"Наглядные и словесные методы муз-го развития ребенка"
методическая разработка (музыка) на тему

  Данная методическая разработка написана в помощь студентам дневного и заочного отделений специальностей

050705 "Специальное дошкольное образование" и 050704  "Дошкольное образование" в период выполнения самостоятельной работы: подготовка папки с наглядным и словесным материалом, углубляющим музыкальное восприятие дошкольника . Данная работа помогает студенту понять роль воспитателя в углублении музыкальных впечатлений ребенка, возможности организовать в группе работу, предшествующую процессу музыкального восприятия. Методическая разработка включает в себя примеры музыкальных произведений, имеющих яркую литературную основу, помогает будущему воспитателю проводить аналогии в искусстве. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОУ СПО МО

«Орехово-Зуевский педагогический колледж»

Рекомендации

к организации самостоятельной работы

студентов дневного отделения

3 курса 33 группы

по учебной дисциплине

«Методика музыкального развития,

Коррекционная ритмика»

(специальность 050704

«Специальное дошкольное образование»).

Составитель:

Терентьева М. А.

2011.

Пояснительная записка.

        «Методика музыкального развития, коррекционная ритмика» - одна из дисциплин в блоке предметной подготовки по специальности 050704 «Специальное дошкольное образование». Цель изучения данного курса – подготовка специалиста, имеющего представления о роли музыкального искусства в решении общих воспитательных, образовательных и коррекционных задач в работе с дошкольниками с проблемами в развитии и владеющих педагогическими технологиями организации коррекционной работы средствами музыки в ДОУ компенсирующего вида.

        Основой для развития музыкальных способностей детей с сохранным и нарушенным развитием является развитое музыкальное восприятие. У детей с нарушениями интеллекта наблюдается замедленность темпа восприятия, что отмечается педагогами И. В. Евтушенко, С. М. Миловской, Е. А. Медведевой, в связи с чем дети не всегда адекватно реагируют на характер воспринимаемой музыки, не могут дать вербальную оценку музыкальному произведению.

        Цель данных методических рекомендаций – оказать помощь студентам дневного отделения в выполнении самостоятельных заданий по разделу: «Углубление музыкального сосприятия детей с нарушениями интеллекта». В пособии представлены задания и даны образцы из выполнения по следущим направлениям:

Наглядные методы в обучении детей с проблемами:

- дидактическиепособия, наглядные карточки;

- картинки, иллюстрации, репродукции с картин художников, фотографии;

- игрушки, музыкальные инструменты, театральные куклы, атрибуты.

      2. Словесные методы в музыкальном обучении детей с проблемами:

- рассказ педагога;

- беседа о музыке;

- пояснение, объяснение;

- чтение стихов, фрагментов прозы, являющихся литературной основой музыкальных произведений или созвучных им по художественному образу.

        Дополнительно к рекомендациям студент может использовать и другие источники, указав их в работе.

        Задания выполняются на листах формата А-4, систематизировав их в папку. Необходимо оставлять поля для замечаний и дополнений (не менее 3х см).

Задания для самостоятельной работы:

Задание № 1.

        Подобрать словесный и наглядный материал к музыкальным произведениям по разделу «Пение для детей с ЗПР младшего дошкольного возраста».

        Рекомендации к выполнению:

        Речевой материал должен  быть понятным, доступным, соответствующим данному возрасту (стихи А. Барто, К. Чуковского, Б. Заходера и др, в 1-2 четверостишия, несложные загадки, потешки, скороговорки). Тематика песен: мир игрушек, животных, простейшие явления (например: «Киска», «Зайка», «Паровоз», «Солнышко» и т. д.) Цель: добиться от ребенка осмысленности образа, адекватного эмоционального отклика на яркую контрастную музыку изобразительного характера.

        

Наглядный материал может включать яркие  рисунки, картинки, дидактические игры. Музыкально-дидактические игры подбираются в основном в основном на знание и запоминание музыкального песенного репертуара («Музыкальный кубик», «Песенные часики», «Волшебный мешочек» и др.). Ребенок, слыша знакомую мелодию песенки, показывает либо на героя, исполняющего эту песню (например Чебурашку, поросенка Фунтика, крокодила Гену), либо на картинку, соответствующую содержанию песни.

В случае затруднения при подборе наглядного материала используйте следующую литературу:

Петрова В. А. «Мы танцуем и поем», приложение к программе развития музыкальности у детей раннего возраста «Малыш».

Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь.

Сюжетная картинка к музыкальному произведению должна отвечать следующим требованиям:

а) картинка должна быть цветной, яркой, привлекательной;

б) доступной по содержанию и средствам изображения;

в) сюжет должен быть понятен детям и связан с динамикой развития музыкального образа;

г) изображение должно быть полным;

д) размер – формат А-4.

Задание № 2.

        Подобрать словесный и наглядный материал, углубляющий музыкальное восприятие детей в процессе слушания.

        Рекомендации к выполнению:

Необходимо помнить, что у детей с нарушениями интеллекта возникают трудности как при сосредоточении на музыкальком материале, так и при его анализе. Следует отметить, что лучше выражена музыкально-слуховая дифференциация при различении звуков по высоте, но затруднена по силе (динамике) и длительности (ритму). Трудности интеллектуального развития осложняют сопоставление музыкальных образов с образами реальной действительности.

        Учитывая, что детям младшего возраста с этим видом нарушений предлагается в разделе «Слушание» преимущественно програмная музыке, т. е. имеющая конкретное название (Д. Кабалевский «Клоуны», П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» и др.), подбор наглядного материала напрямую зависит от образа музыки и драматургии его развития. В старшем дошкольном возрасте используется также непрограмная музыка (этюды, пьесы, сонаты, фрагменты симфоний).

        Виды наглядности:

- картинки, рисунки, иллюстрации; репродукции с картин художников, фотографии, портреты;

- игрушки, музыкальные инструменты, театральные куклы, атрибуты;

- дидактические игры, пособия.

        Данные рекомендации содержат перечень музыкальных произведений по слушанию в старшей и подготовительной группах и рекомендованные для демонстрации репродукции с картин великих художников и фотоматериалы (см. Приложение на диске).

Произведения музыкального и изобразительного искусства:

1.  П. Чайковский «Мама» (из «Детского альбома») - 3. Серебрякова «Портрет Ати с Татаном», Ф. Сурбаран «Мадонна с младенцем»,Неизв.япон. художник «Материнство»

2.  Н. А. Римский-Корсаков «Царевна Лебедь» (из оперы «Сказка о царе Салтане, 3 чуда») - М. А. Врубель «Царевна-лебедь»

3.  П. И. Чайковский «Болезнь куклы» - Ж. Б. Грез «Девочка с куклой»

4.  Д. Б. Кабалевский «Серенада Дон Кихота» - Г. М. Коржев «Дон Кихот»

5.  Н. А. Римский-Корсаков «Океан - море синее» (из оперы «Садко») -Айвазовский «Буря», «Конец бури на море».

6.  Д. Маруани «Космическая опера» (ч.З) - В. Балабанов «Полет в 21 веке», «На марсе». Р. Маккол «Космические корабли». А.Яр-Кравченко «Ю.А. Гагарин».

7. В.Моцарт «Детские игры» - П. Тюрин «Портрет Евгении и Екатерины»

8. Фото-иллюстрации к циклу П. Чайковского «Времена года».

        

Словесный материал, углубляющий восприятие старших дошкольников в процессе слушания музыки может содержать фрагменты сказок, легенд, мифов, являющихся литературной основой музыкальных произведений.

        Например: Дж. Родари «Приключения Чиполлино» - А. Хачатурян балет «Чиполлино»

        Гофман сказка «Щелкунчик» - П. И. Чайковский балет «Щелкунчик»

        Ш. Перро «Спящая красавица» - П. И. Чайковский балет «Спящая красавица»

        Островский весенняя сказка «Снегурочка» - Н. А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»

        А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» - Н. А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»

        А. С. Пушкин «Золотой петушок» - Н. А. Римский-Корсаков опера «Золотой петушок»

        Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» - М. Коваль Детская опера «Волк и семеро козлят»

        А. Рыбников.Мюзикл «Волк и семеро козлят» и др.

        В словесный материал также могут входить стихи русских и зарубежный поэтов, созвучные музыкальным образам произведений по слушанию, а также загадки, потешки, скороговорки, прибаутки.

                

Задание № 3. 

Подобрать 2 дидактические игры, углубляющие музыкальное восприятие детей старшего дошкольного возраста, и разработать методические рекомендации по их использованию.

        Рекомендации к выполнению.

        Рекомендуемая тематика игр:

        1 группа: «Музыкальное лото»

                       «Убери лишний инструмент»        

                       «Составь рассказ по картинкам»

                       «Разрезные картинки» («Собери картинку»)

        Данную 1 группу игр объединяет общая цель: формирование знаний о музыкальных инструментах, группах инструментов (3 основные: струнные, духовые, ударные); их строении, особенностях звукоизвлечения, что облегчает в дальнейшем музыкальное восприятие ребенка в процессе слушания инструментальной музыки.

        2я группа: «Разное настроение»

                         «Солнышко и тучка»

                         «Зайка пляшет, зайка спит»

                         «Море»

                          «Всадник» и др.

        2я группа игр имеет цель: развитие эмоционального отклика на музыку, т. е. ладового чувства, что чрезвычайно важно для детей с нарушениями интеллектуальной сферы.        

        3я группа игр: «3 кита в музыке» (песня, танец и марш)

                              «Тихо-громко»

                              «3 медведя»

                              «В гостях у куклы»

                              «Путешествие в прошлое»

        3я группа игр дает детям представление о музыкально-выразительных средствах (ритме, тембре, темпе, динамике, регистре и т. д.), формирует знания об основных музыкальных жанрах (песня, танец, марш), знакомит с разновидностями русского песенного фольклора.

        В методических рекомендациях студенту следует указать: название игры, возрастную группу, цель игры (в цели указать: образовательные, обучающие и коррекционные задачи), количество играющих, ход игры. Возрастную группу выбирает студент. Игру оформить в отдельной коробке.

Литература.

Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание. – М., 1989.

Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.

Комиссарова Н. Л., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М., 1986.

Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.

Радынова О. П. Слушаем музыку. – М., 1990.

Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. – М., 1997.

Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение словесных методов обучения в объединении "Юннатский"

...Данный метод является стержневым в проведении занятий и на нем строятся все остальные методы....

Декоративно – прикладное творчество, как важнейший метод развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Аннотация: В данной статье декоративно-прикладное искусство рассматривается как средство личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Приобщение ребенка с ограниченными возможнос...

"Комплексное использование звукового, наглядного и словесного методов при изучении нового материала"

В данной статье рассматривается эффективность комплексного использования звукового, наглядного и словесного методов при изучении нового материала. приводятся примеры их использования....

Пластилиновая анимация как инновационный метод всестороннего развития ребенка.

Создание анимации из пластичных материалов не только увлекательный процесс, но и способ решения важных педагогических, развивающих, воспитательных, коррекционных задач. Работа над анимационным фильмом...

Пластилиновая анимация как инновационный метод всестороннего развития ребенка.

Создание анимации из пластичных материалов не только увлекательный процесс, но и способ решения важных педагогических, развивающих, воспитательных, коррекционных задач. Работа над анимационным фильмом...

Сочетание наглядных, практических и словесных методов при инклюзивном обучении детей с использованием интерактивных технологий mimio

В статье раскрывается опыт сочетания наглядных, практических и словесных методов при инклюзивном обучении детей с использованием интерактивных технологий mimio в условиях логопедической группы. О данн...

Применение наглядных, практических и словесных методов воспитания в пространстве школьного музея

В решении воспитательных задач целесообразно использовать пространство школьного музея. В нашей школе – музей «Русское подворье». В воспитательных занятиях используются разные методы...