ВОСПИТАНИЕ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
статья по литературе
Статья для международной научно-практической конференции "Антропологическое знание как системообразующий фактор профессионального педагогического образования"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.
М. А. КОТЫХОВА
учитель русского языка и литературы, aha0014@mail.ru, МБОУ «Средняя школа №5 им. И.П. Волка», г. Курск, Россия
Данная статья посвящена изучению литературы, так как знание ее, обеспечивает человеку дорогу к миру культуры, который формирует способность человека ориентироваться в современном обществе. В этой статье представлены фрагменты урока, которые порождают основные морально-нравственные ценности у ребенка на уроках литературы.
Ключевые слова: морально-нравственные качества, учебный процесс, литература, доброта, верность, дружба, духовные ценности.
На уроках литературы мы можем донести до учащихся самые важные морально-нравственные общечеловеческие ценности. И мне кажется, что на каждом уроке, изучая произведение, творчество писателей, можно найти очень много примеров, когда можно увидеть различные ситуации проявления человеческих качеств.
В качестве примера, хочется привести урок, проведенный в 6 классе при изучении произведения А.И. Куприна «Белый пудель».
Начало урока- важный компонент любого урока. У меня начало урока- это анализ пословиц. Таких как:
Крепкую дружбу и топором не разрубишь;
Верному другу цены нет;
Красота до вечера, а доброта навек;
В результате анализа данных пословиц, у учащихся сформировалось представление о таких нравственных человеческих качествах, как преданность, верность в дружбе; доброта.
В начале урока обучающимся были розданы фотографии белого пуделя, выяснилось, что практически все, хотели бы иметь такого друга, как пудель Арто. Ученики вообразили, что у них есть уже эта собака и каждый из них, дал кличку своему питомцу. В процессе выбора имени у ребят пробудились такие человеческие качества, как чувство ответственности по отношению к животному, забота и сострадание.
На мой взгляд, очень запоминающимися моментами стали такие виды работы на уроке, как театрализация и интервьюирование.
Расскажу о них поподробнее.
Весь класс перед уроком был разделен на несколько групп : «Актеры», «Корреспонденты» и «Следопыты». Группе «Актеров» было предложено задание: рассказать о главных героях от первого лица. Учащиеся вошли в роль и очень ярко и реалистично рассказали о себе, о тех ситуациях, в которых они побывали; какие выводы сделали, исходя из пережитых событий. Конечно, было необычно, когда о себе рассказывал пудель Арто. Тем не менее, учащиеся поняли, что пудель также чувствует, также предан своим хозяевам, как и они ему.
Самым интересным этапом урока стало интервьюирование главных героев. Вопросы были разными:
- Чтобы вы делали, если бы у Вас было много денег?
-Почему вы не продали пуделя, ведь могли бы жить в достатке долгое время?
-Как вы относитесь друг к другу?
И многие другие вопросы.
Группа актеров вошли в образ и отвечали от имени Дедушки, Сережи и Арто, раскрывали не только морально-нравственные качества героев, но и свои, как бы они поступили в той или иной ситуации.
Учащиеся самостоятельно сделали вывод, что « не все продается, что покупается», что очень важно в любой ситуации оставаться человеком с чистым и добрым сердцем, быть верными по отношению к своим друзьям, проявлять чувство сострадания к своим ближним.
В качестве иллюстрации прочитанного и сопоставления с главными героями, учащимся было предложено просмотр отрывка из советского художественного фильма Марианны Рошаль и Владимира Шределя «Белый пудель». Ребята отметили с какой радостью и теплотой мальчик Сережа радовался хорошему дню, как главные герои относились друг другу; что еще раз подтвердило их слова, что человек должен оставаться человеком в любой ситуации.
В конце урока мне очень нравится использовать составление синквейна, для того, чтобы понять, прочувствовали ли ученики художественное произведение, сделали ли они выводы исходя из работы на уроке. Конечно, некоторым учащимися было трудно подобрать синоним или ключевую фразу, относящееся к выбранному слову, но тем не менее, все группы справились с заданием. Вот, что у них получилось.
Группа «Следопыты»:
Доброта
Теплая, искренняя;
Помогает, укрепляет, наделяет;
Доброта-настоящий дар;
Счастье.
Группа «Актеры»:
Верность
Подлинная, бескорыстная;
Верит, любит, отдается;
Верность превыше всего;
Честность.
Группа «Корреспонденты»:
Дружба
Давняя, теплая;
Роднит, радует, вдохновляет;
Он не бросил товарища в беде;
Помощь.
Таким образом, при составлении синквейна учащиеся выдели основные наиболее существенные элементы , выводы и коротко сформулировали их, основываясь на основных принципах написания стихотворения.
Ребята, исходя из работы на уроке, выделили основные морально-нравственные качества человека: доброта, преданность, дружба, сопереживание и сочувствие не только к людям, но и к животным. А также, исходя из анализа поступков героев, отметили, что в любой ситуации необходимо проявлять бескорыстие и милосердие. Нужно уметь отличать настоящее добро от зла и жить в гармонии с обществом, его ценностями и, прежде всего, в мире и согласии с собой, сохраняя именно те высокие человеческие черты характера, которыми и славится настоящая, сильная и уникальная личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме "Воспитание толерантности в общении с учащимися на уроке литературы".
о воспитании толерантности учащихся...
Использование ИКТ как средство повышения качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы...
Воспитание морально-нравственных качеств подростка в семье.
Материал можно использовать для проведения родительского собрания в 8- 9 классах.....
Использование современных образовательных технологий (СОТ) с целью повышения качества обучения учащихся на уроках литературы в среднем звене.( из опыта работы)
. В связи с происходящими изменениями в российском образовании у меня, как учителя данного предмета, появилась проблема необходимости повышения качества образования, приведение его в соответстви...
Доклад по теме «Воспитание толерантности в общении с учащимися на уроке литературы»
Доклад по теме«Воспитание толерантности в общении с учащимися на уроке литературы»...
Воспитание нравственных качеств учащихся на уроках литературы
Воспитание нравственных качеств учащихся на уроках литературы...
Методическая разработка серии классных часов «Воспитание морально-нравственных принципов на основе русских сказок, чувашских легенд и восточных притч (опыт работы)» Семенова О.З., Егорова Н.А.
В данной методической разработке представлен опыт работы кураторов по воспитанию морально-нравственных ценностей на примере проведения классных часов....