"Богатыри земли нашей" урок музыки , 5 класс( урок в стихах)
материал по музыке (5 класс) на тему
Тема: «Богатыри земли нашей»( урок в стихах)
( урок в 5 классе, III четверть, 2 урок)
Цель: духовно-нравственное, патриотическое воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bogatyri_zemli_nashey_urok_v_stihah_5_klass.docx | 22.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Богатыри земли нашей»( урок в стихах)
( урок в 5 классе, III четверть, 2 урок)
Цель: духовно-нравственное, патриотическое воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве (поэзия о музыке, “музыкальный рисунок”);
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
Музыкальный материал: 2 симфония А.П.Бородина “Богатырская симфония”.
Художественный ряд: репродукции картин В.М.Васнецова “Богатыри”.
“Богатырь на коне” “Богатырский скок” “Витязь на распутье”, “Битва славян со скифами”, “Поединок Пересвета с Челубеем”, “Добрыня Никитич и 7 головый Змей Горыныч”, “После побоища”, “Песнь Бояна”, портреты А.П.Бородина, В.М.Васнецова.
Ход урока
1.Орг. момент
Муз. приветствие
-Добрый день ребята!
-Добрый день!
-Прозвенел звонок.
-Мы начнем урок.
У.Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ли на месте, все ли в порядке
Ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь.
2.Этап подготовки к усвоению новых знаний
У.Итак, друзья, начнем программу
Вы не зрители, не гости,
А программы нашей гвозди
Не стесняйтесь, не ломайтесь,
Всем законам подчиняйтесь!
На доске прочли вы тему
И эпиграф тоже есть Богатырские былины
Мне хотелось бы прочесть.
Но для начала подготовка
Нужно нам кроссворд почесть.
Вспомнить все определенья
где ключевое слово есть
Говоря определенья
Я буду очень кратка
(вывешивается кроссворд или на интерактивной доске)
- Спектакль, в котором танцуют(Балет)
- Симфонический оркестр быстро с ним расправится, проиграв 4 части , она большой покажется (соната)
- В нем четыре музыканта, в нем четыре голоса(квартет)
- Спектакль, в котором поют (опера)
- Душа и сердце музыки (мелодия)
- Песня льется без конца, то на «У», а то на «А». Сюжет не ясен нам пока. Что за песня? Без слов она. (вокализ)
- Когда о сказках говорили, мы слышали его. Грузины это подтвердили. Как назовем его?
- ( сурдина)
У.Молодцы! Все замечательно!
Кроссворд наш весь разгадан.
И ключевое слово есть
О нем, мы и расскажем
Б | а | л | е | т | |||||
с | о | н | а | т | а | ||||
К | в | а | р | т | е | т | |||
о | п | е | р | а | |||||
м | е | л | о | д | и | я | |||
в | о | к | а | л | и | з | |||
с | у | р | д | и | н | а |
3.Этап усвоения новых знаний
У.Александра Порфирьевич Бородин
Три симфонии сочинил
Но, одну вторую симфонию
Музыкальный критик Стасов
«Бородинской» определил.
Силой, величием, веет от музыки
Древняя Русь, широта и простор
Впрочем , давайте послушаем сами,
И характер определим.
Слушание : Бородин А. П. «Симфония №2», фрагмент
Анализ произведения(жанр, характер, образ)- образ Древней Руси, ее бескрайних степей, богатырские заставы, могучие дыхание, размах, ширь, могучая сила и в тоже время музыка добрая.
Богатыри- великий, выразительный символ русского патриотизма, который по-своему воплотился в образах Ивана Сусанина, князя Игоря, Александра Невского. Начальная тема возникает сразу.Она звучит как могучий призыв, боевой клич. Именно в богатырях видели защиту и надежду русской земли.
Физминутка
Ну а теперь взгляните
на картину Васнецова(«Богатыри»)
Казалось бы симфония Бородина
Навеяна «Богатырями» Васнецова
Но это все не так…
Создатели при жизни не встречались
Когда была закончена картина
Бородина уж не было в живых
Скончался он тремя годами раньше
Но чем же связаны они? ( ответы детей)
А связаны они идеей общей,
Идеей прославленья сил
И Родины могущества.
Взгляните на картину Васнецова
Она о прошлом и о настоящем
Что рассказать хотел художник нам?..
Со злом надо бороться…
Да, бороться так как три богатыря.
Илья Муромец- не убоявшийся Соловья- Разбойника
Добрыня Никитич – вступивши в бой со Змеем Горынычем
Алеша Попович- уничтоживший злое чудище Тугарина
Позднее о картине сам художник скажет:
«Я часто, когда глядел на них, явственно слышал Бетховенские или Баховские звуки
Много раз ловил себя на этом . Они звучали для меня в каждой части картины…
Это, видно, от того, что я очень много начинял себя музыкой, когда работал над «Богатырями».
Я жил в звуках.
4. Этап закрепления умений и навыков.
Давайте же теперь и мы окунемся в мир звуков.
Песню прослушайте и расскажите
Что вы услышите? Что вы представите?
Трубит трубач в дыму и пламени
И почему весь полк израненный
Встает, идет за трубачом?
Трубач-герой, иль богатырь?
Но богатырь, какого времени?
И так прослушайте, внимательно
Я буду петь очень старательно.
Исполнение «Песня о маленьком трубаче»
Ответы детей на поставленные вопросы.
Понравилась?
Попробуем теперь исполнить сами
Но для начала мы поговорим.
Распевки вспомним.
Разогреем голос
Распевание:
- Прибаутка-«Гуси,гуси»
- Активизация дыхания «Бокс»
- Восстановление дыхание, ровное дыхание
- Работа над дикцией . Счет от 1до 5
- Работа над артикуляцией (дбра,дбра,дбра…)
- Выстраивание унисона( на одном звуке)
- Вей, вей ветерок
- Мир без музыки, без песен
Скучен и неинтересен
7 нот запомни и пойми
Споем все вместе до,ре,ми..(одноголосие, двухголосие)
- Четкий ритм, он очень важен
Это мы сейчас покажем (ритмическое эхо с выходом на ритмический рисунок песни)
Молодцы! Лишь теперь я поняла:
Без терпенья и ученья
Не приходит к нам уменье!
А теперь свои уменья
Примените вы все в пенье.
Разучивание и исполнение 1 куплета
Итоги урока:
А теперь аукцион, подведет итоги он
Тот , кто больше знает, тот награды получает
На вопрос мой отвечайте и награду получайте.
- Какие черты богатырского характера объединили сегодня на уроке изображение богатыре на картине Васнецова «Богатыри» с богатырской темой в музыке Второй симфонии Бородина?
- Можем ли мы в наше время встретить богатырей? (герои Афганистана, Чечни, хорошие поступки людей)
Д\з: Написать небольшое сочинение о герое-богатыре, которого вам довелось узнать в жизни ( о герое книги или о поступке человека, который напомнил вам героя-богатыря и др.) Дети оценивались в течении урока фишками, в конце урока выставлялись оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Славна богатырями земля русская»
Талантливый русский народ создал богаый фольклор: мудрые пословицы, меткие поговорки, хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, волшебные и бытовые сказки, героические былины. В них отразил...
Сценарий спортивного праздника "Богатыри земли русской"
Спортивный праздник для подготовительной группы " Богатыри земли русской"...
"Славна богатырями Земля Русская"
Внеклассное мероприятие по литературе рекомендуется провести после изучения темы "Былины"....
Славна богатырями земля русская!
Внеклассное занятие по теме "Былины" в 6- м классе....
Литературное состязание "Славна богатырями земля Русская"
Урок внеклассного чтения по литературе или мероприятие для учащихся 5 класса...
Урок - квн для 6 класса по истории России "Богатыри земли русской"
урок разработан в форме КВН, для повторения темы по истории России "Русь во времена феодальной раздробленности"...
Технологическая карта урока по теме «Форма, размеры и движения земли» (5 класс, урок № 4)
Технологическая карта урока по теме «Форма, размеры и движения земли» (5 класс, урок № 4)...