Открытый урок "Земля - наш общий дом"
план-конспект урока по музыке (8 класс) по теме

Картамышева Екатерина Вячеславовна

Сценарий открытого урока "Земля - наш общий дом" предназачен для проведения урока музыки в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zemlya_nash_obshchiy_dom.doc89.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

8 класс – III четверть – 9 урок

«Земля – наш общий дом»

(Литературно-музыкальная композиция)

Педагог: Картамышева Екатерина Вячеславовна

Цель урока: развивать познавательный интерес.

Задачи:

Образовательные:

  1. уметь анализировать музыкальное произведение, определить характер исполнения и настроение;
  2. приобретение навыков хорового исполнения;
  3. изучение и освоение основных исполнительских закономерностей;
  1. формирование музыкально – ритмических навыков.

Воспитательные:  

  1. формирование мировоззрения, гражданской и нравственной позиции на основе изучения классического наследия;
  2. формирование культуры общения;
  3. воспитание музыкального слуха как важного фактора пения;
  4. воспитание организованности, внимания, ответственности в момент коллективного исполнения музыкальных произведений.

Развивающие:

  1. развитие эстетического и художественного вкуса;
  2. развитие  вокального слуха и певческого голоса, творческих способностей;
  3. развитие высокой культуры исполнения произведений;
  4. развитие индивидуальных творческих способностей через создание сценического образа;
  5. развитие, укрепление и поиск новых познавательных ориентиров;
  6. развитие профессионального интереса к предмету;
  7. изучение разных стилей и жанров вокальной и инструментальной музыки;
  8. формирование музыкального мышления;
  9. совершенствование музыкальных способностей.

Социальные:

  1. способствовать естественному преодолению всевозможных психофизиологических барьеров;
  2. способствовать развитию культурного уровня детей.

Оборудование: магнитофон МР-3, диск с аудиозаписями CD-R.

ХОД   УРОКА

Запись на доске:


«Земля – наш общий дом»


      Лад                                         Мир                                       Любовь 

Согласие, гармония.                        Вселенная.          Основа человеческой жизни.


Красота жизни

№№

Количество минут

Текст

Музыкальное оформление «Rhapsody on a theme of Paganin» (James Last)

2

Сегодня я хотела бы поговорить с вами о тех вещах, которые нас окружают. И свой разговор, пожалуй, начну вот с чего.

Есть старинное русское слово «лад». Что же оно обозначает? Лад – это согласие, гармония.

Есть еще одно слово, короткое, но очень емкое – «мир». 

«Мир» в русском языке означает всю Вселенную. Мир – значит мироздание. Этим же словом называли на Руси и беззлобие, отсутствие ссор, дружбу между людьми, гармонию, спокойствие. Совпадение не случайно. Представьте себе, что вы листаете учебник по истории древнего мира – там мы видим бесконечные войны, стычки, убийства… что же, неужели человечество до нас только этим и занималось?

Но, к счастью, народы мира не только воевали, но и

сотрудничали и жили в мире. Афанасий Никитин ездил в Индию из Твери на лошади, и притом без всяких виз. А на древних базарах Самарканда и Бухары прекрасно звучала и уживалась речь на всех главных языках мира. Звучала и не смешивалась. Люди разных национальностей отнюдь не всегда в звоне кинжалов и сабель выясняли свои отношения.

4

«Здравствуй, мир!». (Исполнение)


Мир проснулся, как ребенок, солнце плещет в берега.

Мчится резвый жеребенок на зеленые луга.

Грива стелется разливом, а во лбу горит звезда.

Мир, ты хочешь быть счастливым? Значит, миром будь всегда.

Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!

Здравствуй, песен щедрый круг!

Здравствуй, миг! Здравствуй, век!

Здравствуй, добрый человек!

Здравствуй, дом! Здравствуй, даль!

Здравствуй, радость и печаль!

Здравствуй, быль! Здравствуй, новь!

Здравствуй, светлая любовь!


Если мир певуч и звонок и во сне и наяву,

Научи нас жеребенок верить в солнце и траву.

И ловить стихи и сказки в золотые невода.

Мир, ты хочешь быть прекрасным, значит, миром будь всегда.

4

Но вот вопрос. Отчего не прекращаются войны на Земле? Представьте, какой ужас охватил бы человечество, если бы стало явью то, что существует пока только на экранах наших телевизоров и в воображении человека?

Фрагмент фильма «Армагеддон». (Просмотр)

10

Известный современный композитор и исполнитель

Юрий Антонов в своей песне как нельзя лучше рассказал о мире и как его беречь.

«Пусть будет вечным мир». (Разучивание)


Как легко взорвать планету стоит кнопку лишь нажать,

Вот была она, и нету, если злобу не сдержать.

В понедельник или в среду погрузится все во тьму,

Только праздновать победу не придется никому.

Пусть вечным будет мир и ясноглазым, чтоб не настал его последний час,

Надежда вся на добрый, светлый разум, который от войны удержит нас.


Очень просто сжечь планету и предать ее костру,

Вот была она, и нету, черный пепел на ветру.

Можно жизни оболочку уничтожить без следа,

И всему поставить точку сразу раз и навсегда.


Но затем ли мы на свете, для того ли рождены

Чтоб вовек не знали дети, как прекрасен свет весны.

Осторожно, осторожно мы к беде на пол пути

Время есть еще и можно мир от гибели спасти.

1

Опять же, хочется выяснить такой вопрос, когда,

как растеряли мы свою культуру, свои национальные традиции. А ведь было же такое, когда встаешь утром накануне великих православных праздников, а дом светится и на душе необъяснимое что-то светлое и чудесное.

«Приидите, воспоим людие». (Слушание)

2

Многим ли из вас известны православные

праздники? (Рождество; Крещение; Пасха; Покров; Троица и т.д.)

        О самом первом празднике, после Нового года, написал Иван Сергеевич Шмелев так: «Наше Рождество приходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче. А мороз такой, что воздух мерзнет. Инеем стоит, туманно, дымно. А если снежок повалит – свету, бывало, не видать три дня! С крыш свисает. Висит – и рухнет, мягко, как мука. Тихо у нас зимой и глухо. Несутся санки – и не слышно.

Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, - лес елок. А какие елки! Этого добра у нас в России сколько хочешь.

А какие звезды!...Тихий свет, святой.

Рождество… Чудится в этом слове чистота, любовь и искренность».

Вот как сказано у Н.В. Гоголя:

«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила; глянули звезды; месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.

Колядовать у нас называется петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет мешок хозяин, или хозяйка, или кто останется дома колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат…

…Толпы парубков и девушек показались с мешками; песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие. Чудно блестит месяц! »

Рождество Христово называют «матерью всех праздников», и это справедливо: ведь с рождением Иисуса Христа – сына Божьего, Спасителя мира – начинается его земная жизнь, ведущая через страдания и смерть к чудесному Воскресению. Значение этой святой ночи трудно переоценить. От нее берет начало весь ход новой истории и само наше летоисчисление.

Из всех православных праздников день Рождества – самый «детский», ведь он связан с памятью о пребывании Спасителя нашего в младенческом возрасте.

Описание этого праздника можно найти не только в

литературе, но и в музыке. Посмотрите, какие необыкновенные слова подобрал автор текста, для того, чтобы мы представили себе картину светлого Рождества, а композитор сочинил изящную и прозрачную музыку, которая завораживает и настраивает на все самое доброе и прекрасное.

3

«Рождество». (Исполнение)


Падает белый пух к нам на ладони рук.

И серебром покрылась земля: реки, леса, поля.

В эту святую ночь ветер уносит беды прочь.

Звезды зажжет луна, будет нам не до сна,

Когда зазвенят колокола.

Рождество, рождество, от тебя в зимний  холод тепло,

Свет звезды, укажи нам путь во тьме,

Добрый путь на нашей земле.

Рождество, Рождество, от тебя в мире станет светло.

Пусть воскреснут для нас из пепла вновь:

Вера, Надежда, Любовь.


Знаешь, ты все, Христос, в мире так много  слез.

Льется рекою кровь, как вода. Будет ли так всегда?

Верим в тебя и ждем, что чистым снегом и дождем смоешь с людей ты грех

В этот жестокий век и воспрянет духом человек.


Вверх посмотри - Ангел зари свой зажигает огонь.

Вера людей, землю согрей. Жизнь продолжается вновь.

2

«Бубенцы». (Исполнение)


Как звонко на скаку бубенчики звенят, по свежему снежку вдаль белую манят.

Люблю трезвону в такт поводьями крутить, как здорово вот так на легких саночках катить.

Бубенцы, бубенцы радостно галдят, звон идет во все концы, саночки летят. Эх!

Новый год, новый год в гости к нам идет, весело все вместе мы встретим новый год.


Катал однажды я подружку на санях, и, выпав из саней, в сугроб свалился с ней,

Упавши, хохоча, в объятия мои она в сугробе сгоряча призналась мне в любви.


Послушайте меня, пока лежит снежок, для девушки коня впрягите в свой возок.

И с ней на всем скаку устройте легкий крах, пока она визжит в снегу судьба у вас в руках.

2

Когда-то человек и природа жили одной общей жизнью. И все было взаимосвязано. Ничто не могло жить отдельно или друг без друга.

Но современная жизнь внесла в наш мир свои коррективы – огромные скорости, бешеные темпы. В этой вечной спешке мы стали забывать о самом главном - о любви! А что такое любовь? Ведь все мы без исключения стремимся любить и быть любимыми. Любовь – это то, о чем мы постоянно думаем, о чем пишут стихи и романы, слагают песни и снимают фильмы. Истории любви затрагивают струны сердца каждого человека.

Вспомните, какие образы любви вы знаете? («Ромео

и Джульетта», «Руслан и Людмила», образ Татьяны Лариной из «Евгения Онегина» и множество других.)

2

Прочитайте мне фрагменты из литературных произведений:

*  *  *

        Весна, весна, пора любви,

Как тяжко мне твое явленье,

Какое томное волненье

В моей душе, в моей крови…

Как чуждо сердцу наслажденье…

Все, что ликует и блестит, наводит скуку и томленье.

(А. С. Пушкин)

1820 (Петербург)

«Дориде»

        Я верю: я любим; для сердца нужно верить.

Нет, милая моя не может лицемерить;

Все непритворно в ней: желаний томный жар,

Стыдливость робкая, харит бесценный дар,

Нарядов и речей приятная небрежность

И ласковых имен младенческая нежность.

(А. С. Пушкин)

        А есть еще такие сочинения: «Царскосельская статуя», «Фонтану Бахчисарайского дворца», «На крыльях чудной песни» и множество других произведений, их бесконечное множество.

1

И опять же не только в литературе мы можем прикоснуться к образам любви, ведь практически в творчестве всех композиторов есть произведения, посвященные этому прекрасному чувству, потому что она, как мы с вами выяснили, имеет в жизни каждого человека первостепенное значение.

На стихи А. С. Пушкина написан романс Александра Даргомыжского «Я вас любил», фрагмент которого вы сейчас услышите.

«Я вас любил». (Слушание)

3

А вот такой любовь представил себе венгерский композитор Ференц Лист.

«Грезы любви». (Слушание, обсуждение)

Его произведение «Грезы любви» звучит очень нежно, ласково, благоухающее, возвышенно, чутко и необыкновенно благозвучно.

Но в любом случае – будь это русский или зарубежный композитор – это неповторимое чувство прекрасно, и на любом языке звучит одинаково.

Любовь – основа человеческой жизни. А быть человеком – это значит чувствовать и осознавать, что ты за все в ответе.

4

«Мир не прост». (Исполнение)

Мир непрост, совсем непрост, нельзя в нем скрыться от бурь и от гроз.

Нельзя в нем скрыться от зимних вьюг и от разлук от горьких разлук.

Но, кроме бед, непрошенных бед есть в мире звезды и солнечный свет,

Есть дом родной и тепло огня, и у меня есть ты у меня.

Все, что в жизни есть у меня

Все, в чем радость каждого дня,

Все, о чем тревоги и мечты

Это все, это все – ты.

Все, что в жизни есть у меня

Все, в чем радость каждого дня,

Все, что я зову своей судьбой

Связано, связано только с тобой.

Мир непрост, совсем непрост, но не боюсь я не бурь и не гроз,

Не страшен холод, не страшен зной, если со мной ты рядом со мной.

Ты не грусти, ты зря не грусти, когда вдруг встанет беда на пути,

С бедой я справлюсь любовь, храня, ведь у меня есть ты у меня.

1

В качестве вывода нашей с вами беседы хочу сказать, что жизненные ключевые слова – лад, мир, любовь – всё это красота жизни, и всё это взаимосвязано между собой и не может существовать одного без другого.

Так давайте не будем растрачивать свои духовные ценности, и будем хранить святое и сокровенное. И призываю вас быть добрыми, искренними, отзывчивыми, душевными, проявлять сочувствие и уважение.

А, имея все эти качества, человек никогда не совершит подлости, не сделает ничего плохого и ужасного.

Далее предлагаю вам познакомиться и исполнить

песню «Живет повсюду красота». Ведь она как нельзя лучше подходит для нашей беседы и станет логическим завершением сегодняшнего занятия.

4

«Живет повсюду красота». (Знакомство, разучивание, исполнение)


Живет повсюду красота, живет ни где-нибудь, а рядом,

Всегда открыта нашим взглядам, всегда доступна и чиста.

Живет повсюду красота, в любом цветке, в любой травинке,

И даже в маленькой травинке, что дремлет в складочке листа.


Живет повсюду красота, живет в закатах и рассветах,

В лугах туманами одетых, в звезде, манящей, как мечта.

Живет повсюду красота, сердца нам, радуя и грея,

И всех нас делает добрее она, наверно, не спроста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое заседание литературного клуба "ЛИРА" на тему: "Умеем ли мы общаться".

Представлена презентация устного журнала на тему: "Умеем ли мы общаться", выполненная учащимися в стихотворной форме и использованная на уроке ,проводимом в рамках Всероссийского урока чтения 7 октябр...

Конспект открытого урока по английскому языку во 2 классе на тему "Общие вопросы с глаголом have got "

Конспект открытого урока во 2 классеТема урока: Общие вопросы с глаголом have got.  Данный урок посвящается закреплению пройденного материала,формированию навыков диалогической и монологической р...

Открытый урок. Тема: "Общая характеристика неметаллов" 10 класс

Полностью подготовленный материал на тему "Общая характеристика неметаллов" по модульной технологии в 10 профильном классе по учебнику И.И.Новошинского...

Открытое занятие по общей физической подготовке для девушек.

Занятие проводится в спортивном зале, время занятия 1, 5 часа. Упражнения с гимнастической палкой, на гимнастической скамейке, с небольшими гантелями. Упражнения направлены  на формирование фигур...

Открытый урок нашей общей тревоги

АКЦИЯ  «Открытый урок нашей общей тревоги. КАКОЙ ТЫ В XXI ВЕКЕ?» (среди 9 – 11 классов)...