Музыкальное воспитание в современной сельской школе
статья по музыке по теме

Музыкальное воспитание в современной  сельской школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnoe_vospitanie_v_sovremennoy_selskoy_shkole.docx16.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкальное воспитание в современной  сельской школе»

        

        Учитель музыки

1 квалификационной категории

        Евстифеева А.А.

        МОУ СОШ с.1 - Березовка

 Формирование музыкально – эстетической культуры всегда находится в центре внимания научно – педагогической теории и практики.

Особенно актуальна данная проблема в настоящее время, поскольку уровень развития сельской школы оказывает серьезное влияние на преобразования, на повышение общей культуры ее жителей.

Одними из первых работ по воспитанию духовной культуры в условиях сельской школы стали исследования известных педагогов С.Т. Шатского и В.Н. Шатской.

Интересными и полезными для данного этапа развития сельской школы являются задачи широкого, лишенного узко профессиональной направленности музыкального обучения детей, а также конкретные практические  рекомендации по организации работы детей в условиях села: «пропаганда песен и внесение музыки в быт сельской школы,» организация концертов, инструктирование деревенских хоровых кружков и организация их исполнительских выступлений.

Стремясь сделать музыку органической частью жизни сельских школьников, я внедряю такие формы работы, как коллективное исполнение песен перед занятиями, организация кружков, хоровое пение, когда происходит объединение различных видов искусства.

Педагоги – музыканты стремятся выработать единые взгляды на проблемы музыкального воспитания сельских школьников, на определенную психологическую перестройку в сознании учителей и готовность преодолеть сложившиеся ранее стереотипные представления о круге своих профессиональных обязанностей.

Новые условия, связанные с организацией различных форм музыкальной работы, потребовали поиска соответствующего содержания методов и приемов обучения и воспитания.

Основу содержания обучения составляет учебная программа по музыке, закладывающая фундамент культуры учащихся и дающая общие знания об этом виде искусства.

Разнообразная работа позволяет включать в структуру урока музыки методические приемы.

На конкретном примере проследим возможные связи содержания уроков и индивидуальных занятий.

В программе для 1 класса тема первой четверти «И муза вечная со мной» - нацелена на формирование у учащихся обобщенного представления о наиболее распространенных сферах музыкального искусства. В последующих темах – «О чем говорит музыка», «Хоровод муз», «Душа музыки-мелодия»,   марш   – эти представления расширяются и углубляются.

Так, например, несложные полифонические пьесы И.С.Баха, В.А.Моцарта, М.И.Глинки, произведения А.Гречанинова и др, рекомендуемые учащимся 1 класса в программе для музыкальных школ и звучащие на уроках музыки в исполнении самих ребят, могут служить хорошими примерами к изучаемым темам, помочь более глубокому усвоению тематического материала.

Живой пример сверстника, овладевшего определенными музыкальными навыками и знаниями вызывает желание в большей мере участвовать во внеклассных занятиях, проявить себя в различных видах деятельности, способствует развитию более устойчивого интереса к искусству.

Учитель музыки, работающий в условиях сельской школы, хорошо знает каждого ученика своего класса, следит за динамикой развития его музыкальных способностей.

Программа, разработанная под руководством Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской предусматривает установление внутренних связей музыки с другими искусствами. Рисунки, выполненные после прослушивания музыки, отличаются выразительностью, отточенностью линий и форм, богатой детской фантазией.

Опираясь на содержание и методику программы по музыке, я пытаюсь усилить воспитательную направленность и одновременно активизировать исполнительскую, практическую деятельность на уроках.

Путь в мир большой музыки в нашей школе пролегает через различные виды внеклассной работы. Наряду с традиционными формами-ансамблями, хорами, в нашей школе широко проводятся  музыкальные беседы, концерты, конкурсы.

Назрела необходимость создания программы внеклассных занятий по музыке, поиск форм их проведения. Данная программа ставит перед собой цель: с одной стороны, расширить и обогатить знания детей, полученных на уроках музыки, с другой – помочь учителю в определенной последовательности и системе проводить разнообразные, увлекательные занятия вне урока.

В начальных классах данная программа сосредотачивала бы внимание на таких формах, как игра на простых инструментах, несложные импровизации, музыкальные игры и т.д.

В средних – предпочтение отдано знакомству с несложными музыковедческими понятиями, шире использовать различные виды искусств, а, значит, усиливать воспитательное влияние музыки на ребенка.

Перед учителем встает и такой вопрос – как избежать дублирование внеклассных занятий и уроков, как внести в эту работу больше элементов игры, разнообразия, творческой смекалки и выдумки?

В большинстве случаев эти занятия проводятся в виде музыкальных викторин, бесед – концертов, подготовительной работы к предстоящим праздникам. Но основной их стержень – связь с учебной программой по музыке. Что это означает?

Приведем несколько примеров, какие образовательно  – воспитательные задачи, поставленные на уроках, находят свое решение и вне их, как видоизменяется форма и каковы возможные варианты его проведения.

Тема второй четверти 2 класса учебной программы – «Интонация». Она предусматривает осмысление выразительности музыкальной речи при сопоставлении ее с речью разговорной, выделение общности и отличий интонационной выразительности музыки и речи.

На уроках учащиеся слушают произведения «Шествие солдатиков», «Марш Бармалея», «Колокола», «Дюймовочка» и т.д. В данных пьесах современным музыкальным языком ярко и живописно отражены картины детской жизни, музыкальные характеристики, красочные и близкие детскому восприятию.

Не случайно, после прослушивания и обсуждения этих пьес, ребята захотели передать свои впечатления на рисунках, а при знакомстве с пьесами «Марш Бармалея» и «Дюймовочка» правильно отметили их контрастность: в первом, по выражению ребят, «чувствуется маршевое движение», «острые звуки», показывающий свирепый характер Бармалея, в «Дюймовочке» они услышали «мягкую мелодию», передающую ее порхание с лепестка на лепесток, и определили пьесу как вальс.

Тема первой четверти 3 класса «Музыка моего народа» предусматривает освоение учащимися ключевого, обобщенного понятия о народной музыке.

Согласно этому 4 внеклассных занятия первой четверти будущей программы в качестве важнейшей задачи выдвигаются требования более углубленного интереса школьников к родной музыке.

Но каждое занятие должно ставить и более частную задачу. Например, на первом внеклассном занятии – показать разнообразие русского песенного творчества, на втором – познакомить с его видами и жанрами, тема третьего занятия – «Как сохраняется народная песня», на четвертом -  расширяются знания о «трансформации» народной музыки в профессиональном искусстве, о бережном и исключительно заинтересованном отношении русских композиторов к народному творчеству.

Систематические выступления ребят на уроках музыки, внеклассных занятиях оказываются полезными для формирования у них исполнительских навыков.

В своем выступлении я не затронула такие актуальные для современной сельской школы вопросы, как  малокомплектность, специфика занятий в условиях разновозрастного коллектива (что присуще нашей школе).

Эти серьезные проблемы требуют специального рассмотрения. Я остановилась лишь на тех тенденциях, которые характеризуются возросшей потребностью к более высокому уровню организации музыкального – и шире – эстетического воспитания сельских школьников.

В условиях творческого подхода к работе открываются действительно новые возможности успешного решения проблемы музыкального воспитания сельских школьников. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы музыкального воспитания в современной общеобразовательной школе http://nsportal.ru/node/1806099

В статье автор анализирует влияние на качество обучения начиная от исторического момента "перестройка", модернизации до современных требований ФГОС. Изложены необходимость овладения обучающими системо...

Музыкальное воспитание в школе через выбор репертуара

В данной статье рассматривается значение выбора репертуара в музыкальном воспитании учащихся....

Музыкальная деятельность в системе музыкального воспитания школы-интерната

Доклад на МО  по музыкальному воспитанию учащихся....

Раннее музыкальное воспитание и обучение в классе фортепиано детской школы искусств

Проблема развития творческих качеств личности является одной из актуальных проблем педагогики. Их формирование эффективно проходит в различных видах художественной деятельности. Творческую личность не...

Становление системы детского музыкального воспитания. О.Апраксина Современные задачи музыкального воспитания в школе.

С первых дней строительства советской школы и до настоящего времени задачи музыки рассматриваются в ней в полном единстве с общей целью воспитания, определяются этой целью....