рабочая программа по музыке 1-2 класс
рабочая программа по музыке по теме
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Л.В.Школяр, В.О.Усачева (УМК "Школа 2100")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_1_-_2_klass_osnovnaya.docx | 36.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Искусство ( Музыка)
Рабочая программа для 1 - 2 классов
I. Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по Музыке составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Л.В.Школяр, В.О.Усачева ( УМК «Школа 2100»);
Программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Общая характеристика предмета
Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.
Целью уроков музыки является воспитание у обучающихся музыкальной культуры, как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Задача предмета – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.
Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:
- общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
- задачам образования – развитию способностей к художественно- образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.
Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо прежде всего научить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Вот почему в качестве ведущей для музыкального развития учащихся выступает тема «Искусство слышать» и её конкретизация – главная тема 1-го класса, получающая продолжение во всех последующих классах, «Как можно услышать музыку». Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.
Раздел «Внутренняя музыка» специально предназначен для сосредоточения школьников на процессуальности своего духовного мира: вслушиваясь в колыбельные песни (1-й класс как начало познания музыки и жизни), в возвышенный мелодический язык народных и композиторских инструментальных и вокальных произведений (2-й класс), в интонации патриотических песен (3-й и 4-й классы), школьники соотносят возникающие эмоции со своими собственными, задумываются о воздействии музыки на человека.
2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они
- музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;
- учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально-смысловые соответствия.
Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.
Пониманию единства мысли, речи, характера человека служат представленные в «Галерее» – музыкальной, литературной, художественной – портреты русских людей, созданные художниками-передвижниками, звучащие в музыке, возникающие на страницах биографий и различных литературно-поэтических произведений.
3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.
Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.
Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игр на детских музыкальных инструментах.
4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным разделом – «Слушание музыки», а становится ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Слушательская культура – это умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней; это знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие опорой восприятия) – композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Эти содержательные линии формирования восприятия школьников и их интереса к музыкальному искусству преемственно и последовательно из класса в класс прослеживаются в содержании предмета. Методическим «ключом» к пониманию содержания музыки является проблема соотношения художественного и обыденного. Через практические задания («Лаборатория музыки») школьники, наряду с другими проблемами, самостоятельно исследуют музыку, выявляя, как обыденное становится в искусстве художественным.
5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, былина) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.
Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её.
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности..
Программа по музыке строится на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей.
II. Особенности содержания программы и тематическое планирование
В этом варианте программы органично соединены программы 1–3-го классов трёхлетней начальной школы и программа для 1-го класса четырёхлетней начальной школы. Обе разработаны под руководством Д.Б. Кабалевского.
Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.
Главная и единственная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе – «Как можно услышать музыку». Она рассматривается в каждой четверти под различным углом зрения. В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки, и поэтому она представлена боле подробно – 8-ю тематическими блоками, а не почетвертными темами.
Тематика 2–4-го классов организована по четвертям.
.III. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом в 1 классе на предмет «Музыка» отводится 1 час в неделю (общий объем – 34 часа), во 2 классе – 1 час в неделю (общий объем – 35 часов)
IV. Основное содержание ( 69 часов)
1 класс
Истоки возникновения музыки(8 часов),Содержание и формы бытования музыки(18 часов), Язык музыки(7 часов), резервный урок (1 час)
2 класс
Три кита в музыке (9 часов), О чем говорит музыка (7 часов), Куда ведут три кита ( 10 часов) Что такое музыкальная речь( 8 часов), Резервный урок (1 час)
Программа опирается на следующие принципы:
- преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
- возвышение ребенка до понимания философско-эстетической сущности искусства;
- деятельностное освоение искусства;
- моделирование художественно-творческого процесса
- Формы организации урока:
совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей.
Виды занятий: урок, виртуальная экскурсия.
В результате изучения предмета обучающиеся должны знать/понимать:
- слова и мелодию Гимна России;
- смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
- названия изученных жанров и форм музыки;
- названия изученных произведений и их авторов;
- наиболее популярные в России музыкальные инструменты.
должны уметь:
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении;
- исполнять несколько народных и композиторских песен
- участвовать в коллективном пении.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ.
1 КЛАСС
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ-33, В НЕДЕЛЮ-1ЧАС
составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Л.В.Школяр, В.О.Усачева ( УМК «Школа 2100»);
№п/п | Дата | Тема. Проблема. 1-я Четверть. «Как можно услышать музыку?» | Кол-во часов. | Цель урока |
1 | «Что значит слышать музыку?» | 1 | Знать истоки музыкального искусства | |
2 | Колыбельная песня. Колыбельность-начало познания музыки и жизни. | 1 | Введение музыкальных интонаций из речевой праосновы | |
3 | Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык. | 1 | Музыкант, творец, без которого музыка существовать не может | |
4 | Музыкальный язык-озвучивание народных загадок, закличек. | 1 | Знать истоки возникновения песни | |
5 | В мире сказочных мелодий русских композиторов | 1 | Уметь выявлять жанровое начало(песня, танец, марш) | |
6 | Играем в сказку | 1 | ||
7 | Идем в поход | 1 | Уметь различать характер музыки | |
8 | Музыкальные краски осени | 1 | Уметь импровизировать | |
2-я четверть.»Как можно услышать музыку?» | ||||
1 | Звучащий образ Родины | 1 | Находить интонации | |
2 | Былина, как художественное явление | 1 | Уметь озвучивать ситуации в рамках творческих заданий | |
3 | «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» | 1 | Становление марша | |
4 | Детская жизнь, отраженная композиторами в своих произведениях | 1 | Уметь определять характер героев, их настроение | |
5 | Поход в музыкальный зоопарк | 1 | ||
6 | И Шелест к Шороху спешит(бумажная симфония. | 1 | Знать, что такое «музыкальное содержание» | |
7 | Зимняя сказка | 1 | Познакомить с музыкой о зимнем времени года | |
8 | Всех нас в гости позовет новогодний хоровод | 1 | С помощью движений уметь передавать настроение в музыке | |
3-я четверть. Как можно услышать музыку? | ||||
1 | Что может музыка? | 1 | Многообразие отражение мира в многообразии жизни | |
2 | Зима в музыке | 1 | Знать народные обычаи | |
3 | Музыка в движении | 1 | ||
4 | Где живут ноты | 1 | Знать ноты, темп, динамику | |
5 | Музыка передает характер сказочных героев | 1 | Узнавать народные инструменты | |
6 | Музы не молчали | 1 | ||
7 | Русские образы-Масленица | 1 | ||
8 | Природа просыпатся. Весна в музыке | 1 | Навыки вокальной деятельности | |
9 | Музыка и стихи о маме | 1 | ||
10 | Мелодии и краски пробуждающей природы в жизни человека | 1 | Умение петь и слушать музыку | |
4-я четверть. «Как можно услышать музыку.» | ||||
1 | В детском музыкальном театре | 1 | Стремление участвовать в музыкальных спектаклях | |
2 | В детском музыкальном театре | 1 | ||
3 | Легко ли стать музыкальным исполнителем? | 1 | Знать, что такое музыкальный театр(артисты, дирижер, оркестр) | |
4 | Русские народные инструменты | 1 | Знать, что такое опера, балет, хор. | |
5 | На концерте | 1 | Концерт, исполнитель. | |
6 | Музыкальная прогулка по выставке | 1 | Главный критерий-артистизм | |
7 | Легко ли стать музыкантом | 1 | Знакомство с профессией музыканта | |
8 | Резервный урок | 1 | Обобщение изученного материала |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ.
2 КЛАСС
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ-35, В НЕДЕЛЮ-1ЧАС.
составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Л.В.Школяр, В.О.Усачева ( УМК «Школа 2100»);
1-я четверть. Три кита в музыке | ||||
.№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Цель урока |
1 | Три «кита» в музыке | 1 | Знакомство с основными жанрами. | |
2 | Знакомство с жанром «Марш» | 1 | Познакомить с жанром марш | |
3 | Марш | 1 | Расширить и углубить знания | |
4 | Танец | 1 | Познакомить с жанром танец | |
5 | Танец | 1 | Отличие танца от других жанров | |
6 | Танец | 1 | Хоровод. Народный фольклор. | |
7 | Песня | 1 | Знакомство с жанром песня | |
8 | Песня | 1 | Научить детей начинать и заканчивать песню | |
2-я четверть. «О чем говорит музыка?». | ||||
1 | О чем говорит музыка | 1 | Научить определять настроение и характер музыки | |
2 | Что выражает музыка | 1 | Научить слушать и понимать настроение музыки | |
3 | О чем говорит музыка | 1 | Научить слушать, как музыка выражает характер человека | |
4 | О чем говорит музыка | 1 | Закрепление темы | |
5 | Изобразительность в музыке | 1 | Научить слушать и понимать музыку | |
6 | Изобразительность в музыке | 1 | Продолжить изучение темы | |
7 | Изобразительность в музыке | 1 | Закрепление темы | |
8 | Урок-обобщение | 1 | Закрепление изученного материала | |
3-я четверть. Куда ведут нас «три кита» | ||||
1 | Куда ведут нас три «кита?» | 1 | Мир большой музыки. Опера М Коваля «Волк и семеро козлят». | |
2 | «Куда приводит нас песня?» | 1 | Научить детей различать характер песни | |
3 | «Куда ведет нас песня?» | 1 | Закрепление. | |
4 | «Куда ведет нас песня?» | 1 | Знакомство с симфонией | |
5 | Куда ведет нас танец? | 1 | Учить детей слышать в танце характер | |
6 | Куда ведут нас песня и танец? | 1 | Понимать образное содержание песни и танца | |
7 | Куда ведет нас марш? | 1 | Характер марша | |
8 | Куда приводит марш? | 1 | Обобщение и закрепление | |
9 | Куда приводят «киты?» | 1 | Познакомить детей с творчеством П.И. Чайковского | |
10 | Обобщение | 1 | Закрепление знаний | |
4-я четверть. Что такое музыкальная речь? | ||||
1 | Что такое музыкальная речь? | 1 | Разное звучание музыки | |
2 | Музыкальная речь | 1 | Формы произведения | |
3 | Музыкальная речь | 1 | Закрепление | |
4 | Что такое музыкальная речь? | 1 | Темп, песенность, танцевальность | |
5 | Музыкальная речь | 1 | Прослушать сказку С.Прокофьева «Петя и волк». | |
6 | Музыкальная речь | 1 | Музыкальные инструменты и образы | |
7 | Музыкальная речь | 1 | Продолжить знакомство со сказкой С.Прокофьева «Петя и волк» | |
8 | Заключительный урок-концерт | 1 | Обобщение. | |
9 | Резервный урок | 1 | Обобщение |
Список используемой литературы
- Примерные программы начального общего образования. В 2х ч. Ч.1. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2009
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 – 3 изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010
- А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2 изд.- М.: Просвещение, 2010
- Л.В. Школяр, В.О. Усачёва. Музыка. 1 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по музыке для 5 класса по программе Усачёвой
рабочая программа для 5 класса по программе Усачёвой включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы в соответствиии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по музыке для 3 класса по программе Г. С. Ригиной
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы Г.С. Ригиной «Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание...
рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак
рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по музыке 5-7 классы, по программе Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.
Очень подробно описаны содержания тем учебного курса, а также используемый музыкальный материал....
Рабочие программы уроков музыки 1-4 классы ,музыка 5-7 классы, искусства 8-9 классы и светской этики
1.Рабочая прграмма "Музыка" - 1 класс2. Рабочая прграмма " Музыка" - 2 класс3.Рабочая программа "Музыкы" 3 класс4. Рабочая прграмма " Музыка" - 4 класс5.Р...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...