Рабочая программа по музыке 5-7 классы
рабочая программа (музыка, 7 класс) по теме
Данная рабочая программа по музыке 5-7 классы, предназначена для учителя, который работает по программе Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke_5-7.docx | 54.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по музыке в 7 классе разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2011г.). При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Содержательный стержень программы — «Классика и современность». Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях разных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки. Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров — опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам.
Рабочая программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю).
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод перспективы и ретроспективы;
- метод проектов.
В 7 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов.
Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Жизнь дает для песни образы и звуки»; «Музыкальная культура родного края»; «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Музыка народов мира: красота и гармония».
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Виды организации учебной деятельности:
- конкурс
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа
- тест
- защита исследовательских проектов
Требования к уровню подготовки учащихся:
- освоение основных закономерностей музыкального искусства – интонационной природы музыки, жанров стилей, языка в произведениях народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки;
- развитие ассоциативно-образного мышления на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путём привлечения образов литературы, изобразительного искусства для расширения их музыкально-слуховых представлений;
- формирование способов, умений и навыков творческой деятельности на основе усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства;
- расширение личностного культурологического пространства.
Требования к уровню подготовки учащихся основной школы
7 класс
• совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
• знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки;
• понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.);
• эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;
• творчески интерпретировать содержание музыкальною произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
• осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;
• выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;
• использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие, задания, участвовать в исследовательских проектах;
• совершенствовать умения и навыки самообразования.
Календарно – тематическое планирование в 7 классе.
№п/п | № урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов |
Тема I полугодия: «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» | 17 | |||
1 | 1 | Классика и современность | 1 | |
2 | 2 | В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин» | 1 | |
3 | 3 | В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин» | 1 | |
4 | 4 | В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь» | 1 | |
5 | 5 | В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь» | 1 | |
6 | 6 | В музыкальном театре. Балет. | 1 | |
7 | 7 | В музыкальном театре. Балет. | 1 | |
8 | 8 | Героическая тема в русской музыке. | 1 | |
9 | 9 | В музыкальном театре. «Мой народ – американцы». Первая американская национальная опера «Порги и Бесс». | 1 | |
10 | 10 | В музыкальном театре. «Мой народ – американцы». Первая американская национальная опера «Порги и Бесс». | 1 | |
11 | 11 | Опера «Кармен» Ж. Бизе. Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. | 1 | |
12 | 12 | Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. | 1 | |
13 | 13 | Образ Хозе.Образ Кармен. Образы «масок» и Тореодора. | 1 | |
14 | 14 | Сюжеты и образы духовной музыки. Музыкальное зодчество России. «Всенощное бдение» С. Рахманинов | 1 | |
15 | 15 | Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббер. | 1 | |
16 | 16 | Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббер. | 1 | |
17 | 17 | Музыка к драматическому спектаклю. «Музыканты – извечные маги». Обобщающий урок. | 1 | |
Тема II полугодия: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | 18 | |||
18 | 18 | Музыкальная драматургия – развитие музыки. | 1 | |
19 | 19 | Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. | 1 | |
20 | 20 | Светская музыка. Камерная инструментальная музыка. Этюд. | 1 | |
21 | 21 | Транскрипция. Ф. Лист. | 1 | |
22 | 22 | Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке. | 1 | |
23 | 23 | «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. | 1 | |
24 | 24 | Соната. «Патетическая» соната Л. Бетховена. Соната № 2 С. Прокофьева. | 1 | |
25 | 25 | Соната № 11 В. Моцарта. | 1 | |
26 | 26 | Симфоническая музыка.Симфонии И. Гайдна, В. Моцарта. | 1 | |
27 | 27 | Симфонии С. Прокофьева, Л. Бетховена. | 1 | |
28 | 28 | Симфонии Ф. Шуберта, В. Калинникова | 1 | |
29 | 29 | Симфонии П. Чайковского, Д. Шостаковича. | 1 | |
30 | 30 | Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. | 1 | |
31 | 31 | Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин | 1 | |
32 | 32 | Музыка народов мира. | 1 | |
33 | 33 | Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер | 1 | |
34 | 34 | «Пусть музыка звучит!». | 1 | |
35 | 35 | Итоговый урок. | 1 | |
Всего: | 35ч. |
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по музыке в 5 классе разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2011 год). При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
В соответствии с Новым Базисным учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Часы первого полугодия посвящены установлению связей между музыкой и литературой, а второго полугодия – связи музыки и изобразительного искусства. Учащиеся должны почувствовать, что эти три вида искусств не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных.
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Межпредметные связи
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз.
Виды организации учебной деятельности:
- конкурс
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа
- путешествие
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
- наблюдение
- самостоятельная работа
- тест
- работа по карточке
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
- специфику музыки как вида искусства;
- значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- основные формы музыки;
- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
- эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
- выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся основной школы
5 класс
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
- передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки,.;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Календарно – тематическое планирование в 5классе.
№п/п | № урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов |
тема I полугодия: | 17 | |||
1 | 1 | Что роднит музыку с литературой. | 1 | |
2 | 2 | Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…Песня русская в березках, песня русская в хлебах… | 1 | |
3 | Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…Песня русская в березках, песня русская в хлебах… | 1 | ||
4 | Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно… | 1 | ||
3 | 5 | Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора…Что за прелесть эти сказки… | 1 | |
6 | Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора…Что за прелесть эти сказки… | 1 | ||
4 | 7 | Жанры инструментальной и вокальной музыки. Мелодия одной звучат печаль и радость…Песнь моя летит с мольбою… | 1 | |
5 | 8 | Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества. Обобщение материала I четверти. | 1 | |
6 | 9 | Всю жизнь мою несу родину в душе… «Перезвоны». Звучащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота? | 1 | |
10 | Всю жизнь мою несу родину в душе… «Перезвоны». Звучащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота? | 1 | ||
7 | 11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…Был он весь окутан тайной – черный гость… | 1 | |
12 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…Был он весь окутан тайной – черный гость… | 1 | ||
8 | 13 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика. Опера-былина «Садко». Звучащие картины. Поклон вам, гости заморские! | 1 | |
9 | 14 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Балетная мозаика. Балет-сказка «Щелкунчик». | 1 | |
10 | 15 | Музыка в театре, кино, на телевидении. | 1 | |
11 | 16 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | 1 | |
12 | 17 | Мир композитора. Обобщение материала II четверти. | 1 | |
тема II полугодия: | 18 | |||
13 | 18 | Что роднит музыку с изобразительным искусством. | 1 | |
14 | 19 | Небесное и земное в звуках и красках. Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье. В минуты музыки печальной… | 1 | |
15 | 20 | Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский. За отчий дом за русский край… Ледовое побоище. После побоища. | 1 | |
21 | Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский. За отчий дом за русский край… Ледовое побоище. После побоища. | 1 | ||
16 | 22 | Музыкальная живопись и живописная музыка. Ты раскрой мне, природа, объятья…Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…И это все – весенних дней приметы! Фореллен-квинтет. Дыхание русской песенности. | 1 | |
23 | Музыкальная живопись и живописная музыка. Ты раскрой мне, природа, объятья…Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…И это все – весенних дней приметы! Фореллен-квинтет. Дыхание русской песенности. | 1 | ||
17 | 24 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. | 1 | |
18 | 25 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Звуки скрипки так дивно звучали…Неукротимым духом своим он побеждал зло. | 1 | |
19 | 26 | Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира. | 1 | |
20 | 27 | Образы борьбы и победы в искусстве.О, душа моя, Бетховен с тобой! Оркестр Бетховена играет. | 1 | |
21 | 28 | Застывшая музыка. Содружество муз в храме. | 1 | |
22 | 29 | Полифония в музыке и живописи. В музыке Баха слышатся мелодии космоса… | 1 | |
23 | 30 | Музыка на мольберте. Композитор-художник. Звучащие картины. Вселенная представляется мне большой симфонией… | 1 | |
24 | 31 | Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка ближе всего к природе. Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. | 1 | |
25 | 32 | О подвигах, о доблести и славе... О тех, кто уже не придет никогда – помните! Звучащие картины. | 1 | |
26 | 33 | В каждой мимолетности вижу я миры…Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете…Музыкальная живопись Мусоргского. | 1 | |
27 | 34 | Мир композитора. С веком наравне. | 1 | |
28 | 35 | Заключительный урок – обобщение. | 1 | |
Всего: | 35ч. |
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
- Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2011г.
- Методическое пособие для учителя «Музыка 5-7 классы», М., Просвещение, 2011г.
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс», М., Просвещение 2011.
- фонохрестоматия для 5, 6,7 класса
- учебник «Музыка. 5-7 класс», М., Просвещение.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по музыке 6 класса разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 – 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской федерации».
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- Авторская программа «Музыка 5 - 7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»– М. Просвещение, 2007;;
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод перспективы и ретроспективы.
В соответствии учебным планом в 6 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира. Но так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки:
« Данная программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности».
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 6 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.
Виды организации учебной деятельности:
- конкурс
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
- специфику музыки как вида искусства;
- значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- основные формы музыки;
- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
- эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
- выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся основной школы
6 класс
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
- иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
- уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
- владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
- развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
- совершенствовать умения и навыки самообразования.
Календарно – тематическое планирование в 6 классе
№п/п | № урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов |
тема I полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» | ||||
1 | 1 | Удивительный мир музыкальных образов. | 1 | |
2 | 2 | Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков. | 1 | |
3 | 3 | Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. | 1 | |
4 | 4 | Картинная галерея. «Уноси мое сердце в звенящую даль…» | 1 | |
5 | 5 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя. | 1 | |
6 | 6 | Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. Песня в свадебном обряде. | 1 | |
7 | 7 | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. | 1 | |
8 | 8 | Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь» | 1 | |
9 | 9 | Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. | 1 | |
10 | 10 | Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт. | 1 | |
11 | 11 | «Фрески Софии Киевской». Сюжеты и образы фрезок. | 1 | |
12 | 12 | «Перезвоны». Молитва. | 1 | |
13 | 13 | Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. | 1 | |
14 | 14 | Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал. | 1 | |
15 | 15 | Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. | 1 | |
16 | 16 | Авторская песня: прошлое и настоящее. Авторская песня сегодня. | 1 | |
17 | 17 | Джаз – искусство 20 века. Спиричуэл и блюз. Джаз – музыка легкая и серьезная? | 1 | |
тема II полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки» | 18 | |||
18 | 18 | Вечные темы искусства и жизни. | 1 | |
19 | 19 | Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. Вдали от Родины | 1 | |
20 | 20 | Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. | 1 | |
21 | 21 | Инструментальный концерт. « Итальянский концерт». | 1 | |
22 | 22 | Инструментальный концерт. «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея. | 1 | |
23 | 23 | Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина | 1 | |
24 | 24 | Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина | 1 | |
25 | 25 | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен. | 1 | |
26 | 26 | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен. | 1 | |
27 | 27 | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». | 1 | |
28 | 28 | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». | 1 | |
29 | 29 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». | 1 | |
30 | 30 | Мир музыкального театра. Балет«Ромео и Джульетта». | 1 | |
31 | 31 | Мир музыкального театра. Мюзикл «Вестсайдская история» | 1 | |
32 | 32 | Мир музыкального театра. Опера «Орфей и Эвридика» Рок-опера«Орфей и Эвридика». | 1 | |
33 | 33 | Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино XX века. | 1 | |
34 | 34 | Образы киномузыки. Музыка в отечественном кино. | 1 | |
35 | 35 | Обобщающий урок. | 1 | |
Всего: | 35ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по музыке для 5 класса по программе Усачёвой
рабочая программа для 5 класса по программе Усачёвой включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы в соответствиии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по музыке для 3 класса по программе Г. С. Ригиной
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы Г.С. Ригиной «Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание...
рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак
рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по музыке 5-7 классы, по программе Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.
Очень подробно описаны содержания тем учебного курса, а также используемый музыкальный материал....
Рабочие программы уроков музыки 1-4 классы ,музыка 5-7 классы, искусства 8-9 классы и светской этики
1.Рабочая прграмма "Музыка" - 1 класс2. Рабочая прграмма " Музыка" - 2 класс3.Рабочая программа "Музыкы" 3 класс4. Рабочая прграмма " Музыка" - 4 класс5.Р...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...