Пейзаж в музыке и живописи.
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

 

       Урок музыки для 5 класса по программе УМК Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

       Входит в раздел «Музыка и изобразительное искусство»

       Тема урока «Пейзаж в музыке и живописи».

      Данный урок является очередным в теме III четверти «Можем ли мы увидеть музыку?» и ведущим в серии уроков, раскрывающим взаимосвязь музыки и живописи.  Посвящён дальнейшему развитию темы на последующих уроках. Кроме того, направлен на интеграцию с уроком ИЗО.

      Цель данного урока заключался в следующем: представить взаимосвязь двух видов искусства: музыки и живописи посредством воплощения ими одного и того же жизненного содержания.

    При подготовке материалов к уроку были учтены программные требования, образовательные стандарты, а также   использование ИКТ в образовательном процессе.

   Специфика данного урока отражена в использовании мультимедиа комплекса, как средства активизации познавательной деятельности учащихся.

   Главные задачи, решаемые в ходе урока, я сформулировала следующим образом:

v Показать учащимся, как музыка и живопись по-своему и независимо друг от друга воплощают одно и то же жизненное содержание.

v Развивать у учащихся образное мышление путём активизации воображения; развивать музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на музыку; совершенствовать певческие навыки.

v Воспитывать у учащихся музыкальный вкус, любовь к классической музыке; повышать уровень их музыкальной культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peyzazh.docx29.9 КБ
Файл peyzazh_v_muzyke_i_zhivopisi.pptx939.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕМА: Пейзаж в музыке.

ЦЕЛЬ.       Показать взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.

ЗАДАЧИ.    Закрепить понятие – пейзаж, показать взаимосвязь музыки с  другими  видами искусства, расширить кругозор.

                  Развивать чувство ритма, певческие способности, мышление,

                  Воспитывать чувства любви к прекрасному, бережному  отношению к природе.

МЕТОДЫ    Беседа, ИКТ,  рассказ, наглядно-поисковый   метод, метод перспективы и ретроспективы.

ОБУЧЕНИЯ  

ОБОРУДОВАНИЕ. Инструмент, мультимедийная установка,  наглядные материалы, портреты композиторов, записи

                             музыкальных произведений.

                                   

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орган. ход

      Здравствуйте ребята!  Меня все видят?  Меня все слышат?

      Сегодня на уроке мы работаем с вами вместе. Вы разделены на команды. Давайте улыбнемся   друг другу.

 На этом уроке  оценку получите не только вы, но и я! В гостях у нас присутствует жюри. Давайте поприветствуем и их. Улыбаемся и машем!

   

Объявление темы

Послушай: музыка вокруг;

Она во всем – самой природе,

И для бесчисленных  мелодий

Она сама рождает звук.

Ей служит ветер, плеск волны,

 раскаты грома, звук капели,

птиц несмолкаемые трели

Среди зеленой тишины.

Вот почему-то иногда

Почудится в концертном зале,

Что нам о солнце рассказали,

О том, как плещется вода.

Как ветер шелестит листвой,

Как, заскрипев, качнутся ели…

А это арфы нам напели,

Рояль и скрипка и гобой.

      Мы начали урок стихотворением  Мартина Ивенсона.

- Как бы вы его назвали? (….)

- Правильно, ребята, оно называется «Музыка».  (Музыка на доску).

- С помощью чего рождается музыка? (С помощью звука, нот.)

- С помощью чего мы рассказали о музыке? (Стихотворением).

- Из чего состоит стихотворение? (Из слов).

- Относится оно к…. (Литературе).

- Мы описали музыку словами, мелодией.  Мелодии обычно вызывают у слушателя определенные мысли чувства, рождают воспоминания, смутные либо более или менее  ясные картины когда-то увиденного.

   Поэтому как еще мы можем передать образ? (Нарисовать).

-Правильно, изобразить его. (Живопись).

На доске появляется колоны (музыка, живопись, литература).

- Что описывала музыка в стихотворении? (Природу).

- Искусство и природа неотделимы  друг от друга. Поэты, писатели, художники и композиторы часто воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества. В стихах, в прозе, в живописи, в музыке бесконечное число раз встречаем мы нежную весну и могучую пургу зимы,  тихий шелест осенней листвы и застывшую гладь жары лета, радостную улыбку солнца и нежную дробь дождя.

     Природа вошла в искусство так же, как входит она в нашу жизнь. Без природы искусство задохнулось бы, как мы сами задыхаемся, когда надолго бываем от природы оторваны.

- Какой жанр в живописи посвящён изображению природы?

Ученики: Пейзаж.

(На доске: Пейзаж – изображение природы)

(Записать в тетрадь)

У нас урок музыки и поэтому наша тема звучит……..

(Пейзаж в музыке и….  живописи).

Дети зачитывают четверостишья.

На фоне музыки Г. Свиридова «вальс»

Придумывают название.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему.

      Сегодня на уроке мы будем не просто слушателями и зрителями , но и будем строителями.

      Нас два стола, две команды,  и  соревнуясь  друг с другом попробуем выяснить, насколько тесно связаны музыка и живопись.

Задание №1 (собираем пазлы).

Давайте выясним, много ли общего между музыкой и живописью. Ответ можно найти в терминах, употребляемых музыкантами и художниками.  (Собираем картинку).

- Давайте озвучит понятия, которые относятся и к музыке и к живописи.

1. Лад – выражение настроения в музыке, основными которыми являются мажор и минор

   Лад- эмоциональное состояние картины, грустная или веселая.

2. Тон – характеристика цвета,

    Тон -  характеристика звука в музыке.

3. Ритм- чередование звуков, различных по длительности.

    Ритмом называют гармоничное сочетание разновеликих пятен цвета.

4. Динамика – движение громкости звучания,

    Динамика - изображение движения.

- Остались ли у вас лишние термины.

Палитра – перечень красок, используемый для рисования.

Нота – колебание волн, создающих звук.

     

      Какой можно сделать вывод:

И в живописи и в музыке : мы наблюдаем общие черты с помощью которых передается жизненное содержание, выражаются определённые чувства.

      Художник может запечатлеть на холсте момент, затронувший его душу, он воскликнет: «Остановись, мгновенье – ты прекрасно», а музыка в отличии от живописи живет только во времени.

Человек воспринимает мир всеми органами чувств. Закрыв глаза, картина исчезнет, а музыка наоборот – раскроет свои краски. Но объединившись, музыка и живопись могут переносить нас не только во времени, но и пространстве.

Значит, в основе  музыки и живописи лежит передача чувств, в произведениях отражающих красоту окружающего мира.

(под колонами выкладываю первую ступеньку фундамента)

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

2 этап урока.

      Умение описать свои чувства, свойственны только человеку.

     Как называется человек описывающий природу  музыкой? (Композитор)

     - Описывающий природу красками? (Художник).

     - Словами? (Поэт, писатель).

    - Какое из этих понятий подходит ко всем трем?(Художник).

 (Художник слова, звука, образа).

(под колонами выкладываю вторую ступеньку фундамента)

ХУДОЖНИК

3 этап.

       Предлагаю вам познакомиться с художником звука Георгием  Васильевичем Свиридовым.

     У вас на столе лежат буклеты с биографией композитора. Найдите ответы:

  1. Дата жизни композитора.
  2. Где родился Георгий Свиридов?
  3. Где учился?
  4. На каком инструменте играл?
  5. Известные произведения.

 Вывожу ответы на презентацию.

       Свиридов является создателем интересного музыкального жанра «музыкальная иллюстрация». Его музыка отличается простотой и какой-то особенной наглядностью.

Аналогия между красками в живописи и тембрами в музыке – несомненна.

     

Собирают пазлы.

Зачитывают попеременно.

Делают вывод

Отвечают на вопросы:

Ищут информацию. Озвучивают ее.

Слушание

анализ

       Слушая музыку, обратите внимание на мелодию, проследите, сколько раз она звучит и как она изменяется

 Слушание “Весна. Осень” Г.В.Свиридова

Учитель. Сколько раз прозвучала основная мелодия? (2) 

- Как она изменялась? (мелодия не изменилась).

Вы правы, сама мелодия не изменялась, а изменилось настроение, лад.

- Какой лад звучал в начале произведения, какой в конце?

- Подберите к каждой части подходящий пейзаж Ивана Ивановича Шишкина, с творчеством которого вы уже знакомы. (Утро в сосновом бору).

- Почему вы выбрали именно этот пейзаж?

-  Можете ли придумать название музыкальному произведению, опираясь на зрительный образ.

……

   Георгий Васильевич Свиридов назвал свое произведение гениально просто. Первая часть ассоциируется со временем года, когда все оживает, это …, вторая часть – со временем года, когда все увядает. Значит, пришла …

2 слайд (Весна. Осень).

      Придумать название произведения без зрительного образа было достаточно сложно. Тем не менее,  при наложении этих двух искусств друг на друга образ природы раскрылся более ярко, красочно и эмоционально.

       Музыкальный пейзаж становится созвучным пейзажу живописному.

Просмотр видеоролика «Весна Осень»

Слушают музыку.

Отвечают на вопросы.

Подбирают картины.

Придумывают название.

Вывод.

Физ. минутка

      Соединение музыкального пейзажа и живописного рождает новые искусства: кино, мультипликация, театр.

Сейчас мы создадим свой театр.

- Мне нужно по одному человеку с каждой команды.

- Вы деревья! 

- Когда деревья с нами разговаривают? (Когда дует ветер).

- Как качаются ветви при весеннем ветерке? (Показывают).

- При осеннем урагане?(качаются сильнее).

- Мне нужен еще один смельчак!

- Ты туча! (Какую песенку знаешь про тучку?)

- Вот наш небосвод, и по нем плывет тучка.(тучка, пошла).

Тучка пошла, деревья качаются.

- Следующий доброволец кто?

- Ты солнце!!! (Весной солнце больше, тебя много, поднимай руки вверх, свети!) Осеннее солнце прячется за тучку, оно не греет и не светит! (завожу за тучу) Туча. Тебя много! Деревья  - не стоим, качаемся.

- Это фон, это пейзаж, это природа, не хватает действующих лиц.

- Нужно еще два человека!

- Вы – дети – мальчик и девочка! Вы гуляете, туда-сюда.

- Мы на уроке музыки – а звука нет!

- Все остальные ребята – мой оркестр! Я ваш дирижер!

(разделить на 4 группы)

1 группа – по моему сигналу – потираете ладони.

2 группа – щелкаете пальцами.

3 группа – легкие постукивания по груди пальцами рук.

4 группа – удары ладонями по коленкам.

Ну что ж, дождь начинается.

Подул легкий ветерок (дети потирают ладонь о ладонь),

Закапали первые капли дождя (щелчки пальцами).

Дождь забарабанил еще сильнее (по груди)

Дождь зашлепал по лужам (удары ладонями по коленям).

Затем все производится в обратном порядке и заканчивается словами: «Все стихло».

Видите, пейзаж можно не только нарисовать, не только озвучить музыкой, но и оживить с помощью театрального искусства.

- Как вы думаете, что лежит в основе всего? (Творчество)

Играют.

Отвечают  на вопрос.

Итог.

- И так,  у нас получились ступени. В основе лежит творчество, творит  художник, создавая произведения воспевающие красоту природы: в литературе, живописи,  музыке. И все это  - виды…

- Чего? ИСКУССТВА.

Вот и появился наш храм искусств, где музыка и живопись существуют в единстве, дополняя друг друга.

Оценивание работы детей.

- давайте подсчитаем количество баллов заработанные командами.

-И оказалось равное количество – победила дружба!

Исполнение песни «Дружба»

Спасибо за урок!

Исполняют песни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Послушай: музыка вокруг; Она во всем – самой природе, И для бесчисленных мелодий Она сама рождает звук. Ей служит ветер, плеск волны, раскаты грома, звук капели, птиц несмолкаемые трели Среди зеленой тишины. Вот почему-то иногда Почудится в концертном зале, Что нам о солнце рассказали, О том, как плещется вода. Как ветер шелестит листвой, Как, заскрипев, качнутся ели … А это арфы нам напели, Рояль и скрипка и гобой.

Слайд 2

Пейзаж в музыке и живописи.

Слайд 3

Тон Ритм Динамика Лад

Слайд 4

Георгий Свиридов Дата жизни композитора. 16 декабря 1915 – 6 января 1998 Где родился Г. Свиридов? Городок Фатеж (Курская губерния). Где учился? Окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции. На каких инструментах играл? Пианино, балалайка. Известные произведения? «Метель».

Слайд 5

мажор минор И.Шишкин «Лес весной» «Ранняя осень»

Слайд 7

Дружба. Землю обмотали тоненькие нити, Нити параллелей и зелёных рек. Совершите чудо, руку протяните, Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек. Совершите чудо, руку протяните, Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек. Обогрейте словом, обласкайте взглядом, От весёлой шутки тает даже снег. Это так чудесно, если с вами рядом Улыбнётся незнакомый хмурый человек. Это так чудесно, если с вами рядом Улыбнётся незнакомый хмурый человек. Мы не зря мечтали о волшебном чуде, Пусть планету кружит всемогущий век. Совершите чудо, пусть выходит в люди, Пусть выходит, пусть выходит в люди человек. Совершите чудо, пусть выходит в люди, Пусть выходит, пусть выходит в люди человек Музыка Евгения Птичкина Слова Михаила Пляцковского

Слайд 8

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"

Интегрированный урок  в 3 классе, с применением ИКТ....

Интегрированный урок преподавателей музыки и изобразительного искусства "Русский сарафан в музыке и живописи"

Разработка интегрированного урока учителей музыки и изобразительного искусства для 5 класса...

Интегрированный урок литературы и ИЗО "Пейзаж в поэзии и живописи начала XX века"

Конспект урока литературы и ИЗО для 6 класса. На уроке учащиеся знакомятся с творчеством И.А.Бунина, учатся анализировать стихотворения,  живописные пейзажи, проводят параллели между поэзией и жи...

План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".

Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...

"Пейзажи России в русской живописи"

Внеклассное мероприятие по искусству.  Напечатан уже на сайте http://www.prodlenka.org/Цель данного мероприятия: привить детям любовь к родине; развивать эстетический вкус.Речь пойдет о прир...

Интегрированный урок литературы и изо Тема: "Пейзаж в литературе и живописи" (на материале стихотворений С.Есенина)

Цель урока - определить роль пейзажа в художественном произведении, увлечь учащихся творческой природой искусства. Урок помогает учащимся осознать важность сохранить красоту окружающей природы, ребята...