Организация оркестра народных инструментов в коррекционных школах
методическая разработка по музыке на тему

Семенов Олег Михайлович

 

Цель:

  • показать роль оркестра народных инструментов в музыкально-эстетическом воспитании учащихся в коррекционной школе,
  • научить воспитанников игре на народных инструментах,
  •  воспитать любовь и бережное отношение к народному творчеству,
  •  развивать творческие способности, музыкальный вкус, общую культуру личности.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

- выработать умения и навыки правильной игры на народных инструментах;

- дать основы музыкальной грамоты;

- воспитать трудолюбие, усидчивость, терпение;

- развивать эстетические, музыкальные, творческие способности, фантазию, воображение;

- дать определенный объем знаний в области истории развития музыкальной культуры, народного творчества;

- познакомить с творчеством знаменитых композиторов, с заслуженными исполнителями музыкальных произведений на народных инструментах.

Для решения поставленных задач необходимо использовать следующие методы:

1. Общепедагогические:

- репродуктивный (вербальный и невербальный);

- проблемно-поисковый;

- креативный (творческий).

2. Музыкального воспитания:

- индивидуальный;

- ансамблевый;

- оркестровый.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

БОУ ДПО (ПК) С «ЧУВАШСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ» МИНОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН И УПРАВЛЕНИЯ

Курсовая работа

Организация оркестра

народных инструментов

в коррекционных школах

Выполнил

Семенов Олег Михайлович

учитель музыки КС(К)ОУ «Калининская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат»

с. Калинино Вурнарского района

Научный руководитель

к.п.н., доцент

Галкина В.Л.

ЧЕБОКСАРЫ

2012

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..

3

ГЛАВА 1. ОРКЕСТР НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ КАК ФАКТОР МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В КОРРЕЦИОННОЙ ШКОЛЕ…………………………………………………………………….



6

1.1. История оркестра русских народных инструментов……………….

6

1.2. Особенности музыкального воспитания детей в коррекционной школе VIII вида…………………………………………………………….


9

1.3. Роль оркестра народных инструментов в музыкальном воспитании детей коррекционной школы………………………………………………


14

ГЛАВА 2. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ВОСПИТАННИКОВ…………………………………..


17

2.1. Организация музыкального воспитания в «Калининской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат»


17

2.2. Специфика работы при организации оркестра народных инструментов в коррекционной школе VIII вида……………………….


21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….

26

ПРИЛОЖЕНИЯ

.

.

.

.

ВВЕДЕНИЕ

Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь упрощения. Ребенок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чье «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами. Ребенка уже в раннем детстве программируют на одностороннее, упрощенное, стандартизированное миросозерцание, легко управляемое средствами массовой информации. Между тем доступность музыки не обусловливает ее высокую художественную ценность.

На мой взгляд, можно изменить ситуацию, если музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах.

Еще в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребенка были звуковые игрушки – трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т.д. Они развивали у детей, сначала на уровне первичной рефлекторной реакции, координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем – интерес к музыкальной деятельности. Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь. Ребенок осознает, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность.

Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них приносят детям радость, создавая предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Народная музыка и народные инструменты подготавливают детей к пониманию традиций и культуры своего народа, а впоследствии и других народов мира.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что дети, воспитывающиеся в коррекционных школах, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, нуждаются в особых условиях, соответствующих их потребностям и возможностям, но в то же время они не должны отличаться по уровню исполнительского мастерства в области музыкального искусства от детей массовой школы. Именно умение играть на музыкальных инструментах влияет на формирование индивидуальной культуры ребенка, развивает уверенность в собственных силах, ответственность, сплоченность в коллективе, организует дисциплину.

Исходя из актуальности данного направления в работе с детьми нами определена цель исследования.

Цель:

  1. показать роль оркестра народных инструментов в музыкально-эстетическом воспитании учащихся в коррекционной школе,
  2. научить воспитанников игре на народных инструментах,
  3.  воспитать любовь и бережное отношение к народному творчеству,
  4.  развивать творческие способности, музыкальный вкус, общую культуру личности.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

- выработать умения и навыки правильной игры на народных инструментах;

- дать основы музыкальной грамоты;

- воспитать трудолюбие, усидчивость, терпение;

- развивать эстетические, музыкальные, творческие способности, фантазию, воображение;

- дать определенный объем знаний в области истории развития музыкальной культуры, народного творчества;

- познакомить с творчеством знаменитых композиторов, с заслуженными исполнителями музыкальных произведений на народных инструментах.

Для решения поставленных задач необходимо использовать следующие методы:

1. Общепедагогические:

- репродуктивный (вербальный и невербальный);

- проблемно-поисковый;

- креативный (творческий).

2. Музыкального воспитания:

- индивидуальный;

- ансамблевый;

- оркестровый.

ГЛАВА 1. ОРКЕСТР НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ КАК ФАКТОР МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В КОРРЕЦИОННОЙ ШКОЛЕ 

  1.  История оркестра русских народных инструментов 

Идея создания нового вида музыкального искусства, оркестра русских народных инструментов, принадлежит В. В. Андрееву. Оркестр русских народных инструментов стал явлением уникальным не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. Развитие оркестра происходило постепенно. Первым этапом стала балалайка, значительно усовершенствованная по сравнению с той, что бытовала в народе. Вместо простой, незвучной березы кузов ее был сделан из гулкого горного клена. На грифе инструмента взамен кишечных перевязок было врезано пять постоянных металлических ладов. Позже был создан инструмент с полным хроматическим звукорядом, что расширяло исполнительские возможности. Следующим этапом работы явилось создание ансамбля, для чего был изготовлен комплект оркестровых балалаек, различных по размерам и звуковым качествам: дискант, пикколо, прима, тенор, альт, бас, контрабас (балалайка-секунда была сконструирована и введена в оркестр позднее). Эти инструменты стали основой для организации кружка балалаечников. 20 марта 1888 г. Впервые состоялось публичное выступление «Кружка любителей игры на балалайках». Эта дата считается исходной в создании Оркестра русских народных инструментов и этим выступлением В. В. Андреев заложил начало возрождению, совершенствованию и развитию русских народных инструментов и народной инструментальной музыки. Впоследствии этот коллектив вошел в историю как родоначальник всех ныне существующих народных оркестров. Инструментальный состав оркестра, какой нам известен теперь, сложился в 1896 году, когда в него были введены разновидности домр и гусли. Домра была возрождена на основе найденного в Вятской губернии инструмента с круглым кузовом. Воссозданный В. В. Андреевым, Н. П. Фоминым и С. И. Налимовым инструмент, названный домрой малой и его разновидности (домра альтовая и басовая) прекрасно сочетались по тембру с балалайкой и гуслями. Не менее важно и то, что домра дала Андрееву недостающую в балалаечном ансамбле кантилену. С введением домр и гуслей кружок любителей игры на балалайках был переименован в Великорусский оркестр – первый в России оркестр русских народных инструментов. Была окончательно сформирована номенклатура инструментов, их роль в оркестре и форма записи партитуры [12].

Дальнейшее преобразование оркестра в многотембровый сопровождалось введением новых инструментов: брелки (жалейки), свирели, расширяется домровая группа за счет басовой домры и домры-пикколо, вводятся прямоугольные гусли, группа ударных инструментов – накры, бубен. К десятилетнему юбилею оркестра в 1899 г. Его состав был в основном сформирован. В него вошли все те инструменты и инструментальные группы, которые составляют ядро, основу современного оркестра русских народных инструментов: группа балалаек (прима, секунда, альт, бас, контрабас), группа домр (пикколо, малая, альт, бас), ударные, гусли, духовые.

Важным аспектом развития отечественной культуры тех лет было создание все новых и новых профессиональных оркестров русских народных инструментов. Традиции оркестра были продолжены вновь созданными коллективами инструментов им. Осипова, Оркестрами телевидения и радио Москвы, Ленинграда, Новосибирска, филармоническими русскими народными оркестрами и коллективами художественной самодеятельности.

До Великой Отечественной войны интенсивное развитие получила репертуарная политика оркестра.

Возрождение Андреевского оркестра началось весной 1942 г. Период жизни оркестра в 60-е годы ХХ века (худ. Руководитель в 1956-1971 гг. Г. А. Дониях) характеризуется интересными творческими исканиями. К этому времени инструментальный состав оркестра значительно расширился и обогатился новыми инструментами, вводившимися ранее лишь эпизодически. Появились флейта, гобой и английский рожок, группа баянов, несколько новых ударных инструментов. Это существенно обогатило темброво-колористические и динамические возможности оркестра и привлекло интерес к нему молодых ленинградских композиторов [12].

В начале XXI века Государственный Академический оркестр русских народных инструментов им. В. В. Андреева – прославленный коллектив, обладающий высоким профессиональным уровнем, огромным разнообразным репертуаром.

Таким образом, в данном параграфе мы изучили основные вехи в истории оркестра русских народных инструментов.

1.2. Особенности музыкального воспитания детей в коррекционной школе VIII вида

Музыкальное воспитание в специальных (коррекционных) школах является составной частью учебно-воспитательного процесса и в комплексе с другими предметами решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-компенсаторные задачи. И. В. Евтушенко [1] полагает, что по мере овладения различными видами музыкальной деятельности, дети самостоятельно используют их в различных ситуациях: во время уроков, во внеклассной работе, в быту с нормально развивающимися школьниками. Музыкальная деятельность способствует формированию у школьников в коррекционной школе VIII вида эстетических потребностей, знаний, умений, необходимых в повседневной жизни. Однако характерные для умственно отсталых детей проявления интеллектуальной недостаточности, отклонения в эмоционально-волевой сфере поведении обуславливают необходимость разработки специальных методов и приемов обучения. Чем раньше ребенок с нарушениями в развитии включится в музыкально-коррекционную деятельность, тем быстрее произойдут положительные изменения личности, активнее будут преодолеваться имеющиеся нарушения. Помимо этого занятия музыкой предупреждают возникновение сопутствующих дефектов и нервно- психических расстройств.

Основными задачами воспитания таких детей являются:

- развитие музыкальных и творческих способностей с учетом индивидуальных возможностей учащихся, с помощью разных видов музыкальной деятельности;

- формирование основ музыкальной культуры и общей духовной культуры, ценностных установок;

- оптимизация образного мышления как важнейшего фактора художественного постижения мира;

- компенсация эмоционального недоразвития.

Многие зарубежные исследователи считают, что музыкальность можно развить только у тех людей, у которых она имеется от природы. Ими выделяется комплекс отдельных способностей, независящих от практики, упражнений, возраста. Известный советский психолог Б. М. Теплов признает врождёнными некоторые особенности человека, задатки, к которым относится музыкальный слух и память. Однако, сами способности чаще всего являются результатом развития. Музыкальность – это комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности. У всякого ребенка есть некоторая музыкальность, как основа развития музыкальных способностей в условиях специально организованного обучения. Следовательно, основной целью педагога является нахождение путей развития этих способностей.

Основным признаком музыкальности Б. М. Теплов, на которого ссылается И. В. Евтушенко [3], называет переживание музыки, способность человека эмоционально на нее отозваться. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается при восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музыкальной деятельности), различных видах исполнительской деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах), а также в музыкально-ритмических движениях. При слушании музыки у ребенка возникает определённой силы положительные эмоции, отражающие его конкретное психическое состояние, т.е. эстетическое переживание. Музыкальное мышление – это способность проследить за сменой настроений музыки, осмыслить взаимосвязь интонаций, тем, образов, частей, замысел произведения в целом, выразительность музыкальной речи, различать музыкальные средства, передающие содержание. Для этого необходимо иметь определённый музыкальный опыт, знания о музыке. Эстетические переживания и эмоции являются основой художественного восприятия. Воспринимая музыку, ребенок интуитивно или сознательно ее оценивает. Первоначально такая оценка происходит бессознательно, на основе эмоций (хорошо – плохо, понравилось – не понравилось). Музыка, вызывая эмоции у слушателя, пробуждает соответствующие мысли, т.е. воздействует на сознание. Когда музыкальное произведение осознаётся слушателем, его восприятие усугубляется. Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии или исполнении музыки, есть признак формирования музыкального вкуса.

И. С. Константинова [10] пишет, основу сенсорных способностей (музыкальных) составляет различение высоты, тембра, динамики и длительности музыкальных звуков. Разновидности музыкального слуха: звуковысотный, тембровый, динамический. Отличительной чертой музыкальных звуков от звуков речи, шумов, голосов животных и птиц является определенная, фиксированная высота и протяженность. Звуковысотный слух бывает: мелодическим и гармоническим. Развитие гармонического слуха, как правило происходит значительно медленнее развития мелодического. У умственно отсталых детей гармонический слух обычно не развивается вовсе.

Основой музыкальных способностей прежде всего является чувство ритма. Это восприятие и воспроизведение временных соотношений в музыке. Во время прослушивания музыкальных произведений человек совершает заметные или незаметные движения головы, рук, ног, невидимые движения речевого, дыхательного аппарата, соответствующие ее ритму. Происходит синхронизация работы сердца, биотоков головного мозга, изменения вегетативной нервной системы. Характерные особенности музыкальной речи (акценты, паузы, плавное или отрывистое движение) могут быть переданы соответствующими по эмоциональной окраске движениями (хлопками, притопами, плавными или отрывистыми движениями рук, ног и т.д.) [8].

Музыкальные способности детей с отклонениями интеллектуального развития отличаются определенной спецификой. Так, дети, поступившие в первый класс, часто не умеют слушать музыку, делать соответствующие прослушанному выводы. У них отсутствуют правильное голосоведение мелодии, интонирование, логопедические проблемы, что является показателем нарушения слухоречевой координации. Ограниченные возможности узнавания эмоциональных переживаний, воплощенных в музыке и слабая дифференцированность восприятия средств музыкальной выразительности, препятствуют выражению своих мыслей и переживаний. Причинно-следственные отношения по ходу выполнения предложенного задания устанавливаются с трудом, действия выполняются по показу учителя неосознанно, механически. Дети не могут объективно дать оценку результатам собственной музыкальной деятельности [11].

В музыкальном развитии детей с нарушением интеллектуального развития можно условно выделить три периода. Первый, пропедевтический период 7-8 лет. Дети накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт музыкально-слуховых и ритмических представлении интонирования мелодии голосом. Для разучивания используются песни звукоподражательного характера (голоса птиц, животных, повторяющиеся интонации). Мелодии песен простые, в диапазоне (ре-си первой октавы). Ритмический рисунок состоит из восьмых длительностей; темп и сила звучания средние; дыхание кратковременное. Во втором периоде от 9 до 11 лет происходит развитие координации слуха и голоса, музыки и движения, идет накопление знаний, овладение исполнительскими умениями. Пение увеличивается до октавы (от до первой до до второй), дыхание становится более устойчивым, дети могут петь протяжные фразы, лучше произносят слова. Подбираются песни о природе, окружающей действительности. Мелодии выбираются более сложные, в медленном и среднем темпах. Здесь проявляют себя дети более одаренные музыкально. Обнаруживается это в следующем: чистота интонации, выразительное пение, интерес к музыке [11].

В третьем периоде 12-16 лет практические действия подкрепляются элементарными знаниями о музыке. Певческий диапазон (си малой октавы-ре (фа) второй октавы). В этом возрасте используется разнообразный песенный репертуар. Петь громко не рекомендуется. Сила звучания детских голосов умеренная в связи с начавшейся мутацией.

Таким образом, изучив особенности музыкального воспитания детей коррекционной школы VIII вида, мы пришли к выводу, что музыкальное воспитание является самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство прекрасного формируется у ребенка с проблемами в развитии не только посредством созерцания, но и в активной музыкальной деятельности: пение, движение под музыку, игре на музыкальных инструментах.

1.3. Роль оркестра народных инструментов в музыкальном воспитании детей коррекционной школы

Работа с оркестром является одним их самых сложных направлений педагога-музыканта. В связи с этим особый интерес вызывает опыт выдающегося музыканта-дирижера С. Я. Сандецкиса.

С. Я. Сандецкис пишет о необходимости установления в оркестре дисциплины – «элементарной и творческой», которая является показателем организованности оркестрового коллектива. В музыкальном коллективе, замечает автор, элементарная дисциплина подобна сердцу: своей безотказной работой оно обеспечивает существование организма, хотя этой работы мы даже не замечаем, пока оно здорово. Воспитание сосредоточенности и внимательности – важнейшее условие творческой дисциплины, подчеркивает дирижер. Вялость и расслабление – злейшие враги оркестровой игры, там, где они властвуют – гибнет творчество. Воспитание творческой активности, самостоятельности участников оркестра С. Я. Сандецкис выделяет в качестве основных условий успешного роста всего коллектива. При этом подчеркивается, что игра в оркестре должна приносить радость, а радость в искусстве, а радость в искусстве приносит только творчество.

Т. Н. Брагина [1] утверждает, что музыка является одним из самых сильных средств воздействия на любого ребенка. Дети с множественными проблемами в интеллектуальном развитии также очень восприимчивы к музыке. Причем восприимчивость у них проявляется в большей степени, чем к познавательным видам деятельности, потому, что музыка апеллирует к чувствам. Музыка, воздействуя на чувства, вызывает настолько глубокие эмоции, что влияет и притягивает к себе сильнее, чем любой другой вид деятельности. Это следует учитывать и при обучении. Необходимо в первую очередь развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, формировать навыки восприятия музыки, которая сделает их жизнь ярче и богаче. Музыка является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в школе. Она рассматривается, во-первых, как средство самовыражения, во-вторых, как средство развития способностей учащихся.

Самовыражение учащихся происходит через участие в различных видах музыкальной деятельности, в том числе и игре на музыкальных инструментах.

В. А. Паненко [14] полагает, что игра на детских музыкальных инструментах является одним из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся. Ее назначение на уроке способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей, обогащать художественный опыт, развивать интерес к исполнительской деятельности. При этом важно эмоциональное отношение детей к музицированию, восприятию звучания отдельных инструментов и усвоение приемов игры.

Регулярные занятия позволяют развить эстетические потребности, чувства, общие и музыкальные способности. В практической деятельности положительно зарекомендовала себя такая система работы, когда музыкальный руководитель проводит специальные музыкальные занятии со всеми детьми, как регулярные, постоянные. Затем, отобрав наиболее заинтересованных и музыкально одаренных детей, создает творческое объединение, в данном случае оркестр. Дети, обычно, стабильно и с удовольствием посещают занятия оркестра, где чувствуют заботу, искренность, защиту, реальную неформальную заинтересованность в решении личных проблем каждого участника, независимо его роли и значимости в коллективе. Педагог использует разные методы, в том числе и игровые, что позволяет по-настоящему сблизиться, создать коллектив, подобный семье, взаимоотношения в которой построены на доверии, открытости, уважении и ответственности. В. А. Паненко [14] утверждает, что только соблюдая эти условия можно преодолеть психологический барьер, замкнутость, лживость, скрытность, которые формируются у детей как устойчивая защитная реакция на кризисную ситуацию, связанную отрывом от семьи. Максимальное количество участников в оркестре могут быть 6-10 человек, в ином случае нарушается управляемость, чистота интонирования и ритмическая слаженность.

Е. М. Куроленко [9] рекомендует при подборе произведений музыкального репертуара учитывать отечественные традиции, обычаи, особенности быта, почитаемые праздники, обряды и суеверия, используемые в современных социокультурных условиях. У детей формируются представления о вкладе и значении отечественного музыкального искусства в систему мировых культурных ценностей, об особенностях фольклора и профессиональной музыки. Предлагаемые детям произведения должны быть доступными по содержанию, интересными по настроению, сюжету, описываемым событиям.

Безусловно, выбираемые произведения различаются по уровню сложности. Поэтому, педагог должен знать возрастные и индивидуальные исполнительские способности. От занятия к занятию, от одного года обучения к другому происходит постоянное усложнение и обогащение содержания. Помимо профессиональной подготовленности и личностных качеств педагога, необходимых для максимального развития и социализации ребенка, одним из основных условий, по мнению И. В. Евтушенко [4], является его глубокая убежденность в возможности достижения положительного результата.

Таким образом, создание оркестра народных инструментов в музыкальном воспитании детей в коррекционной школе очень велика, так как он дает возможность выразить собственные переживания музыки с помощью освоенных представлений и способов действий.  

ГЛАВА 2. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ВОСПИТАННИКОВ

2.1. Организация музыкального воспитания в «Калининской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат»

Музыкальное воспитание подрастающего поколения является одним из элементов общей программы эстетического воспитания. Музыка помогает детям расширить их познания об окружающей среде и действительности, формирует понимание смысла музыкальных образов, характеристик и тем самым расширяет их общий кругозор, приобщает к восприятию прекрасного. Цель уроков музыки в школе состоит в воспитании чувства любви к Родине, формировании навыков пения и слушания музыки. Урок пения во вспомогательной школе является предметом, не только воспитывающим музыкальные способности учащихся, но и корректирующим в определенной степени некоторые дефекты развития умственно отсталого школьника. Во вспомогательной школе уроки музыки и пения имеют свою специфику. Поэтому к основным целям урока, необходимо добавить ряд коррекционных задач, связанных с развитием мышления, воображения и воспитанием эмоционально-волевой сферы аномальных детей. Учителю следует творчески подходить к преподаванию своего предмета. Он должен быть знаком с основами специальной психологии, учитывать особенности развития личности умственно отсталого школьника. Как всякая работа с этими детьми, музыкальные занятия требуют правильно поставленного подхода, который должен быть предложен во внеурочное время в кружковой и внеклассной работе. Как показывают исследования И. В. Евтушенко [2], во вспомогательную школу приходят такие дети, у которых торможены ряд анализаторов в коре больших полушарий. Некоторые дети пассивны, инертны, быстро утомляемы, либо расторможены, импульсивны, а некоторые и агрессивны.

Перед учителем встают трудности в дефектах речи, слуха. Успехов в своей работе можно добиться только при правильном выборе подхода к детям. Приучать любить музыку нужно с самого раннего возраста, то есть с первых классов. Выработать эмоциональный процесс, научить понимать музыку, отработать навыки исполнения песен нужно начинать с первых же уроков в жизни ребенка. Нужно стремиться учителю, чтобы первый урок музыки остался в памяти у ребенка на всю жизнь. Для слушания музыки на уроках предусматривается достаточное количество времени и богатый репертуар. Но в любом случае механическая запись должна быть только дополнением к живому исполнению, а не его заменой. Это очень важно, либо живое исполнение связано с большим эмоционально воздействием уроки музыки на учащихся. Практика показывает, что исполнение самого учителя вызывает у детей большой интерес к самому предмету и музыкальному инструменту. В работе с оркестром учителя музыки в основном пользуются готовыми инструментовками (переложениями пьес для оркестра), опубликованными в детских сборниках. Зная некоторые правила инструментовки, они могут сами (с участием детей), исходя из характера музыки, определять состав оркестра, выбирать группу солирующих инструментов, аккомпанемент, ритмический рисунок мелодии, сильные доли тактов, акценты, метрическую пульсацию. Мелодию могут играть сначала одни инструменты, потом – другие (по музыкальным фразам или предложениям). Чтобы звучание не было однообразным, метрическую пульсацию также могут исполнять несколько инструментов чередуясь. На фоне инструментов, выполняющих какой-либо элемент фактуры (например, ритмический рисунок мелодии или метрическую пульсацию), акценты лучше поручить другому инструменту, более яркому по тембру (бубен, тарелки), а сильные доли тактов – третьему (в зависимости от характера музыки). Таким образом, для того, чтобы оркестр звучал выразительнее, красочнее, разные элементы фактуры произведения (мелодия, бас, характерный ритм, акценты) лучше поручать инструментам, отличающимся по тембру.

Состав оркестра, количество инструментов каждой группы определяет также исходя из самой музыки. При исполнении народных мелодий следует больше привлекать народные инструменты (деревянные ложки, баян и т.д.). Соотношение количества инструментов в каждой группе (струнные, духовые, ударные) определяются по яркости тембров. Струнных (тихих) инструментов должно быть примерно в два раза больше, чем звонких металлофонов. Аккордеонов и триол, имеющих яркое звучание может быть несколько (2-4 инструмента). Количество ударных тоже не должно быть очень большим. При распределении между детьми партий в оркестре необходимо учитывать их интересы и способности. Ребятам, которые наиболее легко подбирают мелодии по слуху, можно поручать партии мелодических инструментов. Чтобы держать ритмическую основу, важно иметь хорошее чувство ритма. Поэтому исполнение ритмической пульсации, ритмического рисунка мелодии доверяют детям с развитым чувством ритма. Методика обучения игре в оркестре сходна с методикой обучения индивидуальной игре в ансамбле. Дети, которые играют на инструментах, имеющих звукоряд, выучивают свои партии, начиная с осознания направления движения мелодии. Они пропевают мелодию со словами и без слов (на слоги та, ти или др.), определяют с помощью моделирования направления движения стуков мелодии (выкладывают свои звуки на фланелеграфе, показывают направления движения звуков рукой с одновременным пропеванием). Чтобы определить соотношение длительности звуков,  прохлопывают ритмический рисунок мелодии, выкладывают его на фланелеграфе с помощью палочек разной длины или ритмических обозначений принятых в нотной грамоте, делают ритмические рисунки с помощью слогов (ти-ти-та). Играют мелодию на немой клавиатуре с одновременным пением и затем уже воспроизводят ее на музыкальном инструменте.

Таким образом, организация оркестра народных инструментов в школе важна как для развития способностей отдельно взятого ребенка, так для музыкального воспитания всех детей.

2.2. Специфика работы при организации оркестра народных инструментов в коррекционной школе VIII вида

В школе организован оркестр народных инструментов. Набор и комплектование оркестра осуществляется с проверки музыкально-слуховых данных учащихся. Учащиеся, прошедшие проверку с положительным результатом зачисляются в оркестр.

Состав оркестра делится по группам:

І группа объединяет учащихся начальных классов в количестве 8 учащихся.

Работа в этой группе ведется по трем направлениям:

- освоение музыкальной грамоты;

- овладение музыкальным инструментом (оснащение, строй);

- приобретение навыков ансамблевой игры.

ІІ группа объединяет учащихся старших классов в количестве 10 учащихся.

В этой группе  ведется

- дальнейшее совершенствование технических возможностей в овладении музыкальными инструментами, усложнение репертуара за счет введения новых приемов игры;

- знакомство с музыкальными жанрами, с творчеством композиторов;

- знакомство с лучшими исполнителями музыкальных произведений на народных инструментах, прослушивание их игры в грамзаписях.

Решая коррекционные задачи:

  1. развития музыкального слуха, слухового внимания;
  2. развитие гармонического и тембрового слуха;
  3. развитие чувства ритма, музыкальной памяти, музыкальных представлений, музыкальной техники игры;
  4. выработка свободной посадки с инструментом;
  5. освоение рациональных движений, умений правильного звукоизвлечения, выразительного исполнения произведений;
  6. развитие слухового самоконтроля, качества звучания, ловкости движения пальцев, координации рук во время игры на инструментах;
  7. развитие навыков целостного восприятия и исполнения мелодии;

Для гармоничного звучания оркестра проводится большая предварительная работа с детьми – сначала индивидуальная, затем небольшими группами, ансамблем и наконец всем составом оркестра. Нужную тему  играют  сначала одни инструменты, потом – другие (по музыкальным фразам или предложениям). Чтобы звучание не было однообразным, ритмическую пульсацию также исполняют несколько инструментов чередуясь. Чтобы оркестр звучал выразительнее и красочнее разные элементы фактуры произведения (мелодия, бас, характерный ритм, акценты) лучше поручать инструментам отличающимся по тембру. Состав оркестра, количество инструментов каждой группы определяют также исходя из самой музыки. При исполнении народных мелодий следует больше привлекать народные инструменты (деревянные ложки, баян и т.д.)

При распределении между детьми партий в оркестре учитываю их интересы и способности. Ребятам, которые наиболее легко подбирают мелодии по слуху, поручают партии мелодических инструментов. Чтобы держать ритмическую основу, важно иметь хорошее чувство ритма, поэтому исполнение метрической пульсации, ритмического рисунка мелодии доверяю детям с развитым чувством ритма.

Методика обучения игре в оркестре сходна с методикой обучения индивидуальной игре и в ансамбле. Дети, которые играют па инструментах, имеющих звукоряд, выучивают свои партии, начиная с осознания направления движения мелодии. Они пропевают мелодию со словами и без слов, определяют с помощью моделирования направление движения стуков мелодии,  показывают направление движения звуков рукой с одновременным пропеванием, прохлопывают ритмический рисунок мелодии, выкладывают его на фланелеграфе с помощью палочек различной длины или ритмических обозначений, играют мелодию на «немой» клавиатуре с одновременным пением и затем уже воспроизводят ее на музыкальном инструменте.

Педагог должен быть внимателен к каждому ребенку. Некоторые дети подбирают мелодии по слуху легче других, следовательно, им не нужны все подготовительные упражнения. Те, кто играет на ударных инструментах, не имеющих звукоряда, выучивают свои партии под фортепианное сопровождение, под пение и постепенно объединяются с другими.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Итак, изучив особенности организации оркестра народных инструментов в коррекционных школах, мы можем сформулировать некоторые выводы:

        1. Рассмотрев историю создания оркестра русских народных инструментов, мы выяснили, что его основоположником является В. В. Андреев. Его заслугой является формирование номенклатуры инструментов, обозначение роли инструментов в оркестре и разработка формы записи партитуры.

2. Выявив особенности музыкального воспитания в коррекционных школах VIII вида, мы определили, что дети, воспитывающиеся в коррекционных школах, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, нуждаются в особых условиях, соответствующих их потребностям и возможностям, но в то же время они не должны отличаться по уровню исполнительского мастерства в области музыкального искусства от детей массовой школы.

3. Кроме того, мы выяснили, что оркестр народных инструментов в музыкальном воспитании детей коррекционной школы играет большую роль. Именно умение играть на музыкальных инструментах влияет на формирование индивидуальной культуры ребенка, развивает уверенность в собственных силах, ответственность, сплоченность в коллективе, организует дисциплину.

4. Базой для организации оркестра народных инструментов послужила в «Калининская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат». При этом мы исходили из того, что организация оркестра является не только воспитывающим музыкальные способности учащихся, но и корректирующим в определенной степени некоторые дефекты развития умственно-отсталых школьников.

        5. В процессе организации оркестра народных инструментов мы руководствуемся не только индивидуальными и возрастными особенностями развития воспитанников, но и используем специальные коррекционные педагогические методы воздействия в ходе музыкального воспитания.

        Таким образом, музицирование на народных инструментах, создание детьми аранжировок и оригинальных произведений для игры на инструментах, поиск новых красок и сочетаний в их звучании во время активного музицирования – все эти виды деятельности определяют творческий, познавательный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей, обуславливают его результативность.

Вывод: цель данной работы достигнуты, поставленные задачи решены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Брагина, Т. Н. Роль музыки и танцев в коррекции гиперактивности у детей / Т. Н. Брагина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 1. – С. 33 – 36.
  2. Евтушенко, И. В. Дополнительное музыкальное образование в условиях специального (коррекционного) детского дома VIII вида / И. В. Евтушенко // Коррекционная педагогика. – 2004. – № 3 (5). – С. 26 – 32.
  3. Евтушенко, И. В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот / И. В. Евтушенко. – М. : Издательский центр» Академия», 2003. – 144 с.
  4. Евтушенко, И. В. Системный подход к организации работы по музыкальному воспитанию умственно отсталых учащихся / И. В. Евтушенко // Коррекционная педагогика. – 2009. – № 2 (32). – С.21 – 28.
  5. Кабалевский, Д. Б. Искусство слышать / Д. Б. Кабалевский, В. М. Самигулина. – Издательство Учитель, 2005. – 235 с.
  6. Калашникова, Н. В. Модифицированная программа по музыке для учащихся 7-8 классов с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Н. В. Калашникова. – Режим доступа : http://forum.schoolpress.ru
  7. Козырева, В. П. Использование новых технологий на музыкальных занятиях с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения / В. П. Козырева // Логопедия сегодня. – 2008. – № 2 (20). – С.34 – 36.
  8. Константинова, И. С. К вопросу о вкладе музыкальной терапии в помощь детям со сложными нарушениями развития / И. С. Константинова // Дефектология. – 2009. – № 2. – С. 3 – 11.
  9. Куроленко, Е. М. Музыкальная педагогика для детей с ограниченными возможностями / Е. М. Куроленко // Педагогика. – 2004. – № 10. – С 31 – 35.
  10. Метиева, Л. А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. – М. : Просвещение, 2009. – 160 с.
  11. Музыкальное воспитание школьников коррекционных школ VIII вида [Электронный ресурс] / Из опыта работы. – Режим доступа: http://www.zavuch.info/index.
  12. Оркестр народных инструментов [Электронный ресурс] / Оркестр народных инструментов. – Режим доступа: http://www.rusfolkorchestra.icape.ru
  13. Оськина, С. Е. Песенник – самоучитель аккомпанимента на балалайке / С. Е. Оськина, Д. Г. Парнес. – М. : АСТ Астрель, 2003. – 247 с.
  14. Паненко, В. А. Авторская программа «Самодеятельный детский оркестр русских народных инструментов» для специальных (коррекционных) школ III-IV видов [Электронный ресурс] / В. А. Паненко. – Режим доступа :  http://wwwnotka.blogspot.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА ОТДЕЛЕНИИ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.

В работе почёркивается необходимость и важность народного инструментального творчества для развития культуры как всей многонациональной страны, так и небольшого провинциального города. Поскольку падае...

Ансамблевое и оркестровое музицирование как средство воспитания личностных и исполнительских качеств учащихся (на примере деятельности оркестра народных инструментов Хоровой школы мальчиков и юношей г.Конаково)

В этой работе я описываю, каким образом оркестровые и ансамблевые формы работы с детьми помогли сформировать у учащихся навыки активного восприятия музыки, обогатили музыкальный опыт детей и как...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Ансамбль народных инструментов (домра)» для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)

Рабочая программа дисциплины «Ансамбль» (Домра) составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей. Программа рассчитана на 4-летний срок обучения.Игра в составе ансамбля...

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ХОРЕОГРАФИЯ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ». программа по учебному предмету ФОРТЕПИАНО

Аннотация на программу  по учебному предмету:дополнительный инструмент – фортепиано  по видам инструментов: струнные инструменты; духовые и ударные инструменты; народные инструменты; Х...

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ НА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

В проекте обобщены научные исследования, методические рекомендации и практический опыт в области организации коллективного музицирования детей на русских народных инструментах, направленные на соверше...