«Современный урок музыки, творческие приемы и задания»
учебно-методический материал по теме

Павлова Людмила Николаевна

В статье представлены творческие приемы и задания на уроках музыки с целью формирования творческих способностей учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_tvorcheskie_priemy_i_zadaniya.doc33.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Современный урок музыки,

творческие приемы и задания»

Выступление учителя музыки МБОУ СОШ № 95 Павловой Л.Н.

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, Только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности, и тем самым, поднимут престиж страны на должный уровень.

К сожалению, ещё очень часто обучение в школах сводится к заимствованию и восприятию приемов действия, типовых способов решения заданий.

Поэтому, сейчас главной целью обучения становится формирование у ребенка умения управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

У каждого ребенка есть способности и таланты. И нам нельзя упускать такой благодатный, с точки зрения развития разнообразных способностей, детский возраст, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира.

По своей удивительной способности вызывать в человеке фантазию – искусство занимает, безусловно, первое место. А предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для созидания, т.к. музыка есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности ученика.

Музыка, как искусство, жизнью рожденное и к жизни обращенное, является посредником между творчеством и восприятием.

Поэтому, мало организовать процесс общения с музыкой, необходимо вызвать у детей такое чувство, когда музыка для них – это и есть сама жизнь их души.

Всегда следует помнить: ученик – это слушатель, исполнитель, хотя и менее знающий и опытный. Поэтому задача, которую решаем мы, недостаточно научить его каким-то музыкальным умениям, дать знания о музыке – важно пробудить постоянную потребность в общении с ней, творческую активность.

Задача творческого развития школьников заключается в том, чтобы, с одной стороны, целенаправленно и систематически развивать необходимые для занятия любым видом творчества, в данном случае музыкальным и художественным, способности учащихся: оригинальное, образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость и т.д., а с другой стороны – формировать потребность в творчестве и общении с искусством.

Творческие дидактические приемы, развивающие творческие способности учащихся:

  1.  «Творческая мастерская»

-учащиеся класса разбиваются на 3 группы: художники, музыканты, танцоры;

-для слушания предлагаются музыкальные произведения.

Установка – воспроизведите художественный образ прослушанного музыкального произведения согласно своему виду деятельности.

  1.  «Художники-декораторы» (ролевая игра).

Цель – развитие у учащихся целостного восприятия музыкального произведения:

-слушание программного музыкального произведения;

-беседа-диалог о содержании, характере музыки.

Установка – вы «художники-декораторы». Ваша задача – оформить декорацию к музыкальному номеру или вы «оформители» шоу-программы эстрадной музыки.

  1. «Перевод музыки на язык другого вида искусства».

После прослушивания и анализа музыкального произведения «перевести» его на язык красок или движений.

  1. «Ассоциативная связь».

А) о музыке какого композитора пойдет речь, если есть уже следующие характеристики творчества этого композитора:

Старинный, зарубежный, композитор-философ, органист, полифонист? (Бах);

Б) оформить ассоциативную цепочку признаков, которые являются отличительными для данного композитора.

Людвиг ван Бетховен – (венский классик, борец, маршевая музыка, свобода, революция, симфония …).

  1. «Логическая цепочка».

Цель –  установление ассоциативного перехода в 4-5 этапов от одного исходного понятия к другому.

Современность – жизнь – красота – музыка – Бах.

  1. Пропущенное слово.

Балет – это … , танец и музыка (литература).

Опера – это музыка, литература, изобразительное искусство, … (театр).

  1. «Палитра» - активизирует процесс слушания музыки, способствует цветовому восприятию музыки.

«Палитра» цветных карточек разных цветов и оттенков.

Задание – выложить карточки оттенка, созвучного ощущению музыки ребенком.

  1. «Пойми образ»:

-учащиеся получают конверты со стихами разной тематики;

-по окончании прослушивания музыкального произведения учащимся предлагается вскрыть конверты, прочитать выразительно вслух те стихотворения, которые созвучны по образу прозвучавшему музыкальному произведению.

Детское творчество на уроках музыки, конечно не искусство и оно представляет собой поисково-познавательную музыкальную практику.

Таким образом, общение с музыкальным искусством через подобного рода приемы дает возможность каждому учащемуся занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок музыки-развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся

Данная творческая работа имеет исследовательский характер. В работе даётся сравнение традиционного урока музыки и урока. отвечающего требованиям ФГОСов второго поколения; приводятся примеры комбиниров...

Современный урок музыки как основная форма организации учебной работы

Какой смысл мы вкладываем в понятие «урок музыки», и какова роль музыки в этом словосочетании? Урок – слово, которое широко употребляется в нашей жизни. Его используют, говоря о специально организован...

ЭССЕ "СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МУЗЫКИ"

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, быть коммуникабельными....

Современный урок музыки.

В статье автор излагает собственные рассуждения о современном уроке музыки. делится собственным опытом....

Этапы современного урока по ФГОС: приемы, методы, упражнения.

Этапы современного урока по ФГОС: приемы, методы, упражнения....