"Развитие креативности у детей младшего школьного возраста на уроках специального фортепиано"
методическая разработка по музыке на тему

методическая разработка: из опыта работы

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» с. Ездочное  Чернянского района Белгородской области

Развитие креативности у детей младшего школьного возраста на уроках специального фортепиано

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
МБОУ ДОД «ЕЗДОЧЕНСКАЯ ДШИ»
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ДОЛЖИКОВОЙ СВЕТЛАНЫ СЕРГЕЕВНЫ

с. Ездочное 2013 г.

Содержание

  1. Условия возникновения, становления опыта……………………………3

  1. Актуальность опыта………..…………………………………………….4

  1. Ведущая педагогическая идея опыта……………………………….……6

  1. Технология опыта…………………………………………………………7

  1. Результативность опыта……………………………………………….....13

  1. Библиографический список………………………………………………14

  1. Приложение к опыту……………………………………………………15

Условия возникновения, становления опыта.

       МБОУ ДОД – ДШИ с. Ездочное работает более 25 лет, являясь центром музыкального и эстетического образования детей села. Работа педагогического коллектива Ездоченской ДШИ объединена единой целью – повышение интереса учащихся к обучению и максимальному развитию их творческих способностей.                                                                                                                          

       Должикова Светлана Сергеевна окончила очно  Губкинское государственное музыкальное училище (колледж), специализация – преподаватель фортепиано, концертмейстер, а так же Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова, факультет музыкального образования, по специальности  - учитель музыки. В МБОУ ДОД – детской школе искусств с. Ездочное работает с августа 2005 года. Педагогический стаж в этом году составил 7 лет. Постоянно работает над повышением своего исполнительского мастерства, теоретического и практического уровня. Регулярно общается с коллегами из других школ, посещает семинары, изучая передовой опыт преподавателей, проходит курсы повышения квалификации, умеет видеть в своей профессии творческое начало.                                                                                                                                                

       С 2011 г. является заведующей фортепианного отделения в «Ездоченской детской школе искусств». Ею составлена рабочая (модифицированная) программа по предмету «Музыкальный инструмент. Фортепиано», имеющая положительный отзыв от преподавателя ПЦК фортепиано Никитенко Т.Г.  

     Автора опыта заинтересовала проблема изучения креативности применительно к обучению и воспитанию младших школьников на уроках специального фортепиано. После поступления в школу на первые уроки дети приходят с большим интересом, но за годы учебы у многих этот интерес пропадает. Так как, переходя из класса в класс, требования постепенно усложняются. На начальном этапе – 0 - 1 классы учащиеся проходят большое количество разнохарактерных пьес, в процессе которых идет знакомство с музыкальной грамотой. Далее во втором классе в репертуар включаются мелкие полифонические произведения, и произведения крупной формы. В классе каждого педагога этот период обучения, как правило, проходит в форме игры. Как показала практика автора опыта, третий год обучения становится переломным. У детей, подходящих к этому рубежу, часто возникает мысль бросить школу. И здесь задача педагога перейти на новую ступень в образовательном процессе. Посмотреть на урок, включающий в себя и игры и творческие задания, не много с другой стороны, чтобы постоянно подпитывать интерес учащихся к музыкальным занятиям. Повышая, эмоциональную отзывчивость на музыку, привитие интереса и любви к ней посредством развития креативного мышления.

Актуальность опыта.

      Креативность – универсальная способность, которая содействует успешному творческому мышлению. Значимость новых подходов в развитии креативности вызывает необходимость поиска новых методов  в педагогической деятельности с детьми младшего школьного возраста. Поиск эффективных средств, в развитии креативности, которые бы повлияли на более высокий уровень совершенствование творческих способностей, лучших личностных качеств детей.

       В современных социальных условиях развитие креативности является одним из основных требований, которые общество предъявляет к образованию. Креативность понимается как способность к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности. В основе креативности лежит творческий потенциал – нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека.

Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Творческая инициатива помогает разобраться в потоке информации, выстоять перед прессингом телевидения и сформироваться как личность.

Предлагаемые в настоящем опыте методические приемы развития креативности у детей младшего школьного возраста на уроках специального фортепиано, направлены не только на выявление и отбор детей, обладающих этим видом одаренности, но и ее развитие у всех учащихся без исключения, что делает их актуальными для современного обучения и воспитания.

 Прежде чем приступить к практической деятельности была изучена специальная литература по излагаемой теме, к настоящему времени в трудах западных и российских психологов и педагогов разработаны теоретические положения о сущности и структуре креативности и творческого процесса (Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, А.М. Матюшкин, В.А .Моляко, Я.А. Пономарев, Е.П. Торренс); рассмотрены психологические аспекты творчества (В.И. Андреев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн, Е.Л. Яковлева,), изучена проблема творческой активности (Н. Коган, А.Г. Маслоу, К.Р. Роджерс, Е.Я. Солдатова, Н.В. Хазратова). Изучен опыт передовых работников района, проведены наблюдения за детьми в процессе самостоятельной деятельности, проведены беседы с родителями.

В процессе работы над темой были поставлены и максимально реализованы передовые задачи: использовать интересный музыкальный материал, обогащенный яркими образами, вызвать у детей интерес к прослушиванию и исполнению музыкальных произведений; развить креативное мышление с применением наглядных пособий, интересного реквизита, шумовых инструментов и т. д.; научить применять неожиданные решения к обыденным ситуациям.

     По мнению А.Л. Маслова, вовлекать в творческую деятельность необходимо всех детей, а не только тех, кто обладает развитым музыкальным слухом, т.к. главной целью музыкального образования является не приобретение научных знаний, а развитие творческой активности учащихся. Эта творческая деятельность должна поддерживаться по возможности на всех уроках.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта – направить процесс обучения игре на инструменте по наиболее интересному, творческому, эффективному пути развития и способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся.

     Целью обучения детей в ДМШ и ДШИ является подготовка в большинстве своем музыкантов – любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, подобрать любую мелодию и аккомпанемент к ней. Научить музицировать можно любого ученика, имеющего даже весьма средние музыкальные данные. Все это требует от педагога высокого профессионализма, творческого подхода к обучению ребенка и большой к нему любви и уважения. Все знания необходимо преподносить в виде интересной игры. Важно, чтобы ребенок как бы сам открывал для себя прекрасный язык музыки, пусть даже в простой форме.

     Принципы и методы современной творческой педагогики должны способствовать решению многообразных задач воспитания музыканта в процессе обучения игре на фортепиано: стимулирования активного, заинтересованного отношения к музыке, желание музицировать и творчески выражаться с помощью фортепиано, исполнительски овладеть всем разнообразием исторических и современных пластов фортепианной литературы, развивать художественный вкус и эрудицию во всем разнообразии жанров и стилей музыки народной, академической и популярной.

Технология опыта

Изучив много подобающей литературы, автор опыта пришла к выводу, что повысить уровень  музыкального восприятия, творческого – креативного мышления, самооценки, настойчивости, активности возможно только при условии использования соответствующих наглядных пособий, ритмических движений, музыкальных образов, а главное правильно подобранный репертуар. Обучающий и развивающий процесс обязательно должен включать в себя:

  1. дидактические игры;
  2. наглядные пособия;
  3. сказки;
  4. аудиозаписи;
  5. живое исполнение музыкальных произведений;
  6. тесты.

В своем исследовании Светлана Сергеевна рассматривает  развитие креативности у детей на уроках специального фортепиано  через установку на творческое выполнение задания и развитие творческого мышления и воображения.

     Рассмотрим, как творчество влияет на развитие креативности. Поскольку под понятием творчества мы подразумеваем не создание духовных ценностей, не конечный результат, а сам процесс, а так же действенность, способность к перевоплощению чужих мнений и чувств в свои собственные, то вся деятельность ученика на уроке почти полностью должна быть творчеством.                                                                                                                                                    Когда ребенок только начинает приобщаться к искусству, сразу важно говорить о креативности его развития. Для этого детям предлагаются различные творческие задания, через которые раскрываются специфические связи искусства с окружающим миром в широком смысле и происходит освоение, осмысление конкретных деталей, понятий, формирование навыков – в более узком. Творческие задания существенным образом влияют на мышление, речь, воображение, активность ребенка.

     С помощью творческих заданий дети получают представления о различной высоте и продолжительности музыкальных звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи музыкальной и речевой интонаций, о жанрах, формах, стилях музыки разных эпох. Они помогают в формировании музыкального мышления детей. При выполнении таких заданий дети должны согласовывать свои действия с характером звучащей мелодии, сменой настроения.

     Для активизации инициативы младших школьников педагогом предлагается творческие задания в форме игр. Игра создаёт на уроке атмосферу непринуждённости, эмоциональной отзывчивости. Это очень важно, потому, что в таких условиях наиболее полно раскрываются креативные возможности детей.

     Все игры разделены на несколько групп:

- игры на развитие слуха

- на развитие метра

- игры, которые дают представление о длительности звука и чувства ритма

- игры на развитие памяти

- игры на развитие образного мышления

     Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к учебному процессу и к самим заданиям.

Дидактическая игра «Громкая и тихая музыка» - развивает умение различать на слух динамические оттенки музыкальной речи: тихо (р), громко (f), не слишком громко (mf).

Ход игры. Играющим раздают карточки и объясняют их назначение (цвет квадрата условно соответствует определенному динамическому оттенку). Звучит музыкальная пьеса, в которой динамические оттенки изменяются последовательно. Пьеса исполняется дважды, чтобы первый раз ребёнок внимательно прислушался к ним. При повторном исполнении он выкладывает /или поднимает вверх/ квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.

Игра на развитие метра «Шаги великана, Тома и гнома».

Учитель предлагает ученику поиграть в сказочные шаги. Для этого понадобятся часы-будильник, ход которых,  отчетливо слышен. Учитель изображает шаги мальчика Тома, который ходит спокойно – шаг на звук часов «тик» и приставной шаг на звук «так». Ученик, как маленький гном, подвижно и игриво - на звук часов «тик» - шаг и приставной шаг, на ход «так – то же самое». Потом вместе учитель и ученик  ходят степенно и важно, как великан – один шаг на ход часов «тик-так».

Сказка «Дружная семья».

Из высоких и низких звуков складывается мелодия, выразительность которой придают динамические оттенки.

      Но любая мелодия покажется малопривлекательной, если звуки, её составляющие, будут одинаковы по своей длительности.

      Ребёнку  объясняется значение слова орнамент – украшение, что он делает любую вещь красивее. В каждом орнаменте отдельные его элементы повторяются. И повтор этот отличает одна особенность – ритмичность.

      В музыке можно услышать такую же ритмичность: длинные, короткие, средние по длительности звуки равномерно, упорядоченно чередуются, образуя ритмические рисунки. Здесь предлагается поиграть с учеником в сказку «Дружная семья».

Игра «Ладошки».

Учащемуся предлагается прослушать русскую народную песню «Во поле береза стояла», а затем пропеть ее и прохлопать в ладоши. После того, как ученик справились с заданием, педагог предлагает еще один вариант – «спрятать» голос и «спеть» одними ладошками.

Игры на развитие памяти.

Фотоаппарат.

     Эта игра  развивает зрительную память, быстроту запоминания.

              Ход игры. Ребёнку предлагается  посмотреть на карточку с изображёнными на ней разными предметами одну минуту. Затем карточка убирается, и ребёнок должен быстро перечислить, что на ней было изображено.

Что изменилось?

Цель игры развивать и активизировать зрительную память.                                                              Игровой материал: игрушки по выбору.                                                                                       Ход игры. Педагог даёт установку на запоминание правила игры:

Чтобы память развивать,                                                                                                    Будем с вами мы играть.                                                                                                      Новое ты назови,                                                                                                                             Что изменилось – покажи!

Педагог выставляет на стол игрушки. Ребёнок закрывает глаза, игрушки переставляются местами. По сигналу ребёнок открывает глаза и наблюдает, что изменилось в расположении предметов.                                                                        Начинать играть следует с перестановки одной игрушки и постепенно увеличивать их количество.

Игры на развитие образного мышления

«Укрась музыку»

Игру можно проводить как с одним учеником, так и с группой детей. Детям раздаются музыкальные инструменты (бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, музыкальный молоточек). Преподаватель предлагает послушать музыку (звучит «Неаполитанская песня» П.И.Чайковского). Дети слушают сначала произведение, определяют его ритм, характер, настроение. Затем, под руководством преподавателя, дети на музыкальных инструментах оркеструют звучащую музыку. Учащимся предлагается проявить творческое воображение: украсить звучание. Где-то можно уловить звон колокольчика, удар в барабан или бубен, металлофон. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно. В конце можно исполнить сольные партии, проявив фантазию.

В такой музыкально-дидактической игре дети различают характер музыки, настроение, пытаются подстроиться под определенный ритм, уловить малейшие его изменения и проявляют креативное мышление.

«Прогулка»

С теми же музыкальными инструментами можно сочинить музыкальную сказку вместе с детьми.

Преподаватель: «Сейчас, ребята, мы отправимся с вами на прогулку, но это будет необычная прогулка, мы будем гулять, помогут нам в этом музыкальные инструменты. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленные удары молоточком по столу), а теперь мы вышли на улицу. Светит яркое солнышко, мы обрадовались, побежали (частые удары по барабану или можно молоточками по столу). Мы гуляли, веселились, но вдруг появилась туча, подул ветер, ударил гром, сверкнула молния, и пошел дождь. Сначала это были редкие капли, а потом начался частый сильный ливень (ритм ускоряется, дети могут стучать в барабан, бубен, молоточками по металлофону, ударять в тарелки, колокольчиком передавать редкие капли дождя; используются все инструменты для передачи состояния погоды). Испугались ребята такой погоды и побежали домой, – снова быстрые и ритмичные удары».

Можно постепенно усложнять игру, придумывая новые события, которые происходят на «прогулке», и каждый раз усложнять и разнообразить ритмические рисунки и музыкальные образы.

Еще один пример музыкальной сказки.

«Остров сокровищ»

Мы плывем на корабле к необитаемому острову, где зарыт клад. Свистульки изображают пение птиц. Порывы ветра – покачиваем из стороны в сторону маракасы и увеличиваем силу звука от тихого до громкого. Звук постепенно идет на убыль. Такое динамическое развитие должно быть у всех инструментов. Издалека слышны раскаты грома (барабан). После первых раскатов грома падают редкие капли дождя (треугольники), вот они зачастили и превратились в ливень. Сверкает молния (трещотки). После кульминации гроза идет на убыль и постепенно затихает. Мы идем по острову. Скрип морского песка (мешочек с крахмалом), открываем старый сундук (провести по струне гитары), звон монет. С найденными сокровищами возвращаемся на корабль.

Выявление детей, обладающих креативными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. Широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление креативных способностей (тест креативности Е.П. Торренса, опросника креативности Дж. Джонсона, тест Дж. Гилфорда методика отдаленных ассоциаций С. Медника). Для выявления уровня креативности  детей, производилось с помощью краткого теста креативного мышления Е.П. Торренса и теста «Музыкальная палитра». Представленные творческие задания, тесты,  игры, преподаватель включал в организацию и содержание уроков. Необычность заданий, по сравнению с уже привычным традиционным уроком специальности, привлекло внимание ребят, вызвало интерес и творческую активность.

Каждая игра, тест представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью наглядных пособий, накопленных знаний.

- задачи даются ребенку в различной форме: в виде устного рассказа, рисунка, карточек, звуков;

- задачи расположены по принципу: от простого к сложному;

- постепенное возрастание трудностей задач в играх позволяет ребенку идти вперед, креативно мыслить и совершенствоваться.

В ходе обучения, предлагались разные способы объяснения предложенного материала:

- устного;

- графического;

- с помощью картинок;

- пантомимы.

     Организуя эту работу, ставилась цель – учить детей самостоятельно воспринимать, осознавать, мыслить и объяснять предложенный репертуар по специальности. По мере накопления детьми опыта в этом виде музыкальной деятельности, количество неправильных и не осознанных ответов сокращалось, они научились действовать по принципу: слышу – осознаю – представляю – исполняю.                                                                                              

При работе с детьми рекомендуется придерживаться следующего:

  1. акцентировать внимание на формирование умения учиться. Регулярно предоставлять возможность ученику выступать в роли учителя;
  2. использовать большое количество творческих заданий, ролевых тренингов, дискуссий;
  3. исключить давление учителя, включать на занятии свободное общение;
  4. доставлять удовольствие ребёнку от учебы и общения;
  5. направить обучение и воспитание на самостоятельное добывание информации, уважать желания ребёнка работать самостоятельно.
  6. поощрять настойчивость и активность детей;
  7. не снижать самооценку ученика.

Результативность опыта

     Анализируя полученные результаты,  Светлана Сергеевна пришла к выводу, что дети  стали более раскованы, свободней выражают свои идеи, эмоции. Их рисунки (при прохождении тестов) стали ярче и разнообразней, определения характера музыки – оригинальней и точней, танцевальные движения нестандартные, а более  свободные. Дети легко определяют ритм музыки, подстраиваются под ее характер, улавливают изменения. После применения методических приемов на уроках специальности учащиеся стали свободнее выражать свои эмоции при игре произведений, прикосновение к звуку стало более понятным, штрих точным, смотря какого характера, исполнялись произведения, осознанно подходили к кульминации, контрастнее зазвучали динамические оттенки и т.д.

  1. Из бесед с учителями, родителями автор выяснила, что дети стали более контактны в общении, проявляют больший интерес не только к урокам по специальности фортепиано, но и к учебным занятиям в целом.
  2. Учащиеся стали более оригинальны в определении характера музыки, не испытывают затруднения в выборе терминов для характеристики эмоционального ее содержания. Они проявляли оригинальность в суждениях, описании образов музыки, высказывали новые идеи в проведении следующих занятий.
  3. Проявляя большую заинтересованность в уроке, ученики повысили успеваемость по другим предметам, стали общительней, лучше налаживают контакт со сверстниками.
  4. Таким образом, можно констатировать развивающий характер предложенных методических приемов  и их эффективность применительно к уроку специальности и учебно-воспитательному процессу в целом.

     В современных условиях школы искусств, музыкальные школы являются основой широкого распространения музыкальной культуры. Цель школы – сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией, но и всех, кто обучается в музыкальной школе. Каждый из детей сможет стать подлинным любителем музыки, активным слушателем, участником студенческого и домашнего музицирования. Эти задачи определяют направления работы детских музыкальных школ.

Дети приходят с различной подготовкой, их музыкальные впечатления разнообразны, интересы неустойчивы, часто являются следствием подражания взрослым и меняются так же быстро, как и возникают. Поэтому, перед преподавателям стоит сложная задача – научить своих воспитанников самостоятельно ориентироваться в многообразии получаемых впечатлений.

Что же нужно сделать для того, чтобы музыка действительно сыграла свою роль в воспитании подрастающего поколения? Очень важно, научить детей любить и понимать музыку, ценить  подлинные художественные произведения и развивать музыкальные способности.

Библиографический список.

  1. Анисимов В.П. диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
  2. Альтерман С. Сорок уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет. СПб.: Композитор, 1999.
  3. Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития младших школьников. Ярослывль: Академия развития, 2007.
  4. Белованова М.Е. Музыкальный учебник для детей. Изд.: Феникс, 2007.
  5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
  6. Былевская В.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников // Начальная школа. – 1990. - № 5. С.17 – 23.
  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. – СПб: Союз, 1997. – 96 с.
  8. Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. – 489 с.
  9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Наука, 1988. – 411 с.
  10. Михайлова Е. Азбука музыки в стихах и картинках. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  11. Пономарёв Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976. – 303 с.
  12. Силютина Э.М. Развитие творческого воображения младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности. / Э.М.Силютина // Искусство в школе. – 2007. – № 2. – С. 15-16.
  13. Стародубцева, Т.Е. Психолого-педагогические условия развития креативности у будущих учителей музыки : дис. … канд. пед. на-ук / Стародубцева Татьяна Евгеньевна. – Липецк, 2001. – 170 с.
  14. Туркина Е. Котенок на клавишах. СПб.: Композитор, 2005.
  15. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М., 1960. - 573 с.

Приложение к опыту.

  1. Приложение №1 Рабочая программа для детских музыкальных школ и школ искусств (модифицированная) Музыкальный инструмент фортепиано.
  2. Приложение №2 Рецензия на программу преподавателя ПЦК Фортепиано ГГМК Никитенко Т.Г.
  3. Приложение №3 Разработка открытого урока «Развитие креативности у детей младшего школьного возраста на уроках специального фортепиано»
  4. Приложение №4 список номеров сольного концерта ученицы 4 класса Должиковой Юлии
  5. Приложение №5 Рецензия на сольный концерт преподавателя ПЦК Фортепиано ГГМК Никитенко Т.Г.
  6. Лекция для родителей на тему «Семейное воспитание в развитии ребенка»

Методическая разработка открытого урока  «Развитие креативности у детей младшего школьного возраста на уроках специального фортепиано»

Преподаватель отделения фортепиано Должикова С.С.

Цель урока:                                                                                                                                      - познакомить с темой длительности звуков и чувство ритма                                                                            - воспитывать и развивать музыкальное воображение, слуховое представление, умение петь                                                                                                          - воспитывать усидчивость, упорство в достижении поставленной цели                                                        - научить понимать и любить музыку  

Участники:                                                                                                                                      1 класс – Костюкова Анастасия.                                                                                                       2 класс – Конова Марина.                                                                                                                            4 класс – Должикова Юлия.  

Ход урока:                                                                                                        1.Организационный момент:                                                                                                                          - психологическая настройка учеников                                                                                                      - активизация внимания                                                                                                                            2. Основной этап работы:                                                                                                                                    - краткая вступительная беседы                                                                                                                             а) разучивание нового материала, игры на заданную тему                                                                                                         б) исполнение пьес, работа над образом                                                                                                                                                        в) работа с шумовыми инструментами  в ходе рассказа сказки                                                              г) прохождение тестов                                                                                                          д) выставка рисунков                                                                                                                                         е) пение под ситезатор + дуэт на фортепиано на английском языке                                                               3. Заключение:                                                                                                                               - подведение итогов, оценка

Музыкальные произведения:

  1. В. Кирейко «Печу-печу хлебчик»
  2. А. Филиппенко «По малину в сад пойдем»
  3. А. Березняк «Слон»
  4. Детская песня «Котик»
  5. О. Геталова «Душистый аромат»  
  6. Ю. Давидович «Частушки бабок Ёжек»
  7.  С. Майкопар «В садике»
  8. Ж. Колодуб «Герда»
  9.  Р. Шуман «Смелый наездник»
  10.  О. Геталова «Вальс зимы»

Список номеров сольного концерта Должиковой Юлии 4 класс

  1. И. С. Бах «Инвенция» ре минор

  1. М. Клементи «Сонатина» соль мажор

  1. Р. Шуман «Смелый наездник»

  1. Ф. Шопен «Прелюдия » ля мажор

  1. Ж. Колодуб «Герда»

  1. Е. Каркич «Бабушкина сказка» - дуэт

  1. Л. Шмидт «Джазовая пьеса» - дуэт

  1. Ф. Лей «История любви» - дуэт

  1. Де Карло «Румба» - дуэт

  1.  Ж. Векерлен «Приди поскорее весна» иллюстратор Должикова С.С.

  1.  Р. Ильина «На качелях» иллюстратор Сигарева Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие коммуникативной культуры детей младшего школьного возраста на уроках музыки»

Трудности, связанные с адаптациейк новым условиям,  к  незнакомому для школьников окружению.  Недостаточный опыт общения со сверстниками.Многие ребята робкие, поэтому им трудно нал...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ

Данная работа - описание опыта многолетней работы. Её содержание может помочь тем, кто уделяет внимание развитию творческих способностей младшеклассников как на уроке, так и во внеурочное время....

Методические рекомендации по развитию внимания у детей младшего школьного возраста на уроках хореографии

Рассмотрены некоторые аспекты работы с обучающимися младшего школьного возраста на уроках хореографии....

Методическая разработка "Особенности формирования и развития исполнительской деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках специальности в ДШИ"

Актуальность данной  темы методической разработки заключается в том, что педагог инструментального класса – основной воспитатель учащихся. Именно он в первую очередь призван формировать и р...

Методическая разработка "Особенности формирования и развития исполнительской деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках специальности в ДШИ"

Актуальность данной  темы методической разработки заключается в том, что педагог инструментального класса – основной воспитатель учащихся. Именно он в первую очередь призван формировать и р...