Все о опере
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме
По-моему самый прекрасный концерт классической музыки-это опера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse_o_opere.docx | 114.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Опера как жанр искусства"
Цель:
- понятие специфики жанра.
- сущность оперы
- многообразное воплощение различной формы музыки
Задачи:
- Обучающая:
закрепить понятие жанра: опера. - Развивающая:
главное в опере – это человеческие характеры, чувства и страсти, столкновения и конфликты, которые могут быть раскрыты музыкой. - Развивать способность размышлять о музыке и произведениях композиторов разных эпох.
- Воспитательная: пробудить у учащихся интерес к жанру - опера, желание слушать её не только на уроке, но и вне его.
Ход урока
1. Звучит музыка. Дж.Б. Перголези.”Stabat Mater dolorosa”
Среди бесчисленного множества чудес,
Что нам подарены самой природой,
Одно есть, несравнимое ни с чем,
Неувядающие сквозь любые годы, –
Живого голоса чарующая власть,
Что проникает в сердце без преграды,
Когда он льется, радостно искрясь,
Напоминая нам, что счастье рядом.
Он дарит трепетный восторг любви
И согревает душу в дождь и холод,
Нам возвращая сладостные дни,
Когда был каждый вздох надеждой полон.
Перед ним равны и нищий и король –
Судьба певца – отдать себя, сгореть.
Он послан Богом, чтоб творить добро –
Над красотой не властна смерть!
Илья Короп
– “XVIII век был веком красоты, XIX – веком чувства, а финал ХХ стал веком чистого драйва. И зритель приходит в театр не за концепцией, не за идеями, а подпитаться энергией, ему нужен шок. Поэтому такой спрос на поп-культуру – там больше энергии, чем в культуре академической. Чечилия Бартоли мне сказала, что поет оперу как рок-музыку, – и я понял загадку фантастической энергетики этой великой певицы. Опера всегда была народным видом искусства, в Италии она развивалась чуть ли не как спорт – состязание певцов. И она должна быть популярной”. Валерий Кичин
Жанр
В литературе, музыке и других искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например, роман, повесть, рассказ; в поэзии – поэма, сонет, баллада; в изобразительном искусстве – пейзаж, портрет, натюрморт; в музыке – опера, симфония... Род произведений в пределах одного какого-то искусства называют французским словом жанр (genre).
Опера
– (итал.opera “дело, труд, работа; опера”, излат. opera “труд, изделие, произведение”) –жанртеатральных представлений, в котором речь, соединенная смузыкой(пение и аккомпанемент), и сценическое действие имеют преобладающее значение. Крупное музыкальное произведение, в котором объединены различные виды искусства. Опера,драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом. Для многих опер характерно также наличие оркестровых интерлюдий (вступлений, заключений, антрактов и т.д.) и сюжетных перерывов, заполняемых балетными сценами. Опера родилась как аристократическая забава, но вскоре стала развлечением для широкой публики. Первый общедоступный оперный театр был открыт в Венеции в 1673, спустя всего лишь четыре десятилетия после появления на свет самого жанра. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. Как публичное развлечение она достигла наивысшего развития в 19 – начале 20 вв.
2. Оперная форма.
Исторически сложились определенные формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все ее компоненты в зависимости от типов оперы толкуются различно:
- Большая опера (opea seria – итал., tragédie lyrique, позднее grand-opéra – франц.), В большой опере, самом распространенном ныне виде оперного жанра, поется весь текст.
- Полукомическая (semiseria).
- Комическая опера (opera-buffa – итал., opéra-comique – франц., Spieloper – нем.), В комической опере, немецкой и французской, между музыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьезные оперы, в которые вставлен диалог, напр. “Фиделио” Бетховена, “Медея” Керубини, “Волшебный стрелок” Вебера. В комической опере пение обычно чередуется с разговорными сценами. Название “комическая опера” (opéra comique во Франции, opera buffa в Италии, Singspiel в Германии) в большой мере условно, ибо далеко не все произведения этого типа имеют комическое содержание (характерный признак “комической оперы” – наличие разговорных диалогов). Вид легкой, сентиментальной комической оперы, получивший распространение в Париже и Вене, стал называться опереттой; в Америке он называется музыкальной комедией. Пьесы с музыкой (мюзиклы), снискавшие славу на Бродвее, обычно более серьезны по содержанию, чем европейские оперетты.
- Отпрыском комической оперы следует считать оперетту, которая получила особенное распространение во второй половине XIX века.
- Романтическая опера, на романтический сюжет.
3. Истоки оперы.
Первый дошедший до нас образчик оперного жанра – “Эвридика”Я.Пери и его либреттист О. Ринуччини изложили историю Орфея и Эвридики речитативом, который поддерживался аккордами маленького оркестра, скорее ансамбля из семи инструментов, и представили пьесу во флорентийском Палаццо Питти. Это была вторая опера “Камераты”; партитура первой, “Дафны” Пери (1598), не сохранилась. Их произведение не стало возрождением древнегреческой трагедии. Оно принесло нечто большее – родился новый жизнеспособный театральный жанр. Однако полное раскрытие возможностей жанра dramma per musica, выдвинутого Флорентийской камератой, произошло в творчестве другого музыканта – К.Монтеверди (1567–1643) увеличил состав оркестра в пять раз, придав каждому персонажу свою группу инструментов, и предпослал опере увертюру. Его речитатив не просто озвучивал текст А. Стриджо, но жил собственной художественной жизнью. Гармонический язык Монтеверди полон драматических контрастов и даже сегодня впечатляет своей смелостью и живописностью.
Но в масштабах всей истории оперы пение все же играло доминирующую роль.
4. Опера – это синтетический жанр
, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет). Оперное произведение делится наакты,картины,сцены,номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы – эпилог. Части оперного произведения –речитативы,ариозо,песни,арии,дуэты,трио,квартеты,ансамбли и т. д. Из симфонических форм –увертюра,интродукция,антракты,пантомима,мелодрама,шествия,балетная музыка. Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария,ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, песня). Различные функции в опере имеетречитатив– музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах оперы, преимущественно комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь, обычно – в диалогах. Прослушаем фрагменты оперы Дж. Россини “Севильский цирюльник”.
Задание ученикам
. Определите части оперного произведения:
● увертюра | ●акты |
В состав оперного коллектива входят: солист, хор, оркестр, военный оркестр, орган.
Оперные голоса: (женские: сопрано, меццо-сопрано, контральто; мужские: контртенор, тенор, баритон, бас).
5. Певцы.
В течение 18 в. развился культ певца-виртуоза – сначала в Неаполе, потом по всей Европе. В это время партия главного героя в опере исполнялась мужским сопрано – кастратом, то есть тембром, естественное изменение которого было остановлено кастрацией. Певцы-кастраты доводили диапазон и подвижность своих голосов до пределов возможного. Такие оперные звезды, как кастрат Фаринелли (К.Броски, 1705–1782), чье сопрано по рассказам превосходило по силе звук трубы, или меццо-сопрано Ф.Бордони, про которую говорили, что она могла тянуть звук дольше всех на свете певцов, полностью подчиняли своему мастерству тех композиторов, чью музыку они исполняли. Некоторые из них сами сочиняли оперы и руководили оперными труппами (Фаринелли). Считалось само собой разумеющимся, что певцы украшают сочиненные композитором мелодии собственными импровизированными орнаментами, не обращая внимания на то, подходят подобные украшения к сюжетной ситуации оперы или нет. Обладатель любого типа голоса обязательно обучался исполнению быстрых пассажей и трелей. В операх Россини, например, тенор должен владеть колоратурной техникой не хуже, чем сопрано. Возрождение подобного искусства в 20 в. позволило дать новую жизнь многообразному оперному творчеству Россини.
В соответствии с диапазоном голосов оперные певцы делятся обычно на шесть типов. Три женских типа голосов, от высоких к низким – сопрано, меццо-сопрано, контральто (последнее в наши дни встречается редко); три мужских – тенор, баритон, бас. Внутри каждого типа может быть несколько подвидов в зависимости от качества голоса и стиля пения. Лирико-колоратурное сопрано отличается легким и исключительно подвижным голосом, такие певицы умеют исполнять виртуозные пассажи, быстрые гаммы, трели и другие украшения. Лирико-драматическое (lirico spinto) сопрано – голос большой яркости и красоты.
Тембр драматического сопрано – насыщенный, сильный. Различие между лирическими и драматическими голосами относится также к тенорам. У басов выделяются два главных типа: “певческий бас” (basso cantante) для “серьезных” партий и комический (basso buffo).
Прослушаем типы голосов на примере оперы: Римского-Корсакова “Снегурочка”
Задание ученикам
. Определите – какой тип голоса исполняет:
- Партия Деда Мороза – бас
- Партия Весны – меццо-сопрано
- Партия Снегурочки – сопрано
- Партия Леля – меццо-сопрано или контральто
- Партия Мизгиря – баритон
Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского “Борис Годунов” и “Хованщина”).
Давайте прослушаем:
- Пролог. Картина первая. М. П. Мусоргский “Борис Годунов”
- Картина вторая. М. П. Мусоргский “Борис Годунов”
Задание ученикам
. Определите – кто герой, а кто – масса.
Герой здесь – Борис Годунов. Масса – народ. Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии Пушкина "Борис Годунов" (1825) Мусоргскому подал его друг, видный историк профессор В. В. Никольский. Мусоргского чрезвычайно увлекла возможность претворить остро актуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. "Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей, – писал он. – Это моя задача. Я попытался решить ее в опере".
6. Оркестр.
В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды – увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Еще один компонент оперного спектакля – балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными. Если певцы являются ведущими в оперном представлении, то оркестровая партия образует обрамление, фундамент действия, движет его вперед и готовит слушателей к грядущим событиям. Оркестр поддерживает певцов, подчеркивает кульминации, своим звучанием заполняет лакуны либретто или моменты смены декораций, наконец, выступает в заключении оперы, когда опускается занавес. Прослушаем увертюру Россини к комедии “Севильский цирюльник”.Форма “автономной” оперной увертюры пришла в упадок, и ко времени появления “Тоски” Пуччини (1900) увертюра могла заменяться всего лишь несколькими вступительными аккордами. В ряде опер 20 в. вообще отсутствуют какие бы то ни было музыкальные приготовления к сценическому действию. Но так как сущность оперы есть пение, высшие моменты драмы находят отражение в завершенных формах арии, дуэта и в других условных формах, где музыка выходит на первый план. Ария подобна монологу, дуэт – диалогу, в трио обычно воплощаются противоречивые чувства одного из персонажей по отношению к двум другим участникам. При дальнейшем усложнении возникают разные ансамблевые формы.
Прослушаем :
- Арию Джильды “Риголетто” Верди. Действие 1-е. Оставшись одна, девушка повторяет имя таинственного поклонника ("Caro nome che il mio cor"; "Сердце радости полно").
- Дуэт Джильды и Риголетто “Риголетто” Верди . Действие 1-е. ("Pari siamo! Io la lingua, egli ha il pugnale"; “С ним мы равны: владею словом, а он кинжалом”).
- Квартет в “Риголетто” Верди. Действие 3-е. (Квартет "Bella figlia dell'amore"; “О красотка молодая”).
- Секстет в “Лючии ди Ламмермур” Доницетти
Введение подобных форм обычно останавливает действие, чтобы дать место развитию одной (или нескольких) эмоций. Только группа певцов, объединенная в ансамбль, может выразить сразу несколько точек зрения на совершающиеся события. Иногда в роли комментатора поступков оперных героев выступает хор. В основном текст в оперных хорах произносится сравнительно медленно, фразы часто повторяются, чтобы сделать содержание понятным слушателю.
Не во всех операх можно провести четкую грань между речитативом и арией. Вагнер, например, отказался от завершенных вокальных форм, имея целью непрерывное развитие музыкального действия. Эта новация была подхвачена, с различными модификациями, целым рядом композиторов. На русской почве идея непрерывной “музыкальной драмы” была, независимо от Вагнера, впервые опробована А.С.Даргомыжским в “Каменном госте” и М.П.Мусоргским в “Женитьбе” – они называли данную форму “разговорной оперой”, opera dialogue.
7. Оперные театры.
- парижская “Опера” (в России закрепилось название “Гранд-Опера”) предназначалась для яркого зрелища (рис. 1).
- “Дом торжественных представлений” (Festspielhaus) в баварском городке Байройте создан Вагнером в 1876 для постановки его эпических “музыкальных драм”.
- здание “Метрополитен-опера” в Нью-Йорке (1883) было задумано как витрина для лучших певцов мира и для респектабельных абонентов лож.
- “Олимпико” (1583), построенный А. Палладио в Виченце. Его архитектура – отражение микрокосма общества эпохи барокко – имеет в основе характерный подковообразный план, где ярусы лож расходятся веером от центра – королевской ложи.
- театр “Ла Скала” (1788, Милан)
- “Сан-Карло” (1737, Неаполь)
- “Ковент-Гарден” (1858, Лондон)
- Бруклинская музыкальная академия (1908) Америка
- оперный театр в Сан-Франциско (1932)
- оперный театр в Чикаго (1920)
- новое здание “Метрополитен-опера” в нью-йоркском Линкольн – центре (1966)
- Сиднейский оперный театр (1973, Австралия).
Рис. 1
Таким образом – опера властвовала во всем мире.
В эпоху Монтеверди опера стремительно завоевывала крупные города Италии.
Романтическая опера в Италии
Итальянское влияние достигло даже Англии.
Как и ранняя итальянская опера, французская опера середины 16 в. исходила из стремления возродить древнегреческую театральную эстетику.
Если во Франции во главу угла ставилось зрелище, то во всей остальной Европе – ария. Центром оперной деятельности на этом этапе стал Неаполь.
Из Неаполя берет свое начало еще один вид оперы – опера – буффа (opera – buffa), возникшая как закономерная реакция на оперу – сериа. Увлечение этим видом оперы быстро охватило города Европы – Вену, Париж, Лондон.Романтическая опера во Франции.
Балладная опера повлияла на становление немецкой комической оперы – зингшпиля. Романтическая опера в Германии.
Русская опера эпохи романтизма.
“Чешская опера” – условный термин, под которым подразумеваются два контрастных художественных направления: прорусское в Словакии и прогерманское в Чехии.
Домашнее задание ученикам.
Каждому ученику дается задание ознакомиться с творчеством композитора (по выбору), где процветала опера. А именно: Я. Пери, К.Монтеверди, Ф.Кавалли, Г.Перселл, Ж.Б.Люлли, Ж.Ф.Рамо, А.Скарлатти, Г.Ф.Гендель, Дж.Б.Перголези, Дж.Паизиелло, К.В.Глюк, В.А.Моцарт, Дж.Россини, В.Беллини, Г.Доницетти, Дж.Верди, Р.Леонкавалло, Дж.Пуччини, Р.Вагнер, К.М.Вебер, Л. Ван Бетховен, Р.Штраус, Дж.Мейербер, Г.Берлиоз, Ж.Бизе, Ш.Гуно, Ж.Оффенбах, К.Сен-Санс, Л.Делиб, Ж.Массне, К.Дебюсси, М.П.Мусоргский, М.П.Глинка, Н.А.Римский-Корсаков, А.П.Бородин, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Антонин Дворжак, Бедржих Сметана, Леош Яначек, Б.Бриттен, Карл Орф, Ф.Пуленк, И.Ф.Стравинский
8. Известные оперные певцы.
- Гобби, Тито, Доминго, Пласидо
- Каллас, Мария (Рис. 2).
- Карузо, Энрико, Корелли, Франко
- Паваротти, Лючано, Патти, Аделина
- Скотто, Рената, Тебальди, Рената
- Шаляпин, Федор Иванович, Шварцкопф, Элизабет
Рис. 2
9. Востребованность и современность оперы.
Опера – это достаточно консервативный жанр по своей природе. Это связано с тем, что существует многовековая традиция, обусловленная техническими возможностями исполнения. Своей долговечностью этот жанр обязан большим эффектом, оказываемым на слушателя за счет синтеза нескольких искусств, способных производить впечатление сами по себе. С другой стороны, опера – это крайне ресурсоемкий жанр, недаром само слово “опера” в переводе с латыни значит “труд”: из всех музыкальных жанров она обладает наибольшей продолжительностью, она требует качественных декораций для постановки, максимального мастерства певцов для исполнения и высокого уровня сложности композиции. Таким образом, опера является пределом, к которому стремится искусство с целью произвести максимальное впечатление на публику при использовании всех доступных ресурсов. Однако из-за консервативности жанра, этот набор ресурсов мало поддается расширению: нельзя сказать, что за последние десятилетия состав симфонического оркестра совсем не изменился, но вся основа осталась прежней. Так же мало изменяется техника вокала, связанная с необходимостью большой мощности при исполнении оперы на сцене. Музыка ограничена в своем движении этими ресурсами.
Сценическое представление в этом смысле более динамично: можно поставить классическую оперу в авангардном стиле, не изменив ни одной ноты в партитуре. Обычно считается, что в опере главное музыка, и поэтому оригинальная сценография не может погубить шедевр. Однако обычно так не получается. Опера – это синтетическое искусство, и сценография важна. Постановка, не соответствующая духу музыки и сюжета воспринимается как чуждое произведению вкрапление. Таким образом, классическая опера часто не отвечает потребностям постановщиков, желающих выразить современные настроения на сцене музыкального театра, и требуется что-то новое.
Первый вариант решения этой проблемы – это мюзикл.
Второй вариант – это современная опера.
Существует три степени художественности содержания музыки.
- Развлечение. Этот вариант неинтересен, так как для его реализации достаточно использовать готовые правила, тем более что он не соответствует требованиям, предъявляемым к современной опере.
- Интерес. В этом случае, произведение приносит слушателю наслаждение благодаря изобретательности композитора, который нашел оригинальный и максимально эффектный путь решения художественной задачи.
- Глубина. Музыка может выражать высокие чувства, которые дарят слушателю внутреннюю гармонию. Здесь мы сталкиваемся с тем, что современная опера не должна приносить вреда психическому состоянию. Это очень важно, так как, несмотря на высокие художественные достоинства, музыка может содержать черты, которые незаметно подчиняют волю себе слушателя. Так, широко известно, что Сибелиус способствует склонности к депрессии и самоубийству, а Вагнер – внутренней агрессии.
Значение современной оперы заключается именно в сочетании современных технологий и свежего звучания с высокими художественными достоинствами, характерными для оперы вообще. Это один из способов примирить стремление выразить в искусстве современные настроения с необходимостью соблюдать чистоту классики.
Идеальный вокал, основываясь на культурных корнях, преломляет в своей индивидуальности народную школу пения, и может служить основой для неповторимого звучания современных опер, написанных для конкретных исполнителей.
Можно написать шедевр, не вписывающийся в рамки никакой теории, но звучащий великолепно. Но для этого он все равно должен удовлетворять требованиям восприятия. Изложенные правила, как и любые другие, можно нарушать.
И голос, от человека к человеку,
несет нам бурю разных чувств,
эмоций, знаний, век от века.
И в том потоке я учусь.
Елена Мельник
Домашнее задание ученикам.
Освоение характерных особенностей композиторского стиля произведений русских композиторов, западно-европейских и современных композиторов. Анализ музыкальных произведений (на примере оперы).
Используемая литература:
- Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. – М., 1967.
- Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в общеобразовательной школе. – М., 1982.
- Верно Р. Серия “Жизни великих композиторов”. ТОО ”ПОМАТУР”. М., 1996.
- Махрова Э.В. Оперный театр в культуре Германии второй половины ХХ в. СПб, 1998.
- Саймон Г.У. Сто великих опер и их сюжеты. М., 1998.
- Ярославцева Л.К. Опера. Певцы. Вокальные школы Италии, Франции, Германии XVII – XX веков. – “Издательский дом “Золотое Руно”, 2004 г.
- Дмитриев Л.Б. Солисты театра “Ла Скала” о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения. – М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку музыки в 7 классе. "Опера "Кармен". Самая популярная опера в мире".
Презентация предназначена для урока в 7 классе....
Факультативный урок – опера по музыкальной литературе (третий год обучения). Н.А. Римский - Корсаков. Опера-былина «Садко».
Опера «Садко» - это яркий образец эпической оперы. На данном уроке учащиеся продолжают знакомится с жанром оперы на примере творчества Н.А.Римского – Корсакова. Учащиеся знакомятся с истор...
конспект урока "Сопоставление жанров Опера и Рок-опера в соответствии со стилистическими и жанровыми особенностями"
конспект урока по музыке для 8 класса.,...
конспект урока по теме "Опера "Кармен" Ж.Бизе.Самая популярная опера в мире"
Цельурока:Знакомство с образами героев из оперы «Кармен» Жоржа Бизе Задачи урока: Создать условия для формирования целостного представления об оперном спектакле, развитие музыкальны...
Презентация к уроку "Опера "Кармен" Ж.Бизе. Самая популярная опера в мире"
Цельурока:Знакомство с образами героев из оперы «Кармен» Жоржа Бизе Задачи урока: Создать условия для формирования целостного представления об оперном спектакле, развитие музыкальны...
Методическая разработка «Особенности постановки детской оперы в школе», на примере оперы М.И.Красева «Муха-Цокотуха» (из опыта работы)
В методической разработке"Особенности постановки детской оперы в школе" представлен опыт постановки оперы с детским хоровым коллективом. Исполнителями в опере были дети 3-5 классов.В работе представле...
Приложение №1(сценарий) к методической разработке «Особенности постановки детской оперы в школе», на примере оперы М.И.Красева «Муха-Цокотуха» .
В приложении №1(сценарий) к методической разработке «Особенности постановки детской оперы в школе», на примере оперы М.И.Красева «Муха-Цокотуха» предложен сценарий оперы.В нём я добавила н...