Конспект урока "Исповедь души"
план-конспект урока по музыке по теме
Музыка. Программа Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской.
Конспект урока "Исповедь души" для 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_v_4_klasse.docx | 27.76 КБ |
ispoved_dushi.ppsx | 938.94 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока в 4 классе
Программа «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской
Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
Тема урока: «Исповедь души».
Цель урока:
Познакомить учащихся с творчеством композиторов Ф.Шопена и С.Рахманинова.
Образовательные задачи:
Научить разбираться в музыкальных жанрах: инструментальных и вокальных.
Воспитательные задачи:
Способствовать формированию слушательской культуры учащихся на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. Воспитать в детях умение ценить неповторимость и красоту окружающего мира через опыт эстетического переживания произведений искусства.
Развивающие задачи:
Способствовать развитию целостного музыкального мышления на основе сотворческого восприятия их в самостоятельном опыте. Расширять эмоционально-образовательную сферу художественных образов.
Тип урока:
урок изучения, осмысления и первичного применения знаний и способов деятельности.
Форма урока:
Урок-беседа, основанный на индивидуальных исследованиях учащихся и проектной деятельности.
Методы:
словесный
сравнения
эмоциональной драматургии
слуховой наглядности
зрительной наглядности
художественного контекста
Оборудование:
компьютер
мультимедийный проектор
музыкальный центр
фортепиано
Формы организации познавательной деятельности:
Фронтальная
Групповая
Коллективная.
Виды учебной деятельности:
Размышлять об исповеди.
Воспринимать благородное и светлое спокойствие Прелюдии №7 и тяжелую размеренную поступь Прелюдии №20 Ф.Шопена.
Высказывать мнение об особенностях содержания прелюдий, средствах музыкальной выразительности.
Воспринимать этюд №12 «Революционный».
Размышлять и высказывать мнение об особенности содержания.
Воспринимать вокализ С.Рахманинова.
Сопоставлять выразительные особенности прелюдий, этюда Шопена и вокализа Рахманинова.
Анализировать и обобщать характер этих произведений.
Использование материала в проектной деятельности.
Ход урока
Организационный момент. Музыкальное приветствие.
У- Ребята, сегодня у нас с вами еще одна встреча с искусством- миром чувств и раздумий, откровений и открытий. Слайд. Тема нашего урока «Исповедь души». Как вы понимаете это выражение? Что такое исповедь души?
Д- Разговор о чем-то сокровенном.
У- На прошлом уроке мы начали знакомство с творчеством замечательного композитора 19 в. Фридерика…
Д- Шопена!
У- Родина великого композитора?
Д- Польша.
У- Что еще запомнилось вам о жизни и творчестве этого композитора?
Д - Он прекрасный пианист.
- Друзья называли его «душа фортепиано»;
- Он написал множество сочинений для фортепиано;
- Долгие годы провел на чужбине;
- Умер во Франции, а сердце его поляки трепетно хранят в Варшаве, в костёле Святого Креста.
- Он сочинял вальсы, мазурки, прелюдии, полонезы, этюды.
У- Каждое произведение Ф.Шопена - это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника. Вы вспомнили сегодня, что большую часть своей жизни Шопен провел на чужбине. Несмотря на прекрасное знание французского языка, он не мог ни с кем поделиться своими переживаниями, высказать то, что было у него на душе, но всю свою боль, гнев, отчаяние и радость он излил в своей музыке, надеясь, что «когда-то она будет понята».
Слайд. Этюд №12 « Революционный.»
Итак, бережно прикоснемся к музыкальным записям.
У- Что такое этюд?
Д- В живописи- зарисовка, эскиз. В музыке- упражнение для развития беглости пальцев.
У- Но, скажите, пожалуйста, может ли обычное упражнение или эскиз рассказать о том, что наболело в душе? Упражнение обычно не имеет названия, а этот этюд называется «Революционный». Давайте послушаем. О чем рассказывает нам эта музыка? Какой характер у нее?
Д- Звучит стремительно, решительно, страстно, пламенно.
У- В чем исповедь?
Д- Свое горе, гнев, возмущение Шопен излил в музыке, откликнувшись на события, которые происходили в Польше в 1830 году (жестокое подавление народного восстания).
У- А вот еще 2 страницы из музыкального дневника: Прелюдия №7 и Прелюдия №20. Ребята, а что значит «прелюдия»?
Д- Это небольшое произведение, выполняющее роль вступления, либо самостоятельная миниатюра.
У- Какой характер музыки Прелюдии №7?
Д- Спокойная, светлая, благородная, изящная, песенная с ритмом польского танца мазурки.
У- Мы будто слышим музыкальное послание композитора. (Включить еще раз, предложить ребятам показать характер музыки руками, один ученик читает под музыку письмо Ф.Шопена):
«Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой…
Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, моя милая Родина!»).
Слушание Прелюдии №20.
У- Что можно сказать о характере этой музыки?
Д- Тяжелая, скорбная, размеренная поступь траурного марша.
У- Два произведения, два разных настроения. В чем же исповедь?
Д – В Прелюдии №7 Шопен рассказывает как прекрасна музыка его народа. Траурной музыкой Прелюдии №20 композитор похоронил надежду вернуться на Родину.
Слайд.
У- Ну а сейчас мы закрепим все, что узнали о творчестве Шопена, ответив на вопросы:
- Польский народный танец, возникший у мазуров? (мазурка).
- Торжественный танец-шествие? (полонез).
- Польский народный танец, возникший у жителей Краковского ведомства? (краковяк).
- Вступление к музыкальному сочинению или самостоятельная пьеса? (прелюдия).
- Упражнение для развития беглости пальцев? (этюд).
Предложить обменяться листочками по соседству.
За правильный ответ- (+), за неправильный- (-).
Красный жетон получают учащиеся за 5 положительных ответов.
Синий- за остальные результаты.
Слайд. Музыкальная пауза.
У – Музыкальная викторина.
Слайд. «Угадай мелодию».
- Ф.Шопен. Мазурка.
- Ф.Шопен. Этюд №12.
- Ф.Шопен. Прелюдия №20.
- Ф.Шопен. Прелюдия №7.
- Ф.Шопен. Полонез.
Написав ответы, дети опять меняются листочками и проверяют работу друг друга.
Слайд с правильными ответами.
У- С.В.Рахманинов- замечательный русский композитор. Он очень много ездил с концертами, но советской власти это не нравилось, она не отпускала его. Когда, в 1917г. его пригласили в скандинавские страны, он уехал туда вместе с семьей и больше не вернулся. С. Рахманинов покинул Родину, оторвался от той почвы, на которой выросло его творчество. Он говорил: «Уехав из России, я потерял желание сочинять, лишившись Родины, я потерял самого себя». Давайте послушаем произведение композитора – Вокализ.
У- В чем же исповедь этого композитора?
Д- В том, что он прощался с родными местами, уезжая из страны, покидая Родину, как и польский композитор Ф.Шопен.
У- Ребята а что для вас Родина?
Д- Малая Родина- наш город Пушкин, большая Родина- это наша страна.
У – Замечательно. Вы очень хорошо поработали. Закончим наш урок знакомой вам песней Г.Струве. Приняли правильную певческую установку. Для распевания – упражнение « Родина моя»
Ро | -ди | -на, | Ро | -ди | -на | мо - | я! |
(по ½ т. вверх)
Исполнение песни Г.Струве «Что мы Родиной зовём?»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прелюдия № 20 Прелюдия №7 Ф. Шопен (1810 - 1849)
Польский народный танец. Возник у мазуров 1. Вопрос: Мазурка Галоп Вальс Варианты Ответов:
2. Вопрос: Прелюдия Полонез Полька Варианты Ответов: Торжественный танец - шествие
3. Вопрос: Прелюдия Этюд Краковяк Варианты Ответов: Польский народный танец, возник у жителей Краковского ведомства
4. Вопрос: Прелюдия Вальс Краковяк Варианты Ответов: Вступление к муз. сочинению или самостоятельная пьеса
5. Вопрос: Прелюдия Этюд Краковяк Варианты Ответов: Упражнение для развития беглости пальцев
1. Вопрос: 2. Вопрос: 3. Вопрос: 4. Вопрос: 5. Вопрос: Мазурка Полонез Краковяк Прелюдия Этюд
Музыкальная пауза
Угадай мелодию?! Этюд №12 Ф. Шопен Прелюдия №20 Ф. Шопен Мазурка Ф. Шопен Полонез Ф. Шопен Прелюдия № 7 Ф. Шопен 1. 2. 3. 4. 5.
Исповедь души "Вокализ" 1915 г. С. В. Рахманинов (1873 - 1943)
Исповедь души
"Что мы РОДИНОЙ зовем"
"Что мы РОДИНОЙ зовем"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")
Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при...
«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")
Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. ...
Программа кружка Литературная гостиная «И душа с душою говорит…»
Пояснительная записка Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителям...
Урок-мастерская «Воспитание души. Труд души» (по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»)
Урок составлен в соответствии с новыми ФГОСами...
“У каждого из слов душа своя...” (Музыка души и “удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”, созданный Е.Носовым.)
Во вступительной статье к одному из своих сборников издательства «Детская литература» Е.Носов пишет о том, что в мальчишках и девчонках он больше всего ценит любознательность, “иными словами – любовь ...
«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс.
«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс....
Труд души (по стихотворению Н.Заболоцкого "Не позволяй душе лениться")
Урок - мастерская по стихотворению Николая Заболоцкого...