Маршевая музыка. Урок муз.литературы в 4 классе ДШИ
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Кузнецова Марина Геннадьевна

Тема «Маршевая музыка», изучаемая в 4 классе ДМШ и ШИ, раскрыта через форму интегрированного урока, которую авторы - Кузнецова М.Г. и Кравец Е.В., считают наиболее продуктивной на уроках музыкальной литературы в ДМШ и ШИ. Основной акцент  делается на активизацию поисковой деятельности учащихся – как в ходе объяснения нового материала, так и в организации домашних заданий, а также на воспитание навыка проведения межпредметных связей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Цель:  ознакомить учащихся с многообразием разновидностей жанра марша и через эвристическую деятельность выявить основополагающие признаки маршевой музыки.

Задачи:

а) образовательная - сформировать устойчивые знания по теме, умение находить и формулировать определения по проблемным вопросам, навыки целенаправленного слушания и анализа музыкального материала.

б) развивающая - расширение общемузыкального кругозора через музыкально-иллюстративный материал.

в) воспитывающая - привитие чувства значимости и ценности музыкального наследия, формирование  культуры межличностного общения, сотрудничества на уроке.

Техническое оснащение урока: фортепиано, компьютер, ИД

Ход урока

I.  Оргмомент. Объявление темы урока, целеполагание.

Теоретик (Т) -  Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас новая тема: «Маршевая музыка».

Урок будет интегрированным, и сегодня два учителя – я как теоретик, и преподаватель фортепиано, Кравец Елена Викторовна, – будем направлять вас в ваших рассуждениях по теме «Марши». Музыкальные примеры будут исполнять ученики класса Елены Викторовны.

Сегодня, как и всегда, при объяснении новой темы, основной акцент будет сделан на вашем активном участии в освоении нового материала. Поэтому настройтесь на активный поиск ответов на все ключевые вопросы урока.

Ваша задача состоит в том, чтобы, опираясь на предложенные музыкальные примеры,

1.дать определение – что такое «марш» как музыкальное произведение;

2.классифицировать марши в зависимости от характера и области применения;

3.выявить основополагающие признаки жанра марша.

Я думаю, что вы успешно справитесь с заданием, потому что знакомы с этим жанром с раннего детства, и ваш собственный личный опыт поможет вам сделать верные выводы. Мы  попытаемся совместными усилиями обобщить все то, что вы знаете о маршевой музыке.

II.Объяснение нового материала 

Пианист (П) - ребята, вам, конечно известно имя композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. У него очень много детской музыки, и он также писал книги о музыке для детей. Хочу задать вам несколько неожиданный вопрос: знаете ли вы, как представляли себе землю  люди в древности? Какую она имела форму? На чем держалась?

Дети(Д) - она была плоской и стояла на трех слонах (варианты - черепахах, китах и т.д.).

П - Не только земля, но и музыка, как считал композитор, имеет три важнейшие опоры - а как они называются, вы скажете мне, когда прослушаете музыкальные примеры (звучат фрагменты из "Польки" Глинки, песни Красёва "Маленькой елочке" и марша из оперы Верди «Аида»"). Как называются эти три важнейших жанра? 

Д - танец, песня и марш

П – Правильно, именно так Кабалевский называет этих" трех китов" музыки. А мы с вами сегодня подробно поговорим об одном из них, имя которому - марш.

Т - когда любой из нас сталкивается с чем-то новым, неизвестным, то естественным образом рождается вопрос-"Что такое марш?" И мы тоже начнем с определения. Давайте выработаем его вместе, но сначала заглянем в русско-французский словарь, чтобы узнать его перевод. Читаем: - "марш" в переводе с французского – «ходьба».  А "музыкальный марш" - это то, что мы видим, читаем или слышим?

Д - Мы слышим звуки, это музыка. 

Т - Для чего она предназначена, что нужно под нее делать?

Д - Чётко, организованно шагать. Без нее можно сбиться с ритма.

Т- Вот вы и вышли на определение понятия «марш»: это что?

Д - (хором) - музыка, которая сопровождает шествие людей.

Т - Какими бывают марши? Чтобы ответить на этот вопрос, прослушайте в аудиозаписи музыкальные примеры и сделайте нужные выводы.

Пример №1. В Аудиозаписи звучит марш "Прощание славянки"

Д -учащиеся определяют его как военный, походный марш, анализируют характер музыки.

В подтверждение сказанного просматривают видеофрагмент этого произведения.

Пример №2 Прослушивают "Марш Черномора» из оперы Глинки " Руслан и Людмила" –

Д - находят его сказочным, фантастическим. Просматривают видео, комментируя ссылками на поэму А.С.Пушкина.

Пример №3 - ученица класса пед. Кравец Е.В.  играет "Спортивный марш» И.Дунаевского

Д - сразу узнают эту музыку и дают верное определение типу маршу-спортивный.

Пример №4

П - исполняет фрагмент из "Похоронного марша" Шопена

Д - дают определение-«похоронный»,  объясняя это траурным характером музыки, по ходу анализируя средства музыкальной выразительности.

Пример №5

П -  исполняет фрагмент "Свадебного марша" Мендельсона

Д - ученики безошибочно узнают его. Характеризуют музыку и комплекс выразительных средств (смотрят видео).

Пример №6

Т - исполняет "Марш деревянных солдатиков" из "Детского альбома" Чайковского.

 Как вы думаете, эта музыка звучит так же весомо, значительно , как и предыдущий фрагмент? 

Д - Нет, она какая-то игрушечная.

Т - А кто развлекается игрушками?

Д - Маленькие дети.

Т - Как вы считаете, о ком и о чем рассказывает музыка из сборника "Детский альбом", который написал великий русский композитор П.И.Чайковский?

Д - О детях и об их играх.

Т - В самом деле, это так. Пьеса, которую я вам сыграла, называется "Марш деревянных солдатиков".  Как можно назвать такой марш?

Д - Детским (характеризуют музыку). Смотрят видеофрагмент

Пример №7

Т – Как может исполняться марш? Его исполняют на инструментах или поют? (звучит песня Л.Тухманова «День Победы») Имеет ли эта музыка  отношение к нашей сегодняшней теме?

Д - Это песня, но она имеет маршевый характер и во всем остальном совпадает с прослушанными инструментальными маршами.

Т - Давайте определим ее как песню-марш. И теперь мы делаем вывод: в зависимости от способа исполнения марши бывают …?

Д- есть 2 вида -инструментальный и песня-марш

П – А теперь будьте особенно внимательны. Сейчас с известной вам музыкой начнут происходить удивительные вещи. Какие - вы скажете сами (играет "Свадебный марш" Мендельсона не в 4-дольном, а в 3-дольном размере)

Д - музыка просто перестала быть маршевой! Она похожа на вальс (определяют ее трёхдольность).

Т - А какой размер дает возможность маршу  не терять своё «лицо»?

Д  – 2/4 или 4/4

П - исполняет марш "Прощание славянки" без пунктирного ритма). Чем отличается этот вариант от ранее прослушанного?

Д - Музыка стало  вялой, неактивной.

П - А почему?

Д – изменились длительности, теперь они звучат «ровно».

Т - Ребята, сейчас вы убедились в том, что отдельные выразительные средства, которые характерны для марша, действительно, играют для него очень важную роль. Какой ритм «жизненно необходим» для марша?

Д – Пунктирный – ( записывают пунктирный ритм длительностями).

Т - Ребята, скажите, какие инструменты чаще всего используют композиторы, когда сочиняют марши?

Д – Без ударных  и медных духовых инструментов не обходится ни один марш.

Т – а почему именно эти инструменты мы чаще всего слышим в маршах? 

Д – их можно взять с собой на улицу, к тому же они громко звучат.

Т - Скажите, в какой форме пишется марш? Для этого еще раз прослушайте "Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского .

Д - (слушают в аудиозаписи) – ответ – в 3-частной. 

  1. Закрепление нового материала, подведение итогов урока

Т – По ходу урока вы дали определение понятию «марш», далее вы прослушали разные  марши, выяснили, что их характер зависит от ситуации, в которой они звучат. Ещё раз перечислите их.

Д – перечисляют названные ранее типы маршей

Т - Но есть в них и такие черты, которые дают возможность не спутать их с другими жанрами, например, с танцами. Вы сейчас самостоятельно определили  главные отличительные признаки марша как жанра

Д - перечисляют основные признаки марша ( метр, ритм и т.д.) 

Т -  Можно подвести итоги нашего урока. Тема, которая сегодня была освещена, не является для вас чем-то совершенно новым, неизвестным. Вы достаточно часто сталкивались с ней с раннего возраста, когда, будучи в детском саду, дружно маршировали на музыкальных занятиях. Просто пришло время систематизировать эти знания. Хотя бы потому, что маршевая музыка еще не раз встретится вам на уроках музыкальной литературы.

П - и, конечно же, в классе специальности. Будут случаи, когда произведение будет называться не маршем, а иначе, и, тем не менее, будет  иметь черты марша. И я думаю, что после такого подробного разговора о маршах вы будете исполнять их по-взрослому - более осмысленно и зрело.

  1. Оценка деятельности детей

Т -  А для того, чтобы проверить, как вы запомнили музыку, предлагаю всем учащимся поучаствовать в музыкальной викторине (звучат фрагменты прослушанных на уроке произведений).

Проводится коллективная  перекрёстная самопроверка письменных ответов учащихся.

Т- оценивает степень участия и уровень ответов детей.

  1. Домашнее задание

Т- Домашнее задание: используя Интернет-ресурсы, создать презентацию из 7-10 слайдов на тему «Такие разные марши».

  1. Окончание урока

Благодарим за активное участие  педагога фортепианного отделения Кравец Е.В. и учащихся её класса.

Всем спасибо за  участие. Урок окончен.

Использованные источники

 Кабалевский Д.Б.  «Как рассказывать детям о музыке?» Советский композитор, М., 1977.

 Г. Виноградов, Е. Красовская  «Занимательная теория музыки» Советский композитор, М., 1991

Царева Н.А. Слушание музыки. Методическое пособие. М., Росмэн, 2002

Программа курса «Слушание музыки» для 1-3 классов ДМШ и  ДМШ Ушпиковой Г.А.

Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972

Интернет-ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F0%F8_(%EC%F3%E7%FB%EA%E0)

http://music.tonnel.ru/index.php?l=music&alb=45908

http://www.umk-garmoniya.ru/electronic_support/fonochrestomatiya.php

http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0_%D0%B2_%D0%B1%D1%8B%D1%82%D1%83

http://metodisty.ru/m/files/view/zhanry_marshevoi_muzyki-_8_klass

«Прощание славянки» http://www.youtube.com/watch?v=xQ2FgBvzHZ0

«Марш Черномора» http://www.youtube.com/watch?v=GYrld3Q81rs

Сл. Лебедева-Кумача, муз. Дунаевского Спортивный марш http://www.youtube.com/watch?v=iGJmQ2LfDQU

«Свадебный марш» Мендельсона  http://www.youtube.com/watch?v=3sc_CKtMZhQ

«Марш деревянных солдатиков»  http://www.youtube.com/watch?v=J6hGHTFuemo

Марш из «Аиды»Верди  http://www.youtube.com/watch?v=l3w4I-KElxQ

Тухманов. «День Победы»   http://www.youtube.com/watch?v=WG0-vrKTSsg

Тема «Маршевая музыка», изучаемая в 4 классе ДМШ и ШИ, раскрыта через форму интегрированного урока, которую авторы - Кузнецова М.Г. и Кравец Е.В., считают наиболее продуктивной на уроках музыкальной литературы в ДМШ и ШИ. Основной акцент  делается на активизацию поисковой деятельности учащихся – как в ходе объяснения нового материала, так и в организации домашних заданий, а также на воспитание навыка проведения межпредметных связей.

Выполнили:

Кузнецова Марина Геннадьевна,

преподаватель музыкальной литературы,

Кравец Елена Викторовна,

преподаватель фортепиано

Караганда

2013

Маршевая музыка

Урок музыкальной литературы в  4 классе ДШИ  (конспект)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки, изо и литературы.5 класс

"Душа человека и ее отражение в искусстве". На уроке учащиеся учатся соотносить лирику поэзии с музыкальными произведениями и полотнами русских художников....

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"

Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...

Урок по литературе 9 класс «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания. Конспект урока в 9 классе...

Урок - сказка «Кто любит слушать сказки…» (Урок русской литературы, 5 класс)

Цель: Обобщение и систематизация  знаний  учащихся по теме «Сказки»Задачи:  1. Активизировать мыслительную и  творческую  деятельность   учащихся.2. Разв...