"Земное и Небесное в творчестве И.С. Баха"
методическая разработка по музыке (6 класс) по теме
Открытый урок музыки, посвящённый органному и хоральному творчеству И.С. Баха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_muzyki.doc | 358.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок музыки .
Проведён 30 ноября 2010 г. в рамках
внутришкольного семинара
учителем музыки высшей квалификационной
категории Авдиенко Т. А.
6 класс Тема урока:
«Земное и небесное в музыке И. С. Баха.
Хорал. Страсти. Орган»
На уроке присутствовали двенадцать учителей
музыки района во главе с руководителем
методического объединения Айдамировой Г.
Цели урока:
1) формирование ощущения широты стиля композитора, многогранности
его таланта;
2) эмоциональное восприятие музыки И.С. Баха.
Задачи:
1) воспитание духовности ребёнка через эмоционально-образное восприятие
искусства (музыки, поэзии, живописи);
2) знакомство с новыми понятиями: Хорал. Страсти. Орган;
3) развитие творческого воображения.
Оформление доски.
Выписана тема урока.
Крупным шрифтом написаны новые понятия: Хорал. Страсти. Орган.
Оформление стенда.
Портрет И. С. Баха.
Фотография памятника в Лейпциге.
Фотография церкви Св. Фомы в Лейпциге.
Репродукция картины старого Лейпцига.
Фотография органа.
Слова Плутарха:
« Благодаря истории мы точно принимаем каждого из великих людей
в своём доме…, узнаём «кто он и что» и выбираем из его подвигов самые
значительные и прекрасные».
Шуман о Бахе:
« Как глубока и богата была его жизнь по сравнению с окружающими!
…Мысль, дух, наполняют его произведения. Он был насквозь Человек».
Музыкальные произведения для слушания и исполнения.
1) «Осень» Ария.
2) «Страсти по Матфею». Хорал №63 «O Haupt woll Blut und Wunden»
3) Органная фуга соль минор.
4) Фрагмент концерта для флейты. «Шутка»
5) «Мелькнёт за часом час». Ария из нотной тетради А. М. Бах
(партитура у детей на парте)
Поэзия, звучащая на уроке.
1) «Бах». Осип Мандельштам.
2) «Что-то в музыке поминальное…» Виктор Боков
3) «Бах» Глеб Семёнов
Большая политическая карта мира на задней стене кабинета
Портрет И. С. Баха.
Работа Элиаса Готтлоба Хауссманна,
1748г.
Памятник Баху в Лейпциге у церкви Св. Фомы.
Церковь Святого Фомы в Лейпциге
.
Лейпциг времён И. С. Баха
Орган – король музыкальных инструментов
Ход урока.
Приветствие и распевка.
Учитель: « Благодаря истории мы точно принимаем каждого из великих
людей в своём доме, узнаём «кто он и что» и выбираем из его подвигов
самые значительные и прекрасные»
Плутарх
- Сегодня на уроке будет звучать музыка И.С. Баха. Музыка, в которой
талантливым образом слились надежда и отчаяние, радость и боль,
бренное и вечное, земное и небесное.
Бах писал музыку, когда мир был совсем иным – ещё передвигались на
лошадях, стреляли из мушкетов, секли людей шпицрутенами,
фортепиано было в диковинку. И жизнь тащилась медленно и сонно,
как почтовая карета из Лейпцига в Гамбург.
(показать на карте Германию и город Лейпциг, обратить внимание
детей на стенд с фотографиями старого Лейпцига).
* * *
- Стояла осень. И сегодня в последний день уходящей осени мы с вами
Исполним Арию Иоганна Себастьяна Баха «Осень»
- Что такое Ария?
Ответы ребят: «Вокальное произведение с сопровождением»,
«Сочинение для голоса с аккомпанементом»
- Сравним слова двух куплетов. Чем они отличаются? Какова их сила
воздействия на слушателя?
Ответы: « В словах первого куплета – тоска, отчаяние, безысходность.
Второй куплет совсем другой. В тексте – надежда, свет, мечта о радости»
- Как будем исполнять эти куплеты?
Ответы детей: « Тяжело и мрачно – первый куплет. Легко, с улыбкой,
радостно – второй куплет».
Исполнение Арии
* * *
Учитель: Во времена Баха церковь была всесильна. Композитор работал
кантором церкви Св. Фомы в городе Лейпциге (показать город на карте и
фотографию старого города на стенде). В обязанности кантора входило
писать музыку к богослужениям, руководить хором и быть учителем в
церковной школе. С него требовали очень многое, а давали почти ничего.
Главное, Бах должен был к каждой воскресной службе и каждому
празднику сочинять по новой кантате. Тут-то и начинались для него
самые большие трудности .
Композитор стремился к доступности церковной музыки для простого
народа. Он включал в свою музыку народные песенные и даже танцеваль-
ные интонации, а церковные власти заставляли его писать музыку
традиционную, отвечающую канонам средневековья.
Вставал вопрос о лишении Баха прав исполнять в церкви свою музыку,
т.к. его музыка мешает верующим сосредоточиться в религиозном
настроении.
Бах. О. Мандельштам
Здесь прихожане – дети праха
И доски вместо образов,
Где мелом Себастьяна Баха,
Лишь цифры значатся псалмов.
Разноголосица какая
В трактирах буйных и церквях,
А ты ликуешь, как Исайя,
О рассудительнейший Бах!
Высокий спорщик, неужели,
Играя внукам свой хорал,
Опору духа в самом деле
Ты в доказательствах искал?
Что звук? Шестнадцатые доли,
Органа многосложный крик –
Лишь воркотня твоя, не боле,
О несговорчивый старик!
И лютеранский проповедник
На чёрной кафедре своей
С твоими, гневный собеседник,
Мешает звук своих речей. 1913 г.
(Стихотворение читают двое учеников)
Учитель: У меня в руках Библия. Новый завет. Четыре евангелиста описали земную жизнь Иисуса Христа. Бах создал два грандиозных произведения на основе двух евангелий. Речь пойдёт об одном из
произведений – « Страсти по Матфею».
Давайте запишем в тетради понятие:
«Страсти или страдания – рассказ о последних днях земной жизни Христа»
Главная роль в повествовании принадлежит Евангелисту. Он говорит прозой ,
от лица очевидца. Сольные номера чередуются с хоралами.
Запишем ещё одно понятие:
Хорал – 1) одноголосное песнопение в христианской церкви;
2) многоголосная обработка. Является частью ораторий и кантат.
Звучит хорал.
- Какая музыка по характеру?
- О чём думали, слушая такую музыку?
- Расскажите о вашем настроении.
* * *
Виктор Боков
Что-то в музыке поминальное,
Что-то щемящее сверх понимания,
Что-то грустное, что-то печальное,
Что-то пустынное до одичания.
Что-то скифское и курганное,
Чернобыльное и полынное,
Первородное, первозданное,
Богатырское и былинное,
Что-то смелое и решительное,
И прямое, как высота,
Что-то самое значительное –
Человечность и доброта. 1965 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возвышенное и земное в творчестве И.С. Баха
Урок музыки в 6 классе...
Разнообразие и современность музыкальных образов в творчестве И.С.Баха
Урок посвящён многогранности творчества немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха....
Тест по творчеству И.С. Баха
Данный тест позволит узнать свои знания по творчеству немецкого композитора...
Тест для 6 класса - Творчество И.С.Баха
Тест для 6 класса по теме "Образы духовной музыки Западной Европы". Урок "Небесное и земное" в музыке Баха" (по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской)...
Духовная музыка в творчестве И.С. Баха
Данный материал поможет учащимся сформировать представления об особенностях творчества И. С. Баха....
Презентация выставки "Русь земная, Русь небесная", посвященной Дню славянской письменности и культуры, в рамках культурно-образовательного проекта Благотворительного фонда "Взгляд ребёнка" и Государ. бюджетного учреждения "Моск. дом национальностей"
Место проведения: Московский дом национальностей, ул. Новая Басманная, д. 4, стр.1Дата проведения: 18 мая 2016г.Время проведения: с 13.00ч. до 15.00ч.Участники: 1. Лещенко Елена, 2. Рудаков Геор...
Воинство земное и небесное: связующая нить времён
Статья посвящена защитникам нашей Родины прошлого и настоящего времен. Прослеживается 1000-летняя традиция православных воинов: на исходе жизненного пути менять воинское служение на духовное - принима...