"Слово и музыка" Урок музыки в 5 классе.
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему
Урок разработан с применением следующих технологий: технология деятельностного метода, социоигровые технологии, проектные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovo_i_muzyka.doc | 52.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
5 класс.
Урок разработан с применением следующих технологий:
- технология деятельностного метода
- социоигровые технологии
- проектные технологии
- ИКТ
Тема полугодия: «Музыка и литература»
Тема четверти: «Слово и музыка».
Тема урока: «Нужна ли стихам музыка?»
Цель урока: В процессе решения проблемы «Нужна ли стихам музыка» привести детей к пониманию взаимосвязи стихотворного и музыкального текстов в хоровом произведении.
Задачи:
- На примере произведения Г. Свиридова показать, что музыка делает стихи более зримыми и эмоционально насыщенными, а литературный текст, в свою очередь, определяет жанр, форму, развитие музыки.
- Добиться осмысленности и интонационной выразительности в работе над динамикой и звуковедением в песне М.Таривердиева «Маленький принц».
- Создать атмосферу коллективного творческого сотрудничества.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
Музыкальный центр, синтезатор, диск с записью музыкальных произведений, текст стихотворения С.Есенина «Поет зима, аукает», проектор, экран, компьютер, презентация к уроку.
№ | Название раздела урока | Изучаемый материал | задача | Вид деятельности | время |
1. | Организационный момент. Распевание. | Вокально-хоровые упражнения | Настроить учащихся на восприятие музыкальных интонаций. | пение | 3 |
2. | Вводная беседа. | В.Моцарт. Симфония №40, 1 часть | Активизация знаний учащихся | Слушание музыки, диалог с учащимися. | 5 |
3. | Тема урока. Слайд 1,2 | Постановка задачи. | Высказывание первоначальных предположений по теме урока. | Диалог с учащимися, запись на доске. | 2 |
4. | Анализ стихотворного текста. Слайд 3 | С.Есенин. «Поет зима, аукает» | Определить образный ряд стихотворения,. | Работа в малых группах | 5 |
5. | Составление плана музыкального развития. | С.Есенин. «Поет зима, аукает» | Попытаться воплотить образы стихотворения в музыке. | Работа малыми группами. | 10 |
6. | Слушание музыки. Слайд 4, 5 | Г. Свиридов. «Поет зима, аукает» | Сравнить авторскую версию со своим предположением. | Слушание, Высказывания учащихся. | 5 |
7. | Исполнение музыки Слайд 6 | М.Таривердиев. Маленький принц | Добиться осмысленности и интонационной выразительности в исполнении. | пение | 10 |
8. | Итог урока. Слайд 7,8 | Придти к пониманию взаимосвязи стихотворного и музыкального текстов в хоровом произведении. | Придти к решению проблемы урока «Нужна ли стихам музыка». | Беседа с учащимися. | 5 |
Ход урока:
1. Организационный момент.
Вокально-хоровые упражнения.
- Звучит музыка: В.А.Моцарт. Симфония №40,1ч. Г.п.
- Вы узнали музыку?
Ну, конечно, это нестареющий Моцарт.
- Вспомните, как звучит тема четверти?
«Слово и музыка», но в этой музыке нет слов. Почему же она звучит сегодня?
Вспомните, какие аспекты связи стихов и музыки мы уже обнаружили?
- рифма – повторность окончания;
- фразировка;
- ритмичность;
- интонационная природа.
- Вспомните, кто из композиторов сумел наиболее приблизить музыку и слово? (М.Мусоргский)
- Мы сегодня продолжаем разбирать различные стороны связи музыки и слова и решаем такую проблему: «Нужна ли стихам музыка?»
- Какие предположения можете высказать по этому поводу?
(Высказывания учащихся кратко записываем на доске)
- (Класс делится на группы, дети выбирают название команды).
Сейчас вы получите текст и чистый лист, разделенный на две части.
1задание: Внимательно прочитайте стихотворение. Попытайтесь представить себе зрительные образы, как кинорежиссеры. Делайте записи на одной стороне листа. Подсказка: разделите текст на части, как режиссеры делят сценарий на отдельные кадры.
2задание: Выполняем на другой половине листа. Теперь представим себя в роли композиторов и составим план музыкального развития: какой могла бы быть музыка? Определите построение каждой части, характер музыки, средства музыкальной выразительности.
3задание: Есть ли здесь такие места, где можно вставить оркестровый эпизод, чтобы усилить значимость данного фрагмента?
(Обсуждается и выполняется устно)
Сейчас мы услышим воплощение этих стихов композитором Георгием Свиридовым.
- Слушаем музыку Г.Свиридова. «Поет зима, аукает».
Теперь сравните свои записи с тем, что вы услышали.
(Высказывания учащихся)
- насколько оправдались ваши ожидания?
- восприятие стихов после прослушивания изменилось или осталось прежним?
- музыка помогает «увидеть» стихи?
- зачем стихам музыка?
- Исполнение песни М.Таривердиева «Маленький принц».
- в конце куплета в стихах есть точка?
- а в музыке? Почему?
- смысл от недосказанности меняется?
- зачем этим стихам музыка?
- Возвращаемся к проблеме урока.
- Нужна ли стихам музыка?
Обращаемся к записям на доске. Смотрим, что предположили в начале урока, убираем лишнее. Дописываем, чего не хватает. Делаем выводы.
Конец урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ дороги, выраженный в слове и в музыке (по поэме Гоголя Мертвые души")
На уроке звучит текст поэмы и музыка современных композиторов Р.Щедрина и А. Шнитке. Сотрудничество двух видов искусств помогает глубже проникнуть в тайну слова и постичь глубину музыки, создает необх...
“У каждого из слов душа своя...” (Музыка души и “удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”, созданный Е.Носовым.)
Во вступительной статье к одному из своих сборников издательства «Детская литература» Е.Носов пишет о том, что в мальчишках и девчонках он больше всего ценит любознательность, “иными словами – любовь ...
Список музыкального материала для презентации по музыки 5 класс по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Список музыкальных композиций разбитый по номерам слайдов, необходим для полного представления презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"....
Презентация к песне "Город детства" слова Роберта Рождественского, музыка Фрэнка Миллера.
Презентация содержит краткие сведения о популярном советском поэте Роберте Ивановиче Рождественском, историю создания песни, текст, фотографии города Ступино....
«Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому.» (Дмитрий Сергеевич Лихачев «Письма о добром и прекрасном»)
Выступление на РМО учителей русского языка и литературы...
Технологическая карта урока музыки 4 класс «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»
Технологическая карта урока музыки 4 класс, УМК: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская...
Образ дороги в слове и в музыке
Интегрированный урок литературы и музыки по поэме Гоголя «Мертвые души»....