Интегрированный урок литературы и ИЗО "Пейзаж в поэзии и живописи начала XX века"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Конспект урока литературы и ИЗО для 6 класса. На уроке учащиеся знакомятся с творчеством И.А.Бунина, учатся анализировать стихотворения, живописные пейзажи, проводят параллели между поэзией и живописью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_literatury_i_izo.docx | 921.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока литературы и ИЗО «Пейзаж в поэзии и живописи начала ХХ века»
для учащихся 6 класса
Выполнили:
Васильева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы;
Кузовкова Елена Всеволодовна, учитель ИЗО и технологии.
Цели урока:
- Воспитание нравственно-эстетического восприятия мира
- Знакомство с жанром лирического пейзажа;
- Учиться анализировать стихотворения
- Развитие ассоциативно-образного мышления, памяти, умения анализировать материал, навыков публичного выступления.
Задачи урока:
- Расширить знания о жанре пейзажа.
- Познакомить обучающихся с пейзажными стихотворениями И.А.Бунина и художников родного края;
- Способствовать развитию творческого воображения, эстетического вкуса, любви к природе;
- Укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, МХК).
Предполагаемые результаты:
- Подготовка и защита проекта «Иллюстрация к пейзажному стихотворению» по результатам и анализу папки с ответами(кейса).
Ход урока
Учитель литературы: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами попытаемся соединить два прекрасных учебных предмета – Изобразительное искусство и русскую литературу. На уроке мы с вами проведем параллели, найдем точки соприкосновения этих учебных предметов.
Учитель ИЗО: Мы постараемся использовать необычный метод анализа работы (сопоставим пейзажные стихотворения и картины русских художников-пейзажистов). Применив «кейсовый метод», каждая группа учащихся набирает количество правильных ответов в свою папку.
Учитель литературы: Наша задача на сегодняшний урок: сопоставить пейзажные стихотворения И.А.Бунина и весенние пейзажи русских художников. Посмотрите в окно, что происходит за окном нашего класса? Какое прекрасное время года наступает? Конечно же, это весна.
Учитель ИЗО: Рассмотрите картины, подобранные к сегодняшнему уроку и сделайте анализ при помощи карточек (1), опросника (2).
Карточка 1: Вычеркните карточки, не относящиеся к пейзажу.
цветы
человек
Картины к уроку:
4
3
2
1
8
7
6
5
- Какие картины называют пейзажем и почему?
9
10
8
7
Ответы детей.
- Назовите известных вам художников-пейзажистов:
- Саврасов 2. Моне 3. Куинджи
4. Жостовская роспись 5. Левитан.
(дети самостоятельно выбирают фамилии художников)
Педагог дает развернутое понятие о жанре пейзажа, делается акцент на работы художников, которые мы рассматриваем.
- Выберите картины (по номерам), которые можно отнести к жанру пейзаж?
-Выберите цвета, которые художники чаще использует в написание весенних пейзажей для передачи весеннего настроения?
1. голубой
2. синий
3. ярко красный
4. черный
5. коричневый
6. темно зеленый
7. свет зеленый
8.белый
Ответы детей.
Учитель литературы: Мы видим великолепные пейзажи художников, но в литературном произведении также используется пейзаж.
- Вспомните, в каких произведениях литературы мы встречали описание природы?
- Зачем автор может использовать пейзаж в литературном произведении?
Сейчас вам предстоит провести настоящее исследование. Сегодня вы впервые познакомитесь с русским поэтом, писателем Иваном Александровичем Буниным. Это человек удивительной судьбы, пронесший через всю свою жизнь любовь к России, к русской природе. Итак, начнем. Откройте учебники и прочитайте стихотворение Ивана Александровича Бунина «Бушует полая вода…».
Ученики читают стихотворение:
- Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.
Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
1892 год
- О чем стихотворение?
- Какие чувства вызвали у вас эти строчки?
- Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете стихотворение?
- Что вы представляете, читая стихотворения Бунина?
- Как в стихотворении отражается стремительность наступления весны, а затем неторопливость пробуждения природы?
- Как описывается весна от начала стихотворения к концу, от образов “дикой” природы к образам деревенского пейзажа?
- Какими звуками и запахами наполнен весенний воздух? С помощью каких частей речи автор передаёт эти ощущения?
- Как поэт выразил прозрачность, наполненность воздуха?
Учитель ИЗО:
- Давайте выберем картину, на которой художник наиболее ярко показал весенний воздух?
- Какая картина лучше показывает настроение первого стихотворения И.Бунина? Объясните, почему вы так считаете.
Учитель литературы: Прочитаем следующее стихотворение Ивана Бунина, подумайте, чем отличаются два стихотворения? (Эмоциональный фон стихотворения, возраст автора, строки длинее, почему?)
Ученики читают стихотворение:
Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут;
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.
Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы...
Все цветет и поет, молодые надежды тая...
О весенние зори и теплые майские росы!
О далекая юность моя!
1900 год
- Обратите внимание на то, сколько лет было автору во время написания первого стихотворения, сколько во время написания второго?
- Как вы думаете, изменилось ли мировосприятие Бунина за время, прошедшее между двумя стихотворениями?
- Найдите строки, с помощью которых автор передает свою радость в одном и в другом стихотворении.
Учитель ИЗО: Давайте выберем картину, которая может проиллюстрировать второе стихотворение. Объясните свой выбор.
Учитель литературы: Поговорим ещё об одном стихотворении Бунина «Первый соловей». Прочитайте его.
Первый соловей
Тает, сияет луна в облаках,
Яблоня в белых, кудрявых цветах.
Зыбь облаков и мелка, и нежна,
Возле луны голубая она.
В холоде голых, прозрачных аллей,
Пробует цокать, трещит соловей.
В доме, уж темном, в раскрытом окне,
Девочка косы плетет при луне.
Сладок и нов ей весенний рассказ,
Миру рассказанный тысячу раз.
1916 год
- Что вы можете сказать об этом стихотворении?
- Как вы думаете, кто видит весну в этом стихотворении?
Учитель ИЗО: Какие приемы использует художник, создавая пейзаж? Карточки.
Сочетание монохроматических
цветов
цветов
Яркое солнце
Пастельные краски
Эпитет
Олицетворение
Контрастные сочетания
Сравнение
Метафора
Учитель литературы: Теперь разберемся, чем может пользоваться поэт, изображая картины природы в стихотворении.
Карточки. (Эпитет, сравнение, олицетворение, метафора; вспомнить, что это?) Найдите в прочитанных стихотворениях художественные средства, использованные автором.
Заполните таблицу.
Выберите из стихотворений примеры сравнений, эпитетов, олицетворений, метафор.
Сравнение | Эпитет | Олицетворение | Метафора |
- Какое из стихотворений вам понравилось больше остальных, почему?
- Какое из стихотворений вы смогли бы иллюстрировать?
- В заключение нашего урока ученикам предстоит выполнить последнее задание: написать синквейн о весне.
Синквейны учеников:
«Весна!
Яркая и красочная.
Приходит, цветет, уходит.
Весна, весна, и все ей радо!
Чудесное время года!»
**** ****
«Весна!
Чарующая, яркая.
Тает, шумит, расцветает.
Здорово наблюдать за цветением весны!
Чудесная весна!»
«Весна!
Искрящаяся, радующая!
Волнует, радует, очаровывает.
Все ждут тебя!
Сказка!»
«Весна!
Ранняя, поздняя!
Шумит, разливается, блещет.
Нам очень нравится весна!
Сияние!»
Выводы:
- Чему научились на сегодняшнем уроке?
-Что нового узнали?
Рефлексия: выберите значок, которым вы можете оценить урок и свою работу на уроке (желтое солнышко – отлично, белое солнышко – хорошо, тучка – удовлетворительно).
Домашнее задание: защита проектов «Иллюстрация к пейзажному стихотворению»
- Ребята, вашим домашним заданием будет проиллюстрировать стихотворение И.А.Бунина. А следующий урок вам будет предоставлен для рассказа о ваших работах.
Учителями предложена последовательность оформления проектов.
№ | Содержание проекта | Источник информации |
1. | Тема: | |
2. | Задачи: | |
3. | Форма: презентация, доклад, синквейн | |
4. | Анализ материалов кейсовой папки, собранной на уроке | |
5. | Представление работы. |
Дети представляют работы и читают выбранные стихотворения.
Выполнили:
Васильева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы;
Кузовкова Елена Всеволодовна, учитель ИЗО и технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме «Поэзия конца XIX - начала XX века».
Тест по теме "Поэзия конца XIX - начала XX века" соответствует программе Т. Ф. Курдюмовой для 11 класса и состоит из 26 заданий. Этот тест может быть использован в кач...
Интегрированный урок литературы и изо Тема: "Пейзаж в литературе и живописи" (на материале стихотворений С.Есенина)
Цель урока - определить роль пейзажа в художественном произведении, увлечь учащихся творческой природой искусства. Урок помогает учащимся осознать важность сохранить красоту окружающей природы, ребята...
"Поэзия конца XIX - начала XX века"
Тест по литературе на тему "Поэзия конца XIX - начала XX века" (11 класс) соответствует программе по литературе Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева для 5-11 классов общеобразовательной школы, допуще...
Интегрированный урок-экскурсия "Один день из жизни Невского проспекта начала 19 века", 6 класс
Урок-экскурсия,который проводиться в начале учебного года как урок-повторение курса математики и французского языка 5 класса....
Интегрированный урок (литература + география) Африка в поэзии Гумилёва.
Мастерские восстановления знаний. По-другому, это мастерские повторения и обобщения знаний.,Цели урока:Вспомнить (обобщить) из курса 7класса знания географических объектов Африки;Пок...
- Мне нравится (1)