"Средства выразительности в музыке. Регистр." Методическая разработка занятия.
методическая разработка по музыке на тему
Методическая разработка занятия по музыке для учащихся 6-7 лет музыкальной студии "Весёлые нотки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
registr.docx | 74.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №14 г. Жигулёвска г.о. Жигулёвск
структурное подразделение
центр внешкольной работы «Успех»
Методическая разработка занятия
для детей 6-7 лет по программе «Гармония»
«Средства выразительности в музыке.
Регистр»
План - конспект открытого урока
(мастер-класс)
Подготовила
Рыжакова Наталья Николаевна,
педагог дополнительного образования
музыкально-эстетического направления,
руководитель детского объединения
«Весёлые нотки»
СП ЦВР «Успех» ГБОУ СОШ №14
г. Жигулевск
2014 г.
Тема урока: Регистр. Виды регистров.
Цель: сформировать у детей понимание звуковысотности в музыке, развивать музыкальный слух и память.
Задачи:
- познакомить и дать понятие регистра;
- научить различать на слух виды регистров в процессе слушания музыки;
-развивать музыкальное восприятие, наблюдательность детей при прослушивании музыкального произведения;
- развивать память, вокальные и певческие навыки при исполнении песни;
- воспитывать интерес к обучению посредством ролевой игры.
Вид занятия: Урок-игра.
Оборудование: фортепиано, аудиопроигрыватель, звукозапись музыки – сд диски, флеш память, рисунки по теме - регистр, изображения - виды регистров, карточки, маски.
Музыкальный материал:
- звуки природы (птиц, пчёл, шум дождя, ветра и др.);
- Эдвард Григ «В пещере горного короля» (из сюиты «Пер Гюнт»)
- А. Лядов «Музыкальная табакерка»
- К. Сен-Санс «Кенгуру» (из сюиты «Карнавал животных»)
- Песня «Урок» сл. М. Ивенсен, муз. Т. Попатенко
- «Песенка – зарядка» сл. М. Гауэр, муз. В. Богатырёв.
Ход урока.
1. Организационный момент. Музыкальное приветствие. Знакомство.
«Здравствуйте ребята – добрый день…» (педагог поет музыкальное приветствие по тоническому трезвучию, дети повторяют). А теперь давайте познакомимся на музыкальном языке: педагог поёт своё имя, дети свои имена по очереди (звуки мажорного трезвучия).
2. Введение в тему. Путешествие в страну «Музыкалию».
Рассказ педагога с музыкальными иллюстрациями на фортепиано: «Сказка про регистры».
Педагог: Жили-были нотки: маленькие, озорные. Жили дружно. Стайкой перелетали, всё время что-то напевая. Полетят высоко в небо: птицы подхватят их песню, запоют. Опустятся над цветами – подхватят их песню цветы и весело зажужжат пчёлки. Заглянут в горы: таинственно и музыкально загудит ветер в пещерах…
Однажды залетели они в комнату, а там пианино…
Нотки сказали: «Ах, как много клавиш у этого инструмента, как много в нём звуков, может он знает наши песенки?» Прыгнули нотки на клавиши с одной стороны – ответили высокие, светлые звуки. «Ой, это птичья песенка!» - воскликнули нотки. ( Педагог предлагает сравнить высокие звуки ещё с кем-нибудь. А ребята добавляют: колокольчики, мышки, комарик, мотылёк и т. п.)
Прыгнули нотки на клавиши с другой стороны, ответили низкие, бархатные звуки. «А это песенка гор, пещер..», - сказали нотки. ( дети добавили: мишка, волк, слон и т. п.)
Прыгали-прыгали нотки, решили отдохнуть и присели в середине пианино: «Ой, а здесь другие звуки, мягкие, приятные, очень знакомые».
Педагог: Ребята, помогите ноткам отгадать чья это песенка?
Дети: Это наша песенка, мы здесь поём…
Педагог: А сейчас нотки приглашают нас поиграть в игру: «Угадай регистр».
Понятие регистр.
Педагог показывает карточку и поясняет:
Регистр – это высота звука.
Регистр – это страна высоких, средних и низких звуков.
Регистр – это участок звуков или голоса, похожих по звучанию.
Далее педагог играет мелодию в разных регистрах, предлагая детям определить какой регистр звучит и с помощью руки показать вид регистра (рука высоко – высокий регистр, рука на уровне рта - средний, рука внизу - нижний).
3. Слушание музыки.
Далее педагог предлагает послушать музыкальные фрагменты и определить регистр, также с показом руки.
- Лядов «Музыкальная табакерка» - высокий регистр.
- Э. Григ «В пещере горного короля» - низкий регистр.
- К. Сен-Санс «Кенгуру» - перемещение из регистра в регистр.
4.Дыхательная гимнастика.
1) «Нюхаем цветок»: представляем, что в руке цветок. Подносим его к носу, вдох через нос выдох – через рот, повторить 4-5 раз.
2) «Надуваем шарик»: представляем что в руках шарик, подносим ко рту, надуваем – короткие выдохи ртом, затем глубокий вдох через нос и сдувается нас шарик по звук у-у-у (губы трубочкой).
3)«Ладошки»
Встать прямо, руки согнуты в локтях и ладони раскрыты и развернуты как бы к зрителю. Выполнять шумные ритмичные вдохи носом и одновременно делать хватательные движения кистями рук. Так 4 раза подряд затем отдых 3-4 секунды с опущенными руками. Далее снова 4 вдоха и пауза. Плечи в момент вдоха неподвижны!
5.Упражнения – распевки на тему: регистр.
1) Медведь и пчела.
Медведь: Рыбки скоро наловлю, медвежат я накормлю.
Пчела: Жу-Жу-Жу домой иди, не наловишь рыбки ты!
2)Стрекоза и рыбка.
Стрекоза: Что сидишь ты там на дне?
Выходи летать ко мне.
Рыбка: А летать я не могу,
Просто плаваю в пруду.
3) Лиса и птичка.
Лиса: Тихо-тихо подкрадусь,
До тебя я доберусь.
Птичка: Не поймаешь ты меня,
Вижу рыжая тебя!
Чик - чи - рик!
В работе с упражнениями делать акцент на «звуковысотности» персонажей. Разучивать упражнения в игровой форме по картинкам.(прилагаются).
6. Музыкальная физкультминутка: песенка-зарядка.
Все дети встают вкруг с педагогом и повторяют движения и слова песни.
Разогрев всех групп мышц под веселую детскую песенку «Песенка – зарядка». Слова: М. Гауэр, музыка: В. Богатырёв
Музыкальный размер 2/4.
Проигрыш «пружинка»
1 куплет
Зайцы встали по-порядку, упражнения для шейного отдела (повороты и наклоны головы)
Зайцы делают зарядку,
Саша тоже не ленись-
На зарядку становись.
Припев:
Прыг-скок, руки вверх 2 прыжка на месте, 2 хлопка в ладоши над головой
Прыг-скок, руки вниз 2 прыжка на месте, 2 хлопка в ладоши внизу
А теперь давай, дружок, подтянись. поднять руки вверх и встать на носочки
(повторить 2 раза)
2 куплет
Рядом ежик травку топчет, подъемы на полупальцы
Заниматься с нами хочет.
Будем с ежиком шагать, марш на месте с высоко поднятыми коленями
Выше ноги поднимать.
Припев:
Топ-топ, шаг вперед, 2 притопа, шаг вперед
Топ-топ, шаг назад. 2 притопа, шаг назад
А теперь в ладошки хлопнуть
Встали и стоять.
(повторить 2 раза)
Проигрыш:
3 куплет
А лягушки на кувшинке «мячик» на месте, руки как у лягушек
Дружно выпрямили спинки,
Ставят лапки на бока руки поставить на пояс
И качаются слегка. наклоны в стороны
Припев:
Кач-кач, вправо, влево, наклоны корпуса в стороны
Кач-кач, влево, вправо.
Вот такая лягушачья повороты корпусом в стороны
И зарядка, и забава.
(повторить 2 раза)
Проигрыш: прыжки на месте
7. Разучивание песни.
«Урок» муз. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен.
Исполнение песни педагогом.
Педагог: в каком регистре поют утёнок, коза, телёнок?
Разучивание песни проводится в игровой форме: дети по очереди выбирают роли и при исполнении стараются подражать каждому персонажу песенки.
С букварем уселись куклы
На лугу, на траве.
Дружно куклы учат буквы:
«А, бэ, вэ! А, бэ, вэ!»
Припев:
Ты нам, ветер, не мешай
И страницы не листай.
Ты буквы не прочтешь,
Только всех собьешь.
Подошел утенок важно,
Подошел: «Кря-кря-кря!»
И давай щипать бумажный
Корешок букваря.
Припев:
Ты, утенок, не мешай,
Кукол с толку не сбивай.
Не «кря-кря-кря», а как?
– А, бэ, вэ... – вот так.
Подошла, стуча копытцем,
К нам коза: – Что тебе?
– Я, коза, хочу учиться,
Бе, бе, бе! Бе, бе, бе!
Припев:
Ты, коза, нам не мешай,
Кукол с толку не сбивай.
Не «бе, бе, бe», а как?
– А, бэ, вэ... – вот так.
А потом пристал теленок,
Замычал: «Му-му-му!
Я – теленок несмышленый,
Ничего не пойму».
Припев:
Ты, теленок, не мешай,
Кукол с толку не сбивай:
Не «му-му-му», а как?
– А, бэ, вэ... – вот так.
8. Поощрение детей. Рефлексия.
В подарок дети получают карточки и маски с изображением персонажей песни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 13 – 14. Основные средства связи предложений в тексте
закрепить знания об основных средствах связи предложений в тексте...
Методическая разработка: "Занятия физической культурой как средство коррекции физических и психических качеств ребенка"
У детей со сложной структурой дефекта низкий уровень сформированности не только мыслительных операций, но и двигательных. Для этих детей по любому предмету учитель должен...
Методическая разработка занятия для педагогов по теме "Создание тестов средствами MS Excel"
Данная методическая разработка предстваляет собой последовательный принцип создания и оформления тестов для учащихся.Создание тестов средствами MS Excel представлено двуми способами.Предназначено для ...
Методическая разработка занятия по хореографии с использованием элементов проблемного обучения, ИКТ и игровых технологий по теме: «Единство музыки и танца»
Методический материал для педагогов дополнительного образования...
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по теме "Природные лекарственные средства"
Разработка включает в себя технологическую карту и сценарий занятия, презентацию и приложения по теме. Цель занятия: сформировать у учащихся убеждение, что каждый человек, собирающийся в поход, должен...
Методическая разработка занятия «Многообразие выразительных средств в театре. Грим»
Цель занятия: познакомить с видами разнохарактерного грима .Задачи занятия:Обучающие: помочь обучающимся осознать важность применения грима в театре, познакомить с разнообразн...
Методическая разработка занятия в рамках реализации программы дополнительного образования, направленная на формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся «Агитационный плакат –– визуальное средство профилактики коррупции»
Данное занятие может быть использовано педагогами в объединениях художественной направленности, связанных с изобразительным искусством, а также с компьютерной графикой и графическим дизайном....