Осуществление комплексного подхода
материал по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
В процессе своей работы я пришла к выводу о необходимости комплексного подхода к музыкальному развитию личности ребенка. Общешкольная, классная и внеклассная работа должна быть подчинена одному направлению, а так как наша школа работает по теме «Нравственность в процессе обучения и во внеурочной деятельности, то целью своей работы, как музыканта считаю формирование музыкальной культуры учащихся, нравственно-эстетических качеств личности и вкуса на основе лучших образцов классической, народной и современной музыки.
Сейчас так остро встают проблемы нравственности, морали. Вероятно, что-то было упущено педагогикой несколько лет назад, если средства массовой информации пестрят выступлениями о неуважительном отношении к памятникам старины, и засорении великого русского языка иностранными словами. Что поможет нам вернуть утраченное, восстановить складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений, которые определяются словами:
Не с богатством жить, а с советом,
Не с хоромами, а с человеком.
Думаю, что серьезную помощь здесь может оказать обращение к фольклору, к лучшим произведениям классической и современной музыки.
Моя практика уже показала, что через средства фольклора открываются большие возможности для нравственно-эстетического воспитания учащихся: они развиваются духовно, учатся петь, танцевать, декламировать, играть на традиционных народных инструментах, развивается их художественный вкус, кругозор.
Лучшие высокохудожественные образцы классической и современной музыки восполнят сегодняшний дефицит доброты, верности, благородства, мужества. Приобщение к прекрасным образцам академического и народного вокально-хорового искусства способствует развитию чувства патриотизма, воспитывает бережное отношение к истории своего народа, влияет на формирование художественного вкуса.
Главное, к чему я стремлюсь, это вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка не простое развлечение, которым можно пользоваться или не пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни.
Программа Критской дает мне два существенных преимущества. Во-первых, учитель получает возможность свободно маневрировать в рамках четвертной программы и программы всего года, не выходя за пределы основной темы. Во-вторых, такое тематическое построение помогает ясно видеть направление занятий на протяжении всего года и облегчает решение весьма трудной задачи в области эстетического образования - установление критерия требований к учащимся.
К достижению поставленной цели ведут два основных методических пути:
Словесное пояснение учителя, беседы с учащимися.
Включение детей и подростков в активную деятельность при восприятии или исполнении произведения: включение движения, игра в оркестр, импровизация мелодий, рисование картинок и т.д.
Одним из трудных и важных этапов урока является слушание. В этом я убеждаюсь и на практике. Сейчас, когда наши дети напичканы дешевой музыкой, им трудно понять классические произведения. Мало слушать, нужно еще и слышать. На этом этапе я делаю особый акцент. Пытаюсь вывести детей на диалог, задавая наводящие вопросы. Использую наглядность. Главная задача для меня - научить размышлять, погружаться в музыку, переживать, следить за развитием образов, замечать что-то новое, необычное в звучании. Когда я даю ребятам задание по слушанию того или иного произведения, обязательно рассказываю об эпохе, в которой жил композитор. Очень часто в пятых - седьмых классах провожу самостоятельные работы по слушанию, предлагая ребятам самостоятельно проанализировать произведение в форме небольшого рассказа.
Очень активизирует внимание интерес учащихся к слушанию, особенно в 1-х – 6-х классах различные задания перед слушанием. Например: поднимите руку, когда музыка изменится, когда зазвучат другие инструменты, там, где больше понравилась и т.д.
Во время урока параллельно с объяснением нового материала демонстрирую учебные таблицы, репродукции художественных произведений, работы самих детей; использую аудио- и видеозаписи, детские игрушки, музыкальные инструменты и различные карточки для выполнения музыкально-ритмических и творческих упражнений.
Один из ведущих моментов урока - выполнение детьми творческого задания. На уроках и дома ребята работают с карточками, составляя ритмический рисунок данной мелодии, рисуют рисунки к прослушанному произведению, сочиняют небольшие попевки, изобретают музыкальные инструменты. Очень интересно проходит игра в оркестр на уроках.
Одним из главных моментов в своей работе считаю деятельностный подход к музыкальному воспитанию. Это развивает фантазию, ассоциативное мышление. Элементы движения, включаемые в исполнение, развивают необходимую координацию движения, позволяют убедительнее раскрыть содержание песни, глубже передать музыкально-поэтический образ.
Мы знаем, что в начальных классах для ребенка игра все еще является одним из основных видов деятельности. Зачастую, учителю трудно выдержать тематический материал урока, так как дети устают, становятся невнимательными и отвлекаются. Поэтому, учитывая возрастные особенности детей, я решила проводить на уроках музыки в 1 - 5 классах небольшие музыкальные паузы, которые включают в себя различные музыкальные игры (видеопример). Некоторый музыкальный материал я нашла в фольклорных сборниках. Но, к сожалению, этого было недостаточно. Поэтому я тщательно отобрала устный фольклор (прибаутки, дразнилки и т.д.) и сочинила к тексту музыку. Ребятам очень нравятся музыкальные разминки. Они не только помогают отдохнуть, но и прививают любовь к народному музыкальному творчеству, расширяют кругозор детей, развивают музыкально-ритмические способности.
Большое внимание я уделяю народному творчеству, так как считаю, что нашим современным детям этого очень не хватает. Ведь хороводы, заклички, словесные игры, частушки - это родные корни, основа, необходимая в детстве, поскольку на этой почве в будущем произрастает мудрость мировоззрения. Я ввожу на уроках изучение народных песен, игр, знакомлю с жанрами, с традициями исполнения.
Привожу сравнительные характеристики подлинно народной музыки с обработками народных песен в произведениях русских и советских композиторов.
Свои уроки насыщаю новыми сведениями по истории искусства,
знакомлю с творчеством композиторов и их произведениями. Помимо
обычных уроков, я часто провожу уроки, на которых учащиеся демонстрируют свою самостоятельную работу. Таковыми являются уроки - семинары в 6 - 7 классах, диспуты в 8 классах, концерты, конференции. По ходу урока учащиеся выступают с докладами, анализируют творчество композиторов и их произведения, обмениваются мыслями, спорят, отстаивают свою точку зрения.
В рассуждениях о музыке есть утверждение, что существует преимущество классической и академической музыки перед популярной. Полностью соглашаюсь с этим утверждением, но хочу обратить внимание на другую сторону проблемы. Все дело в том, что для большинства детей, поклонников популярной музыки, факт преимущества классической и академической музыки не является очевидным. Более того, это даже вызывает негативную реакцию. Я думаю, что эта проблема поправима. Важно уважать музыкальные вкусы детей и пытаться не задавить их, а объяснять, что если бы не было классики, не было бы и джаза, и эстрадной музыки. Я доказываю детям в процессе обучения, что как и эволюция человека от гомосапиенса до человека разумного, так и эволюция музыки, приводила с веками к изменениям и появлению новых жанров. Что у каждого поколения была своя музыка. Но одно уходило, а другое оставалось на века. Поэтому в 8 классах стараюсь дать представление о взаимодействии классики с поп-музыкой. Убеждена, что возникшую на наших глазах городскую музыкальную культуру, авторскую песню можно считать одним из разветвлений русского фольклора, развившемся в условиях новой психологии. Учащиеся с интересом исполняют песни Высоцкого, Окуджавы, Гребенщикова, Никитиных и др.
Ребята знакомятся с массовой музыкальной культурой конца 19 - 20 века: джазовой, поп- и рок-музыкой, бардовскими песнями. На уроках применяются викторины, кроссворды.
В конце полугодия провожу семинары, на которых ребята выступают сами, спорят, обсуждают, но главное, высказывают свое отношение к музыкальным жанрам и произведениям. А результат налицо. Это помогает им научиться различать хорошую, интересную музыку от дешевой, помогает разобраться в своих музыкальных вкусах и, главное, выравнивает значимость классики и современной эстрады.
Неотъемлемой частью таких уроков является придуманное мной пятиминутная музыкальная информация, которая проводится в начале
урока. Ребята готовят музыкальные новости из жизни артистов, певцов, композиторов, сообщают музыкальные события страны, района, города. Это приобщает их к работе с печатью, книгами, с информационными передачами. Происходит своеобразный обмен информацией между учителем и учащимися, что расширяет их кругозор.
Важным принципом моей работы является импровизационность во всех формах общения с детьми. Готовясь к занятиям, можно несколько раз продумывать логику освоения музыкального произведения. Но, когда я прихожу к детям, мои действия должны выглядеть непосредственными, естественными; они рождаются и развиваются на глазах детей.
Большое место в своей работе уделяю диагностике, считая это необходимым для любого преподавателя. Составляя диагностические карты класса, вношу информацию о ходе музыкального развития ребенка, анализирую ошибки, допущенные классом во время творческих работ. Учитывая результаты предыдущей деятельности, намечаю пути дальнейшего развития достигнутого.
Результативностью своей работы считаю: эмоциональное и осознанное восприятие музыки учащимися, умение размышлять о ее содержании, высказывать оценочные суждения по поводу знакомых музыкальных произведений, умение сравнивать произведения различных направлений русской и западноевропейской музыки, умение выразительно исполнять вокальные сочинения классического репертуара, народные песни, песни современных композиторов. Ребята занимаются с увлечением, владеют основными музыкальными понятиями.
Ограничиться только уроками было бы большим упущением возможности неформальной работы со школьниками. Ведь внеклассные формы не только дополняют учебные занятия, но и в значительной мере стимулируют интерес школьников к определенному виду деятельности.
Большое значение я придаю внеклассной работе. В свободном общении с детьми я доверяю их желаниям, лишь ненавязчиво корректируя и направляя их творческую энергию. Я пытаюсь развернуть разнообразную музыкально-просветительскую деятельность: занимаюсь музыкальным оформлением всех мероприятий, провожу музыкальные конкурсы, викторины, вечера и т.д. Организовала фольклорный кружок и руководила им в течение пяти лет. За время работы кружка выступали с программами на районном фольклорном фестивале дважды, в областном смотре солистов, на семинаре директоров школ, с праздником «Красная горка», за семинаре завучей с посиделками «Как у наших у ворот». Провела цикл мероприятий по неродному календарю: встреча весны, масленица, «А мы с ложками да трещотками». Выпускники кружка были участниками краеведческой районной конференции по теме «Фольклор Владимирской области».
В начале прошлого года, исходя из потребности детей, организовала кружок «Музыкальный театр». За год совместного общения выступали с постановками на школьных новогодних праздниках, на вечере встречи выпускников, давали отдельные представления для учащихся 1 – 4 классов школы-сад. Сейчас готовим большую новогоднюю программу для старшеклассников. Я вижу каждого из своих воспитанников, искренне восхищаюсь ими, их способностями, понимая, что найти себя - это важно для ребенка, в особенности для подростков, нахожу каждому дело по душе, предоставляя широкие возможности для самопроявления.
Мне приятно учить их тому, что умею я, и они меня тоже многому учат. Я верю в своих учеников, считаю свою работу интересной и, воспитывая музыкой, я утверждаю главное дело своей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
осуществление дифференцированного подхода на уроке физического воспитания как одго из условий успешности обучения
В данной статье рассматривается проблема осуществления дифференцированного подхода на уроке физического воспитания....
Осуществление деятельностного подхода, как критерий эффективности обучения географии
Сегодня география предлагает пути решения многих проблем жизни общества (экологических, демографических и др.). Чтобы, быть реально полезной людям, география должна осуществлять контроль за сост...
Понятие о способностях детей и осуществление индивидуального подхода в обучении и воспитании
Выступление на педсовете....
Создание условий для самореализации личности обучающегося на уроках русского языка и литературы через осуществление деятельностного подхода
Я глубоко уверена, что полнота, глубина, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, системность, осознанность и прочность знаний, то ...
Осуществление дифференцированного подхода
Из опыта работы...
Осуществление компетентностного подхода на уроках физики через применение блочно-модульной технологии
Формирование направленной познавательной деятельности учащихся на уроках физики во многом зависит от структуры урока или серии уроков. Использование блочно-модульной технологии на уроках позволя...
Осуществление компетентностного подхода на уроках физики через применение блочно-модульной технологии
Формирование направленной познавательной деятельности учащихся на уроках физики во многом зависит от структуры урока или серии уроков. Использование блочно-модульной технологии на уроках позволя...