Славна богатырями земля русская!
материал (6 класс) по теме
Внеклассное занятие по теме "Былины" в 6- м классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
литературное состязание | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«СЛАВНА БОГАТЫРЯМИ
ЗЕМЛЯ РУССКАЯ ! »
Сценарий литературного состязания по былинам.
6 класс.
Составитель: учитель русского языка и литературы Варнина Н.А.
Цели: - углубленное изучение былинного эпоса;
- развитие интереса к устному народному творчеству;
- развитие интереса к историческому прошлому страны;
- воспитание читателя, внимательного к слову и к истории своей
Родины;
- соединение языкового, литературоведческого, исторического и
изобразительного материала по былинному эпосу.
Оборудование: фольклорная музыка, репродукции картин о богатырях,
рисунки учащихся.
Подготовка к состязанию:
Участники делятся на команды (три /3 мальчика и 1 девочка).
Самостоятельно изучают тексты былин о русских богатырях, былины об Илье Муромце; историческую эпоху, связанную с данным периодом; знакомятся с устаревшими словами и их значением.
Ответы оцениваются условными или реальными алабышами (пирожками)
Ход состязания.
Вступительное слово.
Талантливый русский народ создал богатый фольклор: мудрые пословицы, меткие поговорки, хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, волшебные и бытовые сказки, героические былины. В них отразились достоинство и ум народа, его нравственный облик и душа, его историческая память. И если мы будем знать фольклор, будет жива память народная, вечно будет славиться Русь богатырская.
Сегодня мы сможем увидеть, как команды готовы «постоять» за звание былинных богатырей. Ведь наше литературное состязание – своеобразный поединок, только с друзьями – соперниками, врагов здесь нет. Не забывайте с каким достоинством всегда встречали русские богатыри жизненные невзгоды. Удачи вам!
Задание 1.
Древнерусский город, окруженный крепостной стеной. Раннее утро. Из ворот выезжает могучий всадник на таком же могучем коне. Богатырь в полном воинском убранстве. На нем … Как же снаряжался русский богатырь, отправляясь в путь-дорогу?
Выберите из перечисленных предметов богатырские доспехи.
Ответ обоснуйте, объяснив значение данных слов.
1.Рогатина, палица, булава, глуздырь.
/Рогатина-разновидность с более широким, тяжелым обоюдоострым железным наконечником.
Палица- тяжелая дубина с утолщенным концом.
Булава – палица булатная, состояла из металлического шара, укрепленного на коротком древке.
Глуздырь – птенец, не умеющий летать./
2.Лук, налуч, колчан, буса.
/Лук – вид оружия.
Налуч – чехол для лука.
Колчан – сумка для хранения стрел.
Буса – большая долбленая лодка с острым концом./
3.Шлем, ложня, кольчуга, тегиляй.
/Шлем – металлическое наголовье древности.
Ложня – спальная комната.
Кольчуга – рубашка, сплетенная из железных колец.
Тегиляй – стеганый кафтан с короткими рукавами./
Каждая команда получает одно из заданий. Пока участники выполняют его, ведущий задает вопросы зрителям, которые тоже получают за правильные ответы алабыши. (см. приложение)
Задание 2.
Верный помощник богатыря – его конь.
Ответьте на вопросы:
Как богатырь относиться к своему коню?
Как богатырь седлает коня?
Является ли конь богатырю помощником?
Откуда взялся богатырский конь у Ильи Муромца?
Задание 3.
Народ любит и чтит своих богатырей, поэтому обращается к ним ласково, называет уважительно.
Какими из данных эпитетов вы наградите русского богатыря?
1.Матерый, соловый, очесливый.
/матерый – сильный, здоровый
Соловый – желтоватый (о лошади)
Очесливый – вежливый,обходительный/
2. Виловатый, дородный, кряковистый.
/виловатый – искривленный, развилистый
Дородный – видный, красивый
Кряковистый – кряжестый (о дереве)/
3. Багрецовый, бурнастый, гораздый.
/багрецовый – ярко-красный
Бурнастый – рыже-бурый (о лисе)
Гораздый –способный, знающий, опытный/
Каждая команда получает одно из заданий. Пока участники выполняют его, ведущий задает вопросы зрителям, которые тоже получают за правильные ответы алабыши. (см. приложение)
Задание 4.
Использование постоянных эпитетов – одна из особенностей былины как произведения УНТ.
Подберите постоянные эпитеты, используемые в былинах.
1.Лук ,стрела, рогатина, щит.
Разрывчатый, каленая, звериная, слоновый.
2.Шалыга, меч, сердце, жемчуг.
Подорожная, булатный, ретивое, скатный.
3.Береза, цветы, леса, поля.
Покляпая, лазоревые, темные, чистые.
Каждая команда получает одно из заданий. Пока участники выполняют его, ведущий задает вопросы зрителям, которые тоже получают за правильные ответы алабыши. (см. приложение)
Задание 5.
Илья Муромец – самый любимый народный былинный образ. Домашним заданием было перечитать былины об этом герое. Сейчас мы узнаем, какая команда подготовилась лучше.
Команды отвечают на вопросы. Чья команда окажется первой, та и получает алабыш. Если участники не знают правильный ответ, то его могут дать зрители.
1.В былинах об Илье Муромце и Святогоре рассказывается о том, как, умирая, Святогор передал Илье меч-кладенец и умножил его силы. Но есть варианты, где Илья отказывается от этого дара. Почему?
2.Известно, что подвиги, которые совершил Илья Муромец, не по силам обычным людям. Может он волшебник?
3.В какой былине Илья совершает свой первый богатырский подвиг?
4.Откуда родом был Илья Муромец? Почитают ли сейчас Илью Муромца на его родине?
5.Назовите известные вам подвиги Ильи Муромца?
6.Самый известный подвиг Ильи – это победа над Соловьём-разбойником. Где произошел этот бой?
7.Почему река называется Смородиной?
8.Почему победа над Соловьем-разбойником – богатырский подвиг?
9.Какой предмет играет решающую роль в жизни Ильи Муромца? Что вы о нем знаете?
Задание 6.
Художники постоянно обращаются к былинному эпосу. Не обошел эту тему и В.М.Васнецов. Обращение к народному фольклору сделало его поистине народным художником.
Каждая команда должна инсценировать определенную картину этого художника.Соперники должны определить, что это за картина.
/ «Богатыри», «Витязь на распутье», « После побоища Игоря Святославича с половцами»/
Подведение итогов.
Заключительное слово.
Русский богатырь никогда не искал легких дорог. Не был легким и ваш путь к победе в литературном состязании, но вы с достоинством преодолели его. И пусть кто-то из вас оказался чуть-чуть позади, проигравших нет.
Приложение. Вопросы зрителям.
Задание 1.
Как звали рассказчиков былин?/боян/
Как еще называли былины?/старины/
Назовите главные предметы воинского вооружения богатыря.
В одной из былин об Илье Муромце читаем: «А тут мечом Илюша подпоясался.» Как вы понимаете эти слова?
Щит – это средство обороны. Какой воинский обычай связан со щитом?
Чем шлем русского богатыря отличался от шлема зарубежного богатыря?
Задание 2.
Приблизительно из скольки колец состояла кольчуга богатыря?
Знаете ли вы синонимы к слову кольчуга?
Что обозначает слово «ошеломить»? Что оно обозначало раньше?
Задание 3.
Назовите известных вам русских богатырей.
Задание 4.
С чем связан постоянный эпитет разрывчатый?
Как вы понимаете выражение скатный жемчуг?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Славна богатырями земля русская»
Талантливый русский народ создал богаый фольклор: мудрые пословицы, меткие поговорки, хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, волшебные и бытовые сказки, героические былины. В них отразил...
Сценарий спортивного праздника "Богатыри земли русской"
Спортивный праздник для подготовительной группы " Богатыри земли русской"...
"Славна богатырями Земля Русская"
Внеклассное мероприятие по литературе рекомендуется провести после изучения темы "Былины"....
Литературное состязание "Славна богатырями земля Русская"
Урок внеклассного чтения по литературе или мероприятие для учащихся 5 класса...
КВД Богатыри земли русской
Клуб выходного дня посвящён Дню Защитника Отечества. Детям рассказывают о былинных защитниках земли русской - богатырях. Затем следует конкурсная программа "Легко ли быть солдатом?", также дети показы...
внеклассное мероприятие Славна богатырями земля русская
это занятие удобно проводить после прохождения материала по литературе. Возрастная категория- 5-6 класс. Презентацию можно взять с моей страницы на портале Прошколу.ру...
Славные богатыри земли русской
Сценарий квест-игры для детей начальных классов...