Музыкальное восприятие учащимися образов природы на уроке музыки
методическая разработка по музыке на тему
Данный материал поможет сформировать у учащихся понимание своеобразия изобразительных и выразительных свойств живописи и музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie1.doc | 90.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
“Муниципальное общеобразовательное учреждение”
Средняя общеобразовательная школа № 92 с углубленным изучением отдельных предметов
Музыкальное восприятие учащимися образов природы на уроке музыки
Урок музыки по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
5 класс
Составили:
Сычева Марина Николаевна,
Харсенюк Татьяна Валерьевна,
учителя музыки
МОУ «Средняя общеобразовательная школа№92
с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Кемерово
Кемерово, 2012
Содержание
Введение………………………………………………………………………… 3
Теоретические основы музыкального и эстетического воспитания школьников………………………………………………………………………4
Особенности музыкального восприятия………………………………………5
Воспитание эстетических чувств школьников через красоту природы
в музыке…………………………………………………………………………6
Заключение……………………………………………………………..……… 8
Список литературы…………………………………………………………….. 9
Приложение……………………………………………………………..……… 10
ВВЕДЕНИЕ
Многие современные концепции гуманизации образования школьников на разных этапах обучения признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание у учащихся, прежде всего общечеловеческих ценностей: добра, красоты, милосердия. Необходимо на таких уроках формировать личность через культуру – воспитывать в человеке человека, способного понимать, ценить, творить, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры. Но в реальной жизни дети не все могут получить возможность часто соприкасаться с подлинными шедеврами русской и мировой музыкальной культуры. Часто наши школьники не умеют глубоко чувствовать, переживать и воспринимать те образы, которые передает искусство, и музыка в том числе.
Искусство предполагает участие, а не пустое созерцание. Поэтому искусство, а конкретно музыка должна побуждать детей на творчество, переживание. В этом есть красота и глубокое чувство. Природа во всем ее многообразии обладает огромным образовательным и воспитательным потенциалом для развития личности; при этом воздействие, ею оказываемое, по силе и «мягкости» несравнимо ни с одним из известных методических приемов и средств.
Школьники учатся оценивать эстетические достоинства в самой природе и в формах ее художественного воплощения – в литературе, живописи, музыке, фотографии, кино и других. Чудесные пейзажи живописцев открывают нам красоту природы. Поэты воспевают ее в проникновенных стихах. Музыка – самое глубинное средство расширения мира чувствительных пространств сознания. Развивать чувство прекрасного можно и нужно путем объяснения и активного наблюдения мира.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО
И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Эстетическое воспитание школьников – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное и другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, способного жить и творить по «законам красоты».
Эстетическое воспитание учащихся осуществляется с помощью средств воздействия, под которыми понимается любая реальность - духовная и материальная, мир предметов и явлений, которые способны вызвать ответную эмоциональную реакцию.
Одной из составляющих средств воздействия на учащихся является природа. В.А. Сухомлинский прекрасно и восторженно определил роль природы в становлении человека: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи – услышал, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
Человек, понимающий красоту природы, старается, и жизнь сделать красивой. Он добр и отзывчив к людям. В.А. Сухомлинский считал, что ребенка, наслаждающегося красотой природы и окружающей обстановкой легко вовлечь в активный, преобразующий труд. И это действительно так! Школьники с удовольствием озеленяют школьные дворы, разбивают клумбы, ухаживают за цветами, кормят птиц зимой и ухаживают за животными.
ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Музыкальное восприятие - сложный процесс, в основе которого лежит способность слушать, переживать музыкальное содержание как художественно- образное отражение действительности.
Музыка воздействует на чувство человека комплексом выразительных средств. Это - ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, метроритм; они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, событиями, вызывая глубокие переживания человека.
В музыкально-педагогической литературе термином «восприятия» обычно принято обозначать раздел урока, во время которого школьники занимаются прослушиванием музыкальных произведений и их словесном анализом – разбором. Воспринимая музыку, школьник должен определить ее характер, понять какой образ старался передать композитор, а также различить средства музыкальной выразительности, с помощью которых передаются настроение и образ.
Типовая работа по восприятию школьниками музыкального произведения имеет свою последовательность. Условно ее можно разделить на следующие этапы:
- вступительное слово о произведении;
- первое прослушивание произведения; собеседование – анализ;
- второе прослушивание произведения; итоговое сообщение.
В основе музыкального восприятия лежит сложный психический процесс вычленения в произведениях искусства свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства. Начинать становление процесса музыкального восприятия учащихся следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций и формирования эмоциональной отзывчивости как части музыкально – эстетической культуры.
В организации восприятия музыки можно выделить ряд методических приемов, способствующих активизации процесса слушания.
К таковым относятся:
- вокализация доступных мелодий инструментальных произведений;
- ритмопластика;
- сравнение.
В целом необходимыми условиями полноценного музыкального восприятия произведений искусства школьниками являются:
- систематическое педагогическое руководство;
- эмоциональная открытость и педагога и детей. В этот смысле ценностны радость, удивление, восхищение музыкой;
- интересная форма передачи детям музыкально-эстетических знаний;
- небольшие объемы музыкальных произведений.
ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КРАСОТУ ПРИРОДЫ В МУЗЫКЕ
Чудесные пейзажи живописцев открывают нам красоту природы. Поэты воспевают ее в проникновенных стихах. А музыка? Что может сказать нам о взаимоотношениях человека и природы это искусство интонационной гармонии, суть которого – сокровенное?
Музыка часто обращается к сути мира в ее отношениях с человеком, как бы не задерживаясь взглядом на изображение природной реальности. Но в музыкальном искусстве есть и шедевры, вдохновленные природой. Чем была бы опера Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» без этой дарующей ощущение счастья красоты шелестящего леса? Или его же «Снегурочка»? Или замечательные творения Дебюсси, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова? Как бы виртуозно композитор не изображал природные явления, го произведение не оживет без раскрытия взаимоотношений мира и человека. Мера глубины этих отношений и определяет долговечность произведений, посвященных природе и чувствам человека. Простейшее доказательство этой мысли: зоологическая фантазия «Карнавал животных» Сен-Санса. Остроумие этой фантазии, созданной в 1886 году после «Жизни животных» А.Брема вызывает восхищение. Яркие изобразительные штрихи (чего стоит хотя бы изображение крика осла!) возбуждают слух и внимание. Но после первого знакомства любопытство удовлетворено, и больше слушать не хочется. А пьеса «Лебедь» как бы вырвалась из этого цикла, получила самостоятельную жизнь в различных переложениях, и даже в хореографических интерпретациях, сделавших одним из самых популярных произведений музыкальной и балетной классики. В чем здесь дело? Причина долголетия – в красоте, которая открывается за величественными и плавными движениями птицы. Лебедь здесь - символ чистоты и возвышенности, которую человек вычитывает из
«книги природы». Существует музыка обобщенного характера. Свет, покой и величие освящают и мир в целом и внутренние пространства души человека. Таково искусство Средневековья, творение нидерландских композиторов XV века, мессы Палестрины.
«Музыка - странная вещь. Я бы даже сказал – чудо. Она находится на полпути между мыслью и явлением, между духом и материей, это что-то вроде смутного посредника, и похожего и непохожего на эти полярности дух, который требует выражение во времени, и материя, которая может обходиться без пространства» (Г. Гейне).
Способность музыкального искусства к изображению природы, красочной передаче света и тени, многоплановости роднит музыку с живописью. Образцом «музыкальной живописи» является произведение М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве – реке» из оперы «Хованщина». Музыковед В.А. Васина-Гроссман в этой связи отмечала: «Мы слушаем эту музыку, словно видим, как загорается на небе розовая полоска зари, как первые лучи солнца золотят сначала кресты колоколен и верхушки теремов старой Москвы, а потом радостный утренний свет заливает весь пробуждающийся город.
Природа и искусство учат ребенка видеть прекрасное в жизни. Музыка – это также масса чувств, которые открываются в этих звуках. В. Сухомлинский писал : «Ребенок должен знать, что мелодия, интонация, лад, ритм, гармония отражают окружающую нас действительность - природу, мир человеческих чувств, историю».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев ряд существенных аспектов проблемы музыкального восприятия можно прийти к выводу о благотворном влиянии музыки на развитие эмоционального чувства учащимися всех возрастных групп, так как природа во всем ее многообразии обладает огромным образовательном и воспитательном потенциалом для развития личности.
Ребенок развивается учась на собственном опыте и на опыте человечества. Созерцая прекрасное, знакомясь с трудами великих композиторов, художников, литераторов – школьники всесторонне развиваются, преобразовывают социальную и природную действительность, воспринимают эмоционально красоту окружающей действительности в разных видах искусств, совершенствуют свою жизненную позицию.
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы можно сделать следующие выводы:
1. В центре эстетической науки будет оставаться прекрасное и искусство. Прекрасное потому что оно составляет суть эстетического, а искусство – потому что оно не только особая, но и высшая форма выражения и проявления прекрасного.
2. Познавательные, воспитательно-эстетические и созидательные функции искусства определяют процесс изучения в школе. Отсюда вытекает цель музыкально – эстетического развития – сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидательные качества личности.
3. Развитие эстетического воспитания эффективно, если оно выстраивается во взаимодействии следующих искусств: музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, литературы, кино. Стержневым видом искусства является музыка. Музыка, проникая в душу, настраивает людей на правильное отношение к миру.
4. В музыкальном искусстве есть шедевры, вдохновленные природой. Воплощая образы природы, музыка в то же время снимает покров с сущностных отношений человека и мира. Как бы виртуозно композитор не изображал природные явления, его произведение не оживет без раскрытия взаимоотношений мира и человека. Мера глубины этих отношений и определяет долговечность произведений, посвященных теме природы.
5. Человек – сгусток общественной культуры, мира, истории, а значит и природы. В образах природы человек видит отблеск собственной духовности, свой идеал и свое совершенство.
6. Природа часто выступает как стимул творчества композитора, как сокровищница идей, как источник тех или иных чувств, эмоций, настроений. Подобно живописи, поэзии, литературе, музыка выразила и опоэтизировала мир природы своими особыми выразительными средствами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта» М.,2000 г.
2. Апраксина О.А. «Музыкальное воспитание в школе» М.,1985 г.
3. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. – Л., 1983 г.
4. ЗатяминаТ.А. «Современный урок музыки» – М.: Глобус, 2007, стр. 164.
5. Залесский Л.А. Мировая культура в зеркале музыкального искусства. – М.: Пед.университет «Первое сентября», 2009, стр. 7.
6. Ивановский Ю.А.. Занимательная музыка. Ростов-на-Дону. “Феникс” 2002 г.
7. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке» М.,1989 г.
8. Казанцева Н. Природа в музыке. Искусство в школе. – 2004 .№ 3, 4
9. Методические рекомендации к урокам музыки общеобразовательной школы. М.,1971 г.
10. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка, 5 кл. – М.: Дрофа, 2004.
11. Науменко Т.И. Музыка. 5 кл.: Дневник музыкальных наблюдений: пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005.
12. Поурочные планы по музыке по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева, 5–6 кл. Издательство «Учитель». Волгоград. Автор-составитель В.М. Самигулина. 2006 г.
13. .Энциклопедический музыкальный словарь. – М., 1990г.
14.Энциклопедия для детей Аванта искусство, том 7, часть 3. Москва. Аванта 2001 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект урока музыки на основе программы В.В. Алеева "Музыка". 5-й класс.
Тема: «Влияние живописи на музыку».
Цель урока: сформировать у учащихся понимание своеобразия изобразительных и выразительных свойств живописи и музыки.
Задачи урока:
Дидактические (образовательные):
сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление средств музыкальной выразительности;
сформировать умение сравнивать музыкальное произведение с произведениями ИЗО;
побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов.
Развивающие:
развить интерес к музыке через творческое самовыражение;
развить наглядно-образное мышление;
развить познавательную активность в процессе сравнивания музыки и ИЗО.
Воспитательные:
воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному.
Проблема: может ли музыка создавать пейзажи?
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: методы организации осуществления учебных действий, анализ конкретной ситуации, имитационное моделирование.
Музыкальный материал: И.С. Бах сюита №3 часть 2 ария, Орландо ди Лассо «Эхо», А. Вивальди концерт для скрипки со струнным оркестром «Времена года» Лето часть 3, «Весна» 1 часть, Г.В. Свиридов «Осень».
Ход урока
- Вход
звучит ария И.С. Баха из сюиты №3. Дети входят в класс
Учитель: На прошлом уроке мы пытались ответить на вопрос что общего у музыки и изобразительного искусства?
Дети: темы,образы, источник искусств – жизнь. Что различает музыку и живопись? Дети: средства воплощения звук – у музыки. Линия, краска – живописи. Музыка динамичное временное искусство, живопись – искусство зримое, статичное. Музыка отображает внутренний мир человека, предмета; живопись – внешние черты.
Учитель: Тяга к искусству отличает человека от всех живых существ. Ведь ни одно животное не разрисовывает своих нор или пещер. На земле есть только одно рисующее существо – это человек. Пещера Альтамира была первой картинной галереей в мире. Вторую точку зрения представляет нам Л.А. Залесский музыкант и журналист. Наскальные изображения палеолита – это закодированная информация, которая является хранилищем знаний, опыта, представлений о природе, о космосе. Задолго до появления речи возникла необходимость обмена информацией в военных действиях, на охоте, передавать свой опыт потомству.
Итак, источником изобразительного искусства является видимый мир –мир красок, цветов, линий. Красота и изменчивость времён года, морская стихия, фантастические сказочные образы, облик людей – вся эта информация находит отражение в картинах художников: пейзажах, портретах, натюрмортах, в батальных и бытовых сценах. Но и музыканты тоже стремились запечатлеть эту информацию в своих произведениях. А каковы способы кодирования информации?
Тема нашего урока: «Взаимосвязь выразительных средств картин природы у живописцев и картин природы у композиторов».
Проблема нашего урока: может ли музыка создавать музыкальные пейзажи?
С чего начинается рисунок в живописи? Дети: с линии. А музыкальная живопись? – с мелодии. Давайте прослушаем виланеллу (деревенскую песню) Орландо ди Лассо. Орландо ди Лассо - нидерландского композитора эпохи Возрождения (14 век). В эпоху Возрождения главенствовала вокальная музыка. Попробуйте определить о каком явлении природы поведал нам О.Лассо?
Получился ли музыкальный пейзаж? Какое выразительное средство помогло создать музыкальное пространство?
Дети: динамика
Учитель: точнее контраст. Верно, звуковое пространство приближение и удаление эха передают динамические оттенки – а ведь это определение из мира живописи! Человеческий голос – первым научился имитации, подражанию звукам природы, пению птиц, шуму ветра, раскатам грома. Затем подражать звукам природы стали инструменты. К теме времён года обращались многие композиторы: Гайдн,Чайковский, Глазунов, Вивальди.
Обратимся к галерее «Сонаты». Рассмотрим картину «Кораблекрушение» Клода Верне. Что вы видите на переднем плане? Что служит фоном картины? А в музыке что может быть рельефом и фоном? Слушаем и затем высказываем свои предположения.
Теперь всмотритесь в картину литовского художника Чюрлёниса «Rex». Это триптих — произведение искусства, состоящее из трёх картин, объединенных общей идеей.
Чему могла научиться музыка у триптиха? (трёхчастная форма, передача вертикального пространства – в музыке передаётся регистрами).
Средство раскрашивания пространства –1 колорит (тёмный – светлый) в музыке передаётся ладом; 2 контраст а) темповый, б) ладовый, в) регистров, г) динамический. Остановимся на темповом контрасте быстро-медленно-быстро. Именно на этом контрасте строится Concerto grosso Вивальди. Вивальди – представитель эпохи барокко, именно тогда наступил расцвет инструментальной музыки.
Но как показывает история союз музыки и ИЗО, не всегда признавался равным. Так, в эпоху Возрождения приоритет в художественной культуре отдавался изобразительным видам искусства. По мнению художника этой эпохи Леонардо да Винчи, самым важным органом для человека является зрение. Роль живописи в жизни человека гораздо важнее, чем роль литературы или музыки.
Вместе с тем именно в эпоху Возрождения музыка освобождается от литературной зависимости, рождаются первые жанры инструментальной музыки. А в то время, когда создавали свои произведения Ф.Шопен, музыка провозглашается главным видом искусства. Вывод: Музыка научилась у живописи передовать контрасты изображения.
Контраст расширяет возможности музыки в создании музыкального пространства.
Сегодня на уроке мы начнём разучивать песню С. Никитина на стихи Валентина Берестова «Самая первая песня» (слушание и разучивание).
Между искусствами и существует граница, то она, к счастью, отсутствует в мире природы, где всё живёт и дышит в благотворном единстве.
На основе слияния музыки и живописи появились в 20 в. новые виды искусств – это анимация (мультипликация), новые жанры (видеоклипы), (плейкасты – современные открытки, где картина, музыка и стихи сливаются воедино). Дружба звука, цвета и слова – дала новые плоды.
Сейчас мы послушаем произведение А.Вивальди «Весна». Попытайтесь определить форму произведения и записать её буквами.
Можно ли провести точную грань между искусствами?
Итак: «искусства переходят одно в другое», «один род искусства находит своё продолжение в другом».
Домашнее задание: назови какие звуки природы, кроме эха, могут вызывать пространственный эффект? Каким музыкальным средством он может быть выражен.
Оценивание учащихся
Итог урока.
Подведём итог урока. Сегодня мы пытались расшифровать информацию, которую несёт музыкальное произведение, проникнуть в его содержание. Сравнивая искусства живописи и музыки, находили художественные связи, которые объединяют эти искусства. Убедились в глубокой взаимосвязи искусств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музыкальные игры - как средство коррекции на уроках музыки в коррекционной школе VIII вида »
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничеств...
статья Поэтический образ природы на уроках биологии
На уроках биологии у обучающихся формируются убеждения, что Природа – целостная саморегулирующаяся система. Педагогу важно при этом дать обучающимся по возможности наиболее полное представление об эко...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «ЗНАКОМСТВО С МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТОЙ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ».
Методические рекомендации по изучению нотной грамоты с детьми младшего школьного возраста в игровой форме на уроках музыки....
Научно-методическая разработка урока: «Цветовое решение проблемы зрительного восприятия учащимися орфографического материала на уроках карачаевского языка и литературы»
Весьма важным условием успеха любого дела является интерес к работе. Известно, с какой продуктивностью работают школьники в классе и дома, когда они выполняют интересные задания, и как быстро и прочно...
Технологическая карта урок музыки "Музыкальные образы природы Якутии в музыке"
Урок во 2м классе...
Методическая разработка Тема: «Музыкальные инструменты как средство активизации познавательной и творческой деятельности учащихся начальной школы на уроках музыки и во внеурочное время»
В соответствии с ФГОС начального общего образования урок музыки в общеобразовательной школе направлен на приобщение учащихся к миру искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприят...
«Музыкальные инструменты как средство активизации познавательной и творческой деятельности учащихся начальной школы на уроках музыки и во внеурочное время»
Пояснительная запискаВ соответствии с ФГОС начального общего образования урок музыки в общеобразовательной школе направлен на приобщение учащихся к миру искусства, воспитание эмоциональной отзывчивост...