Выразительные средства музыки. Ритм.
план-конспект урока по музыке на тему

Санков Дмитрий Александрович

Разработка урока по метроритмическому воспитанию учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyrazitelnye_sredstva_muzyki.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

г. Шахты Ростовской области

КОНСПЕКТ УРОКА

МУЗЫКИ

во 2-ом классе

на тему:

«ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

МУЗЫКИ. РИТМ»

                                     

                                                     Составил: учитель I

                                              квалификационной категории

                                                          Санков Д.А.

     Тема: «Выразительные средства музыки. Ритм»

     Класс: 2

     Цель:

     Познакомить учащихся с понятием «ритм».

     Задачи:

обобщение и систематизация ранее полученных знаний о жанрах

музыки;

формирование метроритмических навыков учащихся и закрепление

их при помощи упражнений;

развивать ладовое чувство учащихся;

формировать у учащихся познавательный интерес к предмету.

     Оборудование: доска, сигнальные карточки, карточки эмоционального

                                 настроения, эскизы трёх китов, карточки с названием нот,

                                 счётные палочки.

Ход урока

     Попевка – приветствие:

     Учитель: - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, друзья!

     Учащиеся: - Здравствуйте, учитель! Здравствуй, музыка!

     Учитель: - Вы сегодня умывались, делали зарядку?

     Учащиеся: - Все мы встали очень рано! Всё у нас в порядке!

 

Повторение пройденного материала

     Учитель: - Молодцы, ребята! Садитесь, пожалуйста, и, прежде чем мы приступим с вами к работе, покажите, с каким настроением вы сегодня пришли ко мне на урок. (Дети показывают учителю своё настроение с помощью карточек эмоционального настроения.) А теперь покажите друг другу своё настроение. (Ребята друг другу показывают своё настроение.)

     Учитель: - Сегодня на уроке мы вместе с вами окунёмся в волшебный и сказочный мир музыки. Ребята, давайте пофантазируем, что такое музыка, как вы думаете?

     Ответы: - Пение птиц, журчание воды, шелест листвы и т.д.

     Учитель: - Музыка – это душа, зеркало жизни народа, в котором отражаются все стороны человеческой жизни. А подумайте внимательно, из чего же состоит музыка?

     Ответы: - Мелодия, ноты, песня и т.д.

     Учитель: - Вспомните древнюю легенду, когда люди думали, что земля плоская и держится на трёх больших китах. А в музыке есть такие киты, на которых она держится?

     Ответы: - Да.

     Учитель: - А сколько их?

     Ответы: - Три.

     Учитель: -Правильно. В музыке тоже есть три основных кита.

       (На доске крепятся рисунки трёх китов разного цвета.)

     Учитель: - Ребята, а как они называются?

       Ответы: - Песня, танец, марш.

      (Под рисунками китов крепятся их названия.)

     Учитель: - А теперь, ребята, поиграем с вами в игру «Угадай мелодию», одновременно вспоминая, как звучат эти «киты». У вас на партах лежат карточки с тремя цветами. Каждый цвет соответствует нашему определённому «киту»: красный цвет – танец, жёлтый – марш, зелёный – песня. Как только вы услышите знакомый вам «кит», то поднимите карточку с этим цветом. Только, ребята, чтобы правильно отгадать прозвучавший «кит», надо себе вообразить, что под эту музык может делать человек: петь, танцевать, маршировать. Итак, будьте внимательны и не спешите с ответом.

      (Учитель играет песни, танцы, марши, а дети их отгадывают, поднимая карточки с определённым цветом.)

     Учитель: - Молодцы! Я вижу, что вы хорошо подружились с тремя китами и стали на одну ступень ещё выше и ближе к настоящим музыкантам.

Изучение новой темы

     Учитель: - А как можно представить себе музыку? На что она больше похожа: на лежащий камень или на бегущий ручеёк?

          Ответы: - На бегущий ручеёк.

     Учитель: - Получается, что музыка не лежит как камень на месте, а находится в постоянном движении, как бегущий ручеёк. Музыка – это искусство, которое раскрывается перед нами в движении, шаг за шагом. Это зайчик по лесу скачет (учитель играет мелодию, изображающую зайчика), а это медведь пробирается сквозь кустарник (музыка, изображающая медведя). А раз она находится в движении, то получается, что музыка живая?

          Ответы: - Да.

     Учитель: - Ребята, а что нужно, чтобы музыка двигалась, чтобы она жила?

          Ответы: - ???

     Учитель: - Затрудняетесь ответить? Давайте вспомним, что нужно человеку, чтобы он жил, двигался? Вот возьмите левую руку и положите на запястье два пальца правой руки. Что вы слышите?

     Ответы: - Тук – тук –тук.

     Учитель: - Вы слышите пульс, то есть биение сердца, РИТМ нашей жизни. А с чем можно сравнить биение сердца?

      Ответы: - С часами.

      Учитель: - Правильно, прежде всего, с часами, которые отбивают РИТМ времени. А скажите, как у нас ходят маленькие часики?

      Ответы: - Ти – ти – ти.

     Учитель: - Давайте прохлопаем этот ритм.

             (Все прохлопывают.)

     Учитель: - А как у нас ходят большие часы?

      Ответы: - Та – та – та.

     Учитель: - Прохлопаем и этот ритм.

             (Все прохлопывают.)  

     Учитель: - А сейчас давайте покажем, как будут одновременно ходить большие и маленькие часы. Одна половина класса у нас будет маленькими часиками, а другая – большими часами.

               (Прохлопывание сначала отдельно по группам, а потом все вместе.)

     Учитель: - Ой, ребята, а что-то у нас часы неверно идут, одни спешат, другие отстают. А ну-ка, починим ход наших часов, а для этого надо очень внимательно слушать друг друга.

               (Прохлопывание.)

     Учитель: - Молодцы! А теперь давайте поменяемся часами.

                (Прохлопывание.)

     Учитель: - Замечательно! А сейчас немного отдохнём и поиграем в игру «Эхо», заодно и потренируем свой слух, чтобы наши часики никогда не сбивались. Я вам буду прохлопывать ритм, а вы, внимательно прослушав, должны будете в точности его за мной повторить.

           (Игра «Эхо».)  

     Учитель: - Ребята, так вот, у музыки, также как и у человека, также как и у часов, есть свой ритм. Давайте ещё раз в этом убедимся. Вспомните начало русской народной песни «Во поле берёзка стояла».

           (Дети поют первые две строчки из песни.)

     Учитель: - Вы слышите, что в этой песне, как и у часов, есть длинные, а есть и короткие ноты? В этом и показан ритм песни. Попробуем его просто произнести словами, без пения.

            (Все произносят словами ритм.)

     Учитель: - А теперь попробуем этот ритм прохлопать.

             (Хлопают ритм в ладоши.)

     Учитель: - Усложним задачу: одна половина класса будет хлопать только короткие ноты, а другая половина – длинные.

             (Хлопают.)

     Учитель: - Молодцы! Поменяемся!

              (Хлопают.)

     Учитель: - А теперь все вместе прохлопаем только короткие ноты, а длинные будем произносить про себя.

             (Хлопают.)

     Учитель: - А наоборот? Короткие ноты произносим про себя, а длинные – хлопаем.

             (Хлопают.)

     Учитель: - Ребята, у вас на партах лежат короткие и длинные палочки. Попробуйте из них сложить ритм этой песенки. Длинные палочки – это длинные ноты, а короткие палочки – это короткие ноты.

        (Дети из счётных палочек разной длины пытаются сложить ритм песни «Во поле берёза стояла».)

     Учитель: - Давайте проверим себя. Посмотрите на эту карточку (показывает карточку, на которой изображён ритм песни «Во поле берёза стояла») и посмотрите на свои палочки, правильно ли вы сложили ритм песни.

           (Проверяют правильность своего задания.)

     Учитель: - Проверьте своих соседей.

           (Проверяют друг у друга.)

     Учитель: - Ой, какие молодцы! Скажите, теперь вы убедились, что музыка живая, что у нё тоже есть сердце?

     Ответы: - Да!

     Учитель: - А как оно называется?

     Ответы: - Ритм.

Вокальная работа

     Учитель: - Ребята, а что помимо ритма важно в музыке?

     Ответы: - Мелодия.

     Учитель: - А из чего состоит мелодия?

     Ответы: - Из нот.

     Учитель: - Сколько в музыке нот?

     Ответы: - Семь.

     Учитель: - Вспомним, как они называются!

      (Дети называют ноты, учитель на доске крепит их названия.)

     Учитель: - У каждой нотки есть своё ручное обозначение, давайте вспомним.

      (Учитель показывает ручные знаки, дети называют, какой знак обозначает какую ноту (метод ладовой сольмизации).)

     Учитель: - А теперь давайте их пропоём. Смотрите, ноты у нас поднимаются как бы по ступенькам, всё выше и выше. Вы тоже должны показать это своим голосом, поднимаясь всё выше с каждой последующей нотой.

        (Дети поют ноты, показывая их ручными знаками.)

     Учитель: - А теперь наоборот, спустимся вниз по лесенке.

        (Поют в обратном порядке.)

     Учитель: - Молодцы, ребята! Сегодня вы очень хорошо поработали и многое узнали. Поэтому давайте с вами споём нашу любимую песню-игру «Давайте всё делать, как я».

     (Дети встают и исполняют с движениями английскую народную песню-игру «Давайте всё делать, как я».)

     Учитель: - Садитесь! А урок наш с вами закончим нашим музыкальным гимном «Да здравствует музыка!». Но прежде, чем его спеть, вспомним, как надо правильно и красиво петь.

            (Дети поют песню В.Кистеня «Петь приятно и удобно».)

     Учитель: - Ну, а теперь, споём песню «Да здравствует музыка!».

         (Исполнение песни П.Аедоницкого «Да здравствует музыка!».)

     Учитель: - Молодцы! А дома вы, ребята, попробуйте сами сочинить какой-нибудь ритм, записать его в своей тетради короткими и длинными палочками и прохлопать нам его на уроке.

     Учитель: - Ребята, спасибо за урок, вы сегодня замечательно поработали и порадовали меня. Поэтому у меня прекрасное настроение. (Учитель на доске крепит карточку со своим настроением.) Наш урок закончен. Давайте попрощаемся.

     Попевка – прощание:

         Учитель: - Вот и кончился урок! Переменка к нам пришла!

         Учащиеся: - До свидания, учитель!

         Учитель: - До свидания, друзья!

     Учитель: - Я хотел бы, чтобы вы, уходя с урока, поделились со мной своим настроением.

        (Дети выходят из класса, прикрепляя к доске карточку со своим настроением.)

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Освоение выразительных средств музыки на начальном этапе обучения

Преподаватель:Джанетта Геннадьевна БашкироваДата проведения: 15.03.2012г.Класс:1Отделение ДШИ:фортепианноеТема урока:"Освоение выразительных средств музыки на начальном этапе обучения".Форма про...

Открытый урок на тему: «Освоение выразительных средств музыки на начальном этапе обучения.»

План урока:  Организационный момент Разминка. Упражнения, направленные свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика (с использованием личностно-ориентированной технологии)...

"Выразительные средства музыки"

Презентация по  теме «Выразительные  средства  музыки»  разработано в рамках предмета «Музыка».  Оно  адресовано  учителям  музыки  общеобразовательных...

Урок Выразительные средства в музыке

Урок для домашней работы как закрепление о выразительных средствах музыки. Можно использовать как ознакомительный для детей, которые не обучались в музыкальной школе и не знают основ музыкального обра...

"Средства выразительности в музыке. Регистр." Методическая разработка занятия.

Методическая разработка занятия по музыке для учащихся  6-7 лет музыкальной студии "Весёлые нотки"...

Конспект открытого занятия по теме: «Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движение, исполнители, костюмы »

Занятие направлено на развитие творческих и танцевальных способностей детей ладшего школьного возраста....

Декоративно-прикладное искусство «Выразительные средства изобразительного искусства – цвет, ритм пятен и линий» создать панно на тему «Декоративный натюрморт».

Я дрессирую карандаш: Пытаюсь рисовать пейзаж. Но он не слушает меня, Выходит страшная мазня. Петляет малый вкривь и вкось, Где нужно вместе, стало врозь. Но я такой - я ...