рабочая программа по музыке 1-2 класс
рабочая программа по музыке по теме

ВладимироваТатьяна Вячеславовна

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями  Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Л.В.Школяр, В.О.Усачева (УМК "Школа 2100")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_1_-_2_klass_osnovnaya.docx36.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Искусство ( Музыка)

Рабочая программа для  1 - 2 классов



I. Пояснительная записка

    Статус документа

   Рабочая программа по Музыке составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и авторской программы  Л.В.Школяр, В.О.Усачева ( УМК «Школа 2100»);

Структура документа

Программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Общая характеристика предмета

   Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.

     Целью уроков музыки является воспитание у обучающихся музыкальной культуры,      как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Задача предмета – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:

  1. общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
  2. задачам образования – развитию способностей к художественно- образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо прежде всего научить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Вот почему в качестве ведущей для музыкального развития учащихся выступает тема «Искусство слышать» и её конкретизация – главная тема 1-го класса, получающая продолжение во всех последующих классах, «Как можно услышать музыку». Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

Раздел «Внутренняя музыка» специально предназначен для сосредоточения школьников на процессуальности своего духовного мира: вслушиваясь в колыбельные песни (1-й класс как начало познания музыки и жизни), в возвышенный мелодический язык народных и композиторских инструментальных и вокальных произведений (2-й класс), в интонации патриотических песен (3-й и 4-й классы), школьники соотносят возникающие эмоции со своими собственными, задумываются о воздействии музыки на человека.

2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они

  1. музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;
  2. учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально-смысловые соответствия.

Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.

Пониманию единства мысли, речи, характера человека служат представленные в «Галерее» – музыкальной, литературной, художественной – портреты русских людей, созданные художниками-передвижниками, звучащие в музыке, возникающие на страницах биографий и различных литературно-поэтических произведений.

3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.

Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.

Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игр на детских музыкальных инструментах.

4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным разделом – «Слушание музыки», а становится ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Слушательская культура – это умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней; это знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие опорой восприятия) – композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Эти содержательные линии формирования восприятия школьников и их интереса к музыкальному искусству преемственно и последовательно из класса в класс прослеживаются в содержании предмета. Методическим «ключом» к пониманию содержания музыки является проблема соотношения художественного и обыденного. Через практические задания («Лаборатория музыки») школьники, наряду с другими проблемами, самостоятельно исследуют музыку, выявляя, как обыденное становится в искусстве художественным.

5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, былина) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.

Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности..

 Программа по музыке строится на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей.

II. Особенности содержания программы и тематическое планирование

В этом варианте программы органично соединены программы 1–3-го классов трёхлетней начальной школы и программа для 1-го класса четырёхлетней начальной школы. Обе разработаны под руководством Д.Б. Кабалевского.

Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.

Главная и единственная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе – «Как можно услышать музыку». Она рассматривается в каждой четверти под различным углом зрения. В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки, и поэтому она представлена боле подробно – 8-ю тематическими блоками, а не почетвертными темами.

Тематика 2–4-го классов организована по четвертям.

.III.  Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом  в 1 классе на предмет «Музыка» отводится 1 час в неделю (общий объем – 34 часа), во 2 классе – 1 час в неделю (общий объем – 35 часов)

IV.  Основное содержание ( 69 часов)

1 класс

Истоки возникновения музыки(8 часов),Содержание и формы бытования музыки(18 часов), Язык музыки(7 часов), резервный  урок (1 час)

2 класс

Три кита в музыке (9 часов), О чем говорит музыка (7 часов), Куда ведут три кита ( 10 часов) Что такое музыкальная речь( 8 часов), Резервный урок (1 час)

Программа  опирается на следующие принципы:

  1. преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
  2. возвышение ребенка до понимания философско-эстетической сущности искусства;
  3. деятельностное освоение искусства;
  4. моделирование художественно-творческого процесса

  1. Формы организации урока:

совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей.

          Виды занятий: урок, виртуальная экскурсия.  

В результате  изучения предмета  обучающиеся должны знать/понимать:

  1. слова и мелодию Гимна России;
  2. смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
  3. названия изученных жанров и форм музыки;
  4. названия изученных произведений и их авторов;
  5. наиболее популярные в России музыкальные инструменты.

     должны уметь:

  1. узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
  2. определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
  3. определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
  4. передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении;
  5. исполнять несколько народных и композиторских песен
  6. участвовать в коллективном пении.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ.

1 КЛАСС

                              КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ-33, В НЕДЕЛЮ-1ЧАС

составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и авторской программы  Л.В.Школяр, В.О.Усачева ( УМК «Школа 2100»);

№п/п

Дата

Тема. Проблема.

1-я Четверть. «Как можно услышать музыку?»

Кол-во часов.

Цель урока

1

«Что значит слышать музыку?»

1

Знать истоки музыкального искусства

2

Колыбельная песня. Колыбельность-начало познания музыки и жизни.

1

Введение музыкальных интонаций из речевой праосновы

3

Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык.

1

Музыкант, творец, без которого музыка существовать не может

4

Музыкальный язык-озвучивание народных загадок, закличек.

1

Знать истоки возникновения песни

5

В мире сказочных мелодий русских композиторов

1

Уметь выявлять жанровое начало(песня, танец, марш)

6

Играем в сказку

1

7

Идем в поход

1

Уметь различать характер музыки

8

Музыкальные краски осени

1

Уметь импровизировать

2-я четверть.»Как можно услышать музыку?»

1

Звучащий образ Родины

1

Находить интонации

2

Былина, как художественное явление

1

Уметь озвучивать ситуации в рамках творческих заданий

3

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»

1

Становление марша

4

Детская жизнь, отраженная композиторами в своих произведениях

1

Уметь определять характер героев, их настроение

5

Поход в музыкальный зоопарк

1

6

И Шелест к Шороху спешит(бумажная симфония.

1

Знать, что такое «музыкальное содержание»

7

Зимняя сказка

1

 Познакомить с музыкой о зимнем времени года

8

Всех нас в гости позовет новогодний хоровод

1

 С помощью движений уметь передавать настроение  в музыке

3-я четверть. Как можно услышать музыку?

1

Что может музыка?

1

Многообразие отражение мира в многообразии жизни

2

Зима в музыке

1

Знать народные обычаи

3

Музыка в движении

1

4

Где живут ноты

1

Знать ноты, темп, динамику

5

Музыка передает характер сказочных героев

1

Узнавать народные инструменты

6

Музы не молчали

1

7

Русские образы-Масленица

1

8

Природа просыпатся. Весна в музыке

1

Навыки вокальной деятельности

9

Музыка и стихи о маме

1

10

Мелодии и краски пробуждающей природы в жизни человека

1

Умение петь и слушать музыку

4-я четверть. «Как можно услышать музыку.»

1

В детском музыкальном театре

1

Стремление участвовать в музыкальных спектаклях

2

В детском музыкальном театре

1

3

Легко ли стать музыкальным исполнителем?

1

Знать, что такое музыкальный театр(артисты, дирижер, оркестр)

4

Русские народные инструменты

1

Знать, что такое опера, балет, хор.

5

На концерте

1

Концерт, исполнитель.

6

Музыкальная прогулка по выставке

1

Главный критерий-артистизм

7

Легко ли стать музыкантом

1

Знакомство с профессией музыканта

8

Резервный урок

1

 Обобщение изученного материала

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ.

2 КЛАСС

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ-35, В НЕДЕЛЮ-1ЧАС.

составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и авторской программы  Л.В.Школяр, В.О.Усачева ( УМК «Школа 2100»);

1-я четверть. Три кита в музыке

.№

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Цель урока

1

Три «кита» в музыке

1

Знакомство с основными жанрами.

2

Знакомство с жанром «Марш»

1

Познакомить с жанром марш

3

Марш

1

Расширить и углубить знания

4

Танец

1

Познакомить с жанром танец

5

Танец

1

Отличие танца от других жанров

6

Танец

1

Хоровод. Народный фольклор.

7

Песня

1

Знакомство с жанром песня

8

Песня

1

Научить детей начинать и заканчивать песню

2-я четверть. «О чем говорит музыка?».

1

О чем говорит музыка

1

Научить определять настроение и характер музыки

2

Что выражает музыка

1

Научить слушать и понимать настроение музыки

3

О чем говорит музыка

1

Научить слушать, как музыка выражает характер человека

4

О чем говорит музыка

1

Закрепление темы

5

Изобразительность в музыке

1

Научить слушать и понимать музыку

6

Изобразительность в музыке

1

Продолжить изучение темы

7

Изобразительность в музыке

1

Закрепление темы

8

Урок-обобщение

1

 Закрепление изученного материала

3-я четверть. Куда ведут нас «три кита»

1

Куда ведут нас три «кита?»

1

Мир большой музыки. Опера М Коваля «Волк и семеро козлят».

2

«Куда приводит нас песня?»

1

Научить детей различать характер песни

3

«Куда ведет нас песня?»

1

Закрепление.

4

«Куда ведет нас песня?»

1

Знакомство с симфонией

5

Куда ведет нас танец?

1

Учить детей слышать в танце характер

6

Куда ведут нас песня и танец?

1

Понимать образное содержание песни и танца

7

Куда ведет нас марш?

1

Характер марша

8

Куда приводит марш?

1

Обобщение и закрепление

9

Куда приводят «киты?»

1

Познакомить детей с творчеством П.И. Чайковского

10

Обобщение

1

Закрепление знаний

4-я четверть. Что такое музыкальная речь?

1

Что такое музыкальная речь?

1

Разное звучание музыки

2

Музыкальная речь

1

Формы произведения

3

Музыкальная речь

1

Закрепление

4

Что такое музыкальная речь?

1

Темп, песенность, танцевальность

5

Музыкальная речь

1

Прослушать сказку С.Прокофьева «Петя и волк».

6

Музыкальная речь

1

Музыкальные инструменты и образы

7

Музыкальная речь

1

Продолжить знакомство со сказкой С.Прокофьева «Петя и волк»

8

Заключительный урок-концерт

1

Обобщение.

9

Резервный урок

1

Обобщение

Список используемой литературы

  1. Примерные программы начального общего образования. В 2х ч. Ч.1. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2009
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 – 3 изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010
  3. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2 изд.- М.: Просвещение, 2010
  4. Л.В. Школяр, В.О. Усачёва. Музыка. 1 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по музыке для 5 класса по программе Усачёвой

рабочая программа для 5 класса по программе Усачёвой включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы в соответствиии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по музыке для 3 класса по программе Г. С. Ригиной

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы  Г.С. Ригиной «Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание...

рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак

рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный  руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по музыке 5-7 классы, по программе Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.

Очень подробно описаны содержания тем учебного курса, а также используемый музыкальный материал....

Рабочие программы уроков музыки 1-4 классы ,музыка 5-7 классы, искусства 8-9 классы и светской этики

1.Рабочая прграмма  "Музыка" - 1 класс2. Рабочая прграмма " Музыка" - 2 класс3.Рабочая программа "Музыкы" 3 класс4. Рабочая прграмма " Музыка" - 4 класс5.Р...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...