Музыкальное воспитание в современной сельской школе
статья по музыке по теме
Музыкальное воспитание в современной сельской школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnoe_vospitanie_v_sovremennoy_selskoy_shkole.docx | 16.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Музыкальное воспитание в современной сельской школе»
Учитель музыки
1 квалификационной категории
Евстифеева А.А.
МОУ СОШ с.1 - Березовка
Формирование музыкально – эстетической культуры всегда находится в центре внимания научно – педагогической теории и практики.
Особенно актуальна данная проблема в настоящее время, поскольку уровень развития сельской школы оказывает серьезное влияние на преобразования, на повышение общей культуры ее жителей.
Одними из первых работ по воспитанию духовной культуры в условиях сельской школы стали исследования известных педагогов С.Т. Шатского и В.Н. Шатской.
Интересными и полезными для данного этапа развития сельской школы являются задачи широкого, лишенного узко профессиональной направленности музыкального обучения детей, а также конкретные практические рекомендации по организации работы детей в условиях села: «пропаганда песен и внесение музыки в быт сельской школы,» организация концертов, инструктирование деревенских хоровых кружков и организация их исполнительских выступлений.
Стремясь сделать музыку органической частью жизни сельских школьников, я внедряю такие формы работы, как коллективное исполнение песен перед занятиями, организация кружков, хоровое пение, когда происходит объединение различных видов искусства.
Педагоги – музыканты стремятся выработать единые взгляды на проблемы музыкального воспитания сельских школьников, на определенную психологическую перестройку в сознании учителей и готовность преодолеть сложившиеся ранее стереотипные представления о круге своих профессиональных обязанностей.
Новые условия, связанные с организацией различных форм музыкальной работы, потребовали поиска соответствующего содержания методов и приемов обучения и воспитания.
Основу содержания обучения составляет учебная программа по музыке, закладывающая фундамент культуры учащихся и дающая общие знания об этом виде искусства.
Разнообразная работа позволяет включать в структуру урока музыки методические приемы.
На конкретном примере проследим возможные связи содержания уроков и индивидуальных занятий.
В программе для 1 класса тема первой четверти «И муза вечная со мной» - нацелена на формирование у учащихся обобщенного представления о наиболее распространенных сферах музыкального искусства. В последующих темах – «О чем говорит музыка», «Хоровод муз», «Душа музыки-мелодия», марш – эти представления расширяются и углубляются.
Так, например, несложные полифонические пьесы И.С.Баха, В.А.Моцарта, М.И.Глинки, произведения А.Гречанинова и др, рекомендуемые учащимся 1 класса в программе для музыкальных школ и звучащие на уроках музыки в исполнении самих ребят, могут служить хорошими примерами к изучаемым темам, помочь более глубокому усвоению тематического материала.
Живой пример сверстника, овладевшего определенными музыкальными навыками и знаниями вызывает желание в большей мере участвовать во внеклассных занятиях, проявить себя в различных видах деятельности, способствует развитию более устойчивого интереса к искусству.
Учитель музыки, работающий в условиях сельской школы, хорошо знает каждого ученика своего класса, следит за динамикой развития его музыкальных способностей.
Программа, разработанная под руководством Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской предусматривает установление внутренних связей музыки с другими искусствами. Рисунки, выполненные после прослушивания музыки, отличаются выразительностью, отточенностью линий и форм, богатой детской фантазией.
Опираясь на содержание и методику программы по музыке, я пытаюсь усилить воспитательную направленность и одновременно активизировать исполнительскую, практическую деятельность на уроках.
Путь в мир большой музыки в нашей школе пролегает через различные виды внеклассной работы. Наряду с традиционными формами-ансамблями, хорами, в нашей школе широко проводятся музыкальные беседы, концерты, конкурсы.
Назрела необходимость создания программы внеклассных занятий по музыке, поиск форм их проведения. Данная программа ставит перед собой цель: с одной стороны, расширить и обогатить знания детей, полученных на уроках музыки, с другой – помочь учителю в определенной последовательности и системе проводить разнообразные, увлекательные занятия вне урока.
В начальных классах данная программа сосредотачивала бы внимание на таких формах, как игра на простых инструментах, несложные импровизации, музыкальные игры и т.д.
В средних – предпочтение отдано знакомству с несложными музыковедческими понятиями, шире использовать различные виды искусств, а, значит, усиливать воспитательное влияние музыки на ребенка.
Перед учителем встает и такой вопрос – как избежать дублирование внеклассных занятий и уроков, как внести в эту работу больше элементов игры, разнообразия, творческой смекалки и выдумки?
В большинстве случаев эти занятия проводятся в виде музыкальных викторин, бесед – концертов, подготовительной работы к предстоящим праздникам. Но основной их стержень – связь с учебной программой по музыке. Что это означает?
Приведем несколько примеров, какие образовательно – воспитательные задачи, поставленные на уроках, находят свое решение и вне их, как видоизменяется форма и каковы возможные варианты его проведения.
Тема второй четверти 2 класса учебной программы – «Интонация». Она предусматривает осмысление выразительности музыкальной речи при сопоставлении ее с речью разговорной, выделение общности и отличий интонационной выразительности музыки и речи.
На уроках учащиеся слушают произведения «Шествие солдатиков», «Марш Бармалея», «Колокола», «Дюймовочка» и т.д. В данных пьесах современным музыкальным языком ярко и живописно отражены картины детской жизни, музыкальные характеристики, красочные и близкие детскому восприятию.
Не случайно, после прослушивания и обсуждения этих пьес, ребята захотели передать свои впечатления на рисунках, а при знакомстве с пьесами «Марш Бармалея» и «Дюймовочка» правильно отметили их контрастность: в первом, по выражению ребят, «чувствуется маршевое движение», «острые звуки», показывающий свирепый характер Бармалея, в «Дюймовочке» они услышали «мягкую мелодию», передающую ее порхание с лепестка на лепесток, и определили пьесу как вальс.
Тема первой четверти 3 класса «Музыка моего народа» предусматривает освоение учащимися ключевого, обобщенного понятия о народной музыке.
Согласно этому 4 внеклассных занятия первой четверти будущей программы в качестве важнейшей задачи выдвигаются требования более углубленного интереса школьников к родной музыке.
Но каждое занятие должно ставить и более частную задачу. Например, на первом внеклассном занятии – показать разнообразие русского песенного творчества, на втором – познакомить с его видами и жанрами, тема третьего занятия – «Как сохраняется народная песня», на четвертом - расширяются знания о «трансформации» народной музыки в профессиональном искусстве, о бережном и исключительно заинтересованном отношении русских композиторов к народному творчеству.
Систематические выступления ребят на уроках музыки, внеклассных занятиях оказываются полезными для формирования у них исполнительских навыков.
В своем выступлении я не затронула такие актуальные для современной сельской школы вопросы, как малокомплектность, специфика занятий в условиях разновозрастного коллектива (что присуще нашей школе).
Эти серьезные проблемы требуют специального рассмотрения. Я остановилась лишь на тех тенденциях, которые характеризуются возросшей потребностью к более высокому уровню организации музыкального – и шире – эстетического воспитания сельских школьников.
В условиях творческого подхода к работе открываются действительно новые возможности успешного решения проблемы музыкального воспитания сельских школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально- методический материал по духовно- нравственному воспитанию учащихся основной школы.
Музыкально-теоретический материал...
Актуальные проблемы музыкального воспитания в современной общеобразовательной школе http://nsportal.ru/node/1806099
В статье автор анализирует влияние на качество обучения начиная от исторического момента "перестройка", модернизации до современных требований ФГОС. Изложены необходимость овладения обучающими системо...
Музыкальное воспитание в школе через выбор репертуара
В данной статье рассматривается значение выбора репертуара в музыкальном воспитании учащихся....
Музыкальная деятельность в системе музыкального воспитания школы-интерната
Доклад на МО по музыкальному воспитанию учащихся....
Раннее музыкальное воспитание и обучение в классе фортепиано детской школы искусств
Проблема развития творческих качеств личности является одной из актуальных проблем педагогики. Их формирование эффективно проходит в различных видах художественной деятельности. Творческую личность не...
Музыкальное воспитание в коррекционной школе
Некоторые мои приёмы работы...
Становление системы детского музыкального воспитания. О.Апраксина Современные задачи музыкального воспитания в школе.
С первых дней строительства советской школы и до настоящего времени задачи музыки рассматриваются в ней в полном единстве с общей целью воспитания, определяются этой целью....