"Детская филармония-воспитание музыканта"
методическая разработка по музыке по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskaya_filarmoniya_proekt.doc | 84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Название Программы конкурс воспитательных систем образовательных учреждений |
Название учреждения | Год основания |
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №2 им. Г.Кукуевицкого» | 1970 |
Ф.И.О. руководителя | Адрес, телефон, факс |
Дунская Марианна Степановна | 628400 ул. Ленинградская,12 город Сургут, Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ тел./факс (3462) 35 56 02 E-mail marianna1948@mail.ru |
Название проекта | «Детская филармония – воспитание музыканта» |
Описание Программы
В традиции российской педагогики – всегда возникала необходимость создания ребенку «социальной ситуации развития» (Л.С. Выгодский), среды общения, поля деятельности, которые невозможно подменить даже самым интересным уроком.
Основное предназначение музыкальной школы – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Основная идея проекта состоит в создании в музыкальной школе Детской филармонии. Детская филармония - это инвестиции в будущее, ведь впечатления детства во многом определяют будущее каждого человека.
Взяв на себя не только развлекательную, но, прежде всего просветительскую и воспитательную функции, филармония сможет приобщить школьников к отзывчивому, трепетному отношению к музыке. Обогащённая воспитательная система будет способствовать успешному вхождению ребёнка в культурную среду школы, а на уровне города (региона) воспитательное пространство школы превратится в сферу, притягивающую, объединяющую все социальные институты (семью, учреждения города, региона), работающие с подрастающим поколением.
Наш проект «Детская филармония – воспитание музыканта»» - это создание концертного объединения, творческих коллективов, ансамблей, солистов и привлечения как можно больше самых различных слушателей. В целом же это развитие способности детей к восприятию музыки, формирование музыкальной культуры человека .
Цели:
Формирование новых технологий в воспитательной системе школы посредством создания Детской филармонии и вовлечения музыкантов и слушателей в активную филармоническую деятельность.
Основные задачи детской филармонии:
- Позиционирование созданной воспитательной системы школы на культурной карте округа;
- Создание культурного пространства, притягивающего, объединяющего все социальные институты (семью, учреждения города, округа), работающие с подрастающим поколением;
- Объединение солистов, детских и юношеских коллективов в творческий союз, способный влиять на культурные потребности детей и юношества Сургута.
- Воспитание музыканта, способного вносить свой достойный вклад в развитие музыкальной культуры Сургута.
- Сотрудничество с талантливыми детскими и юношеских коллективами города, вовлечение их в активную филармоническую деятельность.
- Воспитание слушателя, развитие его способностей к восприятию музыки, формирование музыкальной культуры человека.
- Проведение фестивалей, тематических концертов, творческих встреч, авторских вечеров, презентации новых музыкальных изданий, сочинений, аранжировок.
- Подготовка учащихся к самостоятельной музыкальной деятельности;
Потребность, из которых исходит Программа. Проблемы, которые она призвана решить.
Широко известно, что научить любить и понимать музыку можно только при помощи самой музыки, ибо для немузыкального уха самая прекрасная музыка лишена смысла.
Если учесть реалии сегодняшнего дня - достаточно высокопрофессиональная подготовка выпускников музыкальных школ и училищ, и наряду с этим довольно низкий уровень востребованности профессионального искусства, то эту проблему, возможно, разрешить только с помощью комплекса социально-экономических и культурно-педагогических мер. Готовя квалифицированных музыкантов-профессионалов, образовательная система не готовит в должной мере слушателей. Музыканты-исполнители – выпускники консерваторий – оказываются в известной мере оторванными от реальности. Их подготовка в очень малой степени предусматривает возможность музыкально-просветительской работы в непрофессиональной аудитории.
Другая серьезная проблема касается общего музыкального воспитания значительной части детей.
Вместо того, чтобы приобщиться к миру музыки, выучиться играть любимые мелодии и. т. д., ребенку приходится месяцами выполнять непонятные и неинтересные ему академические упражнения и программы. В результате влечение к музыке сменяется ее неприятием, и ребенок формально завершает обучение или вообще покидает школу.
В условиях филармонической деятельности опыт общения всегда выступает как опыт «соприкосновения» духовных миров детей и педагогов. Сама атмосфера, принятый стиль поведения, внешняя обстановка становится факторами приобщения детей к ценностям духовной культуры.
Детская филармония – это концертное объединение, призванное, прежде всего, раскрыть творческий потенциал каждого ее участника. Участие детей в концертах детской филармонии приобщает их к общему процессу совместного музицирования, гармонизует взаимоотношения учитель – ученик, дарит ощущение праздника, сопереживания, сотворчества. Детская филармония в какой-то мере выполняет и функцию демократизации учебного процесса. Концерты детской филармонии рассчитаны на разного слушателя. Цикл концертов знакомит юных слушателей с музыкальной культурой разных стран и эпох. Дети учатся сравнивать музыкальные стили и жанры, находят особенности в музыке того или иного композитора. Детская филармония дает возможность юным дарованиям заявить о своем таланте, а остальным детям приобрести музыкальные познания, которые обязательно скажутся на формировании их личности, обогатят внутренний мир.
Возможность достичь поставленных целей и участвовать в распространении полученных результатов.
1. Соблюдать основные принципы организации филармонической деятельности детей: преемственность, планомерность, последовательность, систематичность и увлеченность.
2. Разнообразить содержание концертных мероприятий для накапливания музыкального опыта детей и обогащения их новыми музыкальными впечатлениями.
3. Подбирать художественный иллюстративный материал высокого качества и показывать его отличное исполнение, как учителем, так и школьниками.
4. Повышать занимательность содержания концертного мероприятия, новизну его элементов.
5. Учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения концертов, доступный музыкальный и литературный материал.
6. Направлять филармоническую деятельность на развитие активности детей, их воображение и инициативу.
7. Соблюдать определенную продолжительность концертных мероприятий в зависимости от возраста детей.
8. Определять режим концертной деятельности (частотность выступлений).
Результаты филармонической деятельности:
- на уровне города (округа) воспитательное пространство школы превращается в сферу, притягивающую, объединяющую все социальные институты (семью, учреждения города, региона), работающие с подрастающим поколением.
- целенаправленное воздействие театрально-концертной среды в синтезе сформируют художественный вкус, аналитическое мышление и общее эстетическое развитие, как музыкантов – исполнителей, так и слушателей;
- расширится музыкальный кругозор и опыт музыкально-творческой деятельности;
- филармоническая деятельность окажет благотворное влияние на качество процесса обучения и воспитания, как учащихся так и слушателей;
- привлечёт к сотрудничеству солистов и исполнительские коллективы школ гимназий и лицеев Сургута, позволит объединить их в творческий союз;
- Благодаря музыке в человеке пробуждаются представления о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе.
Описание мероприятий:
В качестве направлений деятельности детской филармонии при ДМШ можно рассматривать следующие:
- Всевозможные зрелищно-музыковедческие показы синтетического образца, где имеет место соотношение литературы-живописи-музыки- сценографии.
- Театрально-сценические показы с элементами сочетания музыки, хореографии, поэтических чтений, актерского мастерства.
- Тематические концерты, фестивали, творческие встречи, авторские вечера, презентации новых музыкальных изданий.
- концерты и музыкальные спектакли,
- семинары и конференции;
- творческие встречи и мастер-классы;
- просветительские акции и праздничные мероприятия;
- специальные проекты и программы;
- пресс-мероприятия и круглые столы.
Филармоническая деятельность в музыкальной школе обычно ориентирована не только на учащихся ДМШ, она предполагает, в принципе подготовку грамотного слушателя в панораме театрально-концертной жизни всего города. Параллельно делается акцент на необходимость решения задачи ориентации детей в огромном потоке музыкальной информации, выдаваемой телевидением. Режиссёр и ведущий, задающий интеллектуальный тон своим концертам, может, не назидая и не навязывая, а рассуждая и рассказывая, расставить акценты в еще не состоявшихся симпатиях и привязанностях своих воспитанников.
Целесообразных методов оптимизации культурного пространства, множество. В целом же, тесная координация методических начинаний и практических наработок детской филармонии и экспериментальных факультативов, творческая постановка музыкально-просветительской работы и целенаправленное воздействие театрально-концертной среды, в синтезе формируют художественный вкус, аналитическое мышление и общее эстетическое развитие участников филармонии.
Концертная деятельность детской филармонии на базе ДМШ №2:
Особенностью деятельности детской филармонии являются культурно-просветительские проекты: «Апрельские вечера», «Золотая фанфара», «Святочные гулянья», «Остров Радости».
- Фестиваль «Апрельские вечера» - это концертный цикл, в котором принимают участие около 250 детей, 14 оркестров, хоров и ансамблей Сургута. Он соединяет несколько поколений выпускников школы. Студенты, школьники, маститые музыканты выходят на сцену фестиваля, чтобы еще раз стать одним целым, сложным и тонким инструментом – оркестром.
. Хоровое пение и игра в оркестре развивают учебные навыки и умения, необходимые для успешного обучения, улучшают музыкальную грамотность, развивают музыкально-творческие способности. Это даёт детям возможность почувствовать себя частью общего процесса коллективного музицирования, расширяет их кругозор. Фестивальный концерт "Мир танго Астора Пьяццолы" впервые познакомил слушателей Сургута с творчеством этого самобытного композитора.
- Фестиваль "Чудо рождества" - концертный цикл - семь вечеров. Он объединяет учащихся всех отделений. Дети с огромным удовольствием поют, играют, аккомпанируют скрипке, виолончели, творят, удивляются и радуются, приобщаясь к миру музыкального искусства
Разнообразные по стилю и жанру произведения исполнялись в фестивальных концертах "Вечер старинной музыки" и Участники фестиваля исполняли сольные произведения, а также играли в составе ансамбля. Игра в ансамбле приобщает детей к практике живого музицирования, помогает ребенку преодолеть недостатки в исполнительстве – неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.
- Фестиваль «Остров Радости» - приглашает детей в увлекательное путешествие на остров радости, где они становятся свидетелями музыкального калейдоскопа, могут принять участие в презентации цифрового пианино. Фестиваль возрождает давнюю традицию семейного музицирования.
Участники фестиваля принимают участие в игре семейных ансамблей, исполняют свои пьесы на цифровом фортепиано. Это даёт им возможность обогатиться новыми музыкальными впечатлениями, попробовать исполнить произведения в разных тембральных окрасках (органа, клавесина, синтезатора).
Это повышает качество исполнительской деятельности, музыкально-творческих способностей.
- Программа «Золотая фанфара» » не только обучает исполнительскому мастерству, но и расширяет кругозор, развивает в ребёнке чувство прекрасного, чувство стиля, делая богатым его внутренний мир. Проект стал номинантом премии «Успех творческого сезона» в 2004 году,
- (автор проекта Евсеева Е.В., Хамутовская-Санина Т.В.);
Перспектива распространения Программы:
Обогащённая воспитательная система будет способствовать успешному вхождению ребёнка в культурную среду школы, а на уровне города (округа) культурное пространство школы превращается в сферу, притягивающую, объединяющую все социальные институты (семью, учреждения города, региона), работающие с подрастающим поколением.
Бюджет проекта
№ | Наименование товара | Единиц изм. | Кол-во | Цена | сумма |
Приобретение оборудования | |||||
1. | SURE ESO/G миниатюрный подвесной театрально-хоровой кардиоидный микрофон | шт | 5 | 6150 | 30750 |
2. | Beyerdynamic Opus 154 U Головная радиосистема диапазона UHF | шт | 3 | 24300 | 72900 |
3. | Beyerdynamic Opus 155 Мк II – Головная вокальная радиосистема диапазона VHF | шт | 3 | 18000 | 54000 |
4. | Shure Ethd двухантенная головная радиосистема серии Т с микрофоном Wh20tgh | шт | 3 | 14100 | 42300 |
8. Итого общая сумма проекта: 199950 (сто девяносто девять тысяч девятьсот пятьдесят рублей)
Директор МОУ ДОД ДМШ №2 им. Г. Кукуевицкого М.С.Дунская
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы.- М.: Топикал, 1994. – 608 с.
- Вильсон Г. Психология артистической деятельности – М.: издательство
«Когито-Центр». 2001. 383 с.
3. Кудрявцев Т. В. Психология творческого мышления. – М., 1975. 124 с.
4. Халабузарь П. В., Попов В. С. теория и методика музыкального воспитания.
- Санкт-Петербург.: издательство «Лань», 2000.-222 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативная компетенция педагога-музыканта как необходимое условие результативности педагогического процесса
Социально-экономические, социально-культурные и политические реформы России, происходящие в контексте глобальных изменений в мире в целом, ведут к большим изменениям в системе отечественного обр...
Музыканты о музыкантах
Как правило, в изучении биографий знаменитых людей хорошо запоминаются яркие и интересные факты. Эти высказывания Моцарта о Гайдне помогут ученикам XXI века оценитьчувство юмора этих композиторов...
Великие художники и музыканты России- юбиляры 2014 года. Евгений Крылатов - детский композитор
Презентация к 80-летию со дня рождения детского композитора Евгения Крылатова. Она рассказывает о биографии композитора, его творческом и жизненном пути....
Положение детского конкурса "Юный музыкант"
Положение детскоо конкурса "Юны музыкант" разработано для детей от 6 до 17 лет для развития музыкально- эстетическоо воспитания, детского творчества, музицирования....
Цикл мероприятий "Начало пути. Детские годы великих музыкантов"
Цикл мероприятий «Начало пути. Детские годы великих музыкантов» ориентирован на учащихся Детских музыкальных школ.Толчком для разработки данного цикла стал проявляемый учащимися интерес...
Конспект открытого занятия «Подготовка к концертному выступлению детского инструментального коллектива. Упражнения по снятию психофизиологической зажатости исполнительского аппарата музыканта»
В рамках занятия представлен комплекс физических (неисполнительских) упражнений для разогрева мышц перед выступлением, снятия волнения....