Деревянные духовые инструменты
методическая разработка (музыка, 6 класс) по теме
Цель урока:
Закрепить и обобщить знания учащихся о струнных смычковых инструментах, познакомить с группой деревянных духовых инструментов симфонического оркестра.
Задачи урока:
-Различать инструменты симфонического оркестра
-способствовать развитию общей и мелкой моторики,
-воспитывать доброжелательные отношения и партнёрские качества
- побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no2.docx | 31.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: Тайны симфонического оркестра
Деревянные духовые инструменты (Урок№2)
Цель урока:
Закрепить и обобщить знания учащихся о струнных смычковых инструментах, познакомить с группой деревянных духовых инструментов симфонического оркестра.
Задачи урока:
-Различать инструменты симфонического оркестра
-способствовать развитию общей и мелкой моторики,
-воспитывать доброжелательные отношения и партнёрские качества
- побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке
Используемое оборудование:
- Мультимедиа проектор
- Компьютер
- Презентация;
- Диск «Энциклопедия классической музыки»
-Текст песни «Про оркестр» С. Важов;
- Мозаика инструментов; Карточки-раскраски ;
- Картинки различных инструментов
- Аудиозаписи записи:
- фрагменты- примеры звучания инструментов симфонического оркестра;
- минусовая и плюсовая фонограммы песни С.Важова «Про оркестр».
План урока:
1. Орг. момент. Музыкальное приветствие. Вхождение в урок.
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.
3. Открытие новых знаний.
4. Проверка усвоения нового материала
5.Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.
6. Подведение итогов урока.
Ход урока
- Орг. момент.
Музыкальное приветствие.
Прозвенел звонок, Начался урок
Вхождение в урок. Звучит музыка Антонио Вивальди
Слайд №1
Учитель: Показываю детям скрипку.
- Дети, посмотрите на эту чудо - скрипку. Давайте закроем глаза и
послушаем её волшебный звук. Этот звук входит в наши души, дотрагивается до каждой её струнки, до каждой клеточки нашего тела и будит нас, зовёт в новый день.
Что напоминают вам звуки скрипки? С чем их можно сравнить? О чём думается вам при этих волшебных звуках?
Слайд №2
То, что слову не дается,
Пусть без слов расскажут звуки.
Взять мне скрипку остается,
Взять смычок и скрипку в руки.
До тех пор, пока до неба
Мчатся думы — наши крылья,
И душа в нас просит хлеба, —
Пусть я сердце в песне вылью!
Пусть звук скрипки с его грустными и радостными нотками звучит в наших сердцах и будит наши добрые чувства, пробуждает в нас нежность и любовь друг к другу.
2.Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.
Звучит фрагмент струнно-смычковой группы инструментов
Учитель: Ребята! Звучание какого оркестра вы сейчас слышали?
Ученики: Мы слышали симфонический оркестр
Слайд №3
Ученики: Струнные смычковые инструменты…..
Учитель: Скажите, пожалуйста, какая группа инструментов симфонического оркестра сейчас прозвучала?
Ученики: Струнная смычковая группа инструментов
Учитель. Совершенно верно. Кто может назвать инструменты, которые входят в состав этой группы?
Слайд №4
Ученики: Струнная группа инструментов – скрипка, альт, виолончель и контрабас. (Картинки этих инструментов размещаются на доске) Эти инструменты называются струнные смычковые, т.к. звук у них извлекают при помощи смычка ударом по струнам.
Учитель: Ребята, а ещё какая группа инструментов входит в состав симфонического оркестра?
?????????
3. Открытие новых знаний.
Слайд №5
Учитель: Итак, ребята, мы с вами знакомимся с тайнами симфонического оркестра. Сегодня мы узнаем ещё одну тайну симфонического оркестра.
Мы познакомимся с деревянными духовыми инструментами. Ребята, почему эти инструменты называются деревянными?
Ученики: Потому, что эти инструменты сделаны из дерева?
Слайд №6
Учитель: Вторая группа – это духовые деревянные инструменты. Духовыми инструментами их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха. На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование. Некоторые современные инструменты такого типа (например, флейта) почти не изготовляются из дерева, для изготовления других дерево применяется наряду с другими материалами.
Деревя́нные духовы́е инструме́нты — группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых основывается на укорочении звучащего столба воздуха путём открывания отверстий, расположенных на корпусе инструмента на определённом расстоянии друг от друга.
К деревянным духовым инструментам относятся современные флейта, гобой, кларнет, фагот. В симфоническом оркестре деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты и фаготы, а также их разновидности) образуют одну из основных его групп.
Деревянные инструменты чаще других духовых используются в качестве солистов.
В оркестре деревянные духовые не так многочисленны, как струнные смычковые инструменты. Располагаются они близко от струнных и всегда поддерживают их. И хотя деревянных духовых, как и струнных, тоже четыре представителя — фагот, кларнет, гобой и флейта, но, если скрипок в оркестре тридцать, то флейт обычно бывает две — три и одна маленькая флейта-пикколо.
Слайд №7
Каждого из остальных членов этого семейства в оркестре не больше двух — трех.
Слайд№8
Голоса деревянных духовых инструментов очень схожи с человеческими голосами, а флейта умеет подражать еще и щебетанью птичек, вздохам ветерка.
Слайд№9
У кларнета голос чистый, тембр мягкий. Он может исполнять и нежные мелодии, и быстрые пассажи. Кларнет — инструмент, без которого не обходится ни один военный оркестр. Он умеет быть и воинственным, и нежным, и крикливым, и тихим. Словом, ведет себя сообразно обстановке.
Слайд№10
Есть у кларнета старший брат — бас-кларнет
который так же как альт, ценит дружбу с фаготом. Они и дружат-то потому, что сходны по характеру. Голоса бас- кларнета и фагота низкие и суровые.
Слайд№11
Бас-кларнет и фагот часто ворчат и бывают всем и всеми недовольны. Зато гобой и его родной брат английский рожок — прямая противоположность бас- кларнету и фаготу.
Слайд№12
«Гобой блестит лучом надежды среди туч скорби!» — говорил о нем известный французский композитор Гектор Берлиоз.
( Показываю внешний вид каждого инструмента на открытке и их звучание на компьютере).
Слайд№13
Посмотрите, пожалуйста, на картинку, и скажите какой инструмент лишний и почему.
Рассказ о деревянных духовых инструментах
По способу вдувания струи воздуха деревянные духовые инструменты делятся на два типа:
Лабиальные (от лат. labium — губы), в которых воздух вдувается через специальное поперечное отверстие в головке инструмента. Вдуваемая воздушная струя рассекается об острый край отверстия, благодаря чему приходит в колебание столб воздуха внутри трубки. К такому типу инструментов относится флейта.
Язычковые (лингвальные; от лат. lingua — язык), в которых воздух вдувается через язычок (трость), укреплённый в верхней части инструмента и являющийся возбудителем колебания воздушного столба внутри инструмента. Трости бывают двух типов:
Одинарная трость представляет собой тонкую камышовую пластинку, закрывающую отверствие в мундштуке инструмента, оставляя в нём узкую щель. При вдувании воздуха трость, вибрируя с огромной частотой, принимает различное положение, то открывая, то закрывая канал в мундштуке инструмента. Вибрация трости передаётся столбу воздуха внутри инструмента, который также начинает вибрировать, таким образом, производя звук. К инструментам, использующим одинарную трость, относятся традиционные кларнет и саксофон, а также ряд редких инструментов, таких как аулохром, гекель-кларина и др.
Двойная трость состоит из двух тонких камышовых пластинок, плотно соединяющихся друг с другом, которые, вибрируя под влиянием вдуваемого воздуха, замыкают и размыкают щель, образуемую ими самими. К инструментам с двойной тростью относятся современные гобой и фагот.
На доске размещаются картинки инструментов с названиями
Слайд№14
(Записываем в словарь: Деревянные духовые инструменты: флейта, гобой, кларнет, фагот)
Проводится физ.минутка.
Ребята, мы уже знаем, что симфонический оркестр не только может существовать сам по себе, но и под оркестр можно исполнять песни и мы сейчас споём о струнных смычковых инструментах, но прежде, чем петь вспомним, как правильно брать дыхание при пении.
Сели удобнее и… Исполняем первый куплет Песенки про оркестр, а затем разучиваем второй куплет песни о деревянных духовых инструментах
Слайд№15
Песенка про оркестр (С.Важов)
1.На заре лесные птицы начинают петь.
Может скрипка ухитрится птицей зазвенеть.
Чтобы ели не шумели, а закат погас -
За смычком виолончели вступит контрабас
Припев:
Могут инструменты эти рассказать про всё на свете
Подождите, и окрест зазвучит оркестр – 2 раза
Слайд№16
2.Голосок певучей флейты радостно поёт.
Вдруг услышишь рядом с ней ты, как ворчит фагот.
И весёлых, и сердитых знает белый свет,
Но, конечно примирит их солнечный кларнет.
Припев:
Могут инструменты эти рассказать про всё на свете
И уже звучит окрест маленький оркестр – 2 раза
Учитель. Молодцы, ребята!
4.Проверка усвоения нового материала
Учитель: А сейчас предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока.
Слайд№17
Задание 1. Мозаика. Работа в парах
Детям раздаются разрезанные картинки, в которых спрятаны деревянные духовые инструменты симфонического оркестра
Задача: собрать изображения инструментов симфонического оркестра и назвать их.
Рассматриваем и оцениваем задания
Слайд№18
Задание 2
какой инструмент имеет эту ноту в названии?
Слайд№19
Задание 3
Раскрась инструменты
5.Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.
Проводится Викторина узнай инструмент .
Учитель. Молодцы, ребята!
Слайд№20
Отгадай «Кто я?»
Вот семейство деревянных духовых. Знаем много интересного про них.
Эти духовые кажутся нам странными: из металла сделаны – а зовутся деревянными.
Дудочка пастушья – им родня. Есть про каждого загадки у меня.
Имя–легкое дыханье, в голосе–очарованье. Ручейком хрустальным льется, (флейтою) она зовется.
Это мышка тут пищит? Или кто-то тут визжит? Нам мотив пропикала крошка… (флейта-пикколо).
Голосом протяжным впору петь про русские просторы.
Про деревню нам с тобой пропоет сейчас… (гобой).
Он по возрасту – ребенок. Голосок подвижен, звонок,
Чист и ясен – спору нет! Называется… (кларнет).
Он простужен и встревожен, и из трубок будто сложен.
Он ворчит, а не поет. Это – дедушка… (фагот).
Учитель. Молодцы, ребята!
Хорошо справились и с этим заданием, а сейчас мы поиграем
Проводится игра: Эстрадно – симфонический оркестр
Какие музыкальные инструменты можно услышать в таком оркестре?
Сейчас зазвучит музыка, во время которой я буду называть музыкальные инструменты, а вы должны изображать игру на этих инструментах.
Если я ошибусь – подайте мне сигнал – громко хлопайте в ладоши.
Договорились? Тогда начнем.(Звучит веселая музыка)
- Играем на скрипке
-на флейте
-на кларнете
-на контрабасе
-на мясорубке
(Дети хлопают в ладоши)
- Играем на виолончели
- на скрипке
- на баяне
- на виолончели
- на утюге
(Дети хлопают в ладоши)
-Играем на балалайке
- на фаготе
- на гобое
- на дудочке
- на метле
(Дети хлопают в ладоши)
Учитель. Молодцы, ребята!
Музыкальная минутка
Представьте, что вас заколдовал волшебник,
но представил на выбор превращение
в любой инструмент
симфонического оркестра.
Какой инструмент вы бы предпочли?
Передайте жестами
«звучание» этого инструмента.
6. Подведение итогов.
Учитель: Какую тайну симфонического оркестра мы сегодня раскрыли?
Ответы детей…(деревянные духовые инструменты)
Учитель: Ребята, вы хотите узнать, какие ещё тайны таит в себе симфонический оркестр? Об этом мы узнаем на следующем уроке.
А сейчас оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. На доске картинки инструментов. Ребята, чтобы зазвучали эти инструменты, прикрепите, пожалуйста, нотки красного цвета, если вы хорошо справились с заданиями, и вам было всё понятно, а если вы испытывали затруднения в усвоении урока, прикрепите нотку жёлтого цвета.
Слайд №21
Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо работали. Кому-то нужно лучше стараться. Выставляю оценки с комментариями.
Учитель: Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. На следующем уроке мы продолжим говорить о симфоническом оркестре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика работы концертмейстера в классе деревянных духовых инструментов Детской школы искусств
В моей работе рассматриваются основные принципы и задачи деятельности концертмейстера в классе деревянных духовых инструментов....
Презентация к уроку Деревянные духовые инструменты
Цель урока: Закрепить и обобщить знания учащихся о струнных смычковых инструментах, познакомить с группой деревянных духовых инструментов симфонического оркестра.Задачи урока:-Различа...
Работа над гаммами в классе деревянных духовых инструментов
Данная методическая разработка была создана мною в 2010г. и доработана в последующие годы. В основе собственный педагогический опыт. В ней расказывается о работе над техническим материалом (гаммами) н...
Презентация "Деревянные духовые инструменты"
Презентация "Деревянные духовые инструменты"...
Конспект урока музыки для детей с ОВЗ "Симфонический оркестр. Деревянные духовые инструменты"
Конспект урока музыки для детей с ОВЗ "Симфонический оркестр. Деревянные духовые инструменты" 6 класс (легкая степень умственной отсталости)...
РАБОТА НАД ГАММАМИ В КЛАССЕ ДЕРЕВЯННЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
данный материал представляет собой методическую работу на тему работы с гаммами...
Технические навыки исполнителей на деревянно - духовых инструментах
Методическая разработка содержит рекомендации по формированияю исполинтельского аппарата, формирования свободы исполнения и беглости пальцев....