Учебная программа по предмету "Фортепианный ансабль" для ДМШ
методическая разработка (музыка) по теме
В комплексе учебных дисциплин «Фортепианный ансамбль» является составной частью комплексного подхода в воспитании и образовании учащихся в ДМШ. Значение этого предмета в учебном процессе переоценить невозможно. Игра в ансамбле способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся; развивает эмоциональную сферу музыкального восприятия; воспитывает навыки аккомпанемента; повышает уровень музыкально-исполнительского мастерства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_programma_po_predmetu_fortepiannyy_ansambl_dlya_dmsh.doc | 93.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ ДЛЯ ДМШ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность рабочей программы
В комплексе учебных дисциплин «Фортепианный ансамбль» является составной частью комплексного подхода в воспитании и образовании учащихся в ДМШ. Значение этого предмета в учебном процессе переоценить невозможно. Игра в ансамбле способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся; развивает эмоциональную сферу музыкального восприятия; воспитывает навыки аккомпанемента; повышает уровень музыкально-исполнительского мастерства. Поэтому программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Совместное инструментальное музицирование это одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере на уроке. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм. Полученные на уроках знания и навыки могут пригодиться в повседневной музыкальной практике (художественная самодеятельность, домашний досуг и т.д.) как музыканту-профессионалу, так и музыканту-любителю. Развитие различных форм музицирования (ансамбль, аккомпанемент, импровизация, чтение с листа и т.д.) особенно востребовано в настоящее время.
Основные задачи:
- Приобретение навыков совместного исполнительства;
- Развитие специфических способностей музыканта (музыкальный слух, память, ритмическое чувство, двигательно-моторные навыки);
- Расширение музыкального кругозора за счет интенсивного притока богатой и разнохарактерной информации;
- Воспитание и формирование художественного вкуса;
- Воспитание слухового контроля.
Цель – все вышеперечисленные качества способствуют формированию творчески активной, всесторонне развитой личности, а главное – развитию умения слушать и создавать единый художественный образ произведения вместе с партнером.
Данная программа является дополнением к основной образовательной программе по фортепиано, и ее содержание совпадает с содержанием основной программы.
Сроки реализации - программа рассчитана на шестилетний курс обучения. Возраст детей 7 – 15 лет.
В соответствии с учебными планами, учащиеся фортепианного класса ДШИ начинают заниматься ансамблем со 2 – 7 классы (1 час в неделю; 34 часа в год).
Основной формой работы являются индивидуальные занятия с учащимися 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут. В процессе урока можно использовать следующие методы:
- урок-показ (всем известна склонность детей к подражанию. Показ приносит большую пользу и ученику и педагогу в налаживании необходимых удобных игровых движений, в выработке правильной посадки за инструментом, в умении достичь верного звукоизвлечения и т.п.);
- урок-диалог (учитель-ученик, ученик-учитель);
- урок-ознакомление (прослушивание музыкального материала);
- урок-прослушивание грамзаписей, аудио-видеозаписей (возможность услышать изучаемое в исполнении мастеров).
За весь курс необходимо изучить не менее 18-24 произведений. В годовой индивидуальный план каждого учащегося должно быть включено не менее 4-6 произведений.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе:
- показать владение техникой совместного исполнительства (синхронность звучания, ритмическая согласованность и устойчивость, динамическое равновесие, единство фразировки, естественность дыхания);
- уметь доносить идейно-художественный замысел исполняемого произведения, проявлять эмоциональную яркость и творческую инициативу;
- слышать исполняемую музыку во всем ее многообразии, координировать сочетание всех составляющих ее партий. Открывать путь к яркой музыкальной выразительности;
- уметь самостоятельно разбирать музыку и осмысленно разучивать музыкальный текст, приобрести навыки комплексного восприятия текста;
- показать пианистическую гибкость, пластичность, удобство при исполнении музыкального произведения.
Контроль над освоением навыков ансамблевой игры и учет успеваемости осуществляется на контрольных уроках, зачетах. Каждый учащийся должен выступить не менее одного раза в полугодие: в конце второй четверти на контрольном уроке и в конце учебного года – на зачете. Выступление учеников оценивается самим педагогом на основе его работы в классе и концертного исполнения на зачете. За успешное выступление ученику ставится зачет, в случае незачета – предоставляется дополнительный срок.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 КЛАСС
№ | Наименование темы | Количество учебных часов | ||
Общее кол-во часов | Теория | Практика | ||
1 | Что такое игра вдвоем? | 15 | 1 | 14 |
2 | Основы ансамблевой техники | 19 | 2 | 17 |
Итого: | 34 | 3 | 31 |
3 КЛАСС
«ВСЕ ЖАНРЫ В ГОСТИ К НАМ»
№ | Наименование темы | Количество учебных часов | ||
Общее кол-во часов | Теория | Практика | ||
3 | Жанры движения | 17 | 1 | 16 |
4 | Лирические жанры | 17 | 1 | 16 |
Итого: | 34 | 2 | 32 |
4 КЛАСС
«ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА. ПЬЕСЫ ЖИВОПИСНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ЖАНРА»
№ | Наименование темы | Количество учебных часов | ||
Общее кол-во часов | Теория | Практика | ||
5 | Человек в зеркале музыки. Музыкальные портреты. | 17 | 1 | 16 |
6 | Музыка – язык эмоций. Пьеса – настроение. | 17 | 1 | 16 |
Итого: | 34 | 2 | 32 |
5 КЛАСС
№ | Наименование темы | Количество учебных часов | ||
Общее кол-во часов | Теория | Практика | ||
7 | Рояль как 100 инструментов | 17 | 1 | 16 |
8 | Путешествия по странам мира | 17 | 1 | 16 |
Итого: | 34 | 2 | 32 |
6 КЛАСС
«КРУПНАЯ ФОРМА»
№ | Наименование темы | Количество учебных часов | ||
Общее кол-во часов | Теория | Практика | ||
9 | Венские классики | 17 | 3 | 14 |
10 | Вариации. Рондо. | 17 | 3 | 14 |
Итого: | 34 | 6 | 28 |
7 КЛАСС
№ | Наименование темы | Количество учебных часов | ||
Общее кол-во часов | Теория | Практика | ||
11 | Музыка сегодняшнего дня | 17 | 1 | 16 |
12 | Джазовая музыка | 17 | 3 | 14 |
Итого: | 34 | 4 | 30 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема №1.
Введение в предмет фортепианного ансамбля. Виды ансамбля.
Тема№2.
Особенности посадки и педализации. Способы достижения синхронности при взятии и снятии звука. Динамическое равновесие звучания партий. Согласование приемов звукоизвлечения. Соблюдение общности ритмического пульса. Передача голосов от партнера к партнеру.
Тема №3.
Как можно изобразить движение в музыке. Полька. Характеристика жанра. Приемы развития. Разновидности жанра: полька-скерцо, полька-галоп, праздничная полька. Вальс. Характеристика и развитие жанра. Характерные ритмоинтонации. Особенности мелодической линии – пластичность, кружение, скольжение. Различные типы вальсов. Марш. Характеристика жанра. Типы маршей – военный, спортивный, кукольный, шуточный и т.д. Опорные ритмосхемы. Фактурные приемы.
Тема №4.
Общие черты жанров Песни, Колыбельной, Романса, Ноктюрна, Баркаролы, Элегии: задушевность, лиричность, искренность, мелодичность. Воплощение чувств и переживаний человека, как ведущая идея музыкальной лирики. Образы природы и живописно-изобразительное начало в произведениях лирического жанра.
Тема №5.
Возможности и средства фортепианной музыки в воплощении образа человека: возраста, пола, характера, темперамента, эмоционального состояния.
Тема №6.
Жанр фортепианной миниатюры-настроения в детском репертуаре. Эмоционально-смысловой анализ пьес. Принципы музыкального развития в пьесе-настроении (принцип «волны»), структура, особенности интонационности.
Тема № 7.
Что такое переложение. Какие бывают переложения. Способы передачи звучания различных инструментов, выявление их выразительных и изобразительных возможностей.
Тема №8.
Знакомство с народным творчеством Польши, Венгрии, Италии, Австрии, Германии, Чехии. Музыкальные жанры и формы: прелюдия, юмореска, гавот, инвенция, ария и т.п.
Тема № 9.
Понятие стиля в музыке. Знакомство со стилем венских классиков. Гомофонный склад и фактура. Особенности гармонии, мелодии, ритма, фактуры в классической музыке. Сонатная форма.
Тема № 10.
Роль данных жанров в развитии музыкального восприятия, в музыкальной деятельности детей.
Тема № 11.
Стили и направления в современной музыке. Особенности музыкального языка: мелодии, гармонии, ритма.
Тема № 12.
Что такое джаз. Родина джаза. Особенности мелодии, ритма, гармонии, фактуры.
Методические рекомендации
В отличие от других видов совместной игры, фортепианный дуэт объединяет исполнителей одной и той же «специальности», что в значительной степени облегчает их взаимопонимание. Возможность постоянно слушать друг друга, слить звучание одной партии с другой, достижение общей цели, а так же атмосфера радости совместного творчества, взаимной поддержки воспитывает чувство товарищества, ответственности.
Одним из важнейших требований ансамблевой игры – учет индивидуальных и возрастных особенностей каждого из учеников. Совместное исполнение требует одинаковой технической подготовки, интеллектуального уровня развития. Содержание изучаемых произведений должно соответствовать интересам учеников, от этого зависит активность, продуктивность работы.
С первых же уроков следует обращать внимание на динамическое равновесие, партнерам необходимо чутко вслушиваться в сочетание, горизонтально-мелодическое и вертикально-гармоническое строение.
Репертуарный список включает произведения всех существующих стилей: от Баха, Генделя до музыки джазового стиля; различные музыкальные формы и жанры (танцевальные и песенные; полифонические произведения; сочинения сонатного, вариационного цикла; переложения – отрывки из опер и балетов).
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Амиров Ф. Сюита на албанские темы (для 2-х ф-но в 4 руки).
- Аренский А. Шесть детских пьес (для ф-но в 4 руки).
- Балакирев М. 20 избранных русских народных песен.
- Беркович И. Фортепианные ансамбли.
- Бизе Ж. Детские игры ( для ф-но в 4 руки).
- Брамс И. Венгерские танцы (для ф-но в 4 руки).
- Брат и сестра. Легкие ансамбли. Вып.1. Для ф-но в 4 руки. Перелож. и обр. С.Кузнецовой.
- Брат и сестра. Вып. 2 Сост. В.Натансон.
- Григ Э. Избранные произведения. Норвежские танцы.
- Григ Э. Сюита «Пер Гюнт».
- Дворжак А. Славянские танцы (для ф-но в 4 руки).
- Дунаевский И. Увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта» (для 2-х ф-но в 4 руки).
- Кюи Ц. Десять пятиклавишных пьес.
- Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки (БЮП) Сост. В.Натансон.
- Прокофьев С. Фрагменты из музыки к к/ф и драм. спект. (Сост. И перелож. для ф-но в 4 руки В.Блока и Р. Леднева. Ред. А.Руббаха и В. Дельновой).
- Прокофьев С. Сцены и танцы из балета «Ромео и Джульетта» (для ф-но в 4 руки).
- Раков Н. На прогулке (сборник пьес для ф-но в 4 руки ДМШ. Сост.и ред. К.Сорокина).
- Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Сост.С.Ляховицкая и Л.Баренбойм.
- Сибирский В. «Жили-были два кота».
- Сост. И ред. Н.Любомудрова, К. Сорокина, А.Туманян.
- Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.3
- Чайковский П. Переложение для фортепиано в 4 руки. А.Зилоти.
- Шульгин Л. 15 русских народных песен (для ф-но в 4 руки).
- Юный пианист. Вып.2 Сост.и ред. Л.Ройзмана и В.Натансона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Москва, Музыка, 1978.
- Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Ленинград, Советский композитор, Ленинградское отделение, 1979.
- Готлиб А.Д. Основы ансамблевой техники. Москва, Музыка 1971.
- Сорокина Е.Г. Фортепианный дуэт. История жанра. Москва,Музыка 1988.
- Тимакин Е.М. Воспитание пианиста Москва. Советский композитор, 1989.
- Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. Москва, 1964.
- Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. Москва, Просвещение, 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса истории для 6 класса основное общее образование, 2 ступень срок реализации программы: 2011-2012 учебного года
Рабочая программа по истории для 6 класса...
Рабочая учебная программа интегрированного учебного курса «Основы математической логики» по учебному предмету информатика и ИКТ для обучающихся 8 класса
Программа элективного курса для 8 класса на 34 часа...
Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.
Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений «Русск...
Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.
Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год.Составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений «Литература» под ред...
Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы. Подготовка к ЕГЭ Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы
Настоящая программа специального курса по русскому языку для XI классов создана на основе примерной базовой программы государственного стандарта среднего общего образования. Пр...
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...