Урок по музыке в 3 классе "Виват, Россия!"
материал по музыке по теме
Комбинированный урок музыки и истории на тему "Виват, Россия!" На уроке используется следующий художественный материал:
- Кант « Радуйся, росско земле».
- Кант «Орле Российский».
- Русская народная песня «Вспомним, братцы, Русь и славу».
- Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки».
- Хор «Вставайте, люди русские», «Песнь об Александре Невском» из кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева.
6.Ария Сусанина, Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.Глинки.
Учитель обращается к героическим страницам русской истории. И дети видят эту историю в музыке различных жанров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vivat_rossiya.doc | 48.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Учитель музыки МОУ Лицея № 15
г. Саратова
Муханова Ольга Александровна
Сценарий урока
Предмет: музыка и история
Форма урока: комбинированный урок
Тема: « Виват, Россия!»
Уровень сложности: 3 класс.
Цели:
- ознакомление со страницами русской истории на примерах повествования в кантах и народных песнях о военных походах и победах Петра I в Северной войне, походах А.В.Суворова (XVIII век), героях Отечественной войны 1812 г;
- показать использование музыки разных жанров.
Задачи:
Образовательная
- закрепить знание о музыкальных жанрах в их сравнении.
Развивающая:
- закрепить понятие трехчастной формы и навык определения ее на слух;
- продолжить развитие певческих навыков (активное дыхание, четкая дикция, исполнение мелодии в характере музыки);
- развивать умение определять средства музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, лад) в связи с характером музыки.
Воспитательная
- воспитывать гражданско-патриотические чувства (любви к Отечеству, уважения к героям-защитникам Родины)
Оборудование:
музыкальный инструмент (синтезатор), музыкальный центр, нотная - и фонохрестоматии, учебник и рабочая тетрадь для 3 класса Критской, Сергеевой, Шмагиной, репродукции картин, фотографии композиторов.
Художественный материал урока.
- Кант « Радуйся, росско земле».
- Кант «Орле Российский».
- Русская народная песня «Вспомним, братцы, Русь и славу».
- Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки».
- Хор «Вставайте, люди русские», «Песнь об Александре Невском» из кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева.
6.Ария Сусанина, Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.Глинки.
Ход урока
Учитель: Россия — великая держава.
Сегодня мы обратимся к героическим страницам русской истории. И мы увидим эту историю в музыке различных жанров.
(На доске нотная запись 2-х кантов).
«Радуйся, русско земле» и «Орле Российский» (канты неизвестных авторов XVIII в).
Обращаю внимание на доску (нотная запись). Исполняю фрагменты этих произведений.
Учитель: Как называется эта музыка?
Ученики: Канты «Радуйся, росско земле» и «Орле Российский».
Учитель: Что такое кант?
Ученики: Это многоголосная бытовая песня.
Учитель: Когда появились канты?
Ученики: 300 лет тому назад, в честь торжеств по случаю побед русского оружия при Петре 1.
Учитель: Канты были элементом различного рода торжеств.
Например, специально для праздника дня Победы в Полтавской битве (1709г.) было сооружено семь триумфальных ворот. Наверху размещались музыканты — инструменталисты и певцы, исполнявшие специально сочиненные стихи и канты.
В каком характере нужно исполнять канты?
Ученики: Торжественно, празднично. Ведь эта музыка напоминает фанфарный зов трубы.
Дети вместе с учителем исполняют канты сольфеджио и со словами.
Учитель исполняет две русские народные песни:
«Вспомним, братцы, Русь и славу» и Солдатушки, бравы ребятушки»
Учитель: Как называется эта музыка?
Ученики: Русские народные песни «Вспомним, братцы, Русь и славу» и «Солдатушки, бравы ребятушки»
Учитель: Когда родились эти песни?
Ученики: В 1812 году среди партизан, как призыв на защиту своей Родины.
Учитель: Кто же главный герой Отечественной войны 1812года?
Ученики: Русский народ во главе с полководцем Кутузовым.
Учитель: У нас в книге на стр. 14 изображен медальон с изображением Кутузова у портрета Суворова.
С чем это связано?
Они вместе участвовали в походе против турок 1790г, где был взята крепость Измаил.
Ученики: Суворов - учитель Кутузова.
Учитель: Молодцы, ребята.
В знаменитом Бородинском сражении участвовало около 3000 военных музыкантов. В каждом полку, батальоне, эскадроне были песенники, хранители солдатского фольклора. Репертуар отражал армейские традиции.
Учитель: Каким настроением проникнуты эти песни?
Ученики: Они проникнуты бодрым настроением, звучат в мажоре, мужественно, оптимистично.
Учитель: Давайте исполним эти песни бодро и четко, попытаемся передать шаг солдат.
Ведь Суворов говорил: «Музыка удваивает, утраивает армию».
Звучит «Песнь об Александре Невском» из кантаты «Александр Невский»
С. Прокофьева
Учитель: Что это за произведение?
Ученики: Кантата «Александр Невский» Сергея Сергеевича Прокофьева.
Учитель: Что такое кантата?
Ученики: Кантата — это крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей. Она и исполняется обычно в концертном зале хором, оркестром и певцами-солистами.
Учитель: Каким событиям посвящено это произведение?
Ученики: Битве на Чудском озере в 1242г., победе князя Александра Невского над немецкими крестоносцами.
Учитель: Почему Александр стал Александром Невским? Показываю фрагмент триптиха П. Корина «Александр Невский»
Во всю высоту полотна стоит князь Александр, опираясь обеими руками на меч в ножнах. На этом портрете нет изображения воинского щита, сама композиция картины представляется щитом, а фигура князя — олицетворение защиты. На втором плане — очертание Софии Новгородской — главной святыни северной Руси.
Учитель: Ребята, откройте стр.16 учебника, там у Вас изображение Святого благоверного князя Александра Невского (икона).
Почему он предстает на иконе?
Ученики: За подвиг России, за верность православной церкви, за веру был канонизирован в 1380 году.
Учитель: В кантате «Александр Невский» есть очень известный хор «Вставайте, люди русские».
С чего начинается этот хор?
Ученики: Со вступления, во вступлении мы слышим набат, который призывает русских людей на бой.
Учитель: В какой форме написан этот хор?
Ученики: В трехчастной.
Учитель: I и III часть надо исполнять энергично в сочетании с напевностью, постараться передать героический характер музыки.
II часть — широкая, распевная, это ее сближает с русской народной песней и придает ей эпический характер.
Исполняется хор «Вставайте, люди русские».
Учитель: В 1941г. был показан кинофильм «Александр Невский», и там тоже звучал хор «Вставайте, люди русские»
К этому кинофильму музыку написал С.С.Прокофьев
Учитель: А какие ещё произведения Прокофьева вы знаете?
Ученики: Мы знаем симфоническую сказку «Петя и волк»,
оперу «Война и мир»,
оперу «Повесть о настоящем Человеке»,
балет «3олушка» и т.д.
Учитель: Молодцы, ребята!
Прокофьев - замечательный советский композитор.
А кто же написал первую русскую оперу и когда она появилась?
Ученики: М.И. Глинка, в 1836 году. И называлась она «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин»
Учитель: О каких событиях рассказывает эта опера?
Ученики: О событиях, которые происходили 300 лет назад, когда Минин и Пожарский встали во главе народного ополчения против завоевателей земли Русской - войска Польского.
Учитель: Кто главный герой этой оперы?
Ученики: Герой этой оперы - костромской крестьянин Иван Сусанин, который погибает за Отечество.
Учитель: Поляки требуют показать дорогу на Москву.
Иван Сусанин, задумав завести врага в непроходимую чащу, им гордо отвечает
(Ученики читают наизусть ответ полякам из «Думы» К.Рылеева )
Учитель: Представьте глухой заснеженный лес. Ночь. Вражеский отряд спит. Сусанин, оставшись один, погружается в скорбные размышления.
Давайте вспомним арию Сусанина из этой оперы.
(Дети исполняют арию «Ты взойдешь, моя заря»).
Учитель: Какие черты характера, чувства Сусанина передает его ария?
Ученики: Мужество, смелость, героизм Сусанина, он прощается с жизнью.
Скорбно торжествует великая сила человеческого духа.
Учитель: Обратимся к последнему действию оперы. Красная площадь в Москве заполнена ликующим народом, который празднует свою победу над врагом. Звучит хор «Славься».
Что же передает хор «Славься»?
Ученики: Торжество, ликование,радость победы.
Учитель: Здесь есть и тема скорби и печали — памяти о погибших.
Колокольный звон — праздничный, радостный, передает победу русского народа.
Учитель: Памятник Минину и Пожарскому, героям 1612г., установлен в Москве на Красной площади.
Именно под звуки «Славься» 24 июня 1945 года из Спасских ворот Кремля выехал на белом коне маршал Жуков, командующий Парадом Победы
ИТОГ УРОКА:
Учитель: Сегодня мы перелистнули страницы нашей истории.
Кантата «Александр Невский» рассказала нам о защитниках Новгородской земли в XIII веке.
Опера «Иван Сусанин» воссоздала атмосферу народного подвига в Смутное время в начале XVII века.
Канты и народные песни повествуют о военных походах и победах Петра I в Северной войне, героях Отечественной войны 1812 г.
Музыка учит нас любить, защищать Россию и гордиться своей Родиной.
Домашнее задание: повторить пройденную тему в учебнике с.12-21 и в рабочей тетради выполнить упражнение на с. 12-13 по теме «Наша слава – русская держава»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по музыке в 3 классе "Виват, Россия!"
Комбинированный урок музыки и истории на тему "Виват, Россия!" На уроке используется следующий художественный материал:Кант « Радуйся, росско земле».Кант «Орле Российский».Русская народная...
Урок по музыке в 3 классе "Виват, Россия!"
Комбинированный урок музыки и истории на тему "Виват, Россия!" На уроке используется следующий художественный материал:Кант « Радуйся, росско земле».Кант «Орле Российский».Русская народная...
Авторская разработка урока музыки «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!»
Разработка урока была представлена на областном конкурсе «Учитель года» Цель: содействие формированию гармонично развитой, нравственно устойчивой, патриотически-настроенной личности н...
Конспект урока по музыка в 4 классе. Тема: "Музыкальные инструменты России".
Цель урока: пробудить интерес к игре на простейших музыкальных инструментах. Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной музыки, через историю своего народа. На уроке и...
Урок музыки "Музыкальные инструменты России"
Урок музыки по формированию музыкальной культуры обучающихся с помощью средств народной музыки....
Интегрированный урок географии и музыки "Национальный колорит России" 8 класс.
Интегрированный урок географии и музыки "Национальный колорит России" 8 класс....