урок в 4 классе
план-конспект урока по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Русская народная, игровая, хороводная. Урок музыки в 4 классе
Цели урока:
1. Раскрыть особенности жанрового многообразия русских народных песен.
2. Увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать развитию интереса и любви к музыке, формировать способность ценить ее красоту, вызывать музыкально – эстетический отклик на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся.
3. Развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных песен, движения под музыку и ее пластическое интонирование.
4. Воспитывать музыкально – эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой, любовь к народной песне родного края.
Формы учебной деятельности: индивидуальные, парные, групповые.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: нотное приложение, карточки, записи DVD, CD, фортепиано, синтезатор, баян.
Ход урока.
1. Организационный этап.
Вход в класс под музыку.
Музыкальное приветствие.
Распевание: «Четвероклассники», «Разные ребята».
Исполнение: «К нам пришла весна».
2. Этап подготовки к изучению нового материала.
Индивидуальная работа. Ученики группируют слова.
1 ученик записывает на доске струнные инструменты народного оркестра;
2 ученик записывает на доске духовые инструменты народного оркестра.
Работа в парах. Досказать словечко.
· Оркестр народных …(инструментов)
· Я с комариком …(плясала)
· Русская народная…(песня)
· Ой, вставала я …(ранешенько)
Работа с классом. Выделить лишнее слово из перечисленных.
· Сарафан, лапти, платок, кроссовки, рубаха.
· Ложки, гармошка, магнитофон, бубен, дудочка.
3. Этап изучения нового материала.
Ребята, обратите внимание на слова, записанные на доске. О чем они говорят? («Русская, народная, игровая, хороводная…»)
- О песне.
Почему вы так решили?
(ответы детей)
Совершенно верно.
Стих. (читает ученик)
Ты откуда, русская, зародилась музыка?
То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась с самого начала?
Как же ты явилась? Как ты зазвучала?
Пролетели утки – уронили дудки.
Пролетели гуси – уронили гусли.
Их порою вешней нашли, не удивились.
Ну, а песня? С песней на Руси родились.
Ребята, как вы понимаете эти слова? «С песней на Руси родились».
(ответы детей).
Сегодня на уроке мы познакомимся с жанровым многообразием русской народной песни, а помогут нам в этом истинные любители и знатоки этого жанра, гости нашего урока:
Пономаренко Мария Ивановна,
Кулько Екатерина Ивановна,
Карташева Тамара Ивановна,
Павленко Алла Ивановна
(приветствие гостей).
А кто нам скажет, какой вид музыкального искусства на Руси является самым древним?
(ответ ученика)
- Самым древним видом музыкального искусства на Руси является хоровод. Хороводы водили в избе на «беседах» или «во зеленых во лужках». Когда люди вставали в круг они старались задобрить солнце. Показывали в движениях как нужно, чтобы вырос лен или рожь. Люди верили в то, что после исполнения такого хоровода урожай будет хорошим.
- Хоровод, в рисунке которого угадывается узор, или орнамент называется орнаментальным. Рисунок такого танца очень часто зависел от фантазии водящего.
Примером орнаментального хоровода послужит песня «Заплетися, плетень».
(исполнение хоровода)
Уважаемые гости, а какие песни исполнялись в нашем селе, о чем они были?
(слово гостям, исполнение песни)
Комментарии детей.
Ребята, а что значит «играть» песню?
(возможные ответы учеников)
Очень часто на территории нашей Белгородской области можно услышать народные песни, которые «играют», это значит, песня сопровождается движениями, в которых раскрывается сюжет танца.
Послушайте, как поют в Ивнянском районе селе Березовка песню «Ключи».
Обратите внимание на то, как же эту песню «играют».
(слушание песни). Ответы детей.
Большой популярностью у детей были сюжетно-игровые песни. Часто здесь разыгрывались действия или целые представления. Главные герои выступали в образе животных или птиц.
(показ игры «Медведь» или «Дедушка Семен»)
Особое место в жанровом многообразии русских народных песен занимают, конечно же, частушки.
По мнению исследователей, возникновение жанра частушки относится к середине XIX века. Термин «частушка» был придуман и введен в литературу Г.И.Успенским, а затем закреплен в статье «Новые народные пени».
Разновидности частушки получили в народе десятки названий. Одни из них, которые исполняются в медленном темпе, называются «Страдания». Посмотрите, как их исполняют в Алексеевском районе селе Подсереднее.
(слушание песни)
Что особенного в исполнении этой песни?
(возможные ответы учеников)
Частушка – это песенка - коротушка, это песенка - миниатюра, которая способна говорить о глубоких чувствах души человеческой.
Дома каждый из вас записал частушки, которые звучали в нашем селе много лет назад и звучат сегодня. Мы их соберем вместе, и у нас получится «Сборник частушек моего села». Сделать выставку работ.
Скажите, а к какому жанру относятся частушки, которые исполняете вы, дети? (детские частушки)
Совершенно верно, а какие мы знаем детские частушки Белгородской области?
(«Мотаня»).
Исполним эти частушки, а на слова припева подыграем себе на музыкальных инструментах.
(исполнение песни)
Уважаемые гости, а какие частушки пели в нашем селе?
(бытовые, свадебные, плясовые, календарные и др.)
(исполнение по желанию)
4. Этап закрепления изученного материала.
Ребята, о каком жанре музыкального искусства мы говорили сегодня на уроке?
(о русской народной песне)
Скажите, а почему в названии темы нашего урока стоит многоточие?
(потому что жанры русской народной песни очень разнообразны)
Совершенно верно. Но все-таки, какая же она?
(По классу раздать карточки с жанрами русской народной песни, зачитать. На доске появится плакат с диаграммой и учащиеся должны выделить те жанры песен, которые звучали на уроке и определить незнакомые для них)
Провести словарную работу новых слов.
1. Этап оценивания учащихся.
2. Этап информации о домашнем задании.
Дома исполните родителям те песни, которые звучали сегодня на уроке и расскажите, с какими новыми жанрами народной песни вы познакомились.
3. Этап рефлексии.
Сердечки в квадрате. Если урок понравился, то сердечки надо поместить в квадрат, если уроком остались недовольны, то за пределы квадрата. Затем учитель выразит свое мнение по этому поводу.
4. Выход из класса под музыку.
«Солдатушки, бравы ребятушки» русская народная песня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...