рабочая программа по хору
рабочая программа по музыке по теме
Хоровое пение - основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение - природная способность человека, а человеческий голос - самый древний музыкальный инструмент. Тяга к хоровому пению, как средству самовыражения, известна с древности и заложена у человека на генетическом уровне. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру.
Хоровое пение - наиболее доступная исполнительская деятельность школьников. Правильное певческое развитие, с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rabota.doc | 181.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №1 г.Порхова»
Составила учитель музыки
Захарова Наталья Вельевна
учитель I категории
образование средне - специальное
2010год
Пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность.
Музыка - это один из универсальных и важнейших способов коммуникации, связывающая людей через пространство и время.
Хоровое пение - основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение - природная способность человека, а человеческий голос - самый древний музыкальный инструмент. Тяга к хоровому пению, как средству самовыражения, известна с древности и заложена у человека на генетическом уровне. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру.
Хоровое пение - наиболее доступная исполнительская деятельность школьников. Правильное певческое развитие, с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата.
Направленность данной авторской образовательной программы – художественно-эстетическая. По уровню освоения программа определяется как общекультурная, предполагающая удовлетворение познавательного интереса ребенка, приобретение им умений в совместной творческой деятельности, обогащение навыками общения.
Программа предоставляет возможность сделать результаты учебной работы начинающих музыкантов востребованными в живой концертной практике. Это означает, что учебно-репетиционные занятия детей реализуются в концертах, творческих вечерах, фестивалях и других ярких запоминающихся событиях в жизни детей и их родителей.
Репертуар программы базируется на лучших образцах народной, классической и современной профессиональной музыки. Программа предоставляет возможность детям исполнять произведения различных стилей, эпох, жанров и направлений. Она отвечает важной социальной задаче воспитания учащихся на основе приобщения к высоким духовным ценностям на раннем этапе эстетического развития. В образовательной программе разработан подробный репертуарный план по годам обучения, четко прочерчивающий вектор развития учащихся.
Цель программы: формирование основ музыкальной культуры учащихся для осуществления социально-значимой творческой деятельности и развития музыкально-эстетического вкуса через вокально-хоровое исполнительство.
Задачи программы:
Образовательные:
- содействовать формированию основных вокально-хоровых навыков: певческой установки, дыхания, звукообразования, чистоты интонации, дикции, ансамбля;
- создать условия для накопления учащимися музыкального багажа на основе работы над репертуаром и слушания музыки.
Развивающие:
- создать условия для развития музыкальных способностей: ладогармонического слуха, музыкальной памяти, метроритма;
- стимулировать развитие образного мышления, воображения, эмоционального восприятия музыки; культуры чувств;
- способствовать развитию осмысленного выразительного исполнения вокально-хоровых произведений;
- обеспечить овладение навыками понимания и следования дирижерским жестам;
- создать предпосылки для осознанного подхода детьми к процессу исполнения произведения (восприятие идей композитора и поэта, включение воображения, фантазии ребенка, постижение образно-эмоционального содержания произведения).
Воспитательные:
- создать условия для воспитания культурного слушателя, подготовленного к полноценному эстетическому восприятию музыкального искусства;
- способствовать воспитанию творческого исполнителя;
- содействовать воспитанию коммуникативных качеств личности, формированию культуры общения.
- создание ситуаций для творческой самореализации ребенка и педагога, на раскрытие творческого потенциала учащихся.
Для продуктивного решения поставленных задач приоритетными являются следующие педагогические принципы:
- индивидуальный подход к каждому ребенку; признание его уникальности и самоценности;
- систематичность и планомерность работы в классе и дома;
- поощрение творческой инициативы, признание его права на самореализацию;
- личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированная на его интересы.
При организации занятий используются методы:
- вербальные (рассказ педагога, беседа, диалог, анализ музыкального произведения и др.);
- наглядные (показ педагогом упражнения, работа по образцу - пение разных партий и
др.);
- практические
Форма и режим занятий.
Программа составлена для занятий хором в общеобразовательной школе и рассчитана на 4 – 7 классы.
Программа рассчитана на 4 года обучения по 1 часу в неделю (в год 36 часов).
Занятия проводятся на базе общеобразовательной школы.
В хор принимаются все желающие. Первоначальное прослушивание дает педагогу представление о музыкальных данных будущего ученика и возможность выявления различных нарушений голосового аппарата, дикции. Занятия проходят в группах, а также в подгруппах.
Групповые занятия включают в себя следующие разделы:
- вокально-хоровая работа,
- хоровое сольфеджио,
- слушание музыки,
- работа над репертуаром.
Кроме групповых занятий, по необходимости, возможна индивидуальная работа с учащимися. Практикуется объединение двух или более хоровых групп для проведения сводных репетиций. Подгрупповые занятия проводятся в классах по хору (занятия по партиям, коррекция голоса, контрольные занятия).
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
- Сформируются основные вокально-хоровые навыки;
- Сформируется интерес к вокально-хоровому исполнительству;
- Разовьется потребность в коллективном вокально-хоровом музицировании и способность к сотрудничеству и открытому доброжелательному общению.
Способами проверки ожидаемых результатов являются участие в предлагаемых концертах, фестивалях, праздниках, ежегодный мониторинг знаний и умений каждого учащегося. (Приложение №1)
Учебно-тематический план
1 год обучения.
№ | Название раздела и темы занятий | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Вокально-хоровые навыки | 4 | 1 | 3 |
3 | Хоровое сольфеджио | 5 | 2 | 3 |
4 | Работа над репертуаром | 20 | 6 | 14 |
5 | Слушание музыки | 3 | 1 | 2 |
6 | Исполнительская деятельность | 2 | 1 | 1 |
7 | Итоговый отчетный концерт | 1 | - | 1 |
ИТОГО | 36 | 12 | 24 |
Содержание программы
первого года обучения
№ п/п | тема | Знания, умения, навыки | Упражнения | Количество занятий Теория/практика |
1 | Вводное занятие | Знакомство с учащимися, ознакомление с основными разделами программы и формами работы. | 1/0 | |
2 | Вокально – хоровая работа (Приложение №2) | Развитие музыкальных способностей. Певческая осанка, навык правильного открытия рта. Певческое дыхание и его роль в звукообразовании. Формирование плавного и экономного выдоха во время фонации. Пение по руке. | Использование игровых моментов. Упражнения на правильное положение головы, расслабление мышц шеи и лица. Упражнения на дикцию. Упражнения на дыхание. Упражнения, построенные на поступенных восходящих и нисходящих звукорядах. | 1/3 |
3 | Хоровое сольфеджио | Длительности: целая, половинная. Пение знакомых мелодий. Сильная и слабая доля. Понятие о высоких и низких звуках. Определение на слух ударного слога, коротких и длинных слогов; | Ритмические упражнения. Счет на 2/4 с тактированием. - повторение ритмической модели за педагогом (с использованием ритмослогов, инструментария, опорно-двигательного аппарата); - ритмическое оформление слов, фраз, стихов; упражнения на ритмослоговое чтение слов; - работа с ритмическими моделями по таблицам, карточкам, на материале разучиваемых произведений (чтение на ритмослоги, прохлопывание). | 2/3 |
4 | Работа над репертуаром | Беседы об авторах произведений: историческая эпоха, в которой жили авторы исполняемых произведений, стилевые, жанровые и другие особенности произведений, раскрытие поэтического содержания. | Расширение репертуара за счет большего включения произведений русской и зарубежной классики. | 6/14 |
5 | Слушание музыки | Музыка и изобразительность. Понятие о музыкальных жанрах и формах. | П.И. Чайковский «Детский альбом». Р. Шуман «Альбом для юношества». К. Сен-Санс «Карнавал животных». | 1/2 |
6 | Исполнительская деятельность | Умение петь под руководством дирижера на сцене. Собранность, внимательность, артистичность на сцене. | Выступления в концертах. Репетиции на сцене. | 1/1 |
Анализ работы I года обучения
Содержание программы по музыке включает в себя произведения таких композиторов как П.И. Чайковский, Э. Григ, В.А. Моцарт, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, С.С. Прокофьев, Г. Свиридов, И.С. Бах, К. Сен-Санс, В.Я. Шаинский и др. Музыкальные произведения, соответствуют критериям художественности, увлекательности, педагогической целесообразности, воспитательной значимости.
. Сформировались умения слышать музыку, закрепилось эмоциональное восприятие, выработалось ценностное отношение к музыке.
Приобрели навыки мелодической, ритмической и двигательной импровизации.
Разнообразные виды учебной музыкальной деятельности обеспечили максимально широкий объём получаемых знаний о музыке и знаний самих музыкальных произведений. Слушание музыки привело к развитию слухового опыта, в результате чего могли самостоятельно понимать содержание незнакомого им произведения.
Применялись следующие этапы в организации слушания музыки:
- вступительное слово учителя;
- слушание произведения;
- беседа о прослушанном произведении;
- анализ произведения;
- повторное слушание.
На основе навыка осознанного восприятия музыки, полученного в результате слушательской деятельности, развиваются исполнительские умения и навыки. Исполнительская деятельность учащихся осуществляется в следующих видах:
- хоровое, ансамблевое и сольное пение;
- музыкально-ритмические движения.
Осваивая исполнительские виды деятельности, учащиеся приобрели практический опыт воспроизведения разнообразных музыкальных интонаций, благодаря чему более глубоко проникают в содержание музыки, они как бы «проживают» это содержание, что, несомненно, сказывается на уровне их музыкальной культуры. Следует отметить, что исполнение музыки – более активный вид музыкальной деятельности по сравнению со слушанием музыки.
Коллективность музыкального действия, совместность индивидуальных музыкально-эстетических переживаний, ответственность каждого за общее дело - все эти качества присущи хоровому пению как виду музыкально исполнительской деятельности.
Отличительными критериями оценки творчества и деятельности учащихся являются неповторимость и оригинальность, проявляющиеся в опоре на личную инициативу, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
Результаты. (Приложение №3)
- Районный конкурс «Новые имена» 2007 год - Диплом III степени [1]
- Районный конкурс «Вокально – хореографическая мозаика» 2007 – Грамоты за активное участие (младшая вокальная группа [2] и вокальная группа «Тайна»[3])
Учебно-тематический план
2 год обучения.
№ | Название раздела и темы занятий | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Вокально-хоровые навыки | 4 | 1 | 3 |
3 | Хоровое сольфеджио | 5 | 2 | 3 |
4 | Работа над репертуаром | 20 | 6 | 14 |
5 | Слушание музыки | 3 | 1 | 2 |
6 | Исполнительская деятельность | 2 | 1 | 1 |
7 | Итоговый отчетный концерт | 1 | - | 1 |
ИТОГО | 36 | 12 | 24 |
Содержание программы
второго года обучения
№ п/п | тема | Знания, умения, навыки | Упражнения | Количество занятий Теория/Практика |
1 | Вводное занятие | Ознакомление учащихся с основными разделами программы и формами работы второго года обучения. | Повторение программы первого года обучения. | 1/0 |
2 | Вокально – хоровая работа (приложение №2) | Работа по воспитанию музыкального, гармонического слуха, ритма. Пение канонов. Пение произведений с элементами двухголосия. Выступление некоторых детей в роли солистов. Тембр, звуковедение. | Упражнения на задержку дыхания; исполнение длинных фраз на одном дыхании. Комплекс упражнений, вырабатывающих цепное дыхание. Упражнения, помогающие выработке навыков выразительного пения. Упражнения на развитие правильного формирования звука, пение одного звука. Простые по мелодике и ритму распевки по полутонам вверх или вниз, направленные на отработку различных приемов голосоведения. | 1/3 |
3 | Хоровое сольфеджио | Ладотональность. Метроритм Двухголосие | Пение гамм вслух и про себя, с различными нюансами, попеременно между двумя группами, с педагогом, в разных темпах. Исполнение ритмических канонов. Построение интервалов, пение, определение на слух. Пение двухголосия с прямым и противоположным движением голосов. | 2/3 |
4 | Работа над репертуаром | Выработка актуальных технологических методов обучения на решение конкретных репертуарных трудностей. Беседы об авторах произведений: историческая эпоха, в которой жили авторы исполняемых произведений, стилевые, жанровые и другие особенности произведений, раскрытие поэтического содержания. Расширение репертуара за счет большего включения произведений русской и зарубежной классики. | Народные песни. Русская и зарубежная классика. Современные хоровые произведения. Работа над пением без сопровождения, a capella. | 6/14 |
5 | Слушание музыки | Вокальные и инструментальные жанры. Знакомство с жанрами хоровой музыки: гимны, кантаты, оратории. Программно-изобразительная музыка. | И.С. Бах « Кофейная кантата». И. Гайдн Оратория «Времена года». П.И.Чайковский «Времена года». | 1/2 |
6 | Исполнительская деятельность | Умение петь под руководством дирижера на сцене. Собранность, внимательность, артистичность на сцене. | Выступления в концертах. Репетиции на сцене | 1/1 |
Анализ работы II года обучения
Основные направления работы - это воспитание музыкального, гармонического слуха, ритма. Пение канонов. Пение произведений с элементами двухголосия.
Выступление некоторых детей в роли солистов. Расширение репертуара произошло за счет большего включения произведений русской и зарубежной классики.
Познакомились с жанрами хоровой музыки: гимны, кантаты, оратории. Закреплены навыки пения под руководством дирижера на сцене.
В процессе хорового пения все музыкальные проявления ребят обнаруживаются более отчетливо и ясно, нежели при восприятии музыки. В ходе работы над произведением нечеткость музыкально-слуховых представлений тотчас же передается исполнению, влияя на точность воспроизведения звуковысотного и ритмического рисунка. То же можно сказать и о выразительности исполнения.
Исполнение становится осмысленным, ярким, художественно выразительным, подлинно музыкальным.
Ученик окружен сверстниками, вместе с ними занят общим делом и не чувствует по отношению к себе какой-либо особой учительской заинтересованности. Такое комфортное в психологическом отношении состояние способствует активизации внешних проявлений музыкального переживания.
Результаты:
- Участие в праздничном концерте к Дню учителя
- Участие в праздничном концерте ко Дню матери
- Участие в праздничном концерте к 23 февраля
- Участие в праздничном концерте к 8 марта
Учебно-тематический план
3 год обучения.
№ | Название раздела и темы занятий | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Вокально-хоровые навыки | 4 | 1 | 3 |
3 | Хоровое сольфеджио | 5 | 2 | 3 |
4 | Работа над репертуаром | 20 | 5 | 15 |
5 | Слушание музыки | 3 | 1 | 2 |
6 | Исполнительская деятельность | 2 | 1 | 1 |
7 | Итоговый отчетный концерт | 1 | - | 1 |
ИТОГО | 36 | 11 | 25 |
Содержание программы
третьего года обучения
№ п/п | тема | Знания, умения, навыки | Упражнения | Количество занятий Теория/Практика |
1 | Вводное занятие | Ознакомление учащихся с основными разделами программы и формами работы третьего года обучения. | 1/0 | |
2 | Вокально – хоровая работа (Приложение №4) | Работа по воспитанию музыкального, гармонического слуха, ритма. Пение канонов. Пение произведений с элементами двухголосия. Выступление некоторых детей в роли солистов. Тембр, Звуковедение, Навыки кантиленного пения. | Упражнения на задержку дыхания; исполнение длинных фраз на одном дыхании. Комплекс упражнений, вырабатывающих цепное дыхание. Упражнения на развитие правильного формирование звука, пение одного звука на crescendo и diminuendo. Упражнения, помогающие выработке навыков выразительного пения. Упражнения на развитие правильного формирования звука, пение одного звука. Простые по мелодике и ритму распевки по полутонам вверх или вниз, направленные на отработку различные приемов голосоведения. | 1/3 |
3 | Хоровое сольфеджио | Ладотональность Метроритм Двухголосие | Пение секвенций с названием нот. Пение гамм вслух и про себя, с различными нюансами, попеременно между двумя группами, с педагогом, в разных темпах. Исполнение ритмических канонов. Чтение ритма ритмослогами с тактированием и с дирижированием. Пение двухголосия с прямым и противоположным движением голосов. | 2/3 |
4 | Работа над репертуаром | Выработка актуальных технологических методов обучения на решение конкретных репертуарных трудностей. Беседы об авторах произведений: историческая эпоха, в которой жили авторы исполняемых произведений, стилевые, жанровые и другие особенности произведений, раскрытие поэтического содержания. Расширение репертуара за счет большего включения произведений русской и зарубежной классики. | Народные песни. Русская и зарубежная классика. Современные хоровые произведения. Работа над пением без сопровождения a capella. | 5/15 |
5 | Слушание музыки | Элементарное знакомство с видами изложения музыки. Понятие сольного исполнения, ансамблевого и хорового. | Вокальное исполнение с сопровождением (фортепиано, инструментальный ансамбль, оркестр) и без него. Различие вокального исполнительства по жанрам: оперное, связанное с театральным действием; камерное, предполагающее выступление солистов, ансамблей; хоровое. Э. Григ «Пер Гюнт». М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина». Путешествие по оркестру: «Петя и волк» С. Прокофьева. | 1/2 |
6 | Исполнительская деятельность | Выступления в концертах. Репетиции на сцене. Умение петь под руководством дирижера на сцене. Формирование собранности, внимательности, артистичности на сцен | Концертно-исполнительская деятельность и массовая работа. | 1/1 |
Анализ работы III года обучения
Продолжена работа над произведениями с элементами двухголосия.
Знакомство с видами изложения музыки. Понятие сольного исполнения, ансамблевого, хорового и выступление некоторых детей в роли солистов.
Происходит выработка актуальных технологических методов обучения на решение конкретных репертуарных трудностей. В подборе хорового репертуара участвует детский коллектив.
Репертуар стал более разнообразным по тематике, жанрам, стилистическим особенностям, так как учитываются все желания хорового коллектива.
Работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора.
В хоровом пении успехи и недостатки прослеживаются и соответственно отмечаются поощрением или замечанием. Участники хора самым положительным образом оценивают успех сверстника, если он был, достигнут упорным трудом и волей; значительно меньшим энтузиазмом хористы встречают поощрения и награды, полученные лишь благодаря природным данным.
Концертно-исполнительская деятельность становиться более эмоциональной, образной и результативной.
Результаты. (Приложение №5)
- Районный литературный праздник «Мой Пушкин» 2009год - грамота за активное участие [1]
- Районный смотр художественного творчества «Здесь оставлено сердце моё» 2009 – лауреат (Вокальная групп «Тайна»)[2]
- Районный смотр художественного творчества «Здесь оставлено сердце моё» 2009 – Грамота за I место (Художественный коллектив)[3]
- Районный конкурс «Новые имена» 2009 год – грамота за активное участие [4]
Учебно-тематический план
4 год обучения.
№ | Название раздела и темы занятий | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Вокально-хоровые навыки | 4 | 1 | 3 |
3 | Хоровое сольфеджио | 5 | 2 | 3 |
4 | Работа над репертуаром | 20 | 5 | 15 |
5 | Слушание музыки | 3 | 1 | 2 |
6 | Исполнительская деятельность | 2 | 1 | 1 |
7 | Итоговый отчетный концерт | 1 | - | 1 |
ИТОГО | 36 | 11 | 25 |
Содержание программы
четвертого года обучения
№ п/п | тема | Знания, умения, навыки | Упражнения | Количество занятий Теория/Практика |
1 | Вводное занятие | Ознакомление учащихся с основными разделами программы и формами работы четвертого года обучения. | 1/- | |
2 | Вокальною – хоровая работа (Приложение №4) | Развитие верхней зоны головного резонирования. Единая манера звукообразования. Тембр. Звуковедение. Знакомство с полифоническим пением. | Пение упражнений с разными штрихами и нюансами. Певческая установка и звукообразование. | 1/3 |
3 | Хоровое сольфеджио | Параллельные и одноименные тональности. Тональности до двух ключевых знаков. Ритмические группы: синкопа. Освоение ритмической группы с шестнадцатыми, пунктирного ритма, синкопы. | Пение двухголосия с прямым, параллельным и противоположным движением голосов. | 2/3 |
4 | Работа над репертуаром | Выработка актуальных технологических методов обучения на решение конкретных репертуарных трудностей. Беседы об авторах произведений: историческая эпоха, в которой жили авторы исполняемых произведений, стилевые, жанровые и другие особенности произведений, раскрытие поэтического содержания. Расширение репертуара за счет большего включения произведений русской и зарубежной классики. Работа над пением без сопровождения a capella. Пение духовной музыки. | Народные песни. Русская и зарубежная классика. Современные хоровые произведения. Работа над пением без сопровождения a capella. | 5/15 |
5 | Слушание музыки | Знакомство со сложными синтетическими жанрами музыки. | И.С.Бах «Страсти по Матфею». В.А. Моцарт «Реквием». С. Рахманинов «Всенощное бдение». | 1/2 |
6 | Исполнительская деятельность | Умение петь под руководством дирижера на сцене. Формирование собранности, внимательности, артистичности на сцене. | Выступления в концертах. Репетиции на сцене | 1/1 |
Анализ работы IV года обучения.
Чтобы занятие прошло интересно, эмоционально, хормейстером используется театральная лексика, вырабатываются «мизансцены», планируется кульминация занятия и другие компоненты.
Применяются упражнения с разными штрихами и нюансами для развития верхней зоны головного резонирования и единой манерой звукообразования. Продолжается работа над ритмом, звуковедением, двухголосием, над пением без сопровождения a capella.
В репертуаре народные песни, русская и зарубежная классика, современные хоровые произведения.
Работа над пением без сопровождения a capella.
Занятие хора - комплекс учебных знаний, тесно связанный с другими учебными дисциплинами музыкального, эстетического и общеобразовательного циклов. Хоровое пение - единственный предмет в учебном плане, содержащий в себе такое количество межпредметных связей.
Результаты: (Приложение №6)
- Районный смотр художественного творчества «Я всё люблю, что мне Земля дала» 2010 год - лауреат (вокальная группа «Тайна») [1]
- Районный смотр художественного творчества «Я всё люблю, что мне Земля дала» 2010 год – лауреат (хоровой коллектив школы №1) [2]
- ЦТИ «Snail» Всероссийская дистанционная неделя музыки «Музыкальная ярмарка виртуальных талантов» 2010 год – Победитель (команда «Веселые нотки») [3]
- Районный смотр художественного творчества «Хороша ты, родная Земля» 2011год. – Лучший художественный коллектив, лауреат - вокальная группа «Веселые нотки», лауреат – хоровой коллектив.[4]
Итоговые умения и навыки
После четырех лет занятий в хоре учащиеся должны обладать:
прочными навыками звукообразования в разных голосовых регистрах (фальцетном, грудном, смешанном);
навыками артикуляции (отчетливое произношение, растягивать гласные и коротко произносить согласные и др.);
навыками певческого дыхания (смешанное – грудобрюшное дыхание, глубокий вдох и постепенный экономный выдох, умение распределять дыхание, цепное дыхание и т.д.);
навыками выразительного исполнения.
Должны уметь:
настраиваться по камертону на тональность (до двух знаков);
петь мажорные гаммы в тональностях до двух знаков;
петь один из видов минора в тональностях до двух знаков;
петь гармоническую последовательность в мажоре;
петь наизусть два одноголосных произведения из репертуара;
петь двухголосные произведения наизусть дуэтом, ансамблем;
Список использованной литературы
- Асафьев Б. О хоровом искусстве. М.: Музыка, 1980.
- Бартенева Л. Лебедев Константин Михайлович.: Монография. - М., 2002.
- Богомолова Н., Баробошкина А. Музыкальная грамота Л.: Музыка, 1986.
- Герасимова-Персидская Н. Русская музыка XVII века: встреча двух эпох. М.,2001.
- Добровольская Н. Распевание в школьном хоре. – М.: Музыка, 1968.
- Емельянов В. Развитие голоса. СПб., 1997.
- Едунов С., Праслова Г. Программа по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования. - СПб., 2001.
- Мальцев С., Шевченко Г. Опыт обучения гармонизации и импровизации для хоровых отделений ДМШ /методическая разработка/. Л., 1986.
- Металлиди Ж., Перцовская А. «Сольфеджио для 1 классов ДМШ»: учебное пособие.
- Морозов В. Тайны вокальной речи.- Л.: Наука, 1967.
- Менабени А. Методика обучения сольному пению. М.: Просвещение, 1987.
- Николаева Е. История музыкального образования. Древняя Русь, конец X – середина ХVII столетия. М., 2003.
- Никольская-Береговская К. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI
века. М., 2003.
- Работа с детским хором: сб.статей/под ред. В. Соколова. – М.: Музыка, 1981.
- 100 канонов для детского хора./Сост. Л. Абелян, В. Попов. - М.: Музыка, 1969.
- Стулова Г. теория и практика работы с детским хором. М.:, 2002.
- Струве Г. Хоровое сольфеджио. М.: Советский композитор, 1988.
- Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом.- М.: Музыка, 1981.
- Юдина Е. Мой первый учебник по музыке и творчеству. М., 1997.
- А. Н. Карасёв «Методика пения».
- А.И. Пузыревский «О желательной постановке пения в городских училищах и школах». Журнал «Русская школа» 1892 год №7. Стр.32
- Г. Урбанович «Певческий голос учителя» в сборнике «Музыкальное воспитание в школе». Составитель - О. А. Апраксина. Вып.14.Москва 1978 год.
- Е. Сарычев. « Сценическая речь» Москва «Просвещение» 1984 год
- Тевлина В.К. «Вокально-хоровая работа» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 15 Москва 1982 год.
- Черноиваненко Н. «Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности» в кн. «Музыкальное воспитание в
школе». Москва «Просвещение»1989 год.
- Стулова Г.Г. «Хоровой класс» Москва «Просвещение» 1988 год.
- «Хрестоматия по методике музыкального воспитания». Составитель-Апраксина О.О. Москва «Просвещение» 1987 год.
- «Планета детства». Составитель - Озерова Н. Н. Санкт-Петербург 1994 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по хору
Программа по хору для эстетического отделения музыкальной школы. С 1-го по 4-й класс....
Программа по хору
Программа по хору...
Программа по хору
Программа...
Образовательная программа по хору
Образовательная программа хорового коллектива "Lе Soleil "...
рабочая программа по хору ФГОС 1 класс 2016-2017
требования на 2016/17 уч.год...
Программа школьного хора "Серебряные голоса"
Рабочая программа школьного хора...