ВЛИЯНИЕ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА НА ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья по музыке по теме

Романова Ирина Владимировна

доклад на конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_inet_konferenciya_romanova.doc59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«ВЛИЯНИЕ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА НА ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ».

«Таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста».

Г. Г. Нейгауз

Перед каждым учителем  стоит задача, создать условия, при которых любой обучающийся мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, умел творчески подходить к проблеме.

Потребность в творчестве – неотъемлемая характеристика нормально развивающегося человека. Обладающий креативностью человек отличается высоким интеллектуальным уровнем в повседневной жизни и может решать проблемы нестандартным, творческим путём. Именно в области искусства ребёнок может приобрести ранний, успешный и полноценный опыт творчества.

Положительное влияние искусства на развитие человека уже хорошо известно. До эпохи Ренессанса искусство считалась одним из главных предметов в общей системе образования. И только в современной культуре искусство оказалось растоптанным технической цивилизацией. Но именно исследования последних лет в области физиологии мозга возвращают искусству ту важную роль в развитии человека, которая по праву должна ему принадлежать

Современная жизнь требует таких педагогических технологий, которые должны, с одной стороны, обеспечить детям качественные глубокие знания, создавая интеллектуальную базу для последующего обучения, а с другой стороны, ориентироваться на физическое, психическое, духовное здоровье ребенка и учитывать психофизиологические особенности каждого возраста. В связи с этим особый интерес представляют возможности использования в обучении детей, предметов искусства.

Любая деятельность, в частности, интеллектуальная, обеспечивается функциональной работой мозга, связанной с восприятием и переработкой информации.

Развитие интеллекта и интеллектуальных способностей обучающихся напрямую связано с количеством перерабатываемой информации.
Работа с информацией точно так же тренирует мозг, как физическая нагрузка – тренирует мышцы. Под воздействием потока информации высокой интенсивности происходит улучшение кровоснабжения головного мозга, образование   новых   нейронных связей  –  как следствие развитие интеллекта.
       О высоком  уровне  развития интеллекта  свидетельствуют такие интеллектуальные  способности,  как  
креативность мышления,  интуиция, умение  принимать    правильные    решения,   организаторские   способности. 

На уроках искусства  особенно в начальной школе делается акцент на развитие мелкой моторики.  Мелкая моторика -  залог нормального развития интеллекта ребенка.          Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует умственную деятельность.

Есть разные виды деятельности применяемые  на уроках искусства, которые  развивает мелкую моторику  у  обучающихся. Первая: Пальчиковая гимнастика, она  усиливает  согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти.

Рисунки на фольге - это нестандартная техника рисования без красок.

Это разрушит стереотипы, и откроет воображению новую грань изобразительного творчества - создание объемной гравюры.

Рисунки мятой бумагой- нестандартная техника рисования, похожая на технику рисования штампиками. Развивает самостоятельность и тренирует

мелкую моторику.

Рисунки не отрывая руки. Это невероятно полезное занятие для тренировки фантазии и образного мышления, а также мелкой моторики обучающихся . Почти ничего для себя

 не требуя - оно способствует очень важному делу - развитию одаренности.

Тиснение восковыми мелками - способствует развитию объёмного мышления.

Непосредственное участие обучающихся  в разнообразной художественно-творческой деятельности воспитывает эстетическую культуру, развивает  понятийное и образное мышление, которое является важнейшим фактором интеллектуального  становления личности и помогает, раскрыть свои способности . 

Анатолий Франс   сказал: «Прекрасное воображение столь же необходимо историку, как и поэту, так  всем людям , ибо без воображения нельзя ничего увидеть, нельзя ничего понять».  

Доказано психологами, что  при использовании  на уроке изобразительного искусства музык,  у  обучающихся улучшается кратковременная  вербальная память, лучше запоминаются цвета, названия геометрических форм, чисел, картинок.

На данном  выразительном рисунке хорошо видно, что мозг разделен на две части, мыслительные свойства которых существенно различаются между собой. Левое полушарие отвечает за понятийное (языковое) мышление, пользуется результатами личного опыта человека. Правое полушарие отвечает за образное мышление, использует материал внешнего мира в виде различных его вещественных образов, создает пластические образы в виде различных форм.

Музыка стимулирует мозговую деятельность, так как музыкальные функции очень широко расположены в мозгу и обнимают все его зоны — музыкальные занятия оптимизируют работу мозга, и это не может не сказаться на лучшем выполнении самой разнообразной умственной работы.

Музыкальные функции расположены и в правом и в левом полушарии; слушание музыки и работа на уроке искусства требуют постоянного обмена информацией между полушариями, их чередования и взаимодействия в музыкальном восприятии и творчестве. Музыкальная деятельность вызывает усиление межцентрального и межполушарного взаимодействия, т.ре. согласованность работы мозговых полушарий. Другие виды деятельности не дают такой же согласованности и, что говорит о гармонизующем воздействии музыки на мозговую деятельность .

Именно поэтому уроки искусства важны в школьном возрасте…В результате проведённого мониторинга можно увидеть разницу в развитии детей, посещающих эстетич. предметы и тех, кто не занимался вообще.  

У гениев независимо от вида деятельности оба полушария работают синхронно, что многократно увеличивает потенциал мозга и, соответственно, продуктивность умственной деятельности. Синхронизация работы левого и правого полушария мозга – первый шаг на пути к гениальности. Музыка в этом плане занимает одну из ведущих ролей.

Профессор Чеффилдского Университета Кэйти Овери сформулировала аспекты так называемых «интеллектуальных выгод» от занятий искусством,  например:

1. повышение уровня читательских навыков.

2. повышение уровня речевых навыков.

3. улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач.

4. улучшение вербальных и счетно-арифметических способностей.

5. улучшение концентрации внимания.

6. улучшение памяти.

7. улучшение моторной координации.

По данным Н.Н.Брагиной, Т.А.Доброхотовой и Л.П.Новицкой, музыка способствует облегчению зрительного восприятия, снижает психоэмоциональное напряжение, способствует фокусировке внимания.

Музыка побуждает нас красноречиво мыслить.   Сказал   Эмерсон У.

Для актуализации мыслительной деятельности во время учебного процесса следует использовать интеллектуально – познавательные игры. Любая интеллектуально-познавательная игра развивает интеллектуальные способности и творческую активность обучающихся, расширяет кругозор. Психолог Крутецкий В.А. утверждает : «Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса». «Игра – творчество, игра – труд. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все свои  усилия.

Например игра:

 - Цветик - семицветик. Игра на развитие памяти и музыкального слуха.

- Большой цветок, На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам произведений, с которыми дети знакомились в классе.

-  Исключение лишнего слова.

-Викторина «Кто из них»?

- Эрудит-лото - это тесты с вариантами ответа

- загадки

- Шарады.

- Музыкальное лото. ( Для закрепления пройденного материала)

- Презентации   по  различным правилам игр, например  «Морской         бой».

- Презентации на развитие  ритма и внимания.

В заключении хотела добавить, что искусство влияет на  развитие  мыслительных навыков, которые понадобятся для занятий любой умственной работой. Родители, понимающие роль искусства в детском развитии, будут иметь больше поводов гордиться своим ребенком, чем родители, считающие занятия искусством праздными и бесперспективными. Искусство — лучший педагог, который меняет способы мышления, а не преподносит готовые знания; оно учит мыслить.  Из всего выше изложенного следует, что уроки предметов искусства влияют на интеллектуальное  развитие обучающихся и помогают поверить в свои силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Влияние активных занятий спортом на развитие обучающихся"

Занятия проектной деятельностью развивает у обучающихся интерес к науке, познаниям, навыки исследования....

Влияние предмета «Технология» на рост мотивации учащихся, развитие креативных способностей

Для создания мотивации необходимо использовать не надуманную, а реальную для ученика актуальность и привлекатель­ность учебных заданий, повышение его личной ответственности (например, за счет включени...

Влияние проблемного обучения на интеллектуальное развитие обучающихся

В данной работе рассматриваются особенности концепции проблемного обучения, его сущность, основные методы и функции, методика организации проблемного обучения и требования, которые к ней предъявляет с...

Влияние предмета «Технология» на рост мотивации учащихся, развитие креативных способностей.

Влияние предмета «Технология» на рост мотивации учащихся, развитие креативных способностей....

Развитие творческого и интелектуального потенциала обучающихся во внеклассной работе по физике

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной сторон...

«Влияние изобразительного искусства на развитие абстрактного мышления учащихся в других сферах обучения».

Наше время – это время перемен, в котором особенно ценятся люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Дополнительное образование – это особая сфера, где вн...

Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка в системе дополнительного образования

Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся. Действительно, внимательный анализ, обобщение лучшего педагогического опы...