Сценарии уроков с пояснительной запиской
план-конспект урока по музыке по теме
Вниманию пользователей представлены два сценария уроков музыки, предваряемых пояснительной запиской автора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenarii_urokov_s_poyanitelnoy_zapiskoy.doc | 61.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Всем нам довелось жить и работать в период смены исторических эпох. Сегодня уже ушла в прошлое индустриальная эпоха и на смену ей приходит информационная. Изменяются не только государственные и политические институты, но само сознание человека, а вместе с ним и шкала духовно – нравственных ценностей.Так или иначе жизнь Духа вытесняется на обочину нашей действительности, рационализм иссушает души, а такие понятия, как СОВЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО и ЧЕСТЬ все больше воспринимаются некими атавизмами, затрудняющими путь к успеху. Жизнь в эпоху перемен всегда была нелегка, но залогом преодоления ситуации во все времена являлось духовное, нравственное начало каждого индивидуума, народа и человечества в целом. Времена менялись, однако неизменными оставались основополага-
ющие, базовые ценности человека: ЛЮБОВЬ, ВЕРА и, конечно же, НАДЕЖ-
ДА. Даже в катастрофически нестабильном ХХ-м веке они устояли, явив миру вершины духовного сопротивления силам тьмы, сохраняя страны и народы от порабощения и уничтожения…
Частью, и весьма значительной, духовно-нравственного наследия челове –
чества, безусловно, является искусство, как религиозное, так и светское. Именно оно обеспечивает связь сотен поколений, именно оно является сокровищницей национальных культур, неисчерпаемым источником КРАСОТЫ. Красоты, как выражения вселенской гармонии; красоты Замысла Творца.
К величайшему сожалению в последние 15-20 лет настоящее искусство становится достоянием узкого круга профессионалов. Для широких масс остается лишь так называемое «массовое искусство» - суррогат, призванный занять и развлечь; не просвещающий, но скорее развращающий. Результатом такой подмены на сегодняшний день является своеобразное «фоновое» восприятие искусства, литературы, да и самой жизни вообще.Степень выхода из «фонового» режима обуславливается в основном уровнем развлекательно-
сти. Такое положение сложилось не вчера и педагоги, занимающиеся искусством, в первую очередь забили тревогу…
Всплеск новаторских методов в педагогике восьмидесятых и был ответом на вызов Времени. На сегодняшний день основным принципом педагогики искусства становится такая организация учебного процесса, при которой ребенок становится сотворцом, познавая законы искусства изнутри, совершенствуясь, как Личность, как, прежде всего, духовное существо.
Фундамент такого подхода к педагогике искусства был заложен еще в эпоху СССР. В области музыки это, прежде всего, программа для общеобразова-
тельных школ Д.Б.Кабалевского. Выдающийся музыкант и педагог создал УНИВЕРСАЛЬНУЮ систему вхождения любого ребенка в мир музыки и вообще искусства. За годы, прошедшие с момента внедрения программы в школах, она не только не потеряла своей актуальности, но и стала совершенней, доказав свою жизнеспособность в условиях конкуренции с более поздними программами Ю.Алиева и Т.И.Науменко-В.В.Алеева.
В основу сценариев уроков музыки, приводимых ниже, положена не только программа Д.Кабалевского, но и работы Л.П.Масловой (г.Новоси –
бирск), в частности ее книга «Педагогика искусства». По сути Л.П.Маслова продолжила работу, начатую Кабалевским, разработав непосредственно саму технологию преподавания предметов искусства, стержневыми позициями которой стали: - Нахождение контрастов или сопоставлений в художествен-
ном произведении.
- Интонационное прочувствование языка произведения.
- Развеществление символики, улавливание авторских интонаций.
- Отделение интонации автора от интонации образов.
- Выработка собственного отношения, суждения на основе чувств
и возникших мыслей, на основе «внутреннего спора» с автором.
Данная технология помогает направить учеников на «встречное движение» с автором, а значит, и преодолеть «фоновый режим» восприятия искусства.
Приведенные ниже сценарии уроков, учитывают главные принципы педагогики искусства и являются авторским развитием программы Д.Б.Кабалевского,адаптированной к сегодняшней ситуации в педагогике и определенным тенденциям развития нашего общества.
Уроки для 5-го класса представляют собой интерпретацию уроков Д.Кабалевского.
Урок для 6-го класса – авторская разработка на основе принципов, заложенных в трудах Д.Кабалевского и Л.Масловой.
Духовно-нравственной основой нового взгляда на учебный материал стали идеи возрождения нашей великой многонациональной России, вдумчивое осмысление истории и, безусловно, попытки наполнить учебный процесс духом подлинного патриотизма, чувством непоказной любви к Родине и отечественной культуре.
Надеюсь, что мой труд не является «педагогической графоманией», но может быть полезным учителям, преподающим учебные дисциплины, связанные с искусством.
СЦЕНАРИЙ УРОКА МУЗЫКИ В 5-м КЛАССЕ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ТЕМА: Народ и культура. Музыкальная культура-сокровищница национального самосознания.
ЦЕЛЬ УРОКА: Осознание детьми силы воздействия музыки на человека и общество.
ЗАДАЧА: Знакомство с понятием «национальная культура».
* * *
После организационного момента учитель обращается к детям со следующими словами:
- Друзья мои, сегодня мы на уроке услышим песню. Она прозвучит на незнакомом для вас языке, но, помня о том, что «в песне душа народа», попытайтесь определить, где может жить народ, создавший такую песню. Попытайтесь понять какая природа, какие условия жизни формировали души людей, поющих так о своей Родине…
Звучит песня М.Теодоракиса «На побережье тайном». Дети анализиру-
ют, услышанную музыку и делают свои предположения. Как правило, класс приходит к выводу, что песню создал народ, живущий у теплого моря. «В этой песне много солнца, слышится дыхание моря»- говорят учащиеся.
Учитель: - Совершенно верно! Эта песня родилась в Греции – стране, ставшей колыбелью европейской культуры. Что вы знаете об этой стране?
Дети: - Грецию называли Элладой. Там впервые были проведены Олимпийские игры. Эллины смогли создать прекрасное искусство-архитектуру, скульптуру, музыку…
Учитель:- Вы абсолютно правы, но вас, наверное, удивит название, которое композитор Микис Теодоракис дал своей песне – «На побережье тайном». И вы еще больше удивитесь, когда узнаете, что автора за эту песню бросили в тюрьму.
Дети: - ???
Учитель: - Когда в середине ХХ века в Греции произошел фашистский переворот, песни М. Теодоракиса были объявлены «вне закона», потому что фашизм стремится лишить народы исторической и культурной памяти. «Иванами, не помнящими родства» легче управлять, таким людям очень просто внушить самые бредовые мысли и идеи. Вспомните – Гитлер в Германии устраивал показательные сожжения книг великих писателей этой страны. Так чем же « провинилась» песня «На побережье тайном»?
Дети: - Она, наверное, напоминала грекам об их свободной родине, об их культуре…
Учитель: - Конечно! Песни Микиса Теодоракиса наполнены народной музыкой, ее интонациями (в этом месте урока я могу рассказать детям о греческом танце «сиртаки»). И вот люди вынуждены были петь эти песни тайно от угнетателей, петь и тем самым сохранять, как драгоценность, свою национальную культуру, свое неповторимое «лицо». В красоте и очаровании этой песни – красота и очарование самой Греции. Музыка и песни М.Теодоракиса помогли народу Греции победить фашизм.
Ребята, а сегодня, в наше время фашизм существует?
Дети: - Нет, мы его победили!
- Существует! Это терроризм.
Учитель: - Да, фашизм существует. Он стал хитрее и изворотливее. Это он толкает людей разного вероисповедания (религии) в пучину войн и террора. Это фашизм пытается вытеснить нашу исконную культуру «ширпотребом» масскультуры. Современные фашисты стараются исказить историю, внушают целым народам чувство неполноценности. Учебники истории из фонда Сороса, где искажается история Великой Отечественной войны, это настоящий фашизм; навязывание нам культа наркотиков и безудержного, бездумного потребления тоже настоящий фашизм. Вы, я думаю, сами можете продолжить перечисление проявлений фашизма в наше время…
Я хочу, чтобы вы прослушали еще одну песню М.Теодоракиса. Она называется «Я – фронт». (Звучит песня)
Друзья мои, какая главная интонация этой песни?
Дети: - Призыв к борьбе.
Учитель: - Да, а почему такое необычное название: « Я – фронт»?
Дети: - Потому что сегодня завоевывают наши души.
- Теперь каждый борется с фашизмом в себе…
Учитель: - Вы все правильно поняли! В наше время линия фронта борьбы с фашизмом проходит в наших душах, в наших сердцах…
Сохраняя свою историю, свою литературу, свое кино, свои песни, свою культуру вообще, мы противостоим современным фашистам. На уроках музыки нам в противостоянии помогут замечательные песни. Послушайте одну из них…
(Исполняется и разучивается песня Э.Колмановского «Журавленок»)
Учитель: - Ребята, а почему я предложил вам для разучивания именно эту песню, ведь она не призывает к борьбе?
Дети: - Эта песня учит любить свою Родину!
- Она говорит о том, что родное делает нас людьми!
Учитель: - Да, человек без Родины, без родной культуры, как птица без крыльев – «не настоящий журавль», его душа никогда не ощутит полета. Друзья, в вашем классе учатся дети разных национальностей. В нашей школе работают учителями русские и украинцы, белорусы и татары, башкиры и азербайджанцы. Всех нас объединяет культура нашей страны, любовь к России и, конечно же, любовь каждого к своему народу.
Я хочу убедиться, что вы настоящие люди, настоящие сыны и дочери своих народов. К следующему уроку, пожалуйста, вспомните хотя бы один куплет народной песни на родном языке. Вспомните и исполните! Если кто-то будет испытывать затруднения – смело обращайтесь за помощью к родителям, дедушкам и бабушкам.
Урок окончен. До свидания!
Примечание: В сценарии дано общее направление течения урока. Обычно занятие носит дискуссионный характер. Мне приходится слышать самые разные мнения – от выдержан-
но толерантных до крайне радикальных. Равнодушным тема урока не оставляет никого!
СЦЕНАРИЙ УРОКА МУЗЫКИ В 5-м КЛАССЕ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
ТЕМА: Искусство тоталитаризма – спрятанная правда.
ЦЕЛЬ: Осознание детьми силы воздействия музыки и искусства вообще на человека и общество.
ЗАДАЧА: Показать детям, как искусство отражает правду жизни (порой очень нелицеприятно).
* * *
Проведя организационный момент, учитель предлагает детям внимательно «прочесть» картину Б.Кустодиева «Большевик», репродукция которой расположена на доске. Ученики стараются расшифровать символику этого полотна.
ДЕТИ: - Большевик, потому что он большой!
- Он не просто большой – он идет по людям…
- Большевик стал над Верой. На картине он выше храма…
УЧИТЕЛЬ: -Вы очень многое заметили – молодцы! Скажите мне, как можно понять эту картину: это восхваление большевиков или попытка осмыслить суть исторического и социального явления большевизма?
ДЕТИ: - Большевик – значит большой!
- Нет, это лицо революции. Посмотрите, для него люди – букашки…
УЧИТЕЛЬ: - Вот видите, ваши мнения разделились, а ещё совсем недавно было принято воспринимать этот образ, как безусловную похвалу большевизму…
Хочу обратить ваше внимание ещё на одну деталь картины – взгляд «большевика». Что можно в нём прочесть?
ДЕТИ: - Он смотрит куда-то в даль…
- Взгляд какой-то неживой, как у зомби!
УЧИТЕЛЬ: - Да, это взгляд фанатика! Он уже видит «светлое будущее» и по этому не замечает людей и попирает Веру…
Как вы думаете, почему наш сегодняшний урок музыки я начал с обсуждения этой картины?
ДЕТИ: - Мы будем слушать музыку революции?
УЧИТЕЛЬ: - Скорее музыку о революции. Музыка, как и живопись, может очень многое сказать о Времени и людях. Сказать правду, которую лишь необходимо понять, внимательно всматриваясь или вслушиваясь…
Сегодня мы будем слушать музыку Сергея Прокофьева. Музыку, в которой он попытался осмыслить Октябрьскую революцию спустя двадцать лет. Кто из вас помнит, в каком году произошла Октябрьская революция?
ДЕТИ: - В 1917 году.
УЧИТЕЛЬ: - Верно. Прибавьте теперь к этой дате двадцать лет…
ДЕТИ: - Получается 1937 год.
УЧИТЕЛЬ: - А чем печально известен этот год? Какое место в истории Рос-
сии он занимает?
ДЕТИ: - Это год политических репрессий. (Здесь возможны разные ответы.
Порой дети не знают новейшей истории страны, а иногда очередной
телевизионный сериал помогает ученикам иметь нужную информацию.)
УЧИТЕЛЬ: - Действительно – тридцатые годы это время жестокое и страш-
ное. Исчезали люди. Некоторые потом объявлялись в лагерях, а
иные пропадали бесследно в братских могилах, местоположе-
ние которых до сих пор неизвестно…
Как вы думаете, ребята, можно ли было в тридцать седьмом ска-
зать правду об этом времени и вообще о революции?
ДЕТИ: - Это было опасно. Могли «посадить» или расстрелять…
УЧИТЕЛЬ: - Вы абсолютно правы! Художник, композитор, поэт – все они,
прежде всего, люди. Они, безусловно, хотят жить…
А вот искусство сильнее страха смерти. В нём, порой помимо во-
ли автора, проявляется Правда. Давайте послушаем музыку Про-
кофьева…
(Звучит первая часть кантаты «ХХ лет Октября» - «Мы идём тесной кучкой».)
УЧИТЕЛЬ: - Ребята, как вы думаете, в этой музыке какие чувства преобладают?
ДЕТИ: - Чувство страха. Какого-то ужаса…
УЧИТЕЛЬ: - А интонации этого фрагмента кантаты Сергея Прокофьева ничего не напомнили?
ДЕТИ: - Что-то знакомое было, но мы не поняли, что…
УЧИТЕЛЬ: - Попробую вам это напомнить…
Учитель играет на фортепиано начальные фразы номера кантаты С.Прокофьва «ХХ лет Октября» «Мы идём тесной кучкой» и части сюиты Э.Грига «Пер Гюнт» «В пещере горного короля»…
ДЕТИ: - Точно! Очень похоже!
УЧИТЕЛЬ: - Давайте прослушаем всё произведение…
Звучит фрагмент сюиты Э.Грига «Пэр Гюнт» «В пещере горного короля».
УЧИТЕЛЬ: - Что же, мы ещё раз убедились, что основные интонации обоих произведений практически совпадают. А случайно ли это совпадение интонаций и приёмов развития?
ДЕТИ: - Не случайно?
УЧИТЕЛЬ: - Подумайте, кантата создавалась, как некое прославление Октябрьской социалистической революции. А получилось, что революция у Прокофьева – это страшный перелом устоявшейся жизни…
ДЕТИ: - Так он свои чувства передал через музыку…
УЧИТЕЛЬ: - Совершенно верно! Композитор сказал Правду, как и художник Кустодиев. В этом великая сила искусства - нести людям Правду. Вот только, не все эту правду могут разлядеть и услышать…
ДЕТИ: - А мы теперь умеем видеть и слышать!
УЧИТЕЛЬ: - Учитесь видеть и слышать, а значит, и сами можете говорить языком искусства Правду. Пусть же Правда всегда будет главным критерием ваших поступков…
На этом урок окончен. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Healthy living guide.Пояснительная записка. Конспект урока.Тесты по теме урока
1.Презентация «HealthyLivingGuide» («Путеводитель по здоровому образу жизни») составлен по основам УМК для 9 класса, автор Кузовлев В.П, Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др. – М.,Просвещение . Матер...
Пояснительная записка к плану-конспекту урока
Плавание как раздел базовой части программы школьного воспитания....
Пояснительная записка и тематическое планирование уроков химии в 9 кл по программе О.С.Габриеляна
В пояснительной записке отражены требования к уровню подготовки учащихся - личностные,метапредметные, предметные. Перед каждой темой указаны ключевые компетенции, которые нужно сформироват...
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Технологическая карта урока. Пояснительная записка к уроку "Тема одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова"
Технологическая карта к уроку и пояснительная записка....
Пояснительная записка к уроку на конкурс "Мой лучший урок"
Пояснительная записка к уроку на конкурс "Мой лучший урок"...
Комментарии
Отлично!
Спасибо. Очень актуальные темы. В целом разработки очень хорошие, только вот по возрасту ли? Сужу по своим детям, на мой взгляд это темы 6-7 класса.
Не рановато ли?
Благодарю за комментарий. В своё время программа Д.Кабюалевского была расчитана на изучение с 1-го по 7-й класс включительно. Сегодня с 1-го по 8-й. Все пособия рекомендуют попросту растянуть программу. Но, если следовать Кабалевскому, то это, как раз, темы именно этих классов. Ничего, справляются, если, разумеется, не сидеть в первом классе на "сказкек в музыки" и т.п., а выяснять закономерности жанровости, характера и т.д. В 7-м классе я отступаю от Кабалевского и даю темы из учебника - "Из чего сделана музыка", говорю о стиле. В 8-м (уже в рамках предмета "Искусство") возвращаюсь к Кабалевскому, так как там в материал вставил Рыбникова, Уэббера, да и 9-я симфония Шостаковича в том же 7-м классе вряд ли будет осилена. Думаю, что со школьным инфантилизмом надо бороться, иначе настоящее проблемное искусство вообще пройдёт мимо детей.
ответ
Совершенно с вами согласна! Начальная школа у меня по Кабалевскому в основном, 5й класс в Алеев, Науменко,а вот в 6м начинается творчество. Начинаю со старинной музыки, потом барроко, рококо, классицизм и всё это вперемежку с силой музыки в различных произведениях. Осиливают, ещё как!!! 8й класс тоже, что и у Вас. И Рыбников и Уэббер + арт-рок, рок, и многие разновидности музыки 20 века...Что ж, удачи, коллега!!!
Благодарю!
Благодарю!