«Не ручей, а море – его имя!»
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
Конспект урока в 6 классе по программе Д. Кабалевского:
1). Знакомство учащихся с биографией и с образцами музыкального творчества И.С.Баха.
2).Разбор музыкальных терминов (гомофония, полифония, сюита, фуга, прелюдия).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
И. С. Бах. "Не ручей,а море-его имя!" | 67.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Не ручей, а море – его имя!»
Цели урока: 1).Научить учащихся понимать музыку И.С.Баха. Разобраться в музыкальных терминах (полифония, гомофония, прелюдия, фуга, сюита)
2).Расширить культурно-художественный кругозор учащихся через знакомство с музыкой И. С. Баха. Развить умение анализировать, синтезировать, размышлять. Приобрести знания и умения в области музыкального инструмента свирели.
3).Воспитывать личность ребенка, его духовность и нравственность на примере произведения музыкального искусства;
Задачи урока: 1). Познакомить ребят с биографией и с образцами музыкального творчества И.С.Баха.
2). Разобраться в музыкальных терминах (гомофония, полифония, сюита, фуга, прелюдия). Развивать творческую инициативу и самостоятельность у учащихся.
3). Повторить песню на свирели «Ave Maria», работать над сложными элементами.
4). Начать учить новую песню Э. С. Ханок «Зима», работать над текстом и чистой интонацией звука.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование:
Музыкальный центр, доска, компьютер с проектором, презентация, фортепиано, портрет И. С. Баха. Иллюстрации по теме урока, нотный материал.
Музыкальный материал:
И. С. Бах «Прелюдия и фуга» C-dur, И. С. Бах «Шутка», «Ave Maria», Э. С. Ханок «Зима».
ХОД УРОКА
I).Организационный момент.
Вниманию учащихся предлагается портрет И. С. Баха. Нужно внимательно его рассмотреть и сказать:
-Что можно рассказать про этого человека?
-Похож ли он на наших современников?
-Какая у него одежда, прическа?
(все другое потому, что он жил более 250 лет тому назад)
Учащиеся могут попытаться угадать фамилию композитора.
На столах лежат листки, на которых написаны вопросы. Нужно попробовать ответить на вопросы, опираясь на собственную интуицию и знания, верны ли данные утверждения.
Верно ли:
1).Что И.С. Бах писал свои произведения только для клавесина?
2).Что полифония была придумана в XX веке для мобильных телефонов?
3).Что фамилия Баха в переводе с немецкого означает «ручей»?
4).Что И. С. Бах родился в XX веке в Англии?
5).Что полифония и гомофония - одно и тоже?
6).Что И. С. Бах сочинил так много музыкальных произведений, что они едва могли поместиться в 46 больших томах?
7).Что фуга – это вокальное произведение?
8).Что сюита – это старинный танец?
К ответам на эти утверждения нужно вернутся в конце урока. Ученик с самой лучшей интуицией получит приз.
II).Слушание музыки и объяснение нового материала.
Вниманию учащихся предлагается прослушать музыкальное произведение, в котором нужно постараться определить, не только музыкальные инструменты, характер и настроение, но и подобрать ему название.
Звучит «Шутка» из сюиты №2 И. С. Баха.
После прослушивания ребятам задаются вопросы:
-какие образы родились под воздействием этого произведения?
-какое настроение? (задорное, танцевальное, игривое, легкое, пронизано незатейливым юмором)
-какие средства выразительности использовал композитор?
-какой инструмент солировал? (флейта)
Несмотря на то, что флейта выступает в качестве солиста музыку, которую она исполняет, мы воспринимаем как главный голос, другие голоса сопровождают ее и в то же время достаточно самостоятельны и переплетаются друг с другом. Такая музыка, где один голос ведет мелодию, а остальные будто подыгрывают, помогают ему, называется гомофонией
Гомофония (в переводе с греческого языка «mono» - означает «один», а «phone» - «звук»). Это тип многоголосия, характеризующийся разделением голосов на главный и сопровождающие. Слушатель без труда может услышать основную мелодию (тему) и второстепенный аккомпанемент. Чаще всего главная мелодия исполняется высокими голосами, а аккомпанемент - средними и низкими
Полное название этого произведения звучит так: «Шутка» из сюиты №2
(на экране изображение королевской свиты)
Сюита (от франц. suite вереница, последовательность, чередование) – сочинение из нескольких частей (4 и более), близких по характеру, чаще танцевального характера. Близкое по звучанию слово “Свита”. Как в королевской свите придворные следуют друг за другом, так в музыкальной сюите следуют друг за другом музыкальные пьесы. Каждый отдельно взятый придворный – вполне самостоятельная личность, его можно вывести из общего ряда, что бы поинтересоваться, что он собой представляет. Каждая часть сюиты – вполне самостоятельная пьеса, со своим “музыкальным лицом” (названием). Ее тоже можно отделить от других и с интересом послушать.
Баховская сюита состоит из 7 частей:
- Увертюра
- Рондо
- Сарабанда
- Буре
- Полонез
- Менуэт
- Шутка
Вызывается эксперт, который при помощи компьютера должен проверять следующую информацию:
- какая страна подарила миру И. С. Баха? (Германия)
- где и когда родился И. С. Бах? (21 марта 1685 года в немецком городе Эзейнахе).
- в какой семье родился этот композитор? (в крупнейшей династии музыкантов)
- был ли И. С. Бах только композитором? (он был еще и музыкантом)
- на каких инструментах умел играть Бах? И какой он больше всего любил? (на клавесине, скрипке и особенно любил орган)
- у кого Бах получил первые навыки игры на скрипке? (от отца, который был скрипачом и городским музыкантом)
- в каком возрасте Бах стал сиротой и кому был отдан на воспитание? (в 9 лет ребенок стал сиротой и старший брат взял его к себе на воспитание).
- Как с немецкого языка переводиться фамилия Баха? «Не ручей! Морем он должен был называться». Здесь игра слов: «Бах» - по-немецки означает «ручей». Но музыка Баха – это действительно море или даже целый океан чувств и мыслей. Чем больше проходит времени с тех пор, как жил композитор, тем больше простоты и глубины его искусства открывается людям
- много ли произведений написал И. С. Бах? (творческое наследие Баха почти необозримо, оно включает более 1000 произведений самых разных жанров)
- каким недугом страдал И. С. Бах? Была серьезная болезнь глаз. Он перенес две неудачные операции по удалению катаракты, которые привели к полной слепоте. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. Дней за 10 до смерти И.С.Бах неожиданно прозрел, но за тем с ним случился удар, сведший его в могилу.
В те времена жизнь музыканта была тяжела, постоянный поиск заработка заставлял его искать новое место работы. Долгое время Бах работал в церкви, органистом, сопровождая службу. Поэтому им написано много музыки для органа – могучего, громкоголосого инструмента, по звучанию соперничающего с целым симфоническим оркестром. Потом придворным музыкантом, руководителем камерной музыки при дворе и директором хора.
(на экране появляется изображение органа)
Бах, как и многие другие люди, преодолевал одну жизненную неурядицу за другой. Вместе с ним была его семья. Уставший приходил Бах с работы. И семья встречала его в гостиной за столом, делились впечатлениями о прошедшем дне. Давайте прислушаемся к этой беседе.
(звучит фуга C-dur)
После чего учащимся нужно ответить на следующие вопросы:
-Каков был характер разговора?
-Как между собой разговаривали?
-Спокойным или нервным был диалог? (разговаривали с уважением друг к другу, никто никого не перебивал; размеренная, спокойная речь)
-Как вы это поняли? (музыка подсказала: спокойный, неторопливый темп, негромкая динамика, голоса звучали поочередно)
-О чем мог быть разговор? (ответы детей)
-Сколько голосов разговаривали между собой? (4 голоса; наверное, сам композитор и кто-то из детей; дружной была семья)
-Как называется в музыке, когда звучит много голосов? (полифония)
Полифония в переводе с греческого языка означает «многоголосье» или «много голосов» (poli – «много», phone – «звук»). Полифонией называют такие музыкальные произведения, где нет основной (главной) мелодии и аккомпанемента.
Таким образом, полифония – вид многоголосия, где все голоса ведут свои самостоятельные, одинаково выразительные мелодии.
Произведение, которое только что прослушали, называется – фуга. Это вершина полифонического искусства.
В переводе с латинского языка означает бег, погоня. Фуге все голоса имеют равное значение.
При жизни композитора эта музыка могла звучать в церкви.
Бах стремился своей музыкой пробудить в людях человеческие чувства, а церковные власти боялись, что эта музыка уведет прихожан из-под их власти. Баха обвиняли, что его музыка «слишком» народна, что она мешает верующим сосредоточиться в религиозном настроении. Бах все время не ладил с церковным начальством, но он все равно продолжал писать музыку такую, какую ему подсказывало сердце – человечную, одухотворенную живыми мыслями и глубокими чувствами.
Вниманию учащихся предлагается для слушания прелюдия.
(звучит Прелюдия C-dur)
Беседа о прослушанном произведении. Какого характера, настроения?
Музыка прелюдии передает ангельский свет, чистоту, надежду.
Прелюдия (от лат. prae… — перед и лат. ludus — игра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения, прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения
С нашей прелюдией случилась странная история. Она почему-то звучала после фуги. Как вы думаете почему? (это Ave Maria Бах – Гуно).
III).Игра на свирели. (Ave Maria Бах - Каччини).
Нужно вспомнить, что это произведение не обычное. Это не только музыкально произведение, но еще и католическая молитва. Оно очень эмоциональное и насыщенное. «Аве Мария» существует во многих вариантах. Один из вариантов исполняется учениками.
-Произведение играется от начала до конца (под фонограмму)
-Выявить и проработать сложные места (работать по группам)
-Добиваться красивого, нежного, плавного звучания.
-Слушать унисон.
IV).Разучивание произведения Э. С. Ханок «Зима».
Связки детей разогреты, можно перейти к следующему виду деятельности – пению.
Вниманию учащихся предлагается послушать новое произведение в исполнении учителя «Зима».
(учитель исполняет песню)
Написал это произведение. Эдуард Семенович Ханок, композитор, народный артист Беларуси, который родился 18 апреля 1940 года в военной семье, в Казахстане.
Далее задаются вопросы о новом произведении:
Учащиеся должны сами попытаться догадаться, почему учитель выбрал именно это произведение? (оно контрастное, а это принцип развития)
-Какое оно по настроению? (задорное, веселое)
-По характеру? (шутливое)
В данном музыкальном произведении нужно работать над точной интонацией, текстом и музыкальной выразительностью.
V). Итог урока.
Подвести итоги правильных ответов, определить ученика с самой лучшей интуицией.
-Учащиеся познакомились с музыкальным творчеством И. С. Баха.
-Узнали, что такое гомофония, полифония, сюита, фуга и прелюдия.
Несмотря на то, что И. С. Бах жил очень давно. Он современен до сих пор. В его музыке красота и правда в этом и состоит его сила!
Слушая произведения И. С. Баха, мы видим, насколько разнообразны они, широки и глубоки по содержанию и в то же время, понятны любому человеку.
И.С. Бах является крупнейшей фигурой в мировой музыкальной культуре. Он создал бессмертные шедевры, стоящие над временем.
«Не ручей! Морем он должен был называться!» - сказал когда-то о Бахе Людвиг Ван Бетховен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Серебряный ручей"
Литературно- художественное приложение к журналу "ПОКОЛЕНИЕ"...
Анализ рассказа М.М.Пришвина "У ручья" на уроке в 6 классе
1. "Золотой луг" 2. Работа с текстом "У ручья" 3. Приложение: о Пришвине, таблица "Изобразительно-выразительные средства", расшифровка метафор. Источник: Т. С. Петрова "Анализ художественного текст...
притча Ручей
мудрость,размышление о жизни...
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-7 классов в рамках предметной недели «Человек и природа» по рассказам Юрия Казакова « На еловом ручье», «Тэдди», Арктур – гончий пес»
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-7 классов по рассказам Юрия Казакова «На еловом ручье», «Тэдди», Арктур – гончий пес» было проведено в рамках предмет...
Комплексное изучение ручья Рудки – особо охраняемой природной территории
Проведение комплексного эколого-географического исследования ручья, определение основных физико-химических свойств природной воды....
Презентация: Комплексное изучение ручья Рудки – особо охраняемой природной территории
Проведение комплексного эколого-географического исследования ручьяопределение основных физико-химических свойств природной воды....
«Не ручей, море должно быть ему имя». Творчество И.С. Баха.
Автор: Трубачева Татьяна ВладимировнаМесто работы, должность: МАОУДО ДШИ №3 г. Томска, преподаватель Характеристика урокаУровень образования: дополнительное образованиеЦелевая аудитор...