"Наглядные и словесные методы муз-го развития ребенка"
методическая разработка (музыка) на тему
Данная методическая разработка написана в помощь студентам дневного и заочного отделений специальностей
050705 "Специальное дошкольное образование" и 050704 "Дошкольное образование" в период выполнения самостоятельной работы: подготовка папки с наглядным и словесным материалом, углубляющим музыкальное восприятие дошкольника . Данная работа помогает студенту понять роль воспитателя в углублении музыкальных впечатлений ребенка, возможности организовать в группе работу, предшествующую процессу музыкального восприятия. Методическая разработка включает в себя примеры музыкальных произведений, имеющих яркую литературную основу, помогает будущему воспитателю проводить аналогии в искусстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метод. рекомендации( текстовый материал) | 24.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГОУ СПО МО
«Орехово-Зуевский педагогический колледж»
Рекомендации
к организации самостоятельной работы
студентов дневного отделения
3 курса 33 группы
по учебной дисциплине
«Методика музыкального развития,
Коррекционная ритмика»
(специальность 050704
«Специальное дошкольное образование»).
Составитель:
Терентьева М. А.
2011.
Пояснительная записка.
«Методика музыкального развития, коррекционная ритмика» - одна из дисциплин в блоке предметной подготовки по специальности 050704 «Специальное дошкольное образование». Цель изучения данного курса – подготовка специалиста, имеющего представления о роли музыкального искусства в решении общих воспитательных, образовательных и коррекционных задач в работе с дошкольниками с проблемами в развитии и владеющих педагогическими технологиями организации коррекционной работы средствами музыки в ДОУ компенсирующего вида.
Основой для развития музыкальных способностей детей с сохранным и нарушенным развитием является развитое музыкальное восприятие. У детей с нарушениями интеллекта наблюдается замедленность темпа восприятия, что отмечается педагогами И. В. Евтушенко, С. М. Миловской, Е. А. Медведевой, в связи с чем дети не всегда адекватно реагируют на характер воспринимаемой музыки, не могут дать вербальную оценку музыкальному произведению.
Цель данных методических рекомендаций – оказать помощь студентам дневного отделения в выполнении самостоятельных заданий по разделу: «Углубление музыкального сосприятия детей с нарушениями интеллекта». В пособии представлены задания и даны образцы из выполнения по следущим направлениям:
Наглядные методы в обучении детей с проблемами:
- дидактическиепособия, наглядные карточки;
- картинки, иллюстрации, репродукции с картин художников, фотографии;
- игрушки, музыкальные инструменты, театральные куклы, атрибуты.
2. Словесные методы в музыкальном обучении детей с проблемами:
- рассказ педагога;
- беседа о музыке;
- пояснение, объяснение;
- чтение стихов, фрагментов прозы, являющихся литературной основой музыкальных произведений или созвучных им по художественному образу.
Дополнительно к рекомендациям студент может использовать и другие источники, указав их в работе.
Задания выполняются на листах формата А-4, систематизировав их в папку. Необходимо оставлять поля для замечаний и дополнений (не менее 3х см).
Задания для самостоятельной работы:
Задание № 1.
Подобрать словесный и наглядный материал к музыкальным произведениям по разделу «Пение для детей с ЗПР младшего дошкольного возраста».
Рекомендации к выполнению:
Речевой материал должен быть понятным, доступным, соответствующим данному возрасту (стихи А. Барто, К. Чуковского, Б. Заходера и др, в 1-2 четверостишия, несложные загадки, потешки, скороговорки). Тематика песен: мир игрушек, животных, простейшие явления (например: «Киска», «Зайка», «Паровоз», «Солнышко» и т. д.) Цель: добиться от ребенка осмысленности образа, адекватного эмоционального отклика на яркую контрастную музыку изобразительного характера.
Наглядный материал может включать яркие рисунки, картинки, дидактические игры. Музыкально-дидактические игры подбираются в основном в основном на знание и запоминание музыкального песенного репертуара («Музыкальный кубик», «Песенные часики», «Волшебный мешочек» и др.). Ребенок, слыша знакомую мелодию песенки, показывает либо на героя, исполняющего эту песню (например Чебурашку, поросенка Фунтика, крокодила Гену), либо на картинку, соответствующую содержанию песни.
В случае затруднения при подборе наглядного материала используйте следующую литературу:
Петрова В. А. «Мы танцуем и поем», приложение к программе развития музыкальности у детей раннего возраста «Малыш».
Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь.
Сюжетная картинка к музыкальному произведению должна отвечать следующим требованиям:
а) картинка должна быть цветной, яркой, привлекательной;
б) доступной по содержанию и средствам изображения;
в) сюжет должен быть понятен детям и связан с динамикой развития музыкального образа;
г) изображение должно быть полным;
д) размер – формат А-4.
Задание № 2.
Подобрать словесный и наглядный материал, углубляющий музыкальное восприятие детей в процессе слушания.
Рекомендации к выполнению:
Необходимо помнить, что у детей с нарушениями интеллекта возникают трудности как при сосредоточении на музыкальком материале, так и при его анализе. Следует отметить, что лучше выражена музыкально-слуховая дифференциация при различении звуков по высоте, но затруднена по силе (динамике) и длительности (ритму). Трудности интеллектуального развития осложняют сопоставление музыкальных образов с образами реальной действительности.
Учитывая, что детям младшего возраста с этим видом нарушений предлагается в разделе «Слушание» преимущественно програмная музыке, т. е. имеющая конкретное название (Д. Кабалевский «Клоуны», П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» и др.), подбор наглядного материала напрямую зависит от образа музыки и драматургии его развития. В старшем дошкольном возрасте используется также непрограмная музыка (этюды, пьесы, сонаты, фрагменты симфоний).
Виды наглядности:
- картинки, рисунки, иллюстрации; репродукции с картин художников, фотографии, портреты;
- игрушки, музыкальные инструменты, театральные куклы, атрибуты;
- дидактические игры, пособия.
Данные рекомендации содержат перечень музыкальных произведений по слушанию в старшей и подготовительной группах и рекомендованные для демонстрации репродукции с картин великих художников и фотоматериалы (см. Приложение на диске).
Произведения музыкального и изобразительного искусства:
1. П. Чайковский «Мама» (из «Детского альбома») - 3. Серебрякова «Портрет Ати с Татаном», Ф. Сурбаран «Мадонна с младенцем»,Неизв.япон. художник «Материнство»
2. Н. А. Римский-Корсаков «Царевна Лебедь» (из оперы «Сказка о царе Салтане, 3 чуда») - М. А. Врубель «Царевна-лебедь»
3. П. И. Чайковский «Болезнь куклы» - Ж. Б. Грез «Девочка с куклой»
4. Д. Б. Кабалевский «Серенада Дон Кихота» - Г. М. Коржев «Дон Кихот»
5. Н. А. Римский-Корсаков «Океан - море синее» (из оперы «Садко») -Айвазовский «Буря», «Конец бури на море».
6. Д. Маруани «Космическая опера» (ч.З) - В. Балабанов «Полет в 21 веке», «На марсе». Р. Маккол «Космические корабли». А.Яр-Кравченко «Ю.А. Гагарин».
7. В.Моцарт «Детские игры» - П. Тюрин «Портрет Евгении и Екатерины»
8. Фото-иллюстрации к циклу П. Чайковского «Времена года».
Словесный материал, углубляющий восприятие старших дошкольников в процессе слушания музыки может содержать фрагменты сказок, легенд, мифов, являющихся литературной основой музыкальных произведений.
Например: Дж. Родари «Приключения Чиполлино» - А. Хачатурян балет «Чиполлино»
Гофман сказка «Щелкунчик» - П. И. Чайковский балет «Щелкунчик»
Ш. Перро «Спящая красавица» - П. И. Чайковский балет «Спящая красавица»
Островский весенняя сказка «Снегурочка» - Н. А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» - Н. А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»
А. С. Пушкин «Золотой петушок» - Н. А. Римский-Корсаков опера «Золотой петушок»
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» - М. Коваль Детская опера «Волк и семеро козлят»
А. Рыбников.Мюзикл «Волк и семеро козлят» и др.
В словесный материал также могут входить стихи русских и зарубежный поэтов, созвучные музыкальным образам произведений по слушанию, а также загадки, потешки, скороговорки, прибаутки.
Задание № 3.
Подобрать 2 дидактические игры, углубляющие музыкальное восприятие детей старшего дошкольного возраста, и разработать методические рекомендации по их использованию.
Рекомендации к выполнению.
Рекомендуемая тематика игр:
1 группа: «Музыкальное лото»
«Убери лишний инструмент»
«Составь рассказ по картинкам»
«Разрезные картинки» («Собери картинку»)
Данную 1 группу игр объединяет общая цель: формирование знаний о музыкальных инструментах, группах инструментов (3 основные: струнные, духовые, ударные); их строении, особенностях звукоизвлечения, что облегчает в дальнейшем музыкальное восприятие ребенка в процессе слушания инструментальной музыки.
2я группа: «Разное настроение»
«Солнышко и тучка»
«Зайка пляшет, зайка спит»
«Море»
«Всадник» и др.
2я группа игр имеет цель: развитие эмоционального отклика на музыку, т. е. ладового чувства, что чрезвычайно важно для детей с нарушениями интеллектуальной сферы.
3я группа игр: «3 кита в музыке» (песня, танец и марш)
«Тихо-громко»
«3 медведя»
«В гостях у куклы»
«Путешествие в прошлое»
3я группа игр дает детям представление о музыкально-выразительных средствах (ритме, тембре, темпе, динамике, регистре и т. д.), формирует знания об основных музыкальных жанрах (песня, танец, марш), знакомит с разновидностями русского песенного фольклора.
В методических рекомендациях студенту следует указать: название игры, возрастную группу, цель игры (в цели указать: образовательные, обучающие и коррекционные задачи), количество играющих, ход игры. Возрастную группу выбирает студент. Игру оформить в отдельной коробке.
Литература.
Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание. – М., 1989.
Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.
Комиссарова Н. Л., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М., 1986.
Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.
Радынова О. П. Слушаем музыку. – М., 1990.
Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. – М., 1997.
Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение словесных методов обучения в объединении "Юннатский"
...Данный метод является стержневым в проведении занятий и на нем строятся все остальные методы....
Декоративно – прикладное творчество, как важнейший метод развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Аннотация: В данной статье декоративно-прикладное искусство рассматривается как средство личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Приобщение ребенка с ограниченными возможнос...
"Комплексное использование звукового, наглядного и словесного методов при изучении нового материала"
В данной статье рассматривается эффективность комплексного использования звукового, наглядного и словесного методов при изучении нового материала. приводятся примеры их использования....
Пластилиновая анимация как инновационный метод всестороннего развития ребенка.
Создание анимации из пластичных материалов не только увлекательный процесс, но и способ решения важных педагогических, развивающих, воспитательных, коррекционных задач. Работа над анимационным фильмом...
Пластилиновая анимация как инновационный метод всестороннего развития ребенка.
Создание анимации из пластичных материалов не только увлекательный процесс, но и способ решения важных педагогических, развивающих, воспитательных, коррекционных задач. Работа над анимационным фильмом...
Сочетание наглядных, практических и словесных методов при инклюзивном обучении детей с использованием интерактивных технологий mimio
В статье раскрывается опыт сочетания наглядных, практических и словесных методов при инклюзивном обучении детей с использованием интерактивных технологий mimio в условиях логопедической группы. О данн...
Применение наглядных, практических и словесных методов воспитания в пространстве школьного музея
В решении воспитательных задач целесообразно использовать пространство школьного музея. В нашей школе – музей «Русское подворье». В воспитательных занятиях используются разные методы...