Принципы здоровье сберегающих технологий на уроках технологии и других дисциплинах.
статья

Егорова Любовь Владимировна

В статье описывается как проживать различные эмоциональные состояния, такие как гнев, страх, радость и горе, экологичным способом, а также несколько идей игровых практик на занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принципы здоровье сберегающих технологий на уроках технологии и других дисциплинах.

«У эмоций нет выходных, если их подавлять, загонять внутрь себя, рано или поздно прорвет и мало не покажется!»

Наталья Козырева, психолог, автор книги «Детомотиватор»

Сегодня я хочу поговорить на тему психического здоровья учеников. Мы много знаем физических упражнений, направленных на снятие напряжения в мышцах, образовавшегося в результате долгого сидения за партой, техники снятия напряжения при усталости глаз, а я хочу затронуть тему психики. Психическое здоровье школьника, какие эмоции влияют на его самочувствие? Каковы причины заторможенности или, наоборот, гиперактивности на занятиях? Почему у современных детей много лени?

Уже Гиппократ заметил связь эмоций и реакций тела. Итак, все взаимосвязано в человеке: мысли, эмоции, поведение. Основными базовыми эмоциями являются: гнев, страх, радость и горе. Именно эти 4 эмоции являются составляющими и сложных чувств, таких как обида, чувство вины, стыд и таких состояний как лень, скука, ревность, жадность, зависть, отсутствие мотивации.

Гнев. То, что злит, раздражает, выводит из себя, вызывает ярость.

Страх. Что боишься, что вызывает тревогу, волнение, панику?

Радость. Что тебя по-настоящему радует, вызывает восторг?

Горе. О чем ты печалишься и горюешь, что вызывает ком в горле и ощущение, что слезы подкатывают к глазам?

Чтобы смоделировать ощущение успеха при освоении новых знаний и навыков у школьников, надо создать условия без стресса и перегрузки. Нужно  снизить напряжение. А откуда оно? Дело в том, что привычный способ обучения  часто связан с ощущением некомфортного темпа, гонки. Работа за оценку, так важную для родителей и учителей, не имеет на ребенка необходимого значения. Это создает напряжение, которое притупляет процесс обучения, мешает восприятию нового. Большая часть энергии уходит на борьбу со стрессом, со страхами. Желание учиться у детей пропадает полностью. Головной мозг устроен так, что, когда человек находится в активных эмоциональных переживаниях, он не может думать. Он неспособен обучаться в неспокойном состоянии. А если в это время кричать на ребенка, пугать его, он боится что-либо пробовать вообще, боится неодобрения. Заставить ребенка любой ценой – это насилие, а надо обучать с любовью. Знания можно дать, а не запихать силой. Мы видим, что у детей много страхов, много горя и печали от плохих оценок, от неоправданных ожиданий родителей и учителей.

Интерес к познанию у учащихся остается, но они любят познавать мир без напряжения, играя.  Позитивная мотивация и желание победить, постичь, преодолеть, быть в чем-то лучше других – вот что движет ребенком в процессе познания. Поэтому для эффективного обучения в первую очередь надо применять практики экологичного разряжения эмоций, а также игровые технологии. Процесс обучения максимально эффективен в исследовании и творчестве!

Мы должны учить детей тому, что их чувства важны! Они могут плакать, когда расстроены, смеяться от радости, дрожать от страха, испытывать гнев, злиться. Для экологичной разрядки эмоций мы в первую очередь должны признать, узнать и назвать ту эмоцию, которую испытывает ребенок. Называя, мы помогаем ему осознать свои чувства. Далее, не давать оценку чувствам и эмоциям, так как каждый человек имеет право их чувствовать. Из приемов разрядки можно предложить следующие:

  1. Потопать ногами 1 минуту
  2. 2 раза встать
  3. Попрыгать 10 раз
  4. Закрыть глаза и максимально выдохнуть
  5. Подышать через воображаемую трубочку
  6. Умыться холодной водой
  7. Помассировать мочку уха
  8. Похлопать себя по плечам
  9. Обнять себя и покачать
  10. Вспомнить запах земляники или как пахнет лето
  11. Посмотреть в окно
  12. Посчитать от 100 до 0 через 5
  13. Пропеть куплет любимой песни
  14. Послушать шум воды (можно открыть кран)
  15. Поиграть на музыкальном инструменте
  16. Посмотреть на себя в зеркало
  17. Игры в животных (порычать как лев…)
  18. Подрожать всем телом
  19. Позевать
  20. Покричать в подушку
  21. Выпить воды
  22. Нарисовать на листе каляку, чувства
  23. Прописать свои обиды, чувства, эмоции
  24. Самомассаж, с любовью гладить лоб
  25. Назвать 5 вещей, что видишь, 4 – что можешь потрогать, 3 – звука, 2 понюхать

Игровые практики освобождают детей от напряжения и помогают мозгу эффективно работать:

  1. Дружеская обстановка (немного юмора)
  2. «Ловим шпионов» (узнаем, все ли слова и термины понятны ученику)
  3. Школа-наоборот (ученик в роли учителя)
  4. Научный день – исследовательская деятельность, основанная на интересах ученика. Это формирует у ребенка положительную внутреннюю мотивацию к учебе, он учится для себя, для развития собственного интереса, а не только для отчетности в виде оценок.
  5. Гибкий ум. В гибком теле – гибкий ум. Если мало движения, то идей в голове тоже мало. Здесь уместен массаж ушных раковин.
  6. Быстрый ум – мнемотехника.

Мы хотим вырастить самостоятельных, уверенных в себе, успешных граждан. Принимая во внимание важность эмоциональной сферы в обучении, мы помогаем достичь поставленных целей.

P.S. В статье использовались материалы Академии Успешного Школьника, Натальи и Дмитрия Козыревых, Академии Целостного образования, Ольги Бологовой, Школы Развития Эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающий потенциал современной педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Применение на уроках химии современной педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», умение её адаптировать в качестве  здоровьесберегающего потенциала....

Формирование здоровье сберегающей среды на уроках технологии.

        В   юности   мы    мало    думаем    о    том,   как   сохранить...

Технологии здорового образа жизни на уроках технологии

Использование технологий здорового образа жизни на уроках технологии...

Формирование здоровье сберегающей среды на уроках технологии

Формирование  здоровье  сберегающей среды на уроках технологии...

Формирование здоровье сберегающей среды на уроках технологии

Формирование  здоровье  сберегающей среды на уроках технологии...

здоровье сберегающие технологии на уроках технологии

Презентация к докладу "Здоровье сберегающие технологии на уроках технологии "...

Создание здоровье сберегающей среды на уроках математики: физкультминутка 1

На уроках математики дети постоянно пишут. Использование смены деятельности и форм работы дают психологическую разрядку, но не снимают статического напряжения мышц. Для решения этой проблемы в структу...