Использование творческих приемов и заданий на уроках музыки.
статья по музыке по теме

КРАСНЯНСКАЯ ЛИЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

             Использование творческих приемов и заданий

                                 на уроках музыки.

   Вопросы и проблемы, которые необходимо решать молодому поколению в связи с развитием и использованием новых технологий наступившего века, требуют творческого подхода. Как помочь ребенку развить в себе способность творчески мыслить? Какова роль учителя, и каковы его возможности в этом сложном процессе?

   У каждого человека процесс развития креативности очень индивидуален. Профессионализм учителя заключается в создании благоприятных условий на уроке для успешного развития творческого мышления и творческих способностей. Что такое – творческие способности? Это способности, которые позволяют ученику самостоятельно создавать что-то новое и оригинальное.

   Игровая ситуация становится важнейшим фактором творческого развития детей. В чем же особенность и ценность игры?

   Одна из главных ее особенностей  - активно-творческий характер, «она всегда связана не только с установившимися правилами,… но и с выдумкой, изобретательностью, с творческим началом, непосредственно выражающим индивидуальные способности играющего. Поэтому игра – один из результативнейших путей развития всех способностей через такую форму эстетического переживания, как побуждение к творчеству. Более того ее можно использовать, как эффективный индикатор новых, ранее не замеченных способностей личности, которые можно развивать и укреплять всем педагогическим процессом.

   Какие же творческие приемы и формы игровой деятельности используются на уроках музыки? Это различные двигательные, ритмичные и вокальные импровизации, сочинение музыкальных фраз и предложений, игры на определение лада и другие.

  Игровое общение детей на уроке выполняет три основных функции, каждая из которых имеет четко выраженное воспитательное значение:

  1. Общение коллективное, формирующее у детей навыки взаимоотношения с коллективом и умение координировать свое поведение с его жизнью.
  2. Общение творческое, развивающее способность продуктивно реагировать на нестандартные ситуации и самостоятельно моделировать их.
  3. Общение на языке образов в большей степени, чем на языке понятий, оптимизирующее эмоционально-образную сферу мышления ребенка.

   Эти три функции являются важнейшими в общей структуре воспитательного процесса, поэтому сама игра на художественно-творческих занятиях выступает не только как способ общения, но и как неординарное средство формирования личности.

   Игра на уроках музыки может быть двух типов: сюжетно-ролевой и проблемно-моделирующей.

   Первая характеризуется тем, что эстетический результат достигается путем «вживания» ребенка в художественный мир произведения. Обязательные компоненты этого типа игры: сюжет, роль, воображаемая ситуация. Выбор сюжета предстоящей игры зависит от конкретных воспитательных задач, от интересов школьников.

   Один из распространенных способов вовлечения ребенка в игру – предложение роли, которая отвечала бы его потребностям, притязаниям, а также психологическим и физическим возможностям. Подготовка к роли может идти, прежде всего, через анализ произведений музыки, литературы, живописи, сопряженных одной большой темой. Многогранное  постижение школьниками художественного образа дает возможность в жизнь этого образа и по-своему пережить его в игре.

   Для успешного проведения игры необходимы оптимизация фантазии ребенка, создание воображаемой ситуации, нахождение музыкальных интонаций, слов, ярких красок для воплощения, например, образов цветка, дерева, доброго и злого, веселого и грустного человека.

   Проблемно-моделирующая игра отличается тем, что в ней творческая активность стимулируется игровой деформацией структуры художественного произведения с целью выявления роли конкретных средств выразительности и предложения нестандартной ситуации, требующей самостоятельного творческого решения, например: «Что будет, если мажорную пьесу, сыграть в миноре?  Если Царевну-Лебедь одеть в красное платье?

   К проблемно-моделирующей игре могут относиться и другие формы игровых ситуаций:

1. Сочинение песни по кругу. Первый по цепочке ребенок поет фразу, второй придумывает предложение и т.д. так, чтобы последний в цепочке закончил произведение.

2. Проигрывание известных музыкальных сказок. Педагог предлагает сюжет какой-либо известной сказки, выделяя в ней конкретный эпизод; дети импровизируют его в своей музыкальной сценке.

 Например, в 4 классе на основе полученных знаний по теме «Музыкальная форма. Рондо» - ученики сочиняют ритмическое рондо, придумывают различные сказки, развитие которых строится в форме рондо. Вот одна из сказок, написанная учеником:

Подарили Мише новый красивый велосипед. И решил Миша прокатиться на нем по родному краю.

РЕФРЕН

Едет, едет велосипед, блестит новенький руль, бегут тугие колеса. Едет Миша на велосипеде и поет веселую песенку.

ЭПИЗОД

Вдруг увидел Миша на берегу озера косулю со своим маленьким детенышем. Остановился Миша, очарованный этим зрелищем. А звери напились воды и побежали в лес.

РЕФРЕН

Едет, едет велосипед, блестит новенький руль, бегут тугие колеса. Едет Миша на велосипеде и поет веселую песенку.

ЭПИЗОД

Вдруг у края дороги Миша увидел маленького птенчика, который, наверное, выпал из гнезда. Миша бережно поднял птенчика, залез на дерево и посадил птенца в гнездо. А сам поехал дальше.

РЕФРЕН

Едет, едет велосипед, блестит новенький руль, бегут тугие колеса. Едет Миша на велосипеде и поет веселую песенку.

3.Защита фантастических музыкальных проектов. Учащиеся придумывают фантастическую ситуацию, например из жизни музыкальных инструментов, и пытаются доказать ее жизнеспособность.

4. узнавание песни по ритму. Предложить одному из ребят воспроизвести начальный ритмический рисунок какой-либо из выученных песен, которую класс должен узнать.

5. Зеркальная импровизация детьми предложенных педагогом несложных движений с музыкальным сопровождением. При изменении темпа и характера исполнения той же мелодии, жанра (марш, колыбельная, веселая плясовая) учащиеся должны перестроится на новое пластическое воплощение.

   Благодатной почвой для развития музыкально-творческих способностей служит начальный этап обучения в школе. Игровая деятельность на уроках музыки помогает легко усваивать новый материал, обобщать пройденный.

Некоторые примеры творческих заданий.

Сказка о темпах в музыке.

Однажды в музыкальном городке решили провести соревнования по скорости звучания музыки. Желающих участвовать было много, но выбрали всего пять самых достойных участников. Это были музыкальные темпы. Первый темп репетировал и готовился очень долго, поэтому он прибежал первым. Его и прозвали Очень Быстрый ( presto – очень скоро). Второй темп готовился очень мало и прибежал к финишу четвертым. Его прозвали Медленный ( lento – медленно). Третий темп долго тренировался и прибежал вторым, Быстрый (allegro-скоро).  Четвертый готовился больше, чем Медленный, но меньше, чем Быстрый и его прозвали Умеренный (moderato-умеренно). А пятый темп вообще не готовился и пришел к финишу последним. За это его назвали Очень Медленный ( adagio-очень медленно).

Вот, откуда произошли названия музыкальных темпов.

   Художественную игру делает полезной, во-первых, ее целенаправленность на постижение определенных параметров искусства и, во-вторых, методичность, обусловливающая постепенное рациональное усложнение задач, повышение требований к учащимся. Нельзя превращать игру в развлечение в ущерб познавательным и творческим установкам. Вместе с тем нельзя превращать игры в «сухие» упражнения, поскольку без радости не будет музицирования.

   Игры на уроках музыки активизируют способность детей самостоятельно мыслить и действовать, помогают им пройти путь от многопланового постижения окружающего мира к чуткому восприятию человеческих отношений.

   Занимательные игры, связанные с музыкой, выявляют у детей элементы вокально-хоровых навыков, пластики движения под музыку, образность музыкального восприятия, эрудицию. Предлагаются следующие игры /примерные/:

- конкурс скороговорщиков,

- музыкальная викторина,

- узнай песню,

- ритмические импровизации.

- загадки.

Рекомендуются следующие игры, развивающие чувство музыкального ритма.

Определить ритмическую пульсацию в слове. Например: Му-зы-ка – раз, два, три. /Ученик четко произносит слово по слогам, одновременно хлопая в ладоши, затем записывает его палочками.

Придумать слово на три хлопка или три шага, на четыре шага.

Ученик произносит считалку и исполняет  хлопками ее ритмический рисунок, а другой ученик сопровождает ее ритмической пульсацией /ровными четвертями/. Ритмическое двухголосие должно исполняться разными тембрами /хлопками, притопами или различными музыкальными ударными инструментами/.

Рекомендуются считалки, скороговорки приговаривать и исполнять в разном характере (ласково, сердито, приветливо, шутливо и т.д.), в различных темпах.

Полезны специальные гимнастические упражнения, предложенные детям в игровой форме под музыку («шалтай-болтай», «мельница»).

Инсценировка русских народных сказок с музыкой. Игровые движения дети придумывают сами, без подсказки учителя . Но учитель должен умело направлять фантазию, закрепляя находки.

Загадки развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в мыслительное творчество. Загадки это еще и источник новых знаний.

Например:

В классе мы билет купили, и вчера в театр ходили.

Мы во все глаза глядели, весь спектакль артисты пели,

Слаженно оркестр играл, от певцов не отставал.

Мы в ладоши хлопали, все мы любим ……….(оперу).

Оркестр молчит, а домбра звучит,

Одной домбре только слово!

Оркестр молчит, а домбра звучит,

Ведь домбра играет ……………(соло).

Веселятся музыканты, улыбнулся дирижер,

Лад, в котором мы играли, называется …………(мажор).

   Развивая музыкально-творческие способности у учащихся, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой личности.

   Еще П.Ф.Каптерев говорил, что «…эстетическая сторона может оказать весьма чувствительное влияние на всю жизнь человека, пробуждая к соответственным  физическим и умственным упражнениям, направляя внимание на заботы о личном развитии и усовершенствовании и прекращая на известное время всякие споры, вражду и неприязненные отношения».

   Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование творческих заданий на уроках музыки как фактор индивидуальности личности"

Работа содержит теоретическую и практическую части. Может быть использована для выступления на педсоветах, МО и  на практике....

«Современный урок музыки, творческие приемы и задания»

В статье представлены творческие приемы и задания на уроках музыки с целью формирования творческих способностей учащихся...

Использование творческих заданий на уроках музыки как фактор развития индивидуальности личности/

На современном этапе развития общества существует реальная общественная потребность в активизации творческого потенциала личности. Поэтому мысль ученых направлена на разработку методов, способствующих...

Использование творческих заданий на уроках музыки как фактор развития индивидуальности личности/

На современном этапе развития общества существует реальная общественная потребность в активизации творческого потенциала личности. Поэтому мысль ученых направлена на разработку методов, способствующих...

Использование творческих заданий на уроках музыки как фактор развития индивидуальности личности/

На современном этапе развития общества существует реальная общественная потребность в активизации творческого потенциала личности. Поэтому мысль ученых направлена на разработку методов, способствующих...

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К УРОКУ МУЗЫКИ «Русская музыка - народная и композиторская» 4 класс

Формирование умения самостоятельного получения информации, умения проводить исследования; углубление представлений учащихся о русских народных инструментах; привить интерес к предмету через осуществле...