этюдов. 5-7 классы ДМШ. Вып. 3. М., 1996
- Фиорилло Ф. 36 этюдов и каприсов. М., 1961
- Шальман С. Я буду скрипачом. Ч.ч. 1,2. Л., 1984
- Шевчик О. Школа скрипичной техники. Соч. 1, тетр. 1-3
- Шрадик Г. Упражнения 1тетр.М., 1982
- Юный скрипач. Вып. 1-3. М., 1987
- Якубовская В. Вверх по ступенькам. М., 1974
- Акколаи Концерт ля-минор
- Бакланова Н. Пьесы для скрипки и фортепиано
- Бах И.С. Концерт ля-минор
- Бах И.С. Пьесы. Переложение для скрипки и фортепиано. М.,1996
- Глинка М. Пьесы. Переложение для скрипки и фортепиано. М., 1987
- Захарьина Т. Скрипичный букварь
- Зейтц Концерт Соль-мажор. М., 1965
- Классические пьесы. М., 1988
- Классические пьесы. Обработка для скрипки и фортепиано. М., 1964
- Концерты и пьесы крупной формы. М., 1984
- Педагогический репертуар для скрипки и фортепиано. Ред. К. Мостраса, А. Ямпольского. М., 1965
- Первые шаги. Пособие для юных скрипачей
- Пьесы советских композиторов. Младшие классы. М., 1972
- Прокофьев С. Избранные произведения. Обработка для скрипки и фортепиано. М., 1987
- Пьесы советских композиторов. Младшие и средние классы. Вып. 1,2
- Пьесы для скрипки. Сост. Шальман С. Средние и старшие классы ДМШ. Л., 1987
- Пьесы советских композиторов для скрипки и фортепиано. Средние и старшие классы ДМШ. М., 1987
- Пьесы и произведения крупной формы. М., 1985
- Ридинг О. Концерт си-минор. М., 1985
- Ридинг О. Концертино Ре-мажор. С.-П., 1998
- Хрестоматия. 1-2 классы ДМШ. М., 1985
- Хрестоматия. 2-3 классы ДМШ. М., 1986
- Хрестоматия. 3-4 классы ДМШ. М., 1984
- Хрестоматия. 5-6 классы ДМШ. М., 1988
- Пудовочкин Э. Скрипки раньше букваря. Композитор С-П. 2006
- Родионов К. начальные уроки на скрипке. Музыка 2000
Список используемой литературы
- Погожева Т. Вопросы методики обучения игры на скрипке. М., Музыка 1966
- Баринская А. Начальное обучение скрипача. М., Музыка 2007
- Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. Сост. М. Берлянчик. Классики XXI – 2006
- Вопросы музыкальной педагогики. Смычковые инструменты. Составитель и ред. М. Берлянчик, А. Юрьев. Новосибирск 1973
- Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. М., Музыка 1965
- Тагиев М., Парсегов А. Практические вопросы скрипичной педагогики. Баку «Ишыг» 1981
- Мильтонян С.О. Педагогика гармоничного развития. Тверь 2003
- Зеленин В.М. Гаммы-упражнения для скрипки
- Вопросы смычкового искусства. М., 1980
- Ямпольский И. Основы скрипичной аппликатуры. М., Музыка 1977
- Ямпольский А. к вопросам развития скрипичной техники, штрихи. М., 1981
- Мастера скрипичной педагогики. М., 1974
- Пудовичкин Э. Скрипка раньше букваря. С-П, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к программе по патриотическому воспитанию.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...
Пояснительная записка к программе по обслуживающему труду для учащихся 7 классов ССД
Данная программа составлена с учетом особенностей обучения детей со сложной структурой дефекта...
Пояснительная записка
Программа по русскому языку для 9, 10 классов...
Презентация Healthy living guide.Пояснительная записка. Конспект урока.Тесты по теме урока
1.Презентация «HealthyLivingGuide» («Путеводитель по здоровому образу жизни») составлен по основам УМК для 9 класса, автор Кузовлев В.П, Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др. – М.,Просвещение . Матер...
Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс
Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....
Пояснительная записка и рабочая программа по русскому языек. 8 класс
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами расширением по русскомй языку...
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....