"Богатыри земли нашей" урок музыки , 5 класс( урок в стихах)
материал по музыке (5 класс) на тему
Тема: «Богатыри земли нашей»( урок в стихах)
( урок в 5 классе, III четверть, 2 урок)
Цель: духовно-нравственное, патриотическое воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Богатыри земли нашей»( урок в стихах)
( урок в 5 классе, III четверть, 2 урок)
Цель: духовно-нравственное, патриотическое воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве (поэзия о музыке, “музыкальный рисунок”);
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
Музыкальный материал: 2 симфония А.П.Бородина “Богатырская симфония”.
Художественный ряд: репродукции картин В.М.Васнецова “Богатыри”.
“Богатырь на коне” “Богатырский скок” “Витязь на распутье”, “Битва славян со скифами”, “Поединок Пересвета с Челубеем”, “Добрыня Никитич и 7 головый Змей Горыныч”, “После побоища”, “Песнь Бояна”, портреты А.П.Бородина, В.М.Васнецова.
Ход урока
1.Орг. момент
Муз. приветствие
-Добрый день ребята!
-Добрый день!
-Прозвенел звонок.
-Мы начнем урок.
У.Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ли на месте, все ли в порядке
Ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь.
2.Этап подготовки к усвоению новых знаний
У.Итак, друзья, начнем программу
Вы не зрители, не гости,
А программы нашей гвозди
Не стесняйтесь, не ломайтесь,
Всем законам подчиняйтесь!
На доске прочли вы тему
И эпиграф тоже есть Богатырские былины
Мне хотелось бы прочесть.
Но для начала подготовка
Нужно нам кроссворд почесть.
Вспомнить все определенья
где ключевое слово есть
Говоря определенья
Я буду очень кратка
(вывешивается кроссворд или на интерактивной доске)
- Спектакль, в котором танцуют(Балет)
- Симфонический оркестр быстро с ним расправится, проиграв 4 части , она большой покажется (соната)
- В нем четыре музыканта, в нем четыре голоса(квартет)
- Спектакль, в котором поют (опера)
- Душа и сердце музыки (мелодия)
- Песня льется без конца, то на «У», а то на «А». Сюжет не ясен нам пока. Что за песня? Без слов она. (вокализ)
- Когда о сказках говорили, мы слышали его. Грузины это подтвердили. Как назовем его?
- ( сурдина)
У.Молодцы! Все замечательно!
Кроссворд наш весь разгадан.
И ключевое слово есть
О нем, мы и расскажем
Б | а | л | е | т | |||||
с | о | н | а | т | а | ||||
К | в | а | р | т | е | т | |||
о | п | е | р | а | |||||
м | е | л | о | д | и | я | |||
в | о | к | а | л | и | з | |||
с | у | р | д | и | н | а |
3.Этап усвоения новых знаний
У.Александра Порфирьевич Бородин
Три симфонии сочинил
Но, одну вторую симфонию
Музыкальный критик Стасов
«Бородинской» определил.
Силой, величием, веет от музыки
Древняя Русь, широта и простор
Впрочем , давайте послушаем сами,
И характер определим.
Слушание : Бородин А. П. «Симфония №2», фрагмент
Анализ произведения(жанр, характер, образ)- образ Древней Руси, ее бескрайних степей, богатырские заставы, могучие дыхание, размах, ширь, могучая сила и в тоже время музыка добрая.
Богатыри- великий, выразительный символ русского патриотизма, который по-своему воплотился в образах Ивана Сусанина, князя Игоря, Александра Невского. Начальная тема возникает сразу.Она звучит как могучий призыв, боевой клич. Именно в богатырях видели защиту и надежду русской земли.
Физминутка
Ну а теперь взгляните
на картину Васнецова(«Богатыри»)
Казалось бы симфония Бородина
Навеяна «Богатырями» Васнецова
Но это все не так…
Создатели при жизни не встречались
Когда была закончена картина
Бородина уж не было в живых
Скончался он тремя годами раньше
Но чем же связаны они? ( ответы детей)
А связаны они идеей общей,
Идеей прославленья сил
И Родины могущества.
Взгляните на картину Васнецова
Она о прошлом и о настоящем
Что рассказать хотел художник нам?..
Со злом надо бороться…
Да, бороться так как три богатыря.
Илья Муромец- не убоявшийся Соловья- Разбойника
Добрыня Никитич – вступивши в бой со Змеем Горынычем
Алеша Попович- уничтоживший злое чудище Тугарина
Позднее о картине сам художник скажет:
«Я часто, когда глядел на них, явственно слышал Бетховенские или Баховские звуки
Много раз ловил себя на этом . Они звучали для меня в каждой части картины…
Это, видно, от того, что я очень много начинял себя музыкой, когда работал над «Богатырями».
Я жил в звуках.
4. Этап закрепления умений и навыков.
Давайте же теперь и мы окунемся в мир звуков.
Песню прослушайте и расскажите
Что вы услышите? Что вы представите?
Трубит трубач в дыму и пламени
И почему весь полк израненный
Встает, идет за трубачом?
Трубач-герой, иль богатырь?
Но богатырь, какого времени?
И так прослушайте, внимательно
Я буду петь очень старательно.
Исполнение «Песня о маленьком трубаче»
Ответы детей на поставленные вопросы.
Понравилась?
Попробуем теперь исполнить сами
Но для начала мы поговорим.
Распевки вспомним.
Разогреем голос
Распевание:
- Прибаутка-«Гуси,гуси»
- Активизация дыхания «Бокс»
- Восстановление дыхание, ровное дыхание
- Работа над дикцией . Счет от 1до 5
- Работа над артикуляцией (дбра,дбра,дбра…)
- Выстраивание унисона( на одном звуке)
- Вей, вей ветерок
- Мир без музыки, без песен
Скучен и неинтересен
7 нот запомни и пойми
Споем все вместе до,ре,ми..(одноголосие, двухголосие)
- Четкий ритм, он очень важен
Это мы сейчас покажем (ритмическое эхо с выходом на ритмический рисунок песни)
Молодцы! Лишь теперь я поняла:
Без терпенья и ученья
Не приходит к нам уменье!
А теперь свои уменья
Примените вы все в пенье.
Разучивание и исполнение 1 куплета
Итоги урока:
А теперь аукцион, подведет итоги он
Тот , кто больше знает, тот награды получает
На вопрос мой отвечайте и награду получайте.
- Какие черты богатырского характера объединили сегодня на уроке изображение богатыре на картине Васнецова «Богатыри» с богатырской темой в музыке Второй симфонии Бородина?
- Можем ли мы в наше время встретить богатырей? (герои Афганистана, Чечни, хорошие поступки людей)
Д\з: Написать небольшое сочинение о герое-богатыре, которого вам довелось узнать в жизни ( о герое книги или о поступке человека, который напомнил вам героя-богатыря и др.) Дети оценивались в течении урока фишками, в конце урока выставлялись оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Славна богатырями земля русская»
Талантливый русский народ создал богаый фольклор: мудрые пословицы, меткие поговорки, хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, волшебные и бытовые сказки, героические былины. В них отразил...
Сценарий спортивного праздника "Богатыри земли русской"
Спортивный праздник для подготовительной группы " Богатыри земли русской"...

"Славна богатырями Земля Русская"
Внеклассное мероприятие по литературе рекомендуется провести после изучения темы "Былины"....

Литературное состязание "Славна богатырями земля Русская"
Урок внеклассного чтения по литературе или мероприятие для учащихся 5 класса...

Урок - квн для 6 класса по истории России "Богатыри земли русской"
урок разработан в форме КВН, для повторения темы по истории России "Русь во времена феодальной раздробленности"...

Технологическая карта урока по теме «Форма, размеры и движения земли» (5 класс, урок № 4)
Технологическая карта урока по теме «Форма, размеры и движения земли» (5 класс, урок № 4)...