Терапия творчеством как составляющая часть здоровье сберегающих технологий на уроке музыки.
учебно-методический материал по музыке по теме

Анисимова Ляна Миграновна

Выступление на краевой научно - практической конференции " Инновационные технологии на уроках области "Искусства", Краснодар, ККИДППО, 2011 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferenciya_aprel_novaya_versiya_2011.doc42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Л. М. Анисимова

учитель музыки МОУ СОШ № 2 г. Горячий Ключ

             Терапия творчеством как составляющая     часть              

          здоровье сберегающих технологий на уроке музыки. 

          Современные требования к учителю музыки предполагают, что это не только наставник учащихся в освоении музыкального искусства, но и врачеватель их душ, своего рода психотерапевт, изменяющим при помощи музыки настроение и мироощущение своих учеников. Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой. Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может укреплять иммунную систему организма, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню. Музыкотерапия становится признанной наукой. Педагогам-музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. Музыкальная терапия вместе с арт-терапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все чаще поражают учащихся. Уроки музыки могут дать уникальную возможность реализовать в школе здоровье сберегающие технологии.

         Как следствие, учитель будет использовать наряду с основными формами музыкальной работы с детьми логоритмику, вокалотерапию, ритмотерапию, фольклорную арт-терапию, музыкально – рациональную психотерапию, сказкотерапию, улыбкотерапию. Каждая из этих форм заслуживает подробного изучения и проведения анализа эффективности внедрения в учебный процесс. Более подробно остановимся на терапии творчеством.

           Терапия творческим самовыражением – клинический терапевтический метод. В основе этого метода лежат две идеи. Каждый человек может узнать и понять особенности своей личности, характера, настроения. Вторая идея состоит в том, что, узнав сильные и слабые стороны своего характера, человек может через творчество смягчить свое состояние, так как любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, любое творчество полезно.

         Выполнение творческих заданий на уроке музыки является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния школьников. Творческие задания направлены на расширение спектра доступных ребенку эмоциональных переживаний. Очень удачными могут быть попытки «вживания» в предлагаемый образ, например:

 «Цветок»:

- дать название и пропеть его;

- пластическое интонирование;

- определение цвета;

- о чём думает,с кем дружит;

- какой характер;

- кто в классе звучит так же.

            И как итог, выбрать один из инструментов шумового оркестра и исполнить мелодию цветка, если «соединить различные цветы в букет», может зазвучать целый шумовой оркестр.  На выбор можно использовать образы животных, природных явлений, эмоциональных состояний, различных неодушевлённых предметов, литературных героев и т.д.

           Результатом познания музыкального произведения часто бывает рождение художественного произведения учащегося. Чаще всего ребята делают иллюстрации к полюбившемуся музыкальному произведению или пишут отзыв. В своей практике я использую создание творческого проекта «Сочиняем музыку».  Например, изучая «Сонату моря» Чюрлёниса, ребята пытаются услышать музыку каждой части сонаты и описать её. Работают по следующему алгоритму:

- название произведения;

- темп, динамика, звуковедение, ритм;

- какие музыкальные инструменты или певческие голоса исполняют;

- характер;

- какие чувства вызывает;

- исполнить лейтмотив, используя музыкальные инструменты или голос.

            Нужно помнить, что когда учащийся формирует образ, чаще всего он передаёт своё эмоциональное состояние. Таким образом, в процессе музыкального творчества происходит более полное познание учеником самого себя, своих способностей, своих чувств и мыслей.

           Одним из эффективных методов музыкального интонирования являются упражнения, построенные на простейших сочетаниях звуков «у – ту – ду», «о –хо –хо» , окрашенных в различные эмоциональные состояния. Очень удобно выполнять их во время распевки, когда можно  разыграть любую историю из повседневной жизни. С помощью смены интонации в голосе, можно показать отношение человека к поступкам другого человека. Например, ребятам предлагается проследить, как меняется настроение у мамы, которая вернувшись после работы уставшая, увидела порядок в доме, чистую посуду, успешно выполненное  домашнее задание своего сына, очень обрадовалась и выразила благодарность сыну. Ребята наблюдают, как интонация усталости перерастает в интонацию удивления и затем в радость.   Такие незатейливые, сюжетные упражнения очень нравятся детям. Данная работа поможет учителю в решении не только одной из основных задач уроков музыки - снимать нервно - психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся, но и мотивирует учащихся на анализ своего поведения по отношению к другим людям.

          Для учащихся 5 - 8 классов необходимо восприятие музыки для моделирования у них положительного эмоционального состояния. В этом возрасте у учащихся критический взгляд и на себя, и на окружающих. Учителю музыки необходимо донести мысль о красоте и гармоничности личности ребёнка. И основными помощниками являются великие творения И.С.Баха, Л.В.Бетховена, В.А.Моцарта, композиторов-романтиков Ф.Шуберта, Ф.Шопена, Р.Шумана, русских композиторов М.И.Глинки,  П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова и других. В этом возрасте ребята становятся единомышленниками и соавторами урока, они создают презентации с использованием шедевров мировой живописи и музыки.  

        Терапия творчеством ярко раскрывается в создании творческих проектов. Эта сфера деятельности доступна всем учащимся, уже в 5 классе используется проект «Сочиняем оперу». Алгоритм:

- конкурс на лучшее либретто – домашнее задание;

- создание декораций, костюмов, арий главных героев – работа по группам;

- создание финального хора совместно с учителем.        

         В 6 классе активизировать интерес к самостоятельном изучению биографии и творческому пути композиторов разных эпох поможет создание рекламной афиши или аннотации к дискам «Сокровища классической музыки», «Весенний каприз» и т.д.

        К полноценной исследовательской работой в области искусств учащиеся могут приступить в 7 – 8 классе. Эта увлекательная работа для многих является огромным шагом к самообразованию и самовыражению. В этом учебном году особый интерес у учащихся вызвала тема «Космизм в музыке».  

       Какую бы форму не носила терапия творчеством, результат всегда один - в процессе совместной деятельности формируется атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

     Таким образом, уроки музыки, наполненные терапией творчества, дают уникальную возможность реализовывать в школе здоровье сберегающие технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие технологии на уроках математики

применение здоровье сберегающих технологий на уроках математики...

Здоровье сберегающие технологии на уроках информатики

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании с максимальной амплитудой движения глаз....

Мастер-класс "Здоровье сберегающие технологии на уроках музыки "

Применение здоровье сберегающих технологий на уроках музыки решает задачу современной школы - создание условий для сохранения здоровья учащихся. Эти методические рекомендации я разработала при подгото...

здоровье сберегающие технологии на уроках технологии

Презентация к докладу "Здоровье сберегающие технологии на уроках технологии "...

Здоровье сберегающие технологии на уроках музыки

В этом материале сочетаются основные теоретические понятия и слайды презентации. Этот материал я разработала для своего мстер-класса. Рекомендую использовать данные технологические приемы на уроках му...

Принципы здоровье сберегающих технологий на уроках технологии и других дисциплинах.

В статье описывается как проживать различные эмоциональные состояния, такие как гнев, страх, радость и горе, экологичным способом, а также несколько идей игровых практик на занятиях....