рабочая программа по хору
рабочая программа по музыке по теме

Захарова Наталья Вельевна

 

Хоровое пение - основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение - природная способность человека, а человеческий голос - самый древний музыкальный инструмент. Тяга к хоровому пению, как средству самовыражения, известна с древности и заложена у человека на генетическом уровне. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру.

Хоровое пение - наиболее доступная исполнительская деятельность школьников. Правильное певческое развитие,  с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rabota.doc181.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №1 г.Порхова»

Составила учитель музыки

Захарова Наталья Вельевна

учитель I категории

образование средне - специальное

2010год

Пояснительная записка

Актуальность и педагогическая целесообразность.

Музыка - это один из универсальных и важнейших способов коммуникации,  связывающая людей через пространство и время.

Хоровое пение - основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение - природная способность человека, а человеческий голос - самый древний музыкальный инструмент. Тяга к хоровому пению, как средству самовыражения, известна с древности и заложена у человека на генетическом уровне. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру.

Хоровое пение - наиболее доступная исполнительская деятельность школьников. Правильное певческое развитие,  с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата.

Направленность данной авторской образовательной программы – художественно-эстетическая. По уровню освоения программа определяется как общекультурная, предполагающая удовлетворение познавательного интереса ребенка, приобретение им умений в совместной творческой деятельности, обогащение навыками общения.

Программа предоставляет возможность сделать результаты учебной работы начинающих музыкантов востребованными в живой концертной практике. Это означает, что учебно-репетиционные занятия детей реализуются в концертах, творческих вечерах, фестивалях и других ярких запоминающихся событиях в жизни детей и их родителей.

Репертуар программы базируется на лучших образцах народной, классической и современной профессиональной музыки. Программа предоставляет возможность детям исполнять произведения различных стилей, эпох, жанров и направлений. Она отвечает важной социальной задаче воспитания учащихся на основе приобщения к высоким духовным ценностям на раннем этапе эстетического развития. В образовательной программе разработан подробный репертуарный план по годам обучения, четко прочерчивающий вектор развития учащихся.

Цель программы: формирование основ музыкальной культуры учащихся для осуществления социально-значимой творческой деятельности и развития музыкально-эстетического вкуса через вокально-хоровое исполнительство.

Задачи программы:

Образовательные:

- содействовать формированию основных вокально-хоровых навыков: певческой установки, дыхания, звукообразования, чистоты интонации, дикции, ансамбля;

- создать условия для накопления учащимися музыкального багажа на основе работы над репертуаром и слушания музыки.

Развивающие:

- создать условия для развития музыкальных способностей: ладогармонического слуха, музыкальной памяти, метроритма;

- стимулировать развитие образного мышления, воображения, эмоционального восприятия музыки; культуры чувств;

- способствовать развитию осмысленного выразительного исполнения вокально-хоровых произведений;

- обеспечить овладение навыками понимания и следования дирижерским жестам;

- создать предпосылки для осознанного подхода детьми к процессу исполнения произведения (восприятие идей композитора и поэта, включение воображения, фантазии ребенка, постижение образно-эмоционального содержания произведения).

Воспитательные:

- создать условия для воспитания культурного слушателя, подготовленного к  полноценному эстетическому восприятию музыкального искусства;

- способствовать воспитанию творческого исполнителя;

- содействовать воспитанию коммуникативных качеств личности, формированию культуры общения.

- создание ситуаций для творческой самореализации ребенка и педагога, на раскрытие творческого потенциала учащихся.

Для продуктивного решения поставленных задач приоритетными являются следующие педагогические принципы:

- индивидуальный подход к каждому ребенку; признание его уникальности и самоценности;

- систематичность и планомерность работы в классе и дома;

- поощрение творческой инициативы, признание его права на самореализацию;

- личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированная на его интересы.

При организации занятий используются методы:

- вербальные (рассказ педагога, беседа, диалог, анализ музыкального произведения и др.);

- наглядные (показ педагогом упражнения, работа по образцу - пение разных  партий и

др.);

- практические

Форма и режим занятий.

Программа составлена для занятий хором в общеобразовательной школе и рассчитана на 4 – 7 классы.

 Программа рассчитана на 4 года обучения по 1 часу в неделю (в год 36 часов).

Занятия проводятся на базе общеобразовательной школы.

В хор принимаются все желающие. Первоначальное прослушивание дает педагогу представление о музыкальных данных будущего ученика и возможность выявления различных нарушений голосового аппарата, дикции. Занятия проходят в группах, а также в подгруппах.

 Групповые занятия включают в себя следующие разделы:

- вокально-хоровая работа,

- хоровое сольфеджио,

- слушание музыки,

- работа над репертуаром.

Кроме групповых занятий, по необходимости, возможна индивидуальная работа с учащимися. Практикуется объединение двух или более хоровых групп для проведения сводных репетиций. Подгрупповые занятия проводятся в классах по хору (занятия по партиям, коррекция голоса, контрольные занятия).

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

- Сформируются основные вокально-хоровые навыки;

- Сформируется интерес к вокально-хоровому исполнительству;

- Разовьется потребность в коллективном вокально-хоровом музицировании и способность к сотрудничеству и открытому доброжелательному общению.

Способами проверки ожидаемых результатов являются участие в предлагаемых концертах, фестивалях, праздниках, ежегодный мониторинг знаний и умений каждого учащегося. (Приложение №1)

Учебно-тематический план

1 год обучения.

Название раздела и темы занятий

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Вокально-хоровые навыки

4

1

3

3

Хоровое сольфеджио

5

2

3

4

Работа над репертуаром

20

6

14

5

Слушание музыки

3

1

2

6

Исполнительская деятельность

2

1

1

7

Итоговый отчетный концерт

1

-

1

ИТОГО

36

12

24

Содержание программы

первого года обучения

№ п/п

тема

Знания, умения, навыки

Упражнения

Количество занятий

Теория/практика

1

Вводное занятие

Знакомство с учащимися, ознакомление с основными разделами программы и формами работы.

1/0

2

Вокально – хоровая работа

(Приложение №2)

Развитие музыкальных способностей. Певческая осанка, навык правильного открытия рта. Певческое дыхание и его роль в звукообразовании. Формирование плавного и экономного выдоха во время фонации.  Пение по руке.

Использование игровых моментов.

Упражнения на правильное положение головы, расслабление мышц шеи и лица. Упражнения на дикцию. Упражнения на дыхание. Упражнения, построенные на поступенных восходящих и нисходящих звукорядах.

1/3

3

Хоровое сольфеджио

Длительности: целая, половинная.

Пение знакомых мелодий. Сильная и слабая доля. Понятие о высоких и низких звуках.

Определение на слух ударного слога, коротких и длинных слогов;

Ритмические упражнения. Счет на 2/4 с тактированием.

- повторение ритмической модели за педагогом (с использованием    ритмослогов,

инструментария, опорно-двигательного аппарата);

- ритмическое оформление слов, фраз, стихов; упражнения на ритмослоговое чтение слов;

- работа с ритмическими моделями по таблицам, карточкам, на материале разучиваемых

произведений (чтение на ритмослоги, прохлопывание).

2/3

4

Работа над репертуаром

Беседы об авторах произведений: историческая эпоха, в которой жили авторы исполняемых произведений, стилевые, жанровые и другие особенности произведений, раскрытие поэтического содержания.

Расширение репертуара за счет большего включения произведений русской и зарубежной классики.

6/14

5

Слушание музыки

Музыка и изобразительность. Понятие о музыкальных жанрах и формах.

П.И. Чайковский «Детский альбом».

 Р. Шуман «Альбом для юношества».

К. Сен-Санс «Карнавал животных».

1/2

6

Исполнительская деятельность

Умение петь под руководством дирижера на сцене. Собранность, внимательность, артистичность на сцене.

Выступления в концертах.

Репетиции на сцене.

1/1

Анализ работы I года обучения

Содержание программы по музыке  включает в себя произведения таких композиторов как П.И. Чайковский, Э. Григ, В.А. Моцарт, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, С.С. Прокофьев, Г. Свиридов, И.С. Бах, К. Сен-Санс, В.Я. Шаинский и др. Музыкальные произведения, соответствуют критериям художественности, увлекательности, педагогической целесообразности, воспитательной значимости.

. Сформировались умения слышать музыку, закрепилось  эмоциональное восприятие, выработалось ценностное отношение к музыке.
Приобрели навыки мелодической, ритмической и двигательной импровизации.

Разнообразные виды  учебной музыкальной деятельности обеспечили максимально широкий объём получаемых знаний о музыке и знаний самих музыкальных произведений. Слушание музыки привело к  развитию слухового опыта,  в результате чего могли самостоятельно понимать содержание незнакомого им произведения.
Применялись следующие этапы в организации слушания музыки:

  • вступительное слово учителя;
  • слушание произведения;
  • беседа о прослушанном произведении;
  • анализ произведения;
  • повторное слушание.

На основе навыка осознанного восприятия музыки, полученного в результате слушательской деятельности, развиваются исполнительские умения и навыки. Исполнительская деятельность учащихся осуществляется в следующих видах:

  • хоровое, ансамблевое и сольное пение;
  • музыкально-ритмические движения.

Осваивая исполнительские виды деятельности, учащиеся приобрели практический опыт воспроизведения разнообразных музыкальных интонаций, благодаря чему более глубоко проникают в содержание музыки, они как бы «проживают» это содержание, что, несомненно, сказывается на уровне их музыкальной культуры. Следует отметить, что исполнение музыки – более активный вид музыкальной деятельности по сравнению со слушанием музыки.

Коллективность музыкального действия, совместность индивидуальных музыкально-эстетических переживаний, ответственность каждого за общее дело - все эти качества присущи хоровому пению как виду музыкально исполнительской деятельности.

Отличительными критериями оценки творчества и деятельности учащихся являются неповторимость и оригинальность, проявляющиеся в опоре на личную инициативу, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

Результаты. (Приложение №3)

  • Районный конкурс «Новые имена» 2007 год - Диплом III степени [1]
  • Районный конкурс «Вокально – хореографическая мозаика» 2007 – Грамоты за активное участие (младшая вокальная группа [2] и вокальная группа «Тайна»[3])

Учебно-тематический план

2 год обучения.

Название раздела и темы занятий

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Вокально-хоровые навыки

4

1

3

3

Хоровое сольфеджио

5

2

3

4

Работа над репертуаром

20

6

14

5

Слушание музыки

3

1

2

6

Исполнительская деятельность

2

1

1

7

Итоговый отчетный концерт

1

-

1

ИТОГО

36

12

24

Содержание программы

 второго года обучения

№ п/п

тема

Знания, умения, навыки

Упражнения

Количество занятий

Теория/Практика

1

Вводное занятие

Ознакомление учащихся с основными разделами программы и формами работы второго года обучения.

Повторение программы первого года обучения.

1/0

2

Вокально – хоровая работа

(приложение №2)

Работа по воспитанию музыкального, гармонического слуха, ритма. Пение канонов. Пение произведений с элементами двухголосия. Выступление некоторых детей в роли солистов.

Тембр, звуковедение.

Упражнения на задержку дыхания; исполнение длинных фраз на одном дыхании.

Комплекс упражнений, вырабатывающих цепное дыхание.

Упражнения, помогающие выработке навыков выразительного пения.

Упражнения на развитие правильного формирования звука, пение одного звука.

Простые по мелодике и ритму распевки по полутонам вверх или вниз, направленные на отработку различных приемов голосоведения.

1/3

3

Хоровое сольфеджио

Ладотональность.

Метроритм

Двухголосие

Пение гамм вслух и про себя, с различными нюансами, попеременно между двумя группами, с педагогом, в разных темпах.

Исполнение ритмических канонов.

Построение интервалов, пение, определение на слух. Пение двухголосия с прямым и противоположным движением голосов.

2/3

4

Работа над репертуаром

Выработка актуальных технологических методов обучения на решение конкретных репертуарных трудностей.

Беседы об авторах произведений: историческая эпоха, в которой жили авторы исполняемых произведений, стилевые, жанровые и другие особенности произведений, раскрытие поэтического содержания. Расширение репертуара за счет большего включения произведений русской и зарубежной классики.

Народные песни. Русская и зарубежная классика. Современные хоровые произведения.

Работа над пением без сопровождения,

a capella.

6/14

5

Слушание музыки

Вокальные и инструментальные жанры. Знакомство с жанрами хоровой музыки: гимны, кантаты, оратории. Программно-изобразительная музыка.

И.С. Бах « Кофейная кантата». И. Гайдн Оратория «Времена года». П.И.Чайковский «Времена года».

1/2

6

Исполнительская деятельность

Умение петь под руководством дирижера на сцене. Собранность, внимательность, артистичность на сцене.

Выступления в концертах. Репетиции на сцене

1/1

Анализ работы II года обучения

Основные направления работы  -  это  воспитание музыкального, гармонического слуха, ритма. Пение канонов. Пение произведений с элементами двухголосия.

Выступление некоторых детей в роли солистов. Расширение репертуара произошло за счет большего включения произведений русской и зарубежной классики.

Познакомились с жанрами хоровой музыки: гимны, кантаты, оратории. Закреплены навыки  пения  под руководством дирижера на сцене.

В процессе хорового пения все музыкальные проявления ребят обнаруживаются более отчетливо и ясно, нежели при восприятии музыки. В ходе работы над произведением нечеткость музыкально-слуховых представлений тотчас же передается исполнению, влияя на точность воспроизведения звуковысотного и ритмического рисунка. То же можно сказать и о выразительности исполнения.

Исполнение становится осмысленным, ярким, художественно выразительным, подлинно музыкальным.

Ученик окружен сверстниками, вместе с ними занят общим делом и не чувствует по отношению к себе какой-либо особой учительской заинтересованности. Такое комфортное в психологическом отношении состояние способствует активизации внешних проявлений музыкального переживания.

Результаты:

  • Участие в праздничном концерте к Дню учителя
  • Участие в праздничном концерте ко Дню матери
  • Участие в праздничном концерте к 23 февраля
  • Участие в праздничном концерте к 8 марта

                                                     

Учебно-тематический план

3 год обучения.

Название раздела и темы занятий

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Вокально-хоровые навыки

4

1

3

3

Хоровое сольфеджио

5

2

3

4

Работа над репертуаром

20

5

15

5

Слушание музыки

3

1

2

6

Исполнительская деятельность

2

1

1

7

Итоговый отчетный концерт

1

-

1

ИТОГО

36

11

25

Содержание программы

третьего года обучения

№ п/п

тема

Знания, умения, навыки

Упражнения

Количество занятий

Теория/Практика

1

Вводное занятие

Ознакомление учащихся с основными разделами программы и формами работы третьего года обучения.

1/0

2

Вокально – хоровая работа

(Приложение №4)

Работа по воспитанию музыкального, гармонического слуха, ритма. Пение канонов. Пение произведений с элементами двухголосия. Выступление некоторых детей в роли солистов.

Тембр, Звуковедение,

Навыки кантиленного пения.

Упражнения на задержку дыхания; исполнение длинных фраз на одном дыхании.

Комплекс упражнений, вырабатывающих цепное дыхание. Упражнения на развитие правильного формирование звука, пение одного звука на crescendo и diminuendo.

Упражнения, помогающие выработке навыков выразительного пения.

Упражнения на развитие правильного формирования звука, пение одного звука.

Простые по мелодике и ритму распевки по полутонам вверх или вниз, направленные на отработку различные приемов голосоведения.

1/3

3

Хоровое сольфеджио

Ладотональность

Метроритм

Двухголосие

Пение секвенций с названием нот. Пение гамм вслух и про себя, с различными нюансами, попеременно между двумя группами, с педагогом, в разных темпах.

Исполнение ритмических канонов. Чтение ритма ритмослогами с тактированием и с дирижированием.

Пение двухголосия с прямым и противоположным движением голосов.

2/3

4

Работа над репертуаром

Выработка актуальных технологических методов обучения на решение конкретных репертуарных трудностей.

Беседы об авторах произведений: историческая эпоха, в которой жили авторы исполняемых произведений, стилевые, жанровые и другие особенности произведений, раскрытие поэтического содержания. Расширение репертуара за счет большего включения произведений русской и зарубежной классики.

Народные песни. Русская и зарубежная классика. Современные хоровые произведения.

Работа над пением без сопровождения

a capella.

5/15

5

Слушание музыки

Элементарное знакомство с видами изложения музыки. Понятие сольного исполнения, ансамблевого и хорового.

Вокальное исполнение с сопровождением (фортепиано, инструментальный ансамбль, оркестр) и без него. Различие вокального исполнительства по жанрам: оперное, связанное с театральным действием; камерное, предполагающее выступление солистов, ансамблей; хоровое. Э. Григ «Пер Гюнт». М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина». Путешествие по оркестру: «Петя и волк» С. Прокофьева.

1/2

6

Исполнительская деятельность

Выступления в концертах. Репетиции на сцене. Умение петь под руководством дирижера на сцене. Формирование собранности, внимательности, артистичности на сцен

Концертно-исполнительская деятельность и массовая работа.

1/1

Анализ работы III года обучения

Продолжена работа над  произведениями с элементами двухголосия.

Знакомство с видами изложения музыки. Понятие сольного исполнения, ансамблевого, хорового и выступление некоторых детей в роли солистов.

Происходит выработка актуальных технологических методов обучения на решение конкретных репертуарных трудностей. В подборе хорового репертуара участвует детский коллектив.

Репертуар стал более разнообразным по тематике, жанрам, стилистическим особенностям, так как учитываются все желания хорового коллектива.

Работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора.

В хоровом пении  успехи и недостатки прослеживаются и соответственно отмечаются поощрением или замечанием. Участники хора самым положительным образом оценивают успех сверстника, если он был, достигнут упорным трудом и волей; значительно меньшим энтузиазмом хористы встречают поощрения и награды, полученные лишь благодаря природным данным.

Концертно-исполнительская деятельность становиться более эмоциональной, образной и результативной.

Результаты. (Приложение №5)

  • Районный литературный праздник «Мой Пушкин» 2009год - грамота за активное участие [1]
  • Районный смотр художественного творчества «Здесь оставлено сердце моё» 2009 – лауреат (Вокальная групп «Тайна»)[2]
  • Районный смотр художественного творчества «Здесь оставлено сердце моё» 2009 – Грамота за I место (Художественный коллектив)[3]
  • Районный конкурс «Новые имена» 2009 год – грамота за активное участие [4]

Учебно-тематический план

4 год обучения.

Название раздела и темы занятий

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Вокально-хоровые навыки

4

1

3

3

Хоровое сольфеджио

5

2

3

4

Работа над репертуаром

20

5

15

5

Слушание музыки

3

1

2

6

Исполнительская деятельность

2

1

1

7

Итоговый отчетный концерт

1

-

1

ИТОГО

36

11

25

Содержание программы

 четвертого года обучения

№ п/п

тема

Знания, умения, навыки

Упражнения

Количество занятий

Теория/Практика

1

Вводное занятие

Ознакомление учащихся с основными разделами программы и формами работы четвертого года обучения.

1/-

2

Вокальною – хоровая работа

(Приложение №4)

Развитие верхней зоны головного резонирования.

Единая манера звукообразования.

Тембр. Звуковедение. Знакомство с

полифоническим пением.

Пение упражнений с разными штрихами и нюансами.

Певческая установка и звукообразование.

1/3

3

Хоровое сольфеджио

Параллельные и одноименные тональности. Тональности до двух ключевых знаков.

Ритмические группы: синкопа. Освоение ритмической группы с шестнадцатыми,

пунктирного ритма, синкопы.

Пение двухголосия с прямым, параллельным и противоположным движением голосов.

2/3

4

Работа над репертуаром

Выработка актуальных технологических методов обучения на решение конкретных репертуарных трудностей. Беседы об авторах произведений: историческая эпоха, в которой жили авторы исполняемых произведений, стилевые, жанровые и другие особенности произведений, раскрытие поэтического содержания. Расширение репертуара за счет большего включения произведений русской и зарубежной классики.

Работа над пением без сопровождения

a capella. Пение духовной музыки.

Народные песни. Русская и зарубежная классика. Современные хоровые произведения.

Работа над пением без сопровождения

a capella.

5/15

5

Слушание музыки

Знакомство со сложными синтетическими жанрами музыки.

И.С.Бах «Страсти по Матфею».

В.А. Моцарт «Реквием».

С. Рахманинов «Всенощное бдение».

1/2

6

Исполнительская деятельность

Умение петь под руководством дирижера на сцене. Формирование собранности, внимательности, артистичности на сцене.

Выступления в концертах. Репетиции на сцене

1/1

Анализ работы IV года обучения.

Чтобы занятие прошло интересно, эмоционально, хормейстером  используется театральная лексика, вырабатываются «мизансцены», планируется кульминация занятия и другие компоненты.

Применяются упражнения с разными штрихами и нюансами для  развития верхней зоны головного резонирования и единой манерой звукообразования. Продолжается работа над ритмом, звуковедением, двухголосием, над пением без сопровождения a capella.

В репертуаре народные песни, русская и зарубежная классика, современные хоровые произведения.

Работа над пением без сопровождения a capella.

Занятие хора - комплекс учебных знаний, тесно связанный с другими учебными дисциплинами музыкального, эстетического и общеобразовательного циклов. Хоровое пение - единственный предмет в учебном плане, содержащий в себе такое количество межпредметных связей.

Результаты: (Приложение №6)

  • Районный смотр художественного творчества «Я всё люблю, что мне Земля дала» 2010 год -  лауреат (вокальная группа «Тайна») [1]
  • Районный смотр художественного творчества «Я всё люблю, что мне Земля дала» 2010 год – лауреат (хоровой коллектив школы №1) [2]
  • ЦТИ «Snail» Всероссийская дистанционная неделя музыки «Музыкальная ярмарка виртуальных талантов» 2010 год – Победитель (команда «Веселые нотки») [3]
  • Районный смотр художественного творчества «Хороша ты, родная Земля» 2011год. – Лучший художественный коллектив, лауреат -  вокальная группа «Веселые нотки», лауреат – хоровой коллектив.[4]

Итоговые умения и навыки

После четырех лет занятий в хоре учащиеся должны обладать:

 прочными навыками звукообразования в разных голосовых регистрах (фальцетном, грудном, смешанном);

 навыками артикуляции (отчетливое произношение, растягивать гласные и коротко произносить согласные и др.);

 навыками певческого дыхания (смешанное – грудобрюшное дыхание, глубокий вдох и постепенный экономный выдох, умение распределять дыхание, цепное дыхание и т.д.);

 навыками выразительного исполнения.

Должны уметь:

 настраиваться по камертону на тональность (до двух знаков);

 петь мажорные гаммы в тональностях до двух знаков;

 петь один из видов минора в тональностях до двух знаков;

 петь гармоническую последовательность в мажоре;

 петь наизусть два одноголосных произведения из репертуара;

 петь двухголосные произведения наизусть дуэтом, ансамблем;

Список использованной литературы

  1. Асафьев Б. О хоровом искусстве. М.: Музыка, 1980.
  2. Бартенева Л. Лебедев Константин Михайлович.: Монография. - М., 2002.
  3. Богомолова Н., Баробошкина А. Музыкальная грамота Л.: Музыка, 1986.
  4. Герасимова-Персидская Н. Русская музыка XVII века: встреча двух эпох. М.,2001.
  5. Добровольская Н. Распевание в школьном хоре. – М.: Музыка, 1968.
  6. Емельянов В. Развитие голоса. СПб., 1997.
  7. Едунов С., Праслова Г. Программа по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования. - СПб., 2001.
  8. Мальцев С., Шевченко Г. Опыт обучения гармонизации и импровизации для хоровых отделений ДМШ /методическая разработка/. Л., 1986.
  9. Металлиди Ж., Перцовская А. «Сольфеджио для 1 классов ДМШ»: учебное пособие.
  10. Морозов В. Тайны вокальной речи.- Л.: Наука, 1967.
  11. Менабени А. Методика обучения сольному пению. М.: Просвещение, 1987.
  12. Николаева Е. История музыкального образования. Древняя Русь, конец X – середина ХVII столетия. М., 2003.
  13. Никольская-Береговская К. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI

      века. М., 2003.

  1. Работа с детским хором: сб.статей/под ред. В. Соколова. – М.: Музыка, 1981.
  2. 100 канонов для детского хора./Сост. Л. Абелян, В. Попов. - М.: Музыка, 1969.
  3. Стулова Г. теория и практика работы с детским хором. М.:, 2002.
  4. Струве Г. Хоровое сольфеджио. М.: Советский композитор, 1988.
  5. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом.- М.: Музыка, 1981.
  6. Юдина Е. Мой первый учебник по музыке и творчеству. М., 1997.
  7. А. Н. Карасёв «Методика пения».
  8. А.И. Пузыревский «О желательной постановке пения в городских училищах и школах». Журнал «Русская школа» 1892 год №7. Стр.32
  9. Г. Урбанович «Певческий голос учителя» в сборнике «Музыкальное воспитание в школе». Составитель - О. А. Апраксина. Вып.14.Москва 1978 год.
  10. Е. Сарычев. « Сценическая речь» Москва «Просвещение» 1984 год
  11. Тевлина В.К. «Вокально-хоровая работа» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 15 Москва 1982 год.
  12. Черноиваненко Н. «Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности» в кн. «Музыкальное воспитание в

               школе». Москва «Просвещение»1989 год.

  1. Стулова Г.Г. «Хоровой класс» Москва «Просвещение» 1988 год.
  2. «Хрестоматия по методике музыкального воспитания». Составитель-Апраксина О.О. Москва «Просвещение» 1987 год.
  3. «Планета детства». Составитель - Озерова Н. Н. Санкт-Петербург 1994 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по хору

Программа по хору для эстетического отделения музыкальной школы. С 1-го по 4-й класс....

Программа по хору

Программа по хору...

Образовательная программа по хору

Образовательная программа хорового коллектива "Lе Soleil "...

Программа школьного хора "Серебряные голоса"

Рабочая программа школьного хора...