РАЗВИТИЕ У КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА НАВЫКОВ АККОМПАНИМЕНТА С ЛИСТА
материал по музыке по теме

 

Когда говорят о том, что пианист хорошо читает с листа, то подразумевается высококачественное в техническом и художественном отношении исполнение произведения без предварительной подготовки. Это большое искусство, владение им обычно проверяется в ответственной обстановке: на концерте, на экзамене. Пианист за одну – две минуты обязан мысленно представить себе форму произведения, его стиль, динамику, нюансировку, темп, звучание в целом, подобрать удобную аппликатуру и затем начать исполнение произведения на рояле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1.docx19.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Алехина В. Н.

Преподаватель по классу фортепиано МБОУДОД«Ездоченская ДШИ»

РАЗВИТИЕ У КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА НАВЫКОВ

АККОМПАНИМЕНТА С ЛИСТА

Когда говорят о том, что пианист хорошо читает с листа, то подразумевается высококачественное в техническом и художественном отношении исполнение произведения без предварительной подготовки. Это большое искусство, владение им обычно проверяется в ответственной обстановке: на концерте, на экзамене. Пианист за одну – две минуты обязан мысленно представить себе форму произведения, его стиль, динамику, нюансировку, темп, звучание в целом, подобрать удобную аппликатуру и затем начать исполнение произведения на рояле.

Музыканту необходимо обладать большой выдержкой, чтобы скрыть от слушающих его возникающее при этом волнение и не показывать, что он играет с листа. Практика подтверждает, что музыкантов. Владеющих этим видом искусства, не так уж и много.

Большинство пианистов просто разбирает ноты с листа. При этом фактура произведения бывает не полностью озвученной, какая-то часть трудных в техническом отношении пассажей – пропущенной, неточно сыгранной, не всегда бывает соответствующей замыслу композитора динамика и нюансировка. Так, пианист обычно читает с листа в домашних условиях, когда просто знакомится с новым произведением. Но интересен следующий факт: стоит музыканту поставить конкретную цель – за кратчайший срок выучить произведение для исполнения на концерте, как внимание сразу же активизируется, делается более собранным, процесс ознакомления с произведением в таких случаях отнимает гораздо меньше времени. Таким образом, читке с листа можно научиться в специальных, особых условиях, типа концертных.

Многие считают, что чем больше разбирать произведений дома, тем лучше будешь читать с листа. К сожалению, практика это не подтверждает. Аккомпанемент с листа представляет собой в какой-то степени еще более сложное явление, чем читка с листа сольных произведений. Помимо высокохудожественного исполнения фортепианной партии, перед пианистом возникают задачи чисто ансамблевого характера. Концертмейстер, не зная партнера, должен быть очень чутким к его музыкальным намерениям, чувствовать и исполнять произведение в едином с ним «эмоциональном ключе». Оставаясь художником, пианист не должен быть активнее солиста, а напротив,  – стремиться поддерживать его, составить с ним целостный ансамбль. Быть максимально гибким в процессе исполнения. Эти качества ансамблиста создают благоприятные условия для яркого раскрытия творческих намерений солиста, что, в конечном счете, решает успех выступления.

Для молодого пианиста – аккомпаниатора, не имеющего концертного опыта, такие задачи часто оказываются непосильными: сказывается отсутствие профессиональных навыков, выдержки нервной системы, воли к преодолению препятствий. А это все, несомненно, мешает созданию ансамбля. Причины, тормозящие возникновение ансамбля, могут быть самыми различными. Заключается они в сложности фактуры, ритма, интерпретации произведения солистом.

Научиться концертмейстеру, не имеющему от природы способности идеально аккомпанировать с листа, безусловно, трудно. И все же, если он будет ежедневно упражняться в этой области, причем в атмосфере «концертных условий», проявляя инициативу и требовательность к себе, он сможет достигнуть значительных результатов.

Большую пользу для развития навыков аккомпанемента с листа может принести ежедневная чистка с листа фортепианных миниатюр. Важно, чтобы она не сводилась к разбору, о котором шла речь выше. Следует сыграть произведение с начала до конца без остановок и замедлений, с нюансами, как на концерте, затем повторить его. На следующий день – снова читать с листа это же произведение. Думается, что с каждым повторением результат как в техническом, так и в художественном отношении будет становиться все лучше, а так же появится необходимая для этого выдержка и более устойчивая воля.

Развитию слухового внимания может помочь игра в четыре руки. Пианист, играя свою партию, все время должен слушать своего партнера и вместе с ним создавать единый музыкальный образ.

Существует довольно распространенное мнение, будто хорошее владение читки с листа – это дар от природы. Это не совсем так. Ведь опыт – это сумма выработанных устойчивых рефлексов при определенном режиме. Здесь будет уместным напомнить слова великого русского физиолога И. П. Павлова, которые полезны и для понимания музыкально – педагогического процесса. «Образ поведения человека и животного, - говорит он, - обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, то есть зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов».

Для подготовки к аккомпанированию с листа в концертах нужен особый вид тренировки. Есть ряд компонентов, которые являются общими для всех концертных номеров, и, овладев ими, пианист сможет на приличном профессиональном и художественном уровне выступать в таких концертах. Это – упругий ритм, умение выделить в фортепианной партии основное (гармонию и характер интонации), слуховое и зрительной внимание, память на «условности».

На первом этапе нужно вырабатывать выдержку на темп и ритм, то есть умение от начала до конца сыграть произведение очень ритмично, причем в настоящем темпе.

Второй этап сводиться к тому, чтобы научиться видеть и играть в густой фактуре хотя бы минимум верных нот, соблюдая при этом четкий ритм. Говоря иными словами, в технических, исполняемых в быстром темпе произведениях следует подчеркивать гармонию первой четверти каждого такта и выделять наиболее значимую интонацию. Двигательная тренировка в таком плане постепенно может привести к максимальному охвату фактуры в трудных произведениях. Более легкие сочинения, ранее вызывающие затруднения, окажутся почти доступными для аккомпанирования с листа, причем на высоком исполнительском уровне.

Третий этап – это тренировка зрительного и слухового внимания. Иллюстратор или педагог должен нарочито неправильно петь или играть произведение, «перескакивая» через строчки, такты, чтобы концертмейстер ни на одну минуту не терял бы чувство настороженности, именуемого профессиональным вниманием. Ему необходимо глазами следить за исполнением солиста, за графическим изображением мелодии. Выработка этого рефлекса имеет очень большое значение для аккомпаниатора, овладев этим, он становиться более гибким и чутким, что на концертной эстраде весьма важно.

Четвертый этап – память на «условности». Для этого следует взять несложную куплетную форму и придумать «условности» по типу встречающихся на концертной эстраде. Пусть солист скажет: «Сыграйте заключение песни вместо вступления; первый куплет – от начала до конца; второй – до места, обозначенного +; далее – соло рояля; затем играйте мою партию до конца; третий куплет исполняется подряд, а между третьим и четвертым куплетами сыграйте вступление. В четвертом куплете последние две строчки повторяются два раза, к концу большое - внимание». Кроме того, солист может попросить запомнить особые «условности» и на дыхание, связанные с ускорением каких-нибудь тактов, фраза и т. д.

В педагогической практике часто бывают такие факты, как неудачное выступление ребенка на сцене. Говорят, что он волновался, не овладел собой, что в классе играл хорошо. Это может случиться и с концертмейстером. В классе почти всегда бывает одна и та же обстановка. Концертмейстер не подвержен тому напряжению, которое испытываешь, сидя на сцене. Таким образом, нервная система играющего привыкает в классе к определенной атмосфере. Когда же концертмейстер выходит на сцену, то большое пространство, яркий свет, рублика – все это новые, непривычные раздражители, с которыми он часто не может справиться. Как правило, пианист, вследствие этого перестает контролировать себя и играет плохо. Частые выступления постепенно вырабатывают выдержку.

В классе можно создать «предлагаемые обстоятельства». Пианист берет пять-шесть трудных произведений для «охвата» глазами. Он должен мысленно представлять себя на сцене, ощутить публику, почувствовать «дыхание» зала. Если это ему удается, он становиться значительно собраннее, внимательнее, он знает, что «остановиться» нельзя.

Каждый концерт приносит множество различных неожиданностей, но общие принципы подготовки, изложенные выше, могут дать при регулярной тренировке несомненный положительный результат в отношении развития профессиональных навыков концертмейстера и в значительной степени подготовят к проведению концертов самых трудных форм.

Библиография

  1. Брянская Ф. Формирование и развитие навыков игры с листа. – М.: «Классика – 21 век». 2011.
  2. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – М.: Музыка, 1961.
  3. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента. Л.: Музыка, 1972.
  4. Подольская В. Развитие навыков аккомпанемента с листа. М.: Музыка фортепиано. М.: Владос, 2001.
  5. Цатурян К. Чтение с листа. Теория и методика обучения игре на фортепиано. М.: Владос, 2001.
  6. Шендерович Е. В концертмейстерском классе. М.: Музыка, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие навыков чтения с листа на занятиях фортепиано"

Методическая разработка по развитию навыков чтения с листа на уроках фортепиано....

Развитие навыка чтения с листа на занятиях фортепиано.

Методическая разработка посвящена одной из актуальных проблем обучения юных пианистов. Проблема формирования навыка чтения с листа является важным моментом в освоении фортепианной игры....

Методическая разработка «Развитие навыка чтения с листа и транспонирования в классе аккомпанемента»

Известно, что в музыкальной деятельности способности человека проявляются неравномерно. Одни проявляют себя успешно в исполнительстве, другие – в аккомпаниаторской  работе, третьи – в композиции....

Развитие навыков чтения с листа на уроках фортепиано

Методический доклад «Развитие навыков чтения с листа на уроках фортепиано» посвящен одной из актуальных проблем обучения юных пианистов, которая  является важным моментом в освоении фортепианной ...

"Развитие навыков чтения с листа в младших классах ДШИ"

При обучении детей музыке основной целью является воспитание способности самостоятельно разобраться в музыкальном произведении, осмыслить его образно-эмоциональное содержание, выразить своё отношение ...

Развитие навыков чтения с листа

Умение читать с листа необходимо для любого музыканта. Работа над развитием этого навыка должна начинаться на самых первых этапах обученя игре на инструменте и вестись целенаправленно и регулярно. Пом...

Открытый урок по предмету "Специальность и чтение с листа" на тему«Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.Форма проведения:  индивид...