Чтение музыки с листа и воспитание некоторых мыслительных качеств у учащихся.
статья (музыка) по теме
Чтение музыки с листа и воспитание некоторых мыслительных качеств у учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_osnovu_dannogo_posobiya_polozhena_koncepciya_razvivayushchego_obucheniya.docx | 20.91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Чтение музыки с листа и воспитание некоторых мыслительных качеств у учащегося.
Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития.
В.А.Сухомлинский
Учить чтению нотного текста – значит прежде всего всесторонне развивать ученика как музыканта.
М.Э.Фейгин
О пользовании чтения с листа для развития учащегося музыкальная педагогика была осведомлена с давних пор.
Ф.Э.Баха, Х.Шубарта
Ко второй половине 19 столетия требования по чтению нот с листа содержатся в программной документации практически всех авторитетных музыкальных заведений. В Московской консерватории требования в этой области были весьма серьёзные. Сам Н.Г. Рубинштейн заставлял своих учеников аккомпанировать с листа концерты.
Мнение преподавателей – практиков относительно пользы чтения с листа активно поддерживается Л.А. Баренбоймом.
В чем же конкретно состоит польза чтения с листа?
Чтение с листа представляет форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности.
Произведения различных авторов, художественных стилей, говоря слова В. А.Сухомлинского, «…не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец, изумляться». Отсюда и особый психологический настрой при занятиях чтением с листа.
Специальные наблюдения показывают, что музыкальное мышление учащихся при чтении, естественно, при достаточно умелом, квалифицированном чтении, заметно тонизируется, восприятие становится более ярким, живым, обостренным, цепким.
Таким образом, чтение с листа – один из кратчайших, наиболее перспективных путей, ведущих в направлении общемузыкального развития учащегося. В процессе чтения нот с листа со всей полнотой выявляют основные принципы развивающего обучения:
А)увеличение объёма используемого в учении музыкального материала и
Б) ускорение темпов его прохождения.
В самом деле, что есть чтение с листа, как не усвоение максимума информации в минимум времени?
Отсюда вывод: если общемузыкальное развитие учащегося – его способностей, интеллекта, профессионального слухового сознания – призвано быть особой специальной целью фортепианной педагогики в учебных заведениях педагогического профиля, то чтение музыки с листа имеет в принципе все основания стать одним из главных, специальных средств практического достижения этой цели.
С предельной тщательностью оттачивая обязательные программы, уделяя этому основную долю своего времени и сил, учащиеся – музыканты результате практически сводят до минимума возможность свободного музицирования за инструментом, и в частности чтения с листа. Они игнорируют это занятие, поскольку не обучены ему надлежащим образом, как правило, не умеют прочитывать а prima vista не знакомый нотных текст.
Среди части педагогов – практиков распространена точка зрения, согласно которой вопрос о чтении музыки решается крайне просто : основное – найти время для соответствующих упражнений, что же касается умения, то со временем оно придёт самой собой. Иными словами, не важно – каким образом, важно – сколько.
1.Одно из главных условий, чтения музыки с листа, заключено в мысленном, зрительном опережении читающим того, что непосредственно играется им в данный момент. В общих чертах схема процесса здесь такова: читающий окидывает взглядом некий отрезок музыкального текста (смотрит вперед); видя ноты, он одновременно трансформирует их с помощью внутреннего слуха в адекватную звуковую картину; затем, пользуясь более или менее отрегулированной у каждого музыканта – профессионала системой слухо – клавиатурных связей, воплощает элементы этой картины в цепи соответствующих движений. (« вижу – слышу – играю»). Чтение с листа дает иной раз примеры необыкновенной зрительно – слуховой « дальновидности». Ф.Лист пробегал глазами нотный текст на восемь тактом вперед. Нечто подобное имело место у С.В. Рахманинова. А. Б. Гольденвейзера.
2.Второе существенное положение теории и практики чтения музыки с листа выражается в требовании неотрывности взгляда играющего от нотного текста. Неотрывность от текста взгляда читающего музыку тесно связана с умением играть не глядя на руки, или, «вслепую». Отрываясь глазами от нотных строчек, читающий, легко теряет тот фрагмент текста. Отсюда – задержки, запинки, разного рода игровой «брак». Любые метания глаз при чтении с листа нежелательны, чем их меньше, тем лучше.
3.Третье условие : ориентироваться при игре по графическим абрисам нотной записи, по контурным очертаниям нотных структур.
Если учащийся возьмет за правило фиксировать и отмечать для себя в новом нотном материале уже известные ему из прошлого опыта типовые формулы фортепианной фактуры: гаммы, это значительно упростит его задачу.
А)Читая за фортепиано новое и достаточно сложное произведение, учащемуся нет необходимости с пунктуальной тщательностью воспроизводить на клавиатуре каждый знак нотного текста. Минимум нот – максимум музыки.
Б)Усилия играющего при чтении музыки должны быть направлены в первую очередь на опознание в нотном тексте и последующего воспроизведение более или менее законченных, структурно завершенных музыкальных мыслей.
В)Прежде чем читать музыку непосредственно за инструментом, следует по возможности ознакомиться с ней посредством мысленного прочтения, проиграть её в уме – учит опыт. Р. Шуман: « Если тебе предлагают сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его глазами».
«Для музыканта слышать до конца, до предела звучание – это главное.»
Прочитывание нотного текста в уме способствует выработке соответствующих внутренних музыкально – слуховых представлений, которые служат в дальнейшем надежной опорой при игре. Опытным путем подтверждено, что вслед за предварительным мысленным обзором произведения оно читается за инструментом значительно легче и точнее; заметно уменьшается число ошибок и игровых погрешностей, исполнение делается более свободным, уверенным, художественно убедительным.
Эскизное разучивание музыкального произведения.
Потенциальные ресурсы эскизной формы работы в отношении общемузыкального развития учащиеся велики и многообразны, могут быть только при условии регулярного систематического обращения к данной деятельности. Лишь в том случае, может быть достигнут желаемый эффект.
Эскизное освоение учащимися одних произведений должно постоянно и непременно соседствовать в их практике с законченным выучиванием других.
Ориентация на развитие профессионального музыкального мышления у учащихся, на активизацию их интеллектуальных сил подчас имела ( и имеет) следствием выработку известной части педагогов особой, специфической манеры преподавания. Проникновение в содержании музыки через её всесторонне и тщательное аналитическое осмысление, приоритет рационального в искусстве обучения перед интуитивным, непосредственно эмоциональным – таковы отличительные особенности этой манеры. Придерживался её, в частности Л.В. Николаев : « При всем разнообразии педагогических приемов, все же основным путем воздействия Николаева на ученика оставался путь через ratio, - писал С.И. Савшинский. – Леонид Владимирович обращался к рассудку, вниманию и слуху ученика. Воздействие на психику путем непосредственного эмоционального заражения было довольно редким.<…> В первую очередь Николаев «ставил» не руки, а голову». На сходных позициях : А.Б. Гольденвейзер; С.И. Савшинский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества знаний учащихся через использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо
В результате исследования качества школьного образования проводимого во всем мире было выявлено, что «российские школьники разучились воспринимать письменный текст». По навыкам работы с текстом ...
Чтение нот с листа на уроках музицирования как необходимый компонент комплексной подготовки учащегося-пианиста
Формирование навыков чтения нот с листа у обучающихся фортепианных классов музыкальной школы....
Развитие силы как физического качества у учащихся старших классов в процессе различных форм физического воспитания
Физическое воспитание – составная часть физической культуры, педагогический процесс, направленный к тому, чтобы формировать двигательные навыки, психофизические качества, достичь физического совершенс...
Сводный лист оценки качеств личности учащихся
Таблица для отслеживания уровня воспитанности учазщихся...
ВОСПИТАНИЕ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Статья для международной научно-практической конференции "Антропологическое знание как системообразующий фактор профессионального педагогического образования"...
Воспитание морально - волевых качеств у учащихся объединения "Самбо"
Одним из основных условий успехов в борьбе самбо является развитие морально-волевых качеств. Учащийся не может добиться успеха в тренировке и на соревнованиях, если он не имеет таких качеств, как наст...
Районные педагогические чтения "Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся посредством литературных произведений " 2024год
Районные педагогические чтения "Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся посредством литературных произведений"...