Программа по хору
рабочая программа по музыке (5 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Школьный хор
Автор-составитель:
Новосёлова В.А.
учитель музыки
Возраст детей: 9-11 лет
Срок реализации 2 года
Пояснительнаязаписка
Цели и задачи программы Предусматриваются следующие формы учебных занятий: групповые, индивидуальные и сводные. Занятия все годы обучения проводятся два раза в неделю по два часа с каждой из групп, возможны сводные репетиции в течение года. В год – 140 часов. Возраст детей первого года обучения – 9-10 лет, второго года обучения – 10-12 лет, Характеристика возрастной группы детей школьного хора Для детей основной группы хора характерно осмысленное пение в группе детей, владение правильным дыханием, пение в диапазоне (сим-ре2-ми2).
Программа первого года обучения Вводное занятие. Знакомство с программой, основными темами, режимом работы, правилами личной гигиены хориста. Формирование первоначальных слуховых представлений. Понятие о звуке. Звуковысотность. Низкие и высокие певческие голоса. Сопоставление звуков разных регистров на фортепиано. Характеристика этих регистров. Слуховое определение звуков разной высоты, воспроизводимых голосом и на инструменте. Чёткая постановка вопроса: какой звук выше или ниже. Постепенно сопоставляемые звуки сближаются. В этой работе целесообразно знакомить детей с другими музыкальными инструментами. Учащиеся должны научиться выделять качество высоты звука из разных тембров. Это важно для развития анализирующей способности слуха. Знакомство и освоение понятий: протяжность звука, музыкальный-немузыкальный, высокий-низкий-средний, короткие-длинные звуки. Характер произведения. Лад. Весёлый-грустный. Тёмный-светлый. Грозный-ласковый. Графическое изображение песни. Движение мелодии вверх-вниз, поступенно-скачками. Элементарное сольфеджио. Знакомство с нотами, длительностями. Детям показывают и объясняют, что звуки в музыке имеют разную длительность (долготу звучания). Знакомство с музыкальными терминами. Работа по развитию ритмических навыков. Движения под музыку. Ритмические упражнения. Использование детских музыкальных инструментов (пульс, акценты, ритм и т.п.). Работа над координацией слуха и голоса. Слушание и исполнение вокальных упражнений. Музыкальные скороговорки. Ансамблевая работа в группе хора. Работа над репертуаром. «Для того, чтобы развить голос, надо начать учиться петь». Объясняются общие правила пения, так называемая «певческая установка»: положение корпуса, головы, пение сидя и стоя. Корпус прямой, плечи расправлены, но свободны. Подбородок не задирается, голова держится несколько наклонённой вперёд. Обучение пению на одном звуке, добиваясь унисона (едино звучания). Правильное певческое дыхание (не поднимая плеч, пение с мягкой атакой). Понятие хорового дирижирования, дирижёрский жест, начало пения по руке, снятие звука также по руке. Умение слушать друг друга. Культура поведения и исполнения в хоре. Первоначальные хоровые навыки. Концертная деятельность. Воспитательный характер исполнительской культуры в коллективе. Чувство ответственности за выполняемую работу. Эмоциональный отклик и прочувствованность. Умение передать характер и содержание произведения. Развитие слуховых навыков. Контролируемые умения и навыки: — Формирование первоначальных слуховых навыков — Развитие слуховых навыков — Интонированное пение — Знание текста и мелодии — Умение передать характер произведения — Культура исполнения Примерный репертуар
Учебно-тематический план 1 года обучения
Содержание программы первого года обучения Вводное занятие. Знакомство с программой, основными темами, ритмом работы, правилами личной гигиены хориста. Певческая установка и дыхание. Хоровая посадка, положение корпуса, головы, артикуляции при пении. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное и быстрое. Смена дыхания в процессе пения. Различные его приёмы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Звуковедение и дикция. Естественный и свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных; способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Ансамбль и строй. Выработка активного унисона (чистое и выразительное исполнение диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная), соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком. Устойчивое интонирование одноголосного пения, в том числе и при сложном аккомпанементе. Формирование исполнительских навыков. Анализ словесного текста и его содержания. Членение на мотивы, фразы, предложения. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Сольфеджирование: — Понятие о высоте и протяжённости звука — Графическое изображение коротких мелодий — Название звуков, пение звукового ряда Воспитание навыков понимания дирижёрского жеста («внимание», «дыхание», «начало», «окончание пения»), понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений. Работа над репертуаром. Закрепление понятий «певческая установка» и общих правил пения на практике. Отработка исполнительских умений: пения в унисон, единства произношения текста, реагирования исполнителем на дирижёрский жест, чистота интонирования, мягкое звукоизвлечение. Концертная деятельность. Более свободное сценическое ощущение певцом на концертной эстраде (культура поведения и исполнения). Передача характера и музыкального образа исполняемого произведения. Ясное понимание жеста дирижёра во время концерта и реакция на него. Контролируемые умения и навыки: — Воспитание понимания дирижёрского жеста — Понимание и исполнение динамических оттенков и нюансов — Развитие слуховых навыков — Вхождение и передача музыкального образа (эмоциональная отзывчивость) — Знание и передача текста и мелодии произведения Учебно-тематический план 2 года обучения
Примерный репертуар 2-го года обучения
Содержание программы второго года обученияВводное занятие. Знакомство с программой, основными темами, ритмом работы, правилами личной гигиены хориста.Певческая установка и дыхание.Хоровая посадка, положение корпуса, головы, артикуляции при пении. Навыки пения сидя и стоя.Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное и быстрое. Смена дыхания в процессе пения. Различные его приёмы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных).Звуковедение и дикция.Естественный и свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных; способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).Ансамбль и строй.Выработка активного унисона (чистое и выразительное исполнение диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная), соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком. Устойчивое интонирование одноголосного пения, в том числе и при сложном аккомпанементе.Формирование исполнительских навыков.Анализ словесного текста и его содержания. Членение на мотивы, фразы, предложения. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики.Сольфеджирование:— Понятие о высоте и протяжённости звука— Графическое изображение коротких мелодий— Название звуков, пение звукового рядаВоспитание навыков понимания дирижёрского жеста («внимание», «дыхание», «начало», «окончание пения»), понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений.Работа над репертуаром. Закрепление понятий «певческая установка» и общих правил пения на практике. Отработка исполнительских умений: пения в унисон, единства произношения текста, реагирования исполнителем на дирижёрский жест, чистота интонирования, мягкое звукоизвлечение.Концертная деятельность. Более свободное сценическое ощущение певцом на концертной эстраде (культура поведения и исполнения). Передача характера и музыкального образа исполняемого произведения. Ясное понимание жеста дирижёра во время концерта и реакция на него.Контролируемые умения и навыки:— Воспитание понимания дирижёрского жеста— Понимание и исполнение динамических оттенков и нюансов— Развитие слуховых навыков— Вхождение и передача музыкального образа (эмоциональная отзывчивость)— Знание и передача текста и мелодии произведенияПримерный репертуар 2-го года обученияФранцузская народная песня «Братец Яков» (канон)Норвежская народная песня «Камертон» (канон)В. Кикта «Всюду музыка живёт»А. Заруба «Страшная история»Г. Струве «Моя Россия»Я. Дубравин «Добрый день»Русская народная песня «В сыром бору тропина»Русская народная песня «Как у наших у ворот»В.-А. Моцарт «Весенняя песня»Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой»П. И. Чайковский «Неаполитанская песенка»Традиционные мероприятия и выступления:
Список литературы для педагога: 2004г. 4. Добровольская В.В. «Распевки в школьном хоре». Метод. реком. руков. дет. хоров.- М., «Вирта», 1987. 5.Енукидзе Н.И. «Популярные музыкальные жанры из серии «Уникум».- М., «Классика», 2002. 6.Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003. 7.Медушевский В.В. «Пластическое интонирование»./Метод. пособие для учит. СПб.: «Юность». 1988. 8.Менабени. «Методика обучения сольному пению». 9.Народное творчество: По материалам фольклорной экспедиции/Сост. Мельник А. – Красноярск. «Сибирь». 1991. 10.Романовский Н.В. Хоровой словарь. – М.: «Музыка», 2005. 11.Руководство самодеятельным народным хором: Методические указания для студентов 1-У курсов культурно-просветительного факультета/Сост. Новикова Т.С., Антонова Л.А., Литвиненко З.П., Шпарийчук И.В.- М.: МГИК, 1987. . Список литературы для обучающихся: 1.Марисова. И. «Детский хор», вып.7 – М., «Музыка», 2000г. 2.Музыкальные этюды. Сб. муз. номеров/Сост. Яблочков А.Г.-Рига.: «Пятки», 1987. 3.Речитатив. Интернет. http://www.toke-cha.ru, www.hip-hop.ru. 4.Пьянков В. «Песни и хоры для детей». - М,: «Владос», 2003. |
Методическое обеспечение программы
1.Репертуарные сборники детских песен.
2.Монографические сборники песен композиторов А.Адамовского, Д.Ляпина, Н.Матвиенко, С.Шамшуры, А.Пахмутовой и других.
3.Методическая литература по хоровому и вокальному воспитанию.
4.Видеозаписи с концертов народных и эстрадных исполнителей.
5.Большой фонд записей песен композиторов и народных хоров и исполнителей.
6.Сценарии детских праздников и тематических композиций
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по хору
Программа по хору для эстетического отделения музыкальной школы. С 1-го по 4-й класс....
рабочая программа по хору
Хоровое пение - основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение - природная способность человека, а...
Программа по хору
Программа по хору...
Образовательная программа по хору
Образовательная программа хорового коллектива "Lе Soleil "...
рабочая программа по хору ФГОС 1 класс 2016-2017
требования на 2016/17 уч.год...
Программа школьного хора "Серебряные голоса"
Рабочая программа школьного хора...
Комментарии
Ваша программа, Вера
Ваша программа, Вера Алексеевна, может быть очень полезна для педагогов, занимающихся обучением хоровому пению, так как она апробирована не один год и даёт отличные результаты. Мне очень нравится Ваш репертуар по содержанию и разнообразию. Желаю Вам больших успехов.