Конспект открытого занятия «Подготовка к концертному выступлению детского инструментального коллектива. Упражнения по снятию психофизиологической зажатости исполнительского аппарата музыканта»
план-конспект
В рамках занятия представлен комплекс физических (неисполнительских) упражнений для разогрева мышц перед выступлением, снятия волнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_lyamin_s.s.docx | 34.32 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ
ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ» КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: «Подготовка к концертному выступлению детского инструментального коллектива. Упражнения по снятию психофизиологической зажатости исполнительского аппарата музыканта»
Педагог дополнительного образования
ГБУДО «ЦРТ»
высшей квалификационной категории
Лямин Сергей Сергеевич
Руководитель инструментального ансамбля «Позитиff»
Санкт-Петербург
2021
Тема занятия:
Физические упражнения для снятия психофизиологического напряжения музыканта.
Подготовка к концертному выступлению композиции «Чукотский танец»
Возраст детей: 9 – 11 лет
Год обучения: 2-й
Цель: Создать благоприятный эмоциональный фон перед концертным выступлением, как фактор, положительно влияющий на здоровье ребёнка, через разучивание учащимися физических упражнений по снятию психофизиологического и эмоционального напряжения.
Задачи:
- Обучающая – работа над концертной выдержкой. Тренировка стрессоустойчивость на публичных выступлениях.
- Развивающая – развитие у учащихся творческой активности, музыкальной памяти, слуха, наблюдательности, эмоционального отклика на исполняемый материал.
- Воспитательная – воспитание чувства коллективизма, ответственности, исполнительской культуры, понимание идеи исполняемых произведений;
Форма проведения занятия – репетиция, аутотренинг, физкультурная разминка.
Методы и приёмы репетиционной работы:
- разминочные упражнения;
- проигрывание материала в медленном темпе;
- чистовое исполнение произведения;
- аутотренинг;
- чистовое исполнение материала
Оборудование и наглядные пособия:
- музыкальные инструменты;
- акустическое оборудование;
- сетевая и аудио коммутация;
- нотные материалы;
- пюпитры;
- тюнер;
- компьютер.
Конспект занятия:
- Приветствие, вступительное слово, цель занятия, проведение инструктажа по технике безопасности во время занятий, блиц-опрос, проверка настройки музыкальных инструментов.
Педагог: Я приветствую вас, АVE Позитив – АVE (ответ детей - традиционное приветствие в коллективе). Давайте поприветствуем и тех, кто будет смотреть наше занятие онлайн.
(Педагог) АVE всем-(Ответ детей) АVE. Педагог приглашает детей сесть на свои места.
Целью нашего занятия является подготовка к записи онлайн концерта посвящённого празднику «8 марта».
Мы с вами продолжаем работать над пьесой «Чукотский танец».
На прошлой репетиции мы почистили текст, устранили ошибки, расставили динамику.
Домашним заданием было отработать трудные места и ежедневно наигрывать пьесу.
Нам нужно хорошо подготовиться, и набрать концертную форму и сценическую выдержку. А что кроется за словами концертная форма или выдержка, что музыкант должен делать на сцене и чего делать не следует? (Ответы детей).
Вот сегодня мы как раз и поработаем над концертной выдержкой исполнителя.
Для начала я напомню вам о требованиях безопасности во время занятия.
Проведение инструктажа. Мы не раскачиваемся на стульях, не засеваем пальцы и иные предметы в розетки, электрогитары сначала соединяем все провода и только потом включаем питание, не тыкаем палками друг в друга, не ставим ноги на пульты. Если необходимо, то медленно передвигаемся по кабинету и смотрим под ноги, чтобы не споткнуться о провода.
Далее настроим гитары. (Дети подстраивают гитары, педагог проверяет строй с помощью тюнера).
Попрошу всех подняться со своих мест, положить инструменты на стулья и немного разомнём наш исполнительский аппарат.
- Разминка исполнительского аппарата
- Упражнение «Пещерный человек». Разомнём наши ладони, добываем огонь как в древности. Хлопок перед собой в ладоши. Быстрое растирание одной ладони о другую. Выполняется трижды. Итог почувствовать тёплые руки. Мы зажгли огонь.
- Упражнение «Пластилиновое лицо». Подготовим наше лицо, или говоря по-другому слепим. Представим, что наше лицо сделано из пластилина. Сначала разминаем пластилин. Слегка тянем за мочки ушей. Закрываем уши ладонями, слегка надавливаем. Нащупываем руками череп сзади у основания, массируем пальцами. Начинаем лепить лицо. Сминаем щёки в хаотичном порядке руками. По команде замираем, а на лице должна образоваться весёлая «рожица».
4.Упражнение «Крылья». Если кто-то на машине быстро едет про него говорят «О, как летит…», вот и нам с вами чтобы быстро и качественно летать на наших инструментах, тоже разомнём крылья. Свести лопатки вместе. Двигать по очереди и вместе вверх и вниз.
5.Упражнение «Гири и шарики». Чтобы почувствовать свои руки и их вес, нам поможет следующее упражнение. Сжать пальцы в кулаки. Руки вдоль туловища. Представляем, что кулак превратился в шарик и медленно поднимается вверх над головой. Шарик начинает нас тянуть вверх к солнцу. Встаём на носки. Внезапно шарик превратился в гирю. Рука резко падает вниз.
6.Упражнение «Привет, пальцы». Ладони с растопыренными пальцами соединить вместе. Пары пальцев поочерёдно хлопают друг о друга. Затем упражнение повторяется с усложнением: пальцы хлопают парами через один.
7..Упражнение «Самолёт приземляется». Руки в стороны на уровне плеч – это крылья самолёта. Набираем воздух и начинаем гудеть как самолёт, немного покачивая руками из стороны в сторону подобно самолёту. Тот, у кого заканчивается воздух садятся на стул.
III. Проверка имеющихся знаний и умений учащихся. Проигрывание пьесы В. Бибергана «Чукотский танец» с тактированием. Анализ исполнения.
Сыграем произведение «Чукотский танец» от начала до конца, но в медленном темпе, как колыбельную. Очень важно возвращаться к медленному исполнению пьесы, даже тогда когда произведение выучено. Таким образом, вам не надоест исполнять пьесу, вы восстановите связь между нотами руками и головой. У вас появится та самая концертная выдержка.
Проигрывание пьесы с тактированием
Медленное исполнение это только один из приёмов тренировки концертной выдержки, пьесу можно исполнять без звука, не нажимая на клавиши или с выключенным инструментом; можно исполнять на воображаемом инструменте делая только движения пальцами. Этими упражнениями мы займёмся на следующих занятиях, а сегодня ещё поговорим о такой вещи как боязнь публики.
Кто-нибудь из вас ещё по-прежнему стесняется выступать перед другими людьми. (Ответ детей)
Если всё же некоторые волнения сохраняются, я вам расскажу о некоторых вещах, которые можно сделать чтобы публика была не страшна.
IV.Аутотренинг по снятию эмоционального напряжения перед выступлением.
1. Упражнение «Занавес». Представить, что вы пальцами берёте краешек театрального занавеса и закрываетесь им от публики. Таким образом, вы уже не видите публику и находитесь за закрытым занавесом. Бояться некого.
2. Упражнение «Мультяшки». Если публики немного, либо это жюри конкурса, необходимо представить на их месте любимых героев мультиков. Педагог вместе с детьми называет героев мультипликации. Либо мысленно оденьте жюри в какой-нибудь нелепый костюм, например, клоунский, и вот уже перед вами не суровые «дяди и тёти» а весёлые добрые герои, которые хотят послушать вашу игру.
V.Чистовое проигрывание пьесы в оригинальном темпе.
Ребята, давайте исполним пьесу так, как будто мы уже на концерте в красивом зале и перед нами большая аудитория.
Исполнение пьесы в оригинальном темпе.
Заключение
Ребята, вы почувствовали, что играть стало легче, проще и ваша игра стала увереннее?
Тогда давайте в завершении занятия ещё раз повторим те упражнения, которые сегодня делали. (Ответ детей)
Ребята, как вы считаете, достигли ли мы цели? Справились ли мы с поставленной задачей? (Ответ детей). Конечно, вы все молодцы, но работы над этим произведением ещё много, впереди у нас концерт к 8 Марта.
Домашнее задание будет следующим: ежедневно повторять обе пьесы, во всех возможных вариантах, с фонограммой, медленно с инструментом, без инструмента и просто представляя в памяти.
Занятия закончено. Педагог прощается с детьми дети аплодируют, постукивая по своим инструментам.
Список источников:
1. Васильева, Н. В. Методические рекомендации по составлению школьного расписания / Н. В. Васильева. – СПб., 2003.
2. Вишневский, В. А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии) / В. А. Вишневский. – М., 2002.
3. Горяев, В. Здоровье детей – категория педагогическая / В. Горяев // Воспитание школьников. – 1999. – № 1.
4. Дополнительное образование как система технологий сохранения и укрепления здоровья детей : учеб. пособие / Н. В. Сократов [и др.]. – Оренбург,
2001.
5. Москаленко, О. Н. Физминутки в начальной школе / О. Н. Москаленко.– М. : Граф-пресс, 2004.
6. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнов. – М. : АРКТИ, 2003.
7. Сократов, Н. В. Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей : методические рекомендации / Н. В. Сократов, В. Н. Феофанов. – Оренбург, 2001.
8. Теплов, Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б. М. Теплов // Известия АПН РСФСР. – Вып. 11. – М. – Л.
Технологическая карта занятия
№ | Этапы | Время | Деятельность педагога | Деятельность учеников | Дидактические материалы, оборудование |
1 | Начало занятия:
| 3 мин. | Приветствие гостей, учащихся. Сообщение темы и цели занятия. Проверка настройки музыкальных инструментов. Опрос | Внимательное слушание, исполнение. Ответы на вопросы педагога | Инструменты, тюнер. |
2 | Разминка исполнительского аппарата. Упражнения: «Добыча огня» «Медвежий массаж» «Крылья» «Гири и шарики» «Привет, пальцы» «Самолёт приземляется» | 6 мин. | Показ упражнений, объяснение | Выполнение упражнений | Демонстрация упражнений для разминки исполнительского аппарата |
3 | Проверка имеющихся знаний и умений учащихся
| 4 мин. | Исполнение, объяснение, вопросы к учащимся, пояснения, рекомендации | Исполнение, слушание, ответы на вопросы | Инструменты, акустическое оборудование, нотный материал, пюпитры. |
4 | Аутотренинг по снятию эмоционального напряжения перед выступлением | 7 мин. | Объяснение, показ, рекомендации, вопросы | Выполнение требований педагога, исполнение. | Демонстрация аутотренинга по снятию эмоционального напряжения перед выступлением |
5 | Чистовое проигрывание пьесы в оригинальном темпе. | 2 мин. | Дирижирование | Исполнение | Инструменты, акустическое оборудование, нотный материал, пюпитры. |
6 | Заключение.
| 3 мин. | Руководство, пояснения, выводы, вопросы. | Слушание. |
Общая продолжительность занятия – 25 мин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока «Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»
«Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»класс - ансамбль скрипачей «Созвучие» (4-7класс)...
Методы преодоления сценического волнения в подготовке к концертному выступлению музыканта-исполнителя
Музыкальная педагогика призвана разрабатывать прогрессивные формы образования, создавать новые методики с целью обновления учебно-воспитательного процесса и повышения его эффективности. Одной из...
Конспект открытого занятия по теме «Закрепление исполнительских навыков на материале классического экзерсиса»
Заняие по классическому танцу....
Методическая разработка- конспект открытого занятия "Анализ исполнения концертного вальса; самостоятельное составление латиноамериканских разминок. "
Образовательная область: дополнительное образование-танцыВозраст обучающихся: 9-13летТип з...
Открытый урок на тему: "Подготовка к концертному выступлению с учащейся 1 класса фортепианного отделения"
Работа над произведением в целом,развитие элементов художественного мастерства в процессе работы над музыкальным произведением, охват целостности формы...
Открытое занятие на тему: «Развитие технических навыков ансамблевой игры в процессе подготовки к концертному выступлению».
Тема: «Развитие технических навыков ансамблевой игры в процессе подготовки к концертному выступлению»....
Конспект открытого занятия по швейному делу в 9 классе. «Снятие мерок для построения чертежа платья»
Конспект открытого занятия по швейному делув 9 классе.«Снятие мерок для построения чертежа платья»...