Выступление на методическом объединении: «Социально-нравственное воспитание школьников средствами художественной литературы через пословицы и поговорки»
методическая разработка
Выступление на методическом объединении: «Социально-нравственное воспитание школьников средствами художественной литературы через пословицы и поговорки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 17.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении
Тема: «Социально-нравственное воспитание школьников средствами художественной литературы через пословицы и поговорки»
Подготовила: Макарова С.Ю.
-2023- год
1 слайд
Моя тема самообразования в этом году: Это Социально-нравственное воспитание школьников средствами художественной литературы через пословицы и поговорки»
2 слайд
За последние несколько лет в нашей стране произошли большие перемены: изменился общественный строй, подверглись резкой критике процессы, которыми мы когда-то гордились. Но как бы не изменялось общество, воспитание у детей чувства любви к родной стране, развитие добрых чувств по отношению к своим близким должны оставаться неизменными.
- Приобщать ребенка к миру художественной литературы необходимо с раннего возраста, иначе будет поздно, так как с взрослением ребенок теряет остроту восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи.
- Обедняется словарный запас и, как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей.
- Нарушается процесс социализации, вхождение в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями, что порождает конфликт.
- Не читающие дети не приучают к чтению своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье.
3 слайд
Что же такое нравственность?
- Нравственность подразумевает под собой понятия и суждения, отражающие сущность нравственных явлений, дающих возможность детям осознать, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Определяющим критерием нравственного развития являются поступки и действия, соответствующие нормам морали и общества.
4 слайд
Существуют такие задачи социально-нравственного воспитания школьников:
1. Формирование основ нравственных качеств личности ребенка, его начальных представлений и эмоций, поведенческих позиций.
- 2. Формирование бережного отношения к морально-этическим, общечеловеческим ценностям.
- 3. Развитие самоконтроля и самосознания ребенка с целью соответствия его поведения определенным правилам и стандартам, принятым в обществе.
5 слайд
Какие же существуют основные формы взаимодействия с детьми:
- знакомство с произведениями литературы, сюжеты которых отражают нравственные проблемы;
- нравственно-этические беседы;
- сочинение историй, сказок;
- игровое проектирование проблемных ситуаций.
- Знакомство с пословицами и поговорками
Основой работой по ознакомлению школьников с художественной литературой являются следующие принципы:
- - учет возрастных особенностей при отборе произведений художественной литературы, которые будут максимально способствовать полноценному нравственному становлению детской личности;
- - обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;
- - уважение к личности каждого ребенка
7 слайд
Источником нравственного опыта всегда служили пословицы и поговорки. Они отражают наиболее существенные стороны народного мышления, хозяйственного уклада и быта, морали и нравственности
- В чём же различие поговорок и пословиц?
- Мы вместе с ребятами попытались найти ответ
8 слайд
Что же такое пословица?
Пословица- это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. (В родном доме и каша гуще)
А поговорка? – это яркие бойкие народные выражения, дающие меткую оценку событию, поступку, человеку
С ребятами мы играли в такие игры:
1.Закончи пословицу
2.Расшифруй и узнаешь
3.Зарисуй пословицу.
4.Собири пословицу или поговорку.
5.Отгадай
Все эти игры можно использовать в любом мероприятии, включать, как различные задания.
Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться самому быть добрым, понимающим, милосердным. Встречи с пословицами и поговорками заставляют каждого человека задуматься над его мировоззрением, пересмотреть многие постулаты в своей жизни, оценить свою жизнь, свои поступки, совершаемые с какой-то целью или бесцельно. Пословицы помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе передающиеся из поколения в поколения.
С помощью пословиц и поговорок ребенок постигает основополагающие ценности народного воспитания : ценностное отношение к матери, как одной из главных святынь; ценность материнства, как единство природного и духовно-нравственного начала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи ребенка средствами художественной литературы в области музыкального воспитания
Даны рекомендации по ознакомлению детей с художественной литературой в синтезе с музыкальным воспитанием....
Программа элективного курса "English Through Proverbs" - "Английский язык через пословицы и поговорки"
Программа данного курса направлена на решение проблемы формирования и развития навыков устно-речевого общения в логике диалога культур. Страноведческий и учебный материал позволяет расширить кру...
Методы и формы формирования патриотических убеждений школьников средствами художественной литературы.
Методы и формы формирования патриотических убеждений школьников средствами художественной литературы....
Выступление на методическом объединении на тему: «Воспитание инициативы и самостоятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через учебную и трудовую деятельность, как фактор социализации в современное общество».
Материал может быть использован педагогом-психологом для выступления на методическом объединении учителей трудового обучения, учителей-предметников и всех педагогов специальных (коррекционных) школ 8 ...
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию школьников средствами музыкального искусства
Методические рекомендации могут быть использованы учителями образовательной области "Искусство"...
Выступление на Методическом совете "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОПК"
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской шк...
"Формирование экологического воспитания школьников посредством художественной литературы"
Выступление на тему: "Формирование экологического воспитания школьников посредством художественной литературы"....