Открытые уроки младших школьников
план-конспект урока по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственная программа по музыке авт. В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр.
1 КЛАСС 14 УРОК
ТЕМА: Детская жизнь, отраженная в музыкальных произведениях (вторая часть).
ЦЕЛИ УРОКА: Показать моменты из жизни ребенка, образно воссозданные в музыкальных произведениях.
Сформировать умение чувствовать в музыке характеры, переживания, эмоции и настроение героев. Способность определять их действия, анализируя средства музыкальной выразительности (мелодию, ритм, темп, тембр, динамику).
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ: Способность узнавать изученные музыкальные произведения ( вне зависимости от аранжировки). Умение точно определять
Автора и название музыкального произведения. Умение определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности музыки.
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ: Портреты композиторов, аудио и видеоматериалы, репродукции картин, игровые карточки, куклы (2 шт.).
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Музыкальный центр, DVD –проигрыватель + телевизор, компьютер.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Музыкальное приветствие детей и учителя.
На доске : «Музыка более всего способна к выражению и к передаче душевных настроений» Ц.А.Кюи.
ПОВТОРЕНИЕ И СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА:
- Ребята, вспомните, какой музыкальный мультфильм мы с вами смотрели?
(«Детский альбом»)
- А вы помните какой композитор написал такую красивую музыку? ( П.И. Чайковский»).
- Сейчас мы с вами устоим небольшую викторину. Я буду показывать вам небольшие фрагменты пьес, которые вы уже слышали, а вы попробуете представить, что же рисует нам музыка. Попробуете вспомнить и назвать музыкальные моменты «Детского альбома».
(Звучат фрагменты: «Вальс», «Игра в лошадки»,
«Марш деревянных солдатиков», «Сладкая греза»).
- Молодцы. Мультфильм вам понравился? Но в него вошли не все пьесы П.И. Чайковского, которые он включил в «Детский альбом». О них мы сегодня поговорим. ХОД УРОКА: Пьеса «Зимнее утро». Сам композитор родился в маленьком городке на Урале, где долгие зимы. И мне кажется, что именно вспоминая их, он и написал «Зимнее утро». (РАБОТА С УЧЕБНИКОМ : Откройте учебник на стр. 29,30,31). Сейчас мы будем слушать музыку, а вы постарайтесь представить себе, что встречаете день в маленьком деревенском доме, сидя у окошечка, на котором чудесный морозный узор, а за окном на солнце искрится снег, и на ветках деревьев сверкает иней.
( Звучит « Зимнее утро»)
- Как композитор дает нам понять, что он изобразил именно зимнее утро? ( Музыка таинственная, тихая, спокойная, «холодноватая»).
- Музыкальные фразы короткие, как будто мы дышим на замерзшее стекло или ладошки.
- Хорошо, а вы любите играть в куклы? Но ведь и мальчики играют в игрушки, которые можно назвать куклами для мальчишек – например в трансформеров. Вот и у ребенка, которому посвящен « Детский альбом», а это племянник композитора Володя Давыдов шести лет, была любимая игрушка. Ее печальную историю и рассказал в музыке П.И. Чайковский.
( Звучит « Болезнь куклы»)
- Что же случилось с игрушкой? ( Она сломалась, заболела, испортилась) Показать 1куклу.
- У вас на столе лежат карточки с обозначениями характера музыки, попробуйте подобрать подходящую.
- Давайте послушаем, как ребенок переживает за свою игрушку.
(Звучит пьеса «Похороны куклы»).
- Какая музыка? Что же делает ребенок? Подберите карточку.
- Но вот что-то случилось. Слушайте!
(Звучит «Новая кукла»)
- Как вы думаете, что произошло? Хорошее или плохое? (Хорошее). Подберите карточку.
Ребенку подарили новую игрушку, новую куклу. ( Показываю 2 куклу).
У вас хорошее настроение? Давайте немного разомнемся : МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС, РАСПЕВАНИЕ, ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА. –ИТОГ УРОКА:А теперь прочитайте, что написано на доске. Мы действительно убедились, что музыка и без слов может нам рассказать чудесные истории, нарисовать картины без кисти и красок, помочь пережить те события, о которых хотел рассказать, которыми хотел поделиться с нами композитор.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: не задано.
Музыкальный финал урока.
Учитель музыки ГБОУ СОШ №377
Белостоцкая Елена Геннадьевна.
Предварительный просмотр:
Государственная программа по музыке авт. В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А.Школяр.
1 КЛАСС 24 УРОК
ТЕМА: Мелодии и краски пробуждающейся природы. Музыка и живопись.
ЦЕЛИ УРОКА: Научить детей улавливать взаимосвязи двух видов искусства – музыки и
живописи.
Сформировать умение определять художественный образ в музыке,
научить чувствовать характер, настроение, эмоциональную окраску
произведения, анализируя средства музыкальной выразительности
(мелодию, ритм, тембр, динамику).
Показать в сравнении музыкальный и художественный пейзажи
(учить «слышать» увиденный образ).
Развитие вокально-хоровых навыков, общей музыкальности,
эстетического вкуса.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ: Умение сопоставлять и сравнивать музыкальные и художественные произведения (пейзаж в музыке и живописи), улавливать общее в их характере и настроении. Умение определить автора и название музыкального произведения (Э.Григ «Утро»).
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ: Портреты композиторов, аудио и видеоматериалы (фонограммы, презентация), репродукции картин, наборы для ИЗО (акварель, вода, кисти, бумага).
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Музыкальный центр, DVD-проигрыватель + телевизор, компьютер.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: Музыкальное приветствие детей и учителя.
На доске: « Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» Микеланджело Буонарроти.
ПОВТОРЕНИЕ И СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА:
- Ребята, на прошлом уроке мы с вами вместе порадовались, что наконец-то наступила календарная весна, месяц март. Мы послушали и сравнили музыку А.Вивальди и еще одного композитора, который тоже написал цикл пьес «Времена года». А как его зовут?
(П.И.Чайковский).
- Сегодня мы с вами еще поговорим о весне. А что происходит в природе весной? (Снег тает, появляются почки, первая травка). Почему так происходит? ( Больше солнца и тепла).
-2-
- Мы уже соскучились по солнышку. Давайте откроем наши учебники на странице 60-61.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ: Посмотрите как красиво. Здесь соседствуют зима и весна. Послушайте (звучит КЛАСТЕРНЫЙ АККОРД). Мог ли композитор так изобразить солнце? Похоже на солнце или нет? (Нет). Правильно – это тьма, чернота, грязный темный цвет. А послушайте сейчас. (Поступенное восходящее движение по клавиатуре до трезвучия). На что это похоже? (Солнце встает, восход). А теперь приготовьте правую руку, покажите свои пальчики. Поставьте руку на нарисованную клавиатуру, а теперь вместе со мной мы поиграем. Пальчиками мы поочередно нажимаем белые клавиши и слушаем, как просыпается наше солнышко.
( Данный этап урока может проводиться с применением компьютерной техники и синтезаторов).
- У вас хорошее, солнечное настроение? Тогда давайте немного разомнемся. Выходите на коврик. Встаньте так, чтобы не мешать друг другу. Давайте на время превратимся в солнышки.
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС. ЗАДАЧИ: научить детей слушать, чувствовать и воспринимать музыку. Координировать движения с музыкальным сопровождением. С помощью простых движений, выражать восприятие художественных образов музыки, ее динамики, темпа, характера, а так же смену частей и фраз в музыкальном произведении. Используется как здоровьесберегающая технология.
УПРАЖНЕНИЯ: «Цветочек», «Утро», «Солнышко».
- Садимся. Закрываем учебники и откладываем на край парты. А теперь внимание на наш экран. Сейчас мы послушаем очень красивую музыку, она вам знакома. Вы будете слушать, и смотреть фотографии и картины весенней природы. Обратите внимание, какие краски используют художники, чтобы мы с вами точно узнали, что перед нами именно весна.
ПРОСМОТР ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИИ: ЗАДАЧИ: Показать детям гармоничное соединение музыки и изобразительного искусства на примере весенних пейзажей и произведения Э. Грига «Утро».
- Вы вспомнили, как называется эта музыка? Что вы себе представляли, когда ее слушали? Понравились вам картины? А что, чаще всего, вы на них видели? (Деревья, ручьи, реки, цветы.) Какие цвета преобладали?
- Когда мы рассказываем о весне, то непременно говорим, что тает снег, на улице ручьи и лужицы с талой водой, в лесу речки разливаются, вместо снега начинает идти дождь. Вода, вода, вода! И не случайно я попросила вас принести акварельные краски. Это самые «весенние» краски. Аква – по-гречески «вода», отсюда и название «акварель». Вы, как настоящие художники, попробуете нарисовать весну, просыпающуюся природу. А для того, чтобы у вас лучше получалось, я еще раз дам вам послушать пьесу Э.Грига «Утро».
Намочите листочек водой, слушайте и начинайте рисовать!
ЗВУЧИТ МУЗЫКА.
-3-
- Молодцы - настоящие, юные художники. Отложите ваши работы сушиться, а пока мы с вами споем песню про львенка, который любил рисовать, только сначала немного подготовим свой голос.
РАСПЕВАНИЕ И ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА. ЗАДАЧИ: Выработка правильного звукоизвлечения и звуковедения. Координация правильного звукообразования, дыхания, четких дикции и артикуляции. Отработка хоровых навыков – взаимодействия детей в ансамбле.
ПЕСНЯ «КИСТОЧКА»
ИТОГ УРОКА: - Мы с вами хорошо поработали. А теперь посмотрите, что написано на доске. Вы ведь слышали такое выражение «душа поет», а она поет, когда мы видим что-то очень красивое, радуемся, особенно весной, когда капель, солнце, поющие птицы, первые листочки. А если мы слышим красивую музыку, нам представляются замечательные картины. Сегодня вы увидели, как близко соседствуют музыка и живопись, сами немного побыли художниками, которых вдохновляет музыка, и думаю, что настроение у вас самое,
что ни есть хорошее, солнечное и весеннее. Поприветствуем весну вальсом. Инструменты кладем перед собой и ждем начала музыки.
ШУМОВОЙ ОРКЕСТР – «ВАЛЬС»
- Урок окончен. Надо прощаться.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФИНАЛ УРОКА.
Учитель музыки ГБОУ СОШ №377
Белостоцкая Е.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/24/picture-283884-1380035385.jpg)
Презентация к открытому занятию для младших школьников "Весенние пейзажи"!
Презентация к открытому занятию для младших школьников "Весенние пейзажи" состоит из слайдов с картинами русских художников, в чьём творчестве отражается тема родной природы, а также стихотворения рус...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/24/picture-283884-1380035385.jpg)
Конспект открытого занятия для младших школьников "Пришла весна!"
Материалы конспекта открытого занятия для младших школьников "Пришла весна!" могут использоваться в начальной школе или 5-6 классах при изучении темы "Весенний пейзаж" или "Стихотворения русских поэто...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/08/picture-631351-1431117085.jpg)
Курсовая работа "Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки"Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки Курсовая работа
Курсовая работа...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/29/picture-724761-1456758938.jpg)
Статья для фестиваля педагогических идей "Открытый урок":«Формирование лексических навыков при обучении иностранному языку младших школьников»
Статья знакомит с приемами опережающего введения лексики при обучении английскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/21/picture-988955-1513868550.jpg)
Открытый урок по фортепиано " Корректировка исполнительского аппарата у младших школьников."
Развитие и активизация творческого отношения учащихся в работе над освоением технических навыков....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/14/picture-1458343-1676390164.jpg)
Исследовательская работа «Привлечение родителей в процесс обучения младших и средних школьников по «коротким» программам на примере открытого урока «Электродвигатель своими руками» из программы «Основы электротехники»
Актуальность моей аттестационной работы заключается в необходимости переработки некоторых программ с целью повысить заинтересованность учащихся и привлечь родителей к совместному педагогическому возде...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/21/picture-929437-1498029613.jpg)
Технологическая карта открытого урока «Игра- важнейший инструмент двигательной активности младших школьников»
Использование игровых заданий, подвижных и сюжетных игр помогает развивать у детей способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целом, законченном виде, пр...