"Средства выразительности в музыке. Регистр." Методическая разработка занятия.
методическая разработка по музыке на тему

Рыжакова Наталья Николаевна

Методическая разработка занятия по музыке для учащихся  6-7 лет музыкальной студии "Весёлые нотки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл registr.docx74.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №14 г. Жигулёвска г.о. Жигулёвск

 структурное подразделение

центр внешкольной работы «Успех»

Методическая разработка занятия

для детей 6-7 лет по программе «Гармония»

«Средства выразительности в музыке.

Регистр»

План - конспект открытого урока

(мастер-класс)

                                             

                                            Подготовила

                              Рыжакова Наталья Николаевна,    

                                                  педагог дополнительного образования

музыкально-эстетического направления,

 руководитель  детского объединения

 «Весёлые нотки»  

                                                                      СП ЦВР «Успех»  ГБОУ СОШ №14 

                                                                               

г. Жигулевск

2014 г.

Тема урока: Регистр. Виды регистров.

Цель: сформировать у детей понимание звуковысотности в музыке, развивать музыкальный слух и память.

 Задачи:

- познакомить и дать понятие регистра;

- научить  различать на слух виды регистров в процессе слушания    музыки;

-развивать музыкальное восприятие, наблюдательность детей при прослушивании     музыкального произведения;

- развивать память, вокальные  и певческие навыки при  исполнении песни;

- воспитывать интерес к обучению посредством ролевой игры.

Вид занятия: Урок-игра.

Оборудование: фортепиано, аудиопроигрыватель,  звукозапись музыки – сд диски, флеш память, рисунки по теме - регистр, изображения - виды регистров, карточки, маски.

   Музыкальный материал: 

  • звуки природы (птиц, пчёл, шум дождя, ветра и др.);
  • Эдвард Григ «В пещере горного короля» (из сюиты «Пер Гюнт»)
  • А. Лядов «Музыкальная табакерка»
  • К. Сен-Санс «Кенгуру» (из сюиты «Карнавал животных»)
  • Песня «Урок» сл. М. Ивенсен, муз. Т. Попатенко
  • «Песенка – зарядка» сл. М. Гауэр, муз. В. Богатырёв.

                   

                                                   Ход урока.

 

     1. Организационный момент. Музыкальное приветствие. Знакомство.

  «Здравствуйте ребята – добрый день…» (педагог поет музыкальное приветствие  по тоническому трезвучию, дети повторяют). А теперь давайте познакомимся на музыкальном языке: педагог  поёт своё имя, дети свои имена по очереди (звуки мажорного трезвучия).

 

    2. Введение в тему. Путешествие в страну «Музыкалию».

Рассказ  педагога с музыкальными иллюстрациями на фортепиано: «Сказка про регистры».

 Педагог: Жили-были нотки: маленькие, озорные. Жили дружно. Стайкой перелетали, всё время что-то напевая. Полетят высоко в небо: птицы подхватят их песню, запоют. Опустятся над цветами – подхватят  их песню цветы и весело зажужжат пчёлки.  Заглянут в горы: таинственно и музыкально загудит ветер в пещерах…

    Однажды залетели они в комнату, а там пианино…

Нотки сказали: «Ах, как много клавиш у этого инструмента, как много в нём звуков, может он знает наши песенки?»  Прыгнули нотки на клавиши с одной стороны – ответили высокие, светлые звуки. «Ой, это птичья песенка!» - воскликнули нотки. ( Педагог предлагает сравнить высокие звуки ещё с кем-нибудь. А ребята добавляют: колокольчики, мышки, комарик, мотылёк и т. п.)

    Прыгнули нотки на клавиши с другой стороны, ответили низкие, бархатные звуки.  «А это песенка гор, пещер..»,  - сказали нотки. ( дети добавили: мишка, волк, слон и т. п.)

    Прыгали-прыгали нотки, решили отдохнуть и присели в середине пианино: «Ой, а здесь другие звуки, мягкие, приятные, очень знакомые».

Педагог: Ребята, помогите ноткам отгадать чья это песенка?

Дети: Это наша песенка, мы здесь поём…

Педагог: А сейчас нотки приглашают нас поиграть в игру: «Угадай регистр».

Понятие регистр.

Педагог показывает карточку и поясняет:

Регистр – это высота звука.

Регистр – это страна высоких, средних и низких звуков.

Регистр – это участок звуков или голоса, похожих по звучанию.

Далее педагог играет мелодию в разных регистрах, предлагая детям определить какой регистр звучит и с помощью  руки показать вид регистра (рука высоко – высокий регистр,  рука на уровне рта  - средний, рука внизу -  нижний).

  3. Слушание музыки.

Далее педагог предлагает послушать музыкальные фрагменты и определить регистр, также с показом руки.

  1. Лядов «Музыкальная табакерка» - высокий регистр.
  2. Э. Григ «В пещере горного короля» - низкий регистр.
  3. К. Сен-Санс «Кенгуру»  - перемещение из регистра в регистр.

4.Дыхательная гимнастика.

    1) «Нюхаем цветок»: представляем, что в руке цветок. Подносим его к носу, вдох через нос выдох – через рот, повторить 4-5 раз.

    2)  «Надуваем шарик»: представляем что в руках шарик, подносим ко рту, надуваем – короткие выдохи ртом, затем глубокий вдох через нос и сдувается нас шарик по звук у-у-у (губы трубочкой).

3)«Ладошки» 
   Встать прямо, руки согнуты в локтях и ладони раскрыты и развернуты как бы к зрителю. Выполнять шумные ритмичные вдохи носом и одновременно делать хватательные движения кистями рук. Так 4 раза подряд затем отдых 3-4 секунды с опущенными руками. Далее снова 4 вдоха и пауза. Плечи в момент вдоха неподвижны!

5.Упражнения – распевки на тему: регистр.

           1) Медведь и пчела.

           Медведь:   Рыбки скоро наловлю, медвежат я накормлю.

            Пчела:      Жу-Жу-Жу домой иди, не наловишь рыбки ты!

         

            2)Стрекоза и рыбка.

           

               Стрекоза:    Что сидишь ты там на дне?

                                    Выходи летать ко мне.

               Рыбка:         А летать я не могу,

                                   Просто плаваю в пруду.

            3) Лиса и птичка.

 

Лиса:  Тихо-тихо подкрадусь,

              До тебя я доберусь.

Птичка: Не поймаешь ты меня,

                Вижу рыжая тебя!

                 Чик  - чи - рик!

В работе с упражнениями делать акцент на «звуковысотности» персонажей. Разучивать упражнения в игровой форме по картинкам.(прилагаются).

6. Музыкальная физкультминутка: песенка-зарядка.

Все дети встают вкруг с педагогом и повторяют движения  и слова песни.

          Разогрев всех групп мышц под веселую детскую песенку «Песенка – зарядка». Слова: М. Гауэр, музыка: В. Богатырёв

Музыкальный размер 2/4.

Проигрыш                        «пружинка»

1 куплет

Зайцы встали по-порядку,        упражнения для шейного отдела (повороты и   наклоны головы)

Зайцы делают зарядку,

Саша тоже не ленись-

На зарядку становись.

Припев:

Прыг-скок, руки вверх        2 прыжка на месте, 2 хлопка в ладоши над головой

Прыг-скок, руки вниз        2 прыжка на месте, 2 хлопка в ладоши внизу

А теперь давай, дружок, подтянись.        поднять руки вверх и встать на носочки

(повторить 2 раза)

2 куплет

Рядом ежик травку топчет,                подъемы на полупальцы                        

Заниматься с нами хочет.        

Будем с ежиком шагать,                марш на месте с высоко поднятыми коленями

Выше ноги поднимать.

Припев:

Топ-топ, шаг вперед,        2 притопа, шаг вперед

Топ-топ, шаг назад.                2 притопа, шаг назад

А теперь в ладошки хлопнуть

Встали и стоять.

(повторить 2 раза)

Проигрыш:

3 куплет

А лягушки на кувшинке        «мячик» на месте, руки как у лягушек

Дружно выпрямили спинки,

Ставят лапки на бока        руки поставить на пояс

И качаются слегка.                наклоны в стороны

Припев:

Кач-кач, вправо, влево,        наклоны корпуса в стороны

Кач-кач, влево, вправо.

Вот такая лягушачья        повороты корпусом в стороны

И зарядка, и забава.

(повторить 2 раза)

Проигрыш:                        прыжки на месте

7. Разучивание песни.

«Урок» муз. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен.

Исполнение песни педагогом.

Педагог: в каком регистре поют утёнок, коза, телёнок?

   Разучивание песни проводится в игровой форме: дети по очереди выбирают роли и при исполнении стараются подражать каждому персонажу песенки.

С букварем уселись куклы 
На лугу, на траве. 
Дружно куклы учат буквы: 
«А, бэ, вэ! А, бэ, вэ!»

Припев:

Ты нам, ветер, не мешай 
И страницы не листай. 
Ты буквы не прочтешь, 
Только всех собьешь.

Подошел утенок важно, 
Подошел: «Кря-кря-кря!» 
И давай щипать бумажный 
Корешок букваря.

Припев:

Ты, утенок, не мешай, 
Кукол с толку не сбивай. 
Не «кря-кря-кря», а как? 
– А, бэ, вэ... – вот так.

Подошла, стуча копытцем, 
К нам коза: – Что тебе? 
– Я, коза, хочу учиться, 
Бе, бе, бе! Бе, бе, бе!

Припев:

Ты, коза, нам не мешай, 
Кукол с толку не сбивай. 
Не «бе, бе, бe», а как? 
– А, бэ, вэ... – вот так. 
А потом пристал теленок, 
Замычал: «Му-му-му! 
Я – теленок несмышленый, 
Ничего не пойму».

Припев:

Ты, теленок, не мешай, 
Кукол с толку не сбивай: 
Не «му-му-му», а как? 
– А, бэ, вэ... – вот так.

8. Поощрение детей. Рефлексия.

 В подарок дети получают карточки и маски  с изображением персонажей песни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Занятия физической культурой как средство коррекции физических и психических качеств ребенка"

У детей со сложной структурой дефекта низкий уровень сформированности не только мыслительных операций, но и двигательных. Для этих детей по любому предмету учитель должен...

Методическая разработка занятия для педагогов по теме "Создание тестов средствами MS Excel"

Данная методическая разработка предстваляет собой последовательный принцип создания и оформления тестов для учащихся.Создание тестов средствами MS Excel представлено двуми способами.Предназначено для ...

Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по теме "Природные лекарственные средства"

Разработка включает в себя технологическую карту и сценарий занятия, презентацию и приложения по теме. Цель занятия: сформировать у учащихся убеждение, что каждый человек, собирающийся в поход, должен...

Методическая разработка занятия «Многообразие выразительных средств в театре. Грим»

  Цель занятия: познакомить с видами  разнохарактерного грима .Задачи занятия:Обучающие: помочь обучающимся осознать важность применения грима в театре, познакомить с разнообразн...

Методическая разработка занятия в рамках реализации программы дополнительного образования, направленная на формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся «Агитационный плакат –– визуальное средство профилактики коррупции»

Данное занятие может быть использовано педагогами в объединениях художественной направленности, связанных с изобразительным искусством, а также с компьютерной графикой и графическим дизайном....