Деревянные духовые инструменты
методическая разработка (музыка, 6 класс) по теме

 

Цель урока: 

Закрепить и обобщить знания учащихся о струнных смычковых инструментах, познакомить с группой  деревянных духовых инструментов симфонического оркестра.

Задачи урока:

-Различать инструменты симфонического оркестра

-способствовать развитию общей и мелкой моторики,

-воспитывать доброжелательные отношения и партнёрские качества

- побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no2.docx31.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Тайны симфонического оркестра

Деревянные духовые инструменты (Урок№2)

Цель урока: 

Закрепить и обобщить знания учащихся о струнных смычковых инструментах, познакомить с группой  деревянных духовых инструментов симфонического оркестра.

Задачи урока:

-Различать инструменты симфонического оркестра

-способствовать развитию общей и мелкой моторики,

-воспитывать доброжелательные отношения и партнёрские качества

- побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке

Используемое оборудование: 

- Мультимедиа проектор

- Компьютер

       - Презентация;

       - Диск «Энциклопедия классической музыки»

       -Текст песни «Про оркестр» С. Важов;

       - Мозаика инструментов; Карточки-раскраски ;      

       - Картинки различных инструментов

       - Аудиозаписи записи:    

- фрагменты- примеры  звучания инструментов симфонического оркестра;

- минусовая  и плюсовая фонограммы песни С.Важова «Про оркестр».

План урока:

 1. Орг. момент. Музыкальное приветствие. Вхождение в урок.

2. Актуализация опорных  знаний учащихся по теме урока.

3. Открытие новых знаний.

4. Проверка усвоения нового материала

5.Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

6. Подведение итогов урока.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Музыкальное приветствие.

Прозвенел звонок, Начался урок

Вхождение в урок. Звучит музыка  Антонио Вивальди

Слайд №1

Учитель: Показываю детям скрипку.

-        Дети, посмотрите на эту чудо - скрипку. Давайте закроем глаза и
послушаем её волшебный звук. Этот звук входит в наши души, дотрагивается до каждой её струнки, до каждой клеточки нашего тела и будит нас, зовёт в новый день.

Что напоминают вам звуки скрипки? С чем их можно сравнить? О чём думается вам при этих волшебных звуках?

Слайд №2

То, что слову не дается,

Пусть без слов расскажут звуки.

Взять мне скрипку остается,

Взять смычок и скрипку в руки.

До тех пор, пока до неба

Мчатся думы — наши крылья,

И душа в нас просит хлеба, —

Пусть я сердце в песне вылью!

 Пусть звук скрипки с его грустными и радостными нотками звучит в наших сердцах и будит наши добрые чувства, пробуждает в нас нежность и любовь друг к другу.

2.Актуализация опорных  знаний учащихся по теме урока. 

Звучит фрагмент струнно-смычковой группы инструментов

Учитель: Ребята! Звучание какого оркестра вы сейчас слышали?

Ученики: Мы слышали симфонический оркестр

Слайд №3

Ученики: Струнные смычковые инструменты…..

Учитель: Скажите, пожалуйста, какая группа инструментов симфонического оркестра сейчас прозвучала?

Ученики: Струнная смычковая группа инструментов

Учитель. Совершенно верно. Кто может назвать инструменты, которые входят в состав этой группы?

 Слайд №4

Ученики:  Струнная группа инструментов – скрипка, альт, виолончель и контрабас.  (Картинки этих инструментов размещаются на доске) Эти инструменты называются  струнные смычковые, т.к. звук у них извлекают при помощи смычка ударом по струнам.

Учитель: Ребята, а ещё какая группа инструментов входит в состав симфонического оркестра?

?????????

3. Открытие новых знаний.

Слайд №5

Учитель: Итак, ребята, мы с вами знакомимся с тайнами симфонического оркестра. Сегодня мы узнаем ещё одну тайну симфонического оркестра.

Мы познакомимся с деревянными  духовыми инструментами. Ребята, почему эти инструменты называются деревянными?

Ученики: Потому, что эти инструменты сделаны из дерева?

Слайд №6

Учитель: Вторая группа – это духовые деревянные инструменты. Духовыми инструментами их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха. На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование. Некоторые современные инструменты такого типа (например, флейта) почти не изготовляются из дерева, для изготовления других дерево применяется наряду с другими материалами.

Деревя́нные духовы́е инструме́нты — группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых основывается на укорочении звучащего столба воздуха путём открывания отверстий, расположенных на корпусе инструмента на определённом расстоянии друг от друга.

К деревянным духовым инструментам относятся современные флейта, гобой, кларнет, фагот. В симфоническом оркестре деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты и фаготы, а также их разновидности) образуют одну из основных его групп.

Деревянные инструменты чаще других духовых используются в качестве солистов.

                В оркестре деревянные духовые не так многочисленны, как струнные смычковые инструменты. Располагаются они близко от струнных и всегда поддерживают их. И хотя деревянных духовых, как и струнных, тоже четыре представителя — фагот, кларнет, гобой и флейта, но, если скрипок в оркестре тридцать, то флейт обычно бывает две — три и одна маленькая флейта-пикколо.

Слайд №7

Каждого из остальных членов этого семейства в оркестре не больше двух — трех.

Слайд№8
          Голоса деревянных духовых инструментов очень схожи с человеческими голосами, а флейта умеет подражать еще и щебетанью птичек, вздохам ветерка.

Слайд№9

                У кларнета голос чистый, тембр мягкий. Он может исполнять и нежные мелодии, и быстрые пассажи. Кларнет — инструмент, без которого не обходится ни один военный оркестр. Он умеет быть и воинственным, и нежным, и крикливым, и тихим. Словом, ведет себя сообразно обстановке.

Слайд№10

Есть у кларнета старший брат — бас-кларнет
который так же как альт, ценит дружбу с фаготом. Они и дружат-то потому, что сходны по характеру. Голоса  бас- кларнета и фагота низкие и суровые.

Слайд№11
         Бас-кларнет и фагот часто ворчат и бывают всем и всеми недовольны. Зато гобой  и его родной брат английский  рожок  — прямая противоположность бас- кларнету и фаготу.             
Слайд№12
         «Гобой блестит лучом надежды среди туч скорби!» — говорил о нем известный французский композитор Гектор Берлиоз. 
( Показываю внешний вид каждого инструмента на открытке и их звучание на компьютере).

Слайд№13

Посмотрите, пожалуйста, на картинку, и скажите какой инструмент лишний и почему.

Рассказ о деревянных духовых инструментах

По способу вдувания струи воздуха деревянные духовые инструменты делятся на два типа:

Лабиальные (от лат. labium — губы), в которых воздух вдувается через специальное поперечное отверстие в головке инструмента. Вдуваемая воздушная струя рассекается об острый край отверстия, благодаря чему приходит в колебание столб воздуха внутри трубки. К такому типу инструментов относится флейта.

Язычковые (лингвальные; от лат. lingua — язык), в которых воздух вдувается через язычок (трость), укреплённый в верхней части инструмента и являющийся возбудителем колебания воздушного столба внутри инструмента. Трости бывают двух типов:

Одинарная трость представляет собой тонкую камышовую пластинку, закрывающую отверствие в мундштуке инструмента, оставляя в нём узкую щель. При вдувании воздуха трость, вибрируя с огромной частотой, принимает различное положение, то открывая, то закрывая канал в мундштуке инструмента. Вибрация трости передаётся столбу воздуха внутри инструмента, который также начинает вибрировать, таким образом, производя звук. К инструментам, использующим одинарную трость, относятся традиционные кларнет и саксофон, а также ряд редких инструментов, таких как аулохром, гекель-кларина и др.

Двойная трость состоит из двух тонких камышовых пластинок, плотно соединяющихся друг с другом, которые, вибрируя под влиянием вдуваемого воздуха, замыкают и размыкают щель, образуемую ими самими. К инструментам с двойной тростью относятся современные гобой и фагот.

На доске размещаются картинки инструментов с названиями

Слайд№14

(Записываем в словарь: Деревянные духовые инструменты: флейта, гобой, кларнет, фагот)

Проводится физ.минутка.  

Ребята, мы уже знаем, что симфонический оркестр не только может существовать сам по себе, но и под оркестр можно исполнять песни и мы сейчас  споём о струнных смычковых инструментах, но прежде, чем петь  вспомним, как правильно брать дыхание при пении.

Сели удобнее и… Исполняем  первый куплет  Песенки про оркестр, а затем  разучиваем второй куплет песни о деревянных духовых инструментах 

Слайд№15

Песенка про оркестр (С.Важов)

1.На заре лесные птицы начинают петь.

Может скрипка ухитрится птицей зазвенеть.

Чтобы ели не шумели, а закат погас -

За смычком виолончели вступит контрабас

Припев:

Могут инструменты эти рассказать про всё на свете

Подождите, и окрест зазвучит оркестр – 2 раза

Слайд№16

2.Голосок певучей флейты радостно поёт.

Вдруг услышишь рядом с ней ты, как ворчит фагот.

И весёлых, и сердитых знает белый свет,

Но, конечно примирит их солнечный кларнет.

Припев:

Могут инструменты эти рассказать про всё на свете

И уже звучит окрест маленький  оркестр – 2 раза

Учитель. Молодцы, ребята!

4.Проверка усвоения нового материала

Учитель:  А сейчас  предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока.

Слайд№17

Задание 1. Мозаика. Работа в парах

Детям раздаются разрезанные картинки, в которых спрятаны деревянные духовые инструменты симфонического оркестра

Задача: собрать изображения инструментов симфонического оркестра и назвать их.

 Рассматриваем и оцениваем задания

Слайд№18

Задание 2

 какой инструмент имеет эту ноту в названии?

Слайд№19

Задание 3

Раскрась инструменты

5.Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

Проводится  Викторина  узнай инструмент .

Учитель. Молодцы, ребята!

Слайд№20

Отгадай «Кто я?»

Вот семейство деревянных духовых. Знаем много интересного про них.
Эти духовые кажутся нам странными: из металла сделаны – а зовутся деревянными.
Дудочка пастушья – им родня. Есть про каждого загадки у меня.

Имя–легкое дыханье, в голосе–очарованье. Ручейком хрустальным льется, (флейтою) она зовется.

Это мышка тут пищит? Или кто-то тут визжит? Нам мотив пропикала крошка… (флейта-пикколо).

Голосом протяжным впору петь про русские просторы.
Про деревню нам с тобой пропоет сейчас… (гобой).

Он по возрасту – ребенок. Голосок подвижен, звонок,
Чист и ясен – спору нет! Называется… (кларнет).

Он простужен и встревожен, и из трубок будто сложен.
Он ворчит, а не поет. Это – дедушка… (фагот).

Учитель. Молодцы, ребята!

Хорошо справились и с этим заданием, а сейчас мы поиграем

Проводится игра: Эстрадно – симфонический оркестр

Какие музыкальные инструменты можно услышать в таком оркестре?

Сейчас зазвучит музыка, во время которой я буду называть музыкальные инструменты, а вы должны изображать игру на этих инструментах.

Если я ошибусь – подайте мне сигнал – громко хлопайте в ладоши.

Договорились? Тогда начнем.(Звучит веселая музыка)

          - Играем на скрипке

        -на флейте

        -на кларнете

        -на контрабасе

        -на мясорубке

(Дети хлопают в ладоши)

- Играем на виолончели

         - на скрипке

        - на баяне

        - на виолончели

        - на утюге

(Дети хлопают в ладоши)

-Играем на балалайке

        - на фаготе

        - на гобое

        - на дудочке

        - на метле

(Дети хлопают в ладоши)

Учитель. Молодцы, ребята!

Музыкальная минутка

Представьте, что вас заколдовал волшебник,

но представил на выбор превращение

в любой инструмент

симфонического оркестра.

Какой инструмент вы бы предпочли?

Передайте жестами

 «звучание» этого инструмента.

6. Подведение итогов.

Учитель: Какую тайну симфонического оркестра мы сегодня раскрыли?

Ответы детей…(деревянные духовые инструменты)

Учитель: Ребята, вы хотите узнать, какие ещё тайны таит в себе симфонический оркестр? Об этом мы  узнаем на следующем уроке.

А сейчас оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.  На доске  картинки  инструментов. Ребята, чтобы зазвучали эти инструменты, прикрепите, пожалуйста, нотки красного цвета, если вы хорошо справились с заданиями, и вам было всё понятно, а если вы испытывали  затруднения в усвоении урока, прикрепите нотку жёлтого цвета.

Слайд №21

Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо работали. Кому-то нужно лучше стараться. Выставляю оценки с комментариями.

Учитель: Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. На следующем уроке мы продолжим говорить о симфоническом оркестре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы концертмейстера в классе деревянных духовых инструментов Детской школы искусств

В моей работе рассматриваются основные принципы и задачи деятельности концертмейстера в классе деревянных духовых инструментов....

Презентация к уроку Деревянные духовые инструменты

Цель урока: Закрепить и обобщить знания учащихся о струнных смычковых инструментах, познакомить с группой  деревянных духовых инструментов симфонического оркестра.Задачи урока:-Различа...

Работа над гаммами в классе деревянных духовых инструментов

Данная методическая разработка была создана мною в 2010г. и доработана в последующие годы. В основе собственный педагогический опыт. В ней расказывается о работе над техническим материалом (гаммами) н...

Презентация "Деревянные духовые инструменты"

Презентация "Деревянные духовые инструменты"...

Конспект урока музыки для детей с ОВЗ "Симфонический оркестр. Деревянные духовые инструменты"

Конспект урока музыки для детей с ОВЗ "Симфонический оркестр. Деревянные духовые инструменты" 6 класс (легкая степень умственной отсталости)...

РАБОТА НАД ГАММАМИ В КЛАССЕ ДЕРЕВЯННЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

данный материал представляет собой методическую работу на тему работы с гаммами...

Технические навыки исполнителей на деревянно - духовых инструментах

Методическая разработка содержит рекомендации по формированияю исполинтельского аппарата, формирования свободы исполнения и беглости пальцев....